Этот медицинский центр должен появиться в Бишкеке

Постепенно общественность Кыргызстана начинает осознавать необходимость реализации этого проекта, который вы видите на этом снимке. Чтобы построить такой современный  кардиохирургический центр и оснастить его всем необходимым оборудованием требуется в общей сложности 15-18 миллионов долларов США. Это, конечно же, большая сумма. Примерно столько платят американцы в год за аренду «Ганси» и столько стоит полтонны золота, добытого на Кумторе. Но зато этот медицинский центр сможет спасать от неминуемой смерти тысячи человеческих жизней в год. Но давайте, обо всем по порядку.
В последние два года  в кардиохирургии наблюдаются  позитивные перемены.  Последовательно и  неуклонно  увеличивается число операций на сердце, их сложность и снижается смертность. Более того, стали  проводиться  - впервые в стране -  операции на сердце детей грудного возраста.       
Тем не менее, ситуация в области лечения болезней сердца  остается  сложной. Так считает директор научно-исследовательского института хирургии сердца и трансплантации органов   профессор Калдарбек  Абдраманов.
- Калдарбек Алишерович, какова реальная ситуация  с болезнями сердца в стране?
- Как профессионал своего дела, я могу только констатировать, что  она остается весьма и  весьма сложной и далеко не все зависит  от  нашей воли. 
Наш институт, при существующей инфраструктуре и возможностях  может   делать  гораздо больше операций, чем нынешние 400  – до тысячи в год. Однако у нас нет одного из  главных оборудований, которое является  атрибутом современной кардиохирургии –  ангиокардиографической установки, позволяющей эффективно, быстро, точно  проводить всесторонние исследования  сердца, после чего только можно приступать  к самой операции.  Правда, Центр кардиологии располагает  подобным маломощным оборудованием, единственным в Кыргызстане, уже бывшим в употреблении, но  оно работает при режиме сверхнагрузок и нет гарантий, что не выйдет из строя, как это уже случалось  в прошлом, когда страна оставалась без этой аппаратуры в течение полутора года! Конечно же, ангиографическая   установка  стоит дорого  - почти миллион долларов США, однако, если она будет у нас под рукой,  мы сможем резко  поднять  качество  проводимых операций и  улучшить организацию работ  всех служб института, и тем самым спасать в два-три раза больше больных, чем  мы это делаем теперь.
 И что самое главное, с помощью этого оборудования  мы смогли бы  спасать младенцев с врожденными пороками  сердца, нарушениями ритма и коронарной болезнью сердца.  На днях  мы уже сделали успешно несколько таких операций, и наш  институт располагает  кадрами самой высокой квалификации, не хватает только  технических возможностей.
- Что вы имеете в виду?
- Дело в том, что современная  кардиохирургия – это огромная область медицины. Мы же  вынуждены работать только в  относительно узком диапазоне врожденных и приобретенных пороков сердца, главным образом, из-за слабости материально-технической базы. Чтобы существенно расширить наши возможности, проводить более сложные  и уникальные операции, вплоть до трансплантации сердца и других органов, нужен этот центр.
А вертолет, изображенный на этом рисунке, это вовсе не прихоть или фантазия художника: современная трансплантационная хирургия должна отличаться высокой степенью мобильности – идет ли речь  о сложном больном, которого в считанные минуты надо доставить в центр на операцию  или о доставке донорского органа.
-Насколько примерно можно ожидать  снижения смертности в стране, если Кыргызстан обзаведется таким современным кардиохирургическим центром?
- Об этом мы не можем сказать определенно и точно. Но известно, что если  мы обзаведемся ангиографическим оборудованием, то сможем спасать в два-три раза больше больных чем теперь, делая в год  до тысячу операций.  А чтобы покончить с этой проблемой в масштабе всего Кыргызстана, потребуется  делать в год 5- 6 тысяч операций на сердце. Вот почему нам нужен этот центр! Каждый год в стране рождается  примерно  2 тысячи детей с врожденными пороками сердца. Если их своевременно не прооперировать, то половина из них не доживут до 5 лет,  а остальные тоже будут страдать и, скорее всего, тоже погибнут в раннем возрасте или станут инвалидами.
Но эта, так сказать, видимая часть печальной статистики. Сердце, это такой орган, который должен быть под постоянным контролем специалистов, вооруженных самым современным оборудованием.  В мире каждую минуту умирает от внезапной  смерти  более 3 тысяч человек и больше половины этих трагедий вызваны нарушениями ритма сердца и коронарной болезнью сердца. Так вот в нашей республике данные  направления  практически  не развиваются, главным образом, из-за отсутствия  этой самой ангиографической установки.
-Таким образом, строительство современного медицинского центра  разрешает целый комплекс проблем, стоящий перед отечественной медициной?
- Да, именно так. Мы просто не имеем морального права  задерживать реализацию этого проекта. Надо  при нашем институте  немедленно  начинать строить этот центр.  У нас есть для этого подходящий участок земли, примыкающий к уже существующему корпусу, где можно возвести  многоэтажное  здание, оснащенное  современными  операционными,  реанимационной, высокотехнологичным  оборудованием.
Кстати, есть еще один довод в пользу этого проекта:  во всем мире сердечная хирургия развивается совместно с сосудистой хирургией и только при таком союзе она может быть высокоэффективной. У нас же в стране  после трагической гибели нашего учителя Ахунбаева эти  некогда единые  структуры оказались разобщенными из-за групповых интересов некоторых наших руководителей  прошлого. Но теперь наши коллеги из сосудистой хирургии понимают не только необходимость  объединения с нами, но также как и мы  страдают от  отсутствия ангиографической установки. И только, когда будет построен новый центр, это объединение станет возможным.   
В общем надо строить медицинский центр.  Как руководитель   республиканского головного центра кардиохирургии я и наш молодой  коллектив будем делать все, чтобы эта наша мечта  осуществилась в ближайшем будущем. В конце концов,  почему мы должны  отставать от своих соседей – Узбекистана и Казахстана, где подобные центры уже  возникают в каждом областном городе?
- Глобальный фонд  по борьбе со СПИД выделил Кыргызстану  28 миллионов долларов  на борьбу с распространением  СПИД в Кыргызстане? Могли бы кардиохирурги  рассчитывать на такую же помощь?
- Я поддерживаю мировое сообщество, желающее помочь нашей стране  в борьбе с распространением СПИД.  Но  если подходить к рассмотрению  данной проблемы с чисто моральной стороны дела, то общество тем более, должно быть озабочено решением проблем   младенцев с врожденными пороками сердца.  Хотя бы потому, что это гораздо более смертоносный недуг.
Беседовал Замир Осоров.


Рецензии