Как Сергей Иванович стал писателем

     Достаточно припозднившись, Сергей Иванович Переделкин вернулся со службы домой.
Служил Сергей Иванович системным администратором в небольшом банке уже без малого три года, во время которых успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны и обрёл благосклонное отношение начальства. В этот день вышестоящее учреждение предписало перевести финансовую отчётность на использование новой версии программного обеспечения. Как человек ленивый, Сергей Иванович не находил удовольствия в сверхурочной занятости, но как исполнительный сотрудник, имел чертой характера повышенную ответственность по служебным вопросам. Высоких чинов пока ещё не было видно в перспективе, но и сильной тяги к ним Сергей Иванович не являл. Должности обычно сулят большую ответственность и нервные переживания, в связи с которыми у многих случаются семейные разногласия и, стало быть, неприязнь в личных отношениях.
     У Переделкиных же в этом плане было всё спокойно и размеренно. Ольга Ивановна, дражайшая супруга Сергея Ивановича, была домохозяйкою. У плиты хлопотала она сама, так как на кухарку, впрочем, как и на остальную прислугу, жалования, получаемого её супругом, никак не хватало. Но до сих пор Ольга Ивановна по этому поводу роптала немного и гармонию в отношениях жалобами не нарушала.
     Дочери Переделкиных, Мария Сергеевна и Анна Сергеевна, были вполне благонравными девицами одиннадцати и тринадцати лет отроду. Сии девицы получали наряду со средним светским ещё и музыкальное образование, исходя из представления их добропорядочных родителей о благородном воспитании. Мария и Анна звёзд с неба не хватали, но отметки в школьных табелях имели хорошие и, в определённой мере, проявляли некоторые способности. Анна Сергеевна с рождения обладала сильным голосом, подобным звуку иерихонской трубы. Тут, положа руку на сердце, необходимо признать, что таковой голос и тяга к громкому пению иногда беспокоили её родителей, особливо, когда хотелось им благодатного отдыха, но недовольства они старались не проявлять в надежде на полезность таких упражнений. Мария же Сергеевна, голос имела значительно слабее, но недурно играла на фортепиано. К всеобщему огорчению, предавалась она увлечению японской анимацией более чем музыкальными экзерсисами.
     Войдя в квартиру, Сергей Иванович первым делом направился в залу, по пути положив в холодильник пиво, купленное в соседней лавке. Надо отметить, что в квартире Переделкиных зала выполняла по необходимости роль кабинета, гостиной, детской, музыкальной, изредка столовой и ежедневно опочивальни.
     Обе дочери были заняты домашними заданиями.
–– Мадмуазели! - обратился Сергей Иванович к мадмуазелям, –– Как нынче прошёл ваш день, каковы успехи ваши в ученье, в науках естественных и музыкальных?
–– Наша историчка совсем чокнутая, всему классу влепила двойки! –– сообщила степенная Мария Сергеевна.
Однако родителя такой ответ совсем не обрадовал.
–– Машенька, как же вы можете в таких выражениях отзываться о вашей преподавательнице? Я вам настоятельно рекомендую немедленно сменить тон и излагать свои впечатления всенепременно уважительно, как и подобает юным благовоспитанным девицам.
–– Хорошо, папенька, я постараюсь.
–– Так и по какому же поводу ваш класс получил неудовлетворительные отметки?
–– Я же говорю, у неё – маразм!
Тут Сергей Иванович крякнул от неудовольствия, убедившись, что не так просто научить девиц хорошим манерам и, почесав в затылке, решил пока оставить Марию Сергеевну за её занятием.
Анна Сергеевна в это время усердно делала записи в тетради. Это было более чем удивительно, потому как старание и усидчивость были совсем не в её характере.
     Поразившись такому обстоятельству, глава семейства молча отправился на кухню, где Ольга Ивановна, стряпала ужин и одновременно наблюдала соревнование по большому теннису.
–– Что вы, Ольга Иваньевна, этакое смотрите? – поинтересовался Сергей Иванович.
–– Я же вас не спрашиваю, где вы до этих пор пропадать изволили, Сергей Иваньевич, так что и вы не донимайте меня своими расспросами, –– ответила ему занятая супруга и отвернулась к телевизору.
Но Сергей Иванович возмутился таким несправедливым на его взгляд обращением.
–– Помилуйте, это я-то пропадал? Тружусь, понимаете ли, на службе как самый что ни на есть распоследний каторжник, и какие после этого я слышу слова благодарности? Извольте объясниться.
Ольга Ивановна, будучи женщиной серьёзной и нравной, подобного тона по отношению к себе не терпела и, сердясь, в выражениях не стеснялась:
–– И какие же такие слова благодарности вы надеетесь услышать, милостивый государь? Вы посмотрите, как другие люди живут, какие по телевизору усадьбы показывают. Вы нас в такие хоромы когда переселите? Вот когда переселите, тогда и слова благодарности услышите, и пиво я вам каждый вечер пить позволю!
     Подобные слова глубоко ранили Сергея Ивановича, так как и сам он давно мечтал о большом доме с верандой, мансардой и большой кладовой, где можно было бы хранить старые вещи, которые выбросить жалко. Переделкину было особенно обидно потому, что он прекрасно понимал: с его-то жалованием мечтать вредно.
     В былые времена надеялся Сергей Иванович, что его супруге, обладающей недюжинными умениями в русской словесности, вполне по силам создать литературное произведение, способное принести всеобщее признание, а так же и некоторое материальное вознаграждение. Супруга же к своим способностям относилась очень скептически, а потому отвечала Сергею Ивановичу примерно следующее:
–– Ежели вы, дорогой мой супруг, считаете, что это так просто, взять и написать что-либо стоящее, возьмите да и сами попробуйте. А потом уже и станете говорить.
     Сергей Иванович из-за таких слов безмерно расстраивался, так как не имел он необходимых навыков, ведь ранее в школьных испытаниях его сочинения зачастую оценивались как неудовлетворительные.
–– Эх, Ольга Иваньевна! –– только и смог сказать Переделкин.
Выйдя из кухни, грустный Сергей Иванович сходил потихоньку в холодильник за пивом и привычно устроился около своего компьютера. Тяжело вздохнув, он открыл контрафактный Microsoft Word и начал печатать...


Рецензии
Добрый вечер!
Итак, мы имеем такой результат:
ЗАДУМКА: у рассказа об обыденности семейного быта, стилизованного под классику конца XIX – начала XX вв., есть своя изюминка и, соответственно, больше шансов на успех, чем у такого же рассказа, написанного обычным языком. Откровенно говоря, Проза.ру изобилует миниатюрами, рассказами, новеллами (далее подставляем любой жанр на ваш выбор) на тему любви, расставаний, семейных отношений… Чтобы действительно привлечь внимание читателя, произведение должно быть необычайно ярким по содержанию или иметь какую-то особенность в изложении. В «Сергее Ивановиче, становящимся писателем» сложно найти какую-то глубокую, берущую за душу философию, а вот форма, игра со словом интересны, особенно для любителей классики или для увлекающихся пародией. Подозреваю, что рассказ и задумывался как развлечение, поэтому задача повеселить читателя с успехом выполнена.
ОБРАЗНОСТЬ: на мой взгляд, автору хорошо удалось передать рутину семейного быта, недовольство супругов друг другом и общей жизненной ситуацией. В то же время в рассказе ощущается домашний уют обыкновенной семьи. Девочки Маша и Аня, разбивающие размеренную атмосферу добропорядочного семейства замечаниями «Наша историчка совсем чокнутая», «Я же говорю, у неё – маразм», заставляют посмотреть на современную культуру словно из глубины веков и, возможно, у вызывают у кого-то ностальгию по сдержанному XIX веку, когда по улицам ходили гимназисты и воспитанницы домов благородных девиц. А лично мне захотелось услышать подлинную речь школьников того времени и понаблюдать, где грань между действительно более высоким уровнем культуры того времени и нашими нынешними стереотипами о ней.
ЛОГИЧНОСТЬ: Органичное произведение, нарушений в логике и в связности не обнаружено.
СТИЛЬ: веселая стилизация под классиков XIX в. Современная лексика удачно переплетается с устаревшими выражениями («дражайшая супруга», «благонравные девицы», «музыкальные экзерсисы»): такой прием, на мой взгляд, априори означает иронию. В скобках: мне показалось, что в становлении литературного языка автора немалую роль сыграл А.П.Чехов. Единственное замечание - язык первого абзаца кажется скорее канцелярским, чем старинным. Возможно, это происходит из-за того, что приходится употреблять слова типа «администратор», «программное обеспечение»; в сочетании с плавным синтаксисом «старого» языка они дают эффект «канцеляризма».
Хочется отметить особенно удачные отрывочки:
+ «Надо отметить, что в квартире Переделкиных зала выполняла по необходимости роль кабинета, гостиной, детской, музыкальной, изредка столовой и ежедневно опочивальни»
+ «Мария и Анна звёзд с неба не хватали, но отметки в школьных табелях имели хорошие»: школьные табели замечательны!
+ «Как нынче прошёл ваш день, каковы успехи ваши в ученье, в науках естественных и музыкальных?»
+ Ольга Иваньевна и обращение супругов на «вы» (и «папенька» в устах Марии).
ГРАМОТНОСТЬ: с грамотностью все в порядке, но есть пара незначительных ремарок:
- «Анна Сергеевна с рождения обладала сильным голосом»: запятая не нужна
«предавалась она увлечению японской анимацией более чем музыкальными экзерсисами»: я понимаю, что «музыкальные экзерсисы» согласуются с «увлечением», но они разделены таким длинным словосочетанием, что связь нарушается. Советовала бы переделать фразу.
- «–– Мадмуазели! - обратился Сергей Иванович к мадмуазелям»: неоправданный лексический повтор.
- «Сергей Иванович сходил потихоньку в холодильник»: прямо так и сходил в холодильник? Может быть, слазал в холодильник, совершил на него набег или сходил в кухню к холодильнику с пивом?

В качестве заключения скажу, что в отсутствии мысли обвинять рассказ нельзя, мысль есть, и очень хорошая (о бережном отношении друг к другу), но лично для меня «Сергей Иванович» интересен в первую очередь формой (стилизацией) и атмосферой уюта.
Творческих успехов!
С уважением, Ксения.

Обстоятельные Субъективные   06.11.2010 19:32     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Ксения, за рецензию!
Приятно упоминание классика в рецензии на свой текст :) Однако на стилизацию подтолкнул вдруг вспомненые (и перечитаные ради этого) "Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Согласен насчёт замечания про холодильник, но против мадмуазелей, т.к. повтор умышленный.
И ещё, думаю, если вы добавите в рецензии свою эмоциональную оценку произведения и всем будете добавлять "Х из 10-ти баллов", это будет ещё более информативней.
Ещё раз благодарю за работу!
C уважением, Сергей.
P.S. "Зверь" не читайте, отнесёте к "ужасам" :)

Сергей Иваныч   07.11.2010 10:51   Заявить о нарушении
Насчет мадмуазелей - была мысль, что Вы специально так написали.
Спасибо за мысль насчет десяти баллов. Я, конечно, стараюсь оценивать, основываясь не только на эмоциях... Гм, можно две шкалы: одна чисто эмоциональная, а вторая - вроде как аналитическая. :)

Обстоятельные Субъективные   07.11.2010 11:45   Заявить о нарушении
Да, ваш "технический" анализ заставляет с доверием относиться к вашему эмоциональному. Всегда интересно выслушать собственное мнение человека вызывающего уважение :)

Сергей Иваныч   07.11.2010 11:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.