Машина времени моей жизни

Как мы в этот мир приходим,
В чем секрет простых мелодий,
Нам хотелось знать наверняка.

  Я так тяготею к музыке, слышу и понимаю её «воды». На поверхности она разная, можно целыми днями слушать и всё выветриться из головы, а там, на дне, куда всякому так просто не добраться находится её сакральность. Этот тонкий мир светится всеми цветами белого света и испускает самые красивые мелодии Вселенной. Одна краше другой - они гармонируют друг с другом, переплетаются, меняются местами и испускают флюиды музы. И лишь не многие из них, образуя течения, доходят до поверхности и собирают вокруг себя цензоров, которые по этим композиторским колебаниям, окунаются в толщу бесконечности нот и приближаются к видам цветов белого света. Самые яркие и чистые его части за более тёмными и чем ярче частота света-цвета, тем невозможнее расслышать слуховым зрением и на врятли кто сможет пронзить все оттенки и заглянуть в самый белый свет - нет такого зрения, чтобы разглядеть его сердцевину. Кто знает, что там на самом дне, а самым музыкальным дайверам респект, почёт и уважуха!
  Философская сказочка получилась, не правда ли? А моё бытие такое: папа у меня музыкальный любитель и гитарист. Играл в своё время в ансамбле и даже разбирает произведения по нотам, не то что я, но я, конечно, понабрался от него и стал любителем доисторических рок-групп, играть на гитаре и сочинять песни.
  Рок понятие широкое, много-направленческое и в каждом ответвлении появляются свои музыкальные ассы. Наверняка я и раньше слышал эти песни, мне было лет тринадцать. Помню, мы с отцом капитально ремонтировали наш старый дом, в который собирались переезжать с тесной квартиры и всё время слушали радиоприемник. Вот толи мы гвозди забивали, толи бетонный раствор месили, а по радио: «Мы себе давали слово…» и меня тогда задело: «новый поворот и мотор ревёт, что он нам…», ну и т. д. Я сделал приемник погромче и отец рассказал, что это группа «Машина времени» и, что эту песню хорошо слушать с басами, тогда я и басов добавил. Это было моё первое осознанное соприкосновение с «Машиной». Не знаю, как это звучит, но я влюбился с того звука, и в тот день посреди 90-ых я и не мог подумать, что поселюсь в мире «Машины» навсегда.

И пугаться нет причины,
Если вы еще мужчины,
Вы - кое в чем сильны.
Выезжайте за ворота,
И не бойтесь поворота,
Пусть добрым будет путь.

  Потом гадал, почему отец сказал про басы, как-то это он особенно и интуитивно подчеркнул, и только спустя полтора десятка лет до меня дошло, это же дядь Саша Кутиков поёт, а он басист и автор музыки. Этой песне-гимну уже 30 лет и каждый концерт не обходится без неё. Сколько же раз её сыграли на концертах, наполнив зрителей радостью, а тогда у меня и записей то машинных не было и теперь моё юношеское меломанство не могло обойтись без «МВ».
  Каким-то днём купил на рынке 90-минутную аудио кассету с лучшими песнями, по 45 с каждой стороны. Тогда музыку все в основном на кассетах слушали, а CD-диски только появлялись и стоили значительно дороже, впрочем, как все новшества. Запись естественно была самопальная на кассете фирмы SONY. Продавец видать сам у себя дома штамповал и квиточки со списками песен вкладывал в кассеты. На совесть сделано, без шипа, можно выбрать любую кассету и там же на свежем воздухе дядька-продавец тебе включит проверить.
  На стороне «A» первой песней сразу был «Поворот», вот как классно перематывать не надо, затем «Марионетки», это как щас помню, а после остальная классика.
  Примерно в это же время стали появляться лицензионные кассеты. Ну, как бы лицензионные 45-ятки. Сейчас то законы об авторском праве не совершенны и не работают должным образом, а тогда-то тем более в молодой и беспредельной Российской Федерации и четвертой части ГК не было. Один альбом – одна кассета с цветной вкладкой исполнителя или группы. Кругом все оживлённые места были напичканы палатками. В некоторых витрины были забиты кассетами, подойдёшь и любуешься, может, чего нового появилось и хватит ли на кассету. Постучавшись в окошечко этого танка, продавщица давала посмотреть список песен выбранной кассеты с обратной стороны. Излюбленное место подойти в уличной витрине и выбирать, когда хватает на пополнение коллекции.
  В какой-то день, пошел поглазеть чего нового, смотрю, появился в продаже новый альбом МВ «unplugged», не знал, что это означало, но красочная обложка альбома (с изображением нарисованной рыбы, в которой нарисованные машинисты в гусарских прикидах) заинтриговала, и я ещё не всех различал, кто из них кто.
  Купил. 
  Не помню точно, рублей 6-7 стоила кассета. По тем временам это примерно около одного доллара США. Покупая, точно знал, что не пожалею и конечно же не пожалел. Как это интригующе интересно вставлять новую кассету в мафон и нажать «Play». «Unplugged» слушал постоянно, то, что называется до дыр, и словно оказывался там, в зале на концерте. Это был акустический альбом с концертной записью. Все песни проникли в меня, и каждый момент знал наизусть, только лишь огорчало, что на этой лицензионной кассете последняя песня «Кафе Лира» была записана не до конца. Плёнка заканчивалась раньше конца песни, а потом как оказалось на полноценной записи альбома после этой песни ещё идёт «Родной дом» и «Три окна». Во, прикол! И в тоже время облом от такого пиратства.

Превратится в воду рек - Снег,
Станет облаком седым - Дым,
Станет домом твой родной Дом,
Из руин воздвигнут вам Храм.
Должен кончиться любой - Бой,
Победит, сомненья нет, - Свет,
Я возьму букет цветов - Слов,
И раздам моим друзьям - Вам.

  В «анплакте» помимо известных мне голосов Макаревича и Кутикова, ещё пели не известные мне тогда Евгений Маргулис и Петр Подгородецкий. Их «Внештатный командир земли», «Мой друг лучше всех играет блюз», «Этот вечный блюз» и «Когда я был большим» просто отрадные вещи. Все песни, как одна большая песня и эту музыкальную пьесу лучше слушать так, чтоб от начала и до конца. 
  Других альбомов МВ в продаже не наблюдал, и в 96-ом в маленьком Александрове появились сразу два альбома: «Кого ты хотел удивить?» и «Картонные крылья любви». Со временем и они появились в моей коллекции, и тоже потом как оказалось «Кого ты хотел удивить?» был не полноценно записан. Не хватало песен, к тому ж которые и расставлены, были не правильно, да и название альбома было без мягкого знака. Пираты мать их ети. Смешно выглядело, как-то по-восточному: «Кого ты хотел удивиТ?». Эта заглавная песня была весьма хардовой и выделялась от остальных.

Ты думал собой осчастливить весь свет,
Сияньем его озарить.
Но ветер подул - и тебя уже нет,
Кого ты хотел удивить?

  На обложке альбома фотка с незнакомыми мне двумя личностями в полосатых майках. Это были барабанщик Валерий Ефремов и клавишник времён того состава группы Александр Зайцев. Этот альбом скорее походил на сборник, а «Картонные крылья любви» был последним творением на тот период времени группы, на обложке которого изображен кверху ногами голый мужик в лыжах. Я гадал, что бы это могло значить и до сих пор не знаю к чему это, и почему-то не поинтересовался. Все 12 песен классные, но сколько их не слушал не нашел ничего общего с обложкой.

Мы прошли по круг, сменив сотню вер,
И круг замкнулся опять.
Кто нам скажет, во что нам верить еще?
Я бегу так быстро, что ангел мой
Уже не в силах меня догнать.
И я слышу, как он тяжело и часто
Дышит в мое плечо.

  Какие строчки! Андрей Вадимович рок-мудрец, мастер слова и силы мысли. Каждая песня целый мир и эти разнообразные миры образуют красивейший букет самых ненаглядных цветов и видов природы, планету «Машина времени».
  В следующем 97-ом повсеместно по радио стали крутить «Однажды мир прогнётся под нас», ещё один шедевр от «Машины». Так классно под неё ехать в переполненном народом автобусе, давка становится, не так противна. Водиле, то удобно и приёмник работает, может ещё и семки грызть, а прогнувшийся ржавый автобус так и гляди, прогнется и развалится на каком-нибудь повороте.

И я не горю желаньем лезть в чужой монастырь,
Я видел эту жизнь без прикрас.
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас,
Однажды он прогнется под нас.

  Это сингл с нового альбома «Отрываясь», однажды и он оказался в моём  японском «Панасонике». Теперь кассеты выпускали более качественные, всё соответствовало, и обложки делали с разворотами для дополнительной информации. И этот альбом, как и все остальные, стал любимым. Все песни мелодичны, с фишками и четкими текстами под музыку. Примерно наравне с популярностью «Однажды мир прогнётся под нас» обрела песня «Он был старше её», с очень прикольной приджазованной басовой вставкой в третьем куплете.

И три дня и три ночи он не спал и не ел,
Он сидел у окна и на небо глядел.
Он твердил ее имя, выходил встречать на карниз,
А когда покатилась на убыль луна,
Он шагнул из окна, как шагала она,
Он взлетел, как взлетала она,
Но не вверх, а вниз.

  Параллельно альбому «Отрываясь» появились ещё два акустических альбома Андрея Макаревича: «Двадцать лет спустя» напополам  с Борисом Гребенщиковым, (это концертная акустическая запись с ГКЗ «Россия») и «Пионерские блатные» с джазменом Алексеем Козловым, тоже альбом на двоих. Сольное творчество АМ очень дополняет мир «Машины» и делает его более объемным и красочным.

А сегодня окончены сроки,
Всем обещано дивное лето.
Отчего же мы так одиноки,
Отчего нас разносит по свету?
Только в самых далеких пределах
Одного я прошу, как и прежде:
Чтобы жить, и дышать, и любить, и мечтать,
Пусть меня не оставит Надежда.

  Как-то один мой знакомый, старый музыкант и меломан Юра, рассказывал, как они в 75-ом ездили в город Ковров на концерт «Машины». Меня тогда ещё и в помине не было, а они уже ездили. Очень хотелось на концерт, только когда и где они будут, я не знал и не знал где узнать. Скоро 20 век пройдёт, а я ещё ни разу на концерте любимой группы не был, и только наблюдал их в ящике. Я даже и представить себе такого не мог – я на концерте «Машины времени».
  С лета 99-го судьба и время потянули меня в Москву и я, конечно же, стал посещать музыкальные события. Живу в дальнем пригороде, от столицы моей родины, но тогда в 16 лет Москва казалась мне совсем другой, большой неизведанной страной, где образ огромного города сильно отличался от деревенского Александрова. В столичных театральных кассах можно было узнать о предстоящих концертах, но «Машину» я всё не наблюдал.
  В ноябре 99-го приезжали «Sweet» в «Лужу» и мы с тёзкой басистом нашей группы ездили на их не аншлаговый  концерт, после которого опоздали на последнюю электричку до дома, и от не фиг делать пришлось гулять, куда глаза глядят всю ночь в центре. Ох, сколько ночей было проведено на вокзалах до первой собаки. Очень стрёмно, когда не знаешь где ночевать и не к кому в гости податься до утра. Не знали куда приткнуться и где погреться, замёрзли, особенно я. Забрели, на какую-ту улицу смотрим в дворике стена прикольная, вся разрисованная легендами мирового и русского рока. Мы ахренели среди ночи от этого «Ритм-блюз кафе», но внутрь как не хотелось, не стали пытаться пробраться. Наверняка там всё не по карману, а мы так и так оба на мели, да и лет совсем нам маловато. Трясясь от колючего мороза, с большим восхищением рассматривали эту чудесную граффити с гармоничным изображением патриархов мировой музыки.
  По какой-то хук, напротив «RnR», с летней веранды, я спёр скатерть в клетку на память, веселее стало, и мы пошли бродить дальше. Заплутали так, что коренной москвич ногу сломит. Где-то у «Петровки, 38», проходили мимо больших афиш и тут я разрадовался так, что стало наплевать на мороз, когда я увидел лица «машинистов». Пускай они на бумаге, но это значит, что скоро я смогу попасть на их концерт, и это не просто концерт, а 30-летний юбилей и, конечно же, вскоре билет оказался в моих руках, а я там, в СК «Олимпийский». Мой билет в партер стоил 40 рублей, а перекупщики в переходах продавали по их по 80, но это всё равно по тем временам было очень дешево. Моё сердце замирало, я горел в ожидании их увидеть и вот они все передо мной. Я был неимоверно счастлив, а концерт показывали в прямом эфире и можно было меня лицезреть в голубой джинсовой рубашке брата в партере у сцены.
  Отцы были на высоте, магия бурлила так, что «олимпийский» сверкал. Эх, вот только некоторые старые песни, и новые с последнего альбома «Часы и знаки» я ещё не знал и прежде не слыхал, и интернета тогда ещё не было. АМ говорит залу: «А сейчас мы сыграем песню, которую очень долго не играли. Интересно, (акцентно) с какого такта вы её узнаете…».

В летнем парке зима,
В летнем парке концерт.
Все начнется вот-вот,
Жаль, что зрителей нет,
И оркестр укрыт снегом -
Словно вата, глухим снегом,
И соната слышна едва-едва...

  Песня закончилась, а я так и не узнал этот шедевр, потому что никогда ещё эту песню не слышал. Потом на «Горбухе» разыскал эту запись юбилейного концерта на видеокассете, если CD уже заполонили всё, то до DVD ещё было далеко. Тогда и «Горбуха» была под открытом небом, и лишь немного в фойе ДК, а между музыкальных лотков проходили концерты и собирались меломаны.   
  Промчались десять лет, что-то конечно изменилось и «Машина» вот-вот будет отмечать очередной юбилей и на каких только концертах я за это время не побывал, видел почти всех живых со стены «Ритм-блюз кафе», а концерт-концертов 30-летие МВ был для меня самый-самый, что ни на есть особенный и сакральный. Этот концерт даже Путин посетил, тогда он ещё не был президентом, но уже почти царь. Угарно тогда АМ Путину задвинул: «… не знаю, куда поворачиваем, но надеюсь, что в правильную сторону…». Позже Владимир Владимирович стал президентом самой большой в солнечной системе страны, а поворотов к большим победам и достижениям так особо и не произошло.
  Очень огорчило, когда узнал, что это был последний концерт группы в составе с Подгородецким. Ни за чтобы, не подумал, что такое возможно, но это оказалось печальной правдой. В группе настал очередной переломный момент и к огромному удивлению Петра сменил Андрей Державин. Как такое вообще может быть, не представлялось вообще, он же сам по себе известный поп-исполнитель и не клавишник особо.
  Затем следовали совместные концерты «Машины и Воскресения» «50 лет на двоих». На кремлёвский я даже выбрался весь в гипсе после вывиха левой руки. Державин не особо выделялся и был не особо в теме, не врос ещё, но начало положено. В «олимпе» слившаяся однородная группа из МВ и ВСК исполнили «Imagine» по случаю 60-летия Джона Леннона и отожгли так, что после концерта стадион ещё минут 15-20 бушевал. Народ оставался на своих местах и ждал продолжения, и никто не хотел уходить. Все свистели, и друг другу выкрикивали весело всякие восклицания, пока охрана не стала всех прогонять.
  С альбомом «Место, где свет» АД встал на своё место, наступила новая эпоха в истории группы, а я себе редкостную майку с этого альбома загардеробил, и надеваю её туда где «место, где Машина». Наверное, этот альбом мой самый любимый, ну в тройку точно входит.

Этот город застрял во вранье, как "Челюскин" во льдах -
Погрузившийся в ад и частично восставший из ада.
Наше общее детство прошло на одних букварях,
От того никому ничего объяснять и не надо.

Что же мы всё кричим невпопад и молчим не про то,
И все считаем чужое, и ходи, как пони, по кругу?
Вы не поняли, сэр, - я отнюдь не прошусь к вам за стол,
Мне вот только казалось - нам есть, что поведать друг другу.

  Странная закономерность, какая получается, основные переломы в группе были в 79, 89, 99, и что теперь ожидать в преддверии 40-летия? Может на клавишах теперь Пахмутова будет или Левон Оганезов, а может ещё ПП возвернётся, как говорится: «Бог любит троицу». Шучу.
  Другой мой приятель Валера, тоже меломан и коллега по работе в АНИИТТ «Рекорд» рассказывал, как они в 73-ем всем двором ездили на концерт «Машины» в Мытищи. Тогда кажись «Машина времени» ещё называлась «Машины времени», во множественном числе. Не было ещё Подгородецкого, Зайцева, Державина, да ещё «Солнечного острова» и «В круге чистой воды» даже не было, и главной песней, наверное, была «Битва с дураками», дядя Валера говорил они её играли.

Сегодня самый лучший день,
Пусть реют флаги над полками!
Сегодня самый лучший день -
Сегодня битва с дураками.

  Почему у многих старых меломанов «Машина» осталась там в 80-ых с «Поворотом», «Свечой» и «Марионетками». Что случилось? Что в 90-ых и 21 веке МВ ничего из себя не представляет? Вот и Коля Васин сказал мне: «Для меня МВ там в 78-ом, а что делают что-то?». Новые песни, конечно же они не такие народные, но стоящее и великое машинисты делают как и прежде.
  Так сложилось в силу истории моя «Машина» по сей день с клавишами Державина, хоть и самый край золотого состава застал, а она ничуть не стала хуже – она есть. Группа сохранила всё лучшее за всю историю и ещё дополнила её супперским альбомом «Машинально», где Андрей второй спел мега-блюзовую телегу.

Эти реки никуда не текут, они забыли про море.
Эти птицы никуда не летят, они забыли про небо.
Эти люди никуда не спешат, они забыли про время.
Мне очень жаль, мама, но эти реки никуда не текут.

  А так же «Машина» родила не менее классный альбом «Time Machine», записанный на Abbey Roud в Лондоне. Запись, конечно, получилась, словно где в Воронеже или Туле писали, но ничего главное песни хорошие.

Он приходит в место, где ему должно петься,
Место занято, он стоит по соседству,
В три ручья из глаз тишина.
Время сладко шепчет новые сказки,
И, прикрыв ушами свиные глазки,
Спит большая, как кит, страна.
Улетела птичка, уснула рыбка,
Сохранилась привычка считать улыбкой
Этот странный оскал на лице.
И уже под уклон понеслась дорога,
Сколько там осталось, спроси у Бога,
Бог живет на другом конце.

  С 30-летнего юбилея я побывал почти на всех концертах МВ в Москве, столько и было праздников. На 33-летие был забавный случай. Елё отпросился с работы и бегом на трамвае и метро полетел в «олимп». Концерт, думаю, уже во всю идёт, и, подбегая к спорткомплексу, стал сбавлять темп. Смотрю как-то подозрительно тихо и совсем безлюдно. Подхожу запыхавшийся к кассе, а там прикол. Перепутал дату концерта на месяц. Сам на себя улыбаюсь, ну я и мудак, но потом всё как надо попали.
  Песни исполняются почти всегда одни и те же, а концерты все разные получаются. В день 35-летия группы на Красной площади перед началом юбилейного концерта, случайно встретил на нашей общей комсомольской рок-фотографа Олега Беликова. Он тоже на концерт приехал со своей деревни, и мы вместе прошли к сцене и протащили коньячку, выпивали «За Машину!» на троих с Галаниным. Борис Немцов к нам подошел, мы и ему налили, разогнали тучи с дождиком, как АМ и хотел.
  Тепло, вся площадь битком, а мы у сцены с Гулей перекрикиваемся. Народа куча и все фаны, которых никого почти не знал в оранжевых майках МВ, а я один наверно в своей редкостной черной. Так празднично с салютом прошел и ещё один машинный юбилей.
  Параллельно «машинисты», погрязли в сольных проектах, вот их поразносило по сольникам. АМ очередной альбом с «Оркестром креольского танго» записал, собрал потрясных джазовых музыкантов, да ещё и книжку за книжкой выпускает. АК с группой «Нюанс» музицирует, записал «Демоны любви», и ЕМ на месте, тоже не стоит со своим акустическим проектом, выступает периодически по клубам.
  «Нас было мало - Макар был прав» - в памяти людей много историй связанных с «Машиной времени», а моя сложилась так. Всем привет и с 40-летней историей мир самой мудрой рок-группы во Вселенной, и всех нас друзья!!!!

Играй, музыкант, стирай лады гитар.
Простая плита на кладбище у Джимми.
Подумай! Деньги - лишь товар,
И переполнен бар,
Плывёт с акулами Макар,
А значит, мы живы.


2009г.


Рецензии
просто Изумительная Энциклика..одно Слово--Свежий Ветер.......!!!!!!!

Хранитель Хаоса   27.04.2016 07:15     Заявить о нарушении