Возвращение

                1
  День клонился к вечеру. Загорался закат, разливая свой алый свет по пригоркам и лугам. Мимо них мчался скорый поезд, растворяясь в этом невообразимо красочном зрелище.
       Поезд увозил Егора на восток. Он стоял в тамбуре, по мелькающим столбам отсчитывая километры пути, оставшиеся за плечами.
     Скоро должен быть Ярославль.
     Под размеренный стук колёс хорошо думалось. То, что он уезжал из своей прошлой жизни - это однозначно, а что ждало его впереди - не знал никто.
Не знал и сам Егор. Почти тридцать лет колесил он по бескрайним просторам страны: служил  в Сибири и на Дальнем Востоке, на Урале, и в Забайкалье, под Москвой и в Ленинградской области, а заканчивал свою службу в Германии. Седина, звёзды подполковника и два ряда медалей на груди говорили о том, что служил Егор Родине долго и честно.
Те годы, когда он летал на своём любимом вертолёте, были, пожалуй, самыми счастливыми. Служил в поисково-спасательном отряде: приходилось встречать возвращаемые аппараты из космоса. Трудная это была работа, но и интересная. Не многим так повезёт, чтобы доставлять космонавтов в кабине собственного вертолёта с места приземления. Егор
каждый раз брал у них автографы - набралась целая коллекция. Однажды, будучи в отпуске у себя на родине, он подарил книжку с автографом космонавта Рукавишникова девчонке из своего села. Это был учебник по английскому языку, а Настя к тому времени закончила пединститут и преподавала английский язык в местной школе.
     Интересно, - подумал Егор, - где она сейчас, та Настя? Должна быть где-то здесь, в Ярославле.
   Поезд как раз прошёл мост через Волгу и огни города, казалось, медленно угасали в водах этой огромной русской реки. Егор постарался перевести свои мысли на что-то другое, но не получилось. Уж слишком ясно стояла перед глазами Настя, девушка, как из того известного фильма: "комсомолка, спортсменка и, просто, красавица". Правда, теперь это была не та Настя - выпускница пединститута, а взрослая женщина. " Какая
 она сейчас?" - Егор попробовал представить её настоящую, но не смог. В его памяти так и осталась блондинка с зелёными глазами и огромными чёрными ресницами. Егор не знал, любил ли он её по-настоящему или нет. Но то, что она смотрела на него тогда как-то по- особому - это он чувствовал.
 Да и та ночь со свечами никогда не уходила из его памяти. Интересно, а она помнит обо мне, о той ночи?- - вдруг подумал Егор, и удивился, что произнёс свои мысли вслух.
    О чём это я? Ведь у неё семья, трое детей. И, кажется, она была счастлива.
Прошло двадцать восемь лет с момента их последней встречи. Об одном жалел Егор, что уехал тогда, даже не попрощавшись.
Он знал, что Настя вышла вскоре замуж и, может быть, только поэтому не хотел вмешиваться в её жизнь, напоминать о себе. Однако запретить себе думать о ней он не мог.
    Егор не заметил, как поезд ворвался в ночь. В вагоне включили свет, и столбы, на которых были таблички с километрами, стали не видны. Егор прошёл в купе, попил чай и лёг. И опять мысли унесли его на двадцать восемь лет назад.
Засыпая, он не заметил, что его губы прошептали "Настя".
Ночью ему снилась она, далёкая и близкая, родная и, в то же время, такая чужая...


                2
 Родина встретила Егора сухими ветрами.Здесь весна ещё только начиналась. Когда он уезжал с Рязанщины, там вовсю цвели сады. Средина мая - это такое благодатное время: во всех садах алеют тюльпаны вперемешку с яркими нарциссами. Аромат цветущих яблонь, вишен и слив пьянит и дразнит. Одно слово, весна! Конечно, такой красоты в Забайкалье не увидишь, но там есть свои прелести. Такого высокого синего неба нет нигде. А багульник! Как цветёт багульник! Это тоже надо видеть. Так что Егор радовался рождению природы во второй раз. А в его сознании постоянно прокручивались слова: "Воздух Родины, он - особенный, не надышишься им".
   Село, куда вернулся Егор и откуда уехал почти тридцать лет назад, здорово изменилось, как, впрочем, и его жители.Родительский дом был давно продан и перевезён после смерти отца в другой район. Временно приютила Егора тётка, очень добрая на вид, но с червоточиной внутри. Её писклявый голос действовал как раздражитель, она любила, как и большинство женщин в селе, "переживать" за чужую жизнь и всегда знала все новости наперёд.
   Егора она называла ласково Егорушка, но не потому, что так сильно любила - просто всегда старалась вызвать к себе чувство жалости, знала, что  Егор обязательно оплатит долг за внучку, которую вот - вот должны отчислить из института за неуспеваемость,холодильник заменит на новый. Она всегда старалась вовремя напомнить Егору о своих "дырах", так как знала, что тот снимет и отдаст последнюю рубаху.   
   Найти себе применение в селе было очень трудно. Работать негде, а если и были какие рабочие места, то они все давно заняты. Так что Егор, приглядываясь к сельской жизни, помогал всем родственникам по хозяйству. Конечно, в первую очередь, тётке, а заодно и соседке - вдовушке. Одинокие женщины  сразу заприметили завидного жениха и очень переживали, если тот не обращал на них никакого внимания.
   Сегодня вечером Егора пригласили в гости, и он заметно волновался. Это были не родственники и не бывшие одноклассники, даже не друзья детства. С Сергеем он просто когда - то жил на одной улице, а Елена, его жена, была подругой Насти. Поэтому волнение и не покидало его весь день, знал Егор, что этим вечером они обязательно будут говорить  о Насте. Купив для хозяйки коробку конфет, а для мужчин бутылку водки, Егор в назначенный час отправился к Кондратьевым.
   Заметно располневшая Елена была очень гостеприимной хозяйкой, она не допускала натянутости в их общении - не умолкая, рассказывала Егору о сельских новостях. Хоть и слушал её Егор с неподдельным интересом, Елена своим женским чутьём понимала, что он хочет поговорить о Насте.
- Слушайте, давайте посмотрим фильм, - вдруг предложила она.
- Фильм? - удивился Егор, а вслух произнёс: - Давайте посмотрим, отчего не посмотреть.
Ему показалось, что Елена старается уйти таким образом от общения, но всё было не так: она  была искренне рада приходу Егора, да и гостей встречать умела: стол всегда ломился от разных угощений.
- Теперь лишь бы деньги были, купить всё и у нас в селе можно,- приговаривала она, подкладывая угощение.
 
   У Кондратьевых было своё прочное хозяйство.Мясо, овощи и даже свежая ягода из морозилки круглый год - и та своя. У них всегда не вино играло роль за столом, а общение.Хозяин по причине недавней болезни не выпивал вообще.  Егор от водки тоже отказался, но с хозяйкой выпили по бокалу хорошего сухого вина. К спиртному он относился спокойно, как говорят: знал, сколько выпить и когда, вёл здоровый образ жизни: не пил, не курил, занимался зимним плаваньем и каждый день набегал несколько километров. Правда, в кармане носил пачку сигарет, знал, что деревенские мужики обязательно попросят закурить, а ему неудобно было отказать.
  Стол для обеда был накрыт в летней кухне, точнее, это был приличный домик в большой, утопающей в цветах ограде, на две половины: кухню и столовую, где семья столовалась круглый год. Летом ограда представляла собой цветущий сад: не только георгины здесь росли, но настоящие розы, даже пальмы. На зиму всё это богатство Елена пересаживала в баки,обрезала и заносила в дом. Хлопотное это было дело, но ей нравилось создавать красоту у своего дома.
- Пойдёмте в дом, телевизор - то у нас там, там и чай попьём или кофе. Что хочешь, Егор?
Елена положила на поднос конфеты, печенье, разные сладости, прихватила бутылку сухого вина. Пока мужчины настраивали телевизор, она быстро поставила на журнальный стол
всё необходимое.
- Ну, давай, Егор, перед началом фильма выпьем ещё по бокалу вина, - предложила Елена, устраиваясь поудобнее в кресле. Поначалу Елена старалась что - то комментировать, но после замолчала, поняв, что Егор просто не слышит её.
На кассете был снят вечер в местном Доме культуры, а героиней вечера была Настя. Он знал, что она когда-то писала стихи, но что это увлечение переросло в серьёзное занятие, он и предположить не мог.
На улице - проливной дождь, и в самом сельском Доме культуры, много лет не знавшем ремонта, льёт, не переставая. Но это не помешало землякам Насти Соколовой в девичестве - (именно под такой фамилией знают её жители села) - прийти послушать стихи своей родственницы, подруги детства, бывшей ученицы, соседки, стихи, большинство из которых написано о них самих, о родном селе, о чувствах, близких каждому из них. Егор слушал стихи, звучащие с экрана, видел лица в зале, слёзы на глазах и его самого охватывало волнение. Закончился фильм, но несколько секунд в комнате царила тишина.
- Пойдём, покурим, - предложил Сергей, видя замешательство Егора.
- Пожалуй, да, пойдём.
Устроившись на скамейке среди цветов, мужчины закурили, но продолжали молчать. Как всегда, разрядила обстановку Елена.
- Ну что, узнал? - поинтересовалась она.
- И да, и нет. Она такая грустная, особенно вначале.
- А ты что хотел, она ведь только неделя, как из больницы. Не поверишь, приехала в отпуск, а через три дня на " Скорой помощи" увезли в районную больницу без сознания. Думали, что инфаркт, а оказалась двусторонняя пневмония. А вечер - то этот клубные работники планировали ещё до приезда Насти. Она ведь у нас не только стихи сочиняет, на её стихи музыку пишут. Хочешь, покажу?
Елена принесла лист бумаги со словами и нотами.
Это там их композитор из Костромы написал.
Егор вчитывался в слова, и ему показалось, что эта песня о них с Настей, о любви, которую они не сумели сохранить, но о которой каждый вспоминал с нежностью.
- Не знаю, как хватило у неё сил,- продолжала Елена, - ведь она очень слабая была после больницы, а этот вечер подействовал на неё лучше всяких лекарств. Ты видел, сколько ей цветов подарили, как Софии Ротару, - не унималась Елена.- А ты знаешь, ведь её старший сын здесь. Женился на девчонке из нашего села, Михаила Шумского дочь, ты не с ним учился? Живут они в райцентре. Красивый у Насти парень, высокий, стройный, а характером -весь в мать.Она ведь сейчас одна.
- Как одна? - не понял Егор.
- А так, умер её муж год назад от неизлечимой болезни. Он чем только не болел -досталось с ним Насте. Но мужик он был хороший, честный. Таких сейчас мало. А главное,
Настю любил очень и ребятишек.
Елена рассказывала всё, как есть, а что ей кривить душой, уважали они Настиного мужа, много лет дружили и никогда не могли о нём слова худого сказать.
- Лена, давай выпьем водки, - неожиданно предложил Егор, голос его дрогнул. Елена взглянула на него и увидела, что глаза у Егора были влажные.
- Какой я дурак, такую девчонку потерял. Думал, где - то лучше найду, а лучшие-то вот они, рядом. Твоя, Сергей, Елена, Настя...
  Возвращался домой Егор опьянённый. Нет, не от вина, а от нахлынувших чувств. Он теперь знал о Насте всё, а главное, что она скоро приезжает в отпуск, а это значит, что они встретятся...


 


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.