По обе стороны Стены

    ...Шокирующее впечатление произвела на участников осмотра одного из участков линии размежевания поистине кафкианская ситуация в арабском поселке Бака-Арбия, что неподалеку от Хадеры. (Отметим, для ясности, что выезд был организован «Женевской инициативой», которая, похоже, теперь уже сама пытается ухватить тремп на «супе-р-р-женевской» инициативе правительства).
    ....Девятиметровый бетонный забор изощренно разрубил поселок по живому телу — через жилые комнаты, ванные, балконы и пр. В том числе — и это, несомненно, печальнее всего — через палестинские семьи, оказавшиеся теперь в разных государствах: дети — и родители, мужья — и жены…
    По отношению к ним израильскими властями установлен режим своеобразного "апартхейда": дети не могут регулярно посещать школу, работающие «за забором» жители – свободно пользоваться своими машинами, больные – своевременно получать медпомощь… А старику-деду, чтобы посетить внуков, живущих в соседнем доме (но попавшем «за Забор») приходится делать «сивув» через Иерусалим — в 150 км. И хотя весь исторический фон нынешнего положения известен, факт остается фактом: классический апартхейд…
    Похоже, что эвакуация поселений и интенсификация переговоров о промежуточных соглашениях в нынешней ситуации является скорее вынужденным тактическим шагом Израиля, нежели долговременным стратегическим выбором.
    И тогда нетрудно уловить нехитрый «пакетный» смысл военно-политической тактики правительства, ее связь с происходящими терактами и ее стратегическую перспективу. «Геттоизировать» все территории, предоставить Махмуду Аббасу безнадежно управляться с тремя миллионами палестинцев во «внутренней империи» и таким образом уклониться от прописанной мировым «консилиумом» лечебной микстуры «Дорожная карта»? Вот только вряд ли это удастся: терапия-то интенсивно-принудительная…
   ...Поэтому принявшие участие в очередной ознакомительной поездке вдоль разграничительной стены в Восточном Иерусалиме, организованной теперь уже израильским информационным центром по правам человека «Бецалем», в общем, оказались хорошо знакомыми с проблемой.
    Ведь несколько месяцев назад они уже осматривали «стену размежевания» Западного берега, в Северной Самарии, отделившую фактически единые палестинские села – предстеночную Бака аль-Гарбию, находящуюся на израильской территории, от застеночной Бака а-Шаркия — на палестинской.
    Так что нынешняя поездка, а тем более в канун очередного обсуждения правительством проблемы вокруг Иерусалима обещала быть не менее познавательной.
    Напомним, что после завершения плана строительства «Отеф Ирушалаим» архитектоника Иерусалима стала другой, и около 55 тысяч израильских граждан арабского происхождения, жителей Восточного и Северного Иерусалима, остались за разделительным забором, на территории «сопредельного государства».
    Впрочем, как следовало из преамбулы в свое время утвержденного правительством этого плана, «предусмотрено строительство для арабских жителей, оставшихся за разделительным забором, медицинских учреждений (больниц, поликлиник, детских кухонь и пр.), а также школ и детских садов. Также планируется организация новых маршрутов общественного транспорта и перевозки товаров. Между кварталами, оставшимися «за забором» и Восточным Иерусалимом будут созданы одиннадцать контрольно-пропускных пунктов (КПП), десять из которых будут временными и один в Бейт Лехем) – постоянно действующим».
    И дальше: «Во избежание проблем на КПП, для 3700 учащихся, которые продолжат обучение в школах Иерусалима, будет организована подвозка. Вместе с тем, на отделяемой территории предполагается выстроить начальные школы. Учителям, которые станут там преподавать, будет предоставлена специальная помощь. Больные, которые будут лечиться в медицинских учреждениях города, продолжат получать медицинскую помощь. Одновременно с этим, за забором, будут возводиться больницы и поликлиники Для осуществления программы правительство решилось на дополнительные расходы: 17 миллионов шекелей будут добавлены к бюджету Министерства обороны и 8 миллионов пойдут в бюджет муниципалитета Иерусалима».
    Так оно, наверное, в конечно счете, и будет… в отдаленном будущем. (Впрочем, бывший советник мэра Иерусалима по арабским вопросам Амир Хасин считал его неосуществимым). Пока же ко всем вышеприведенным пунктам следует добавить слово «почти». И в отношении медицинских учреждений, и школ и детских садов, и маршрутов транспорта, и временных, и постоянно действующих КПП – охраняемая дыра в заборе, через которую с трудом протискивается пожилая палестинская матрона).
    Ну, а что уже есть в избытке?
    Есть загаженный солдатским постоем и брошенный сопредельный с Бейт-Джаллой дом; истоптанная до картонной основы «печатная» богородичная икона; совершенно лунный пейзаж, затейливо перегороженный проволочно-бетонной «стеной безопасности».
    Есть оставшиеся без света, воды, въезда и выезда села Ноаман и а-Шейх-Сеид (жителям расположенного в ста метрах от последнего, но ставшего теперь «израильским» Цур-Бахара, чтобы попасть на свои участки в а-Шейх-Сеиде, нужно топать сейчас по долинам и по взгорьям лишние… 10 километров…
    А вот где-то в районе аль-Сувахра, попавшей аккурат посреди еще не замкнутого участка, возник прямо-таки фантастический бизнес. Единственный вид транспорта здесь…таксомотор, в которые превратились почти все местные автомобили (выехать-то все равно больше некуда). За пять шекелей можно съездить на… выпас или по хозяйству, а за сорок – взять машину в месячную аренду. (Правда, за десятком литров бензина нужно посылать кого-нибудь… «в Израиль» — соседский Баль-Мухбар… ослом!) В общем, как говорится, хоть стой, хоть падай – впрочем, местное кладбище тоже осталось «за бугром»…
    Ну, и наконец, совершенно фантасмогорическое зрелище – 9-метровая бетонная стена в самом Восточном Иерусалиме. Главный аттракцион «размежевания», исчерканный, наподобие своей берлинской предтечи, совершенно неудобочитаемыми для еврейского глаза цветными прописями, Это циклопическое сооружение сопрягается с низкой железной оградой жилого дома, через которую беспрепятственно снуют между «двумя мирами» мальчишки и парни. Более пожилые или обремененные «ручной кладью» (например, дверным полотном) законопослушно протискиваются через упомянутую ранее выломанную дыру в закрытом на замок и охраняемом солдатами «временном переходе».
    ...На чей-то недоуменный жест один из них — интеллигентный еврейский юноша в военном — выразительно пожал плечами. Насколько это ему позволил громоздкий бронежилет и М-16 за плечом…

Написать автору:
д-р (доцент)  Юрий Ляховицкий,
директор Института изучения Катастрофы
и политической истории —
Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям (Израиль)

bethshoah@013.net.il


Рецензии