Уроки Холокоста и демократия

    Принято считать, что Государство Израиль – это ответ на попытку германского нацизма уничтожить европейское еврейство. Поскольку одним из причинных факторов Катастрофы была его безгосударственность и беззащитность, усугубленные всеобщим ущемлением прав человека в условиях тоталитарных и недемократических режимов. Ведь именно с нарушения прав человека – принудительной этинической идентификации граждан и создания группового этнического «образа врага» – еще задолго до газовых камер и печей в лагерях смерти и началась Катастрофа.
    Можно было думать, что существование народа в независимом (и демократическом) государстве – гарантия его благополучия и процветания. Особенно, когда речь идет о евреях, которые, по распространенному мнению, являются высокодаренным, инициативным и предприимчивым этносом. Ведь единственное, в чем  они нуждались – это государство.
    Однако, как оказалось, жизнь евреев-израильтян в собственном доме – едва ли не более опасна и неустроенна, чем евреев диаспоры. Что вряд ли можно объяснить только существующим в мире антисемитизмом (даже если отождествлять его с юдофобией, глобализмом, антиизраилизмом и здравым эгоцентризмом «антисемитской Европы». Если, конечно, в умопомрачении, согласиться с этим эпитетом). Причина, видимо, и в степени соответствия «природы» Государства Израиль и израильской демократии вызовам Катастрофы.
    Как известно,  из множества разноплановых  «уроков Катастрофы» (материально-документальных, морально-нравственных, конфессиональных, социальных, политологических и др.) именно политологические позволяют оценить резистентность общества к возобладанию в нем ксенофобии, шовинизма, террористичесного мышления. Поэтому небезынтерсно проанализировать связанные с ними  специфические общественно-политические факторы в сегодняшних демократических государствах.
     К таковым факторам,  могут быть отнесены следующие (см. также список):
     ; юридическое признание Катастрофы (проблематично для стран бывшего СССР);
     ; включение объективной истории Холокоста в государственные образовательные стандарты (бывший СССР и Израиль);
     ; приоритет независимого государственного существования  в качестве «политической нации» перед  национально – общинным (еврейская диаспора);
     ;  демократическое устройство государства, в том числе: 
       - отсутствие во всех видах государственного учета населения расового  института «национальности» и использование общепринятой этатической трактовки политической нации как совокупности этносов, проживающих на территории государства (проблематично для стран бывшего СССР и Израиля);
       - наличие комбинированной партийно-мажоритарной избирательной системы (Израиль);
       - разделение государственных и религиозных институтов во всех сферах жизнедеятельности общества (Израиль);
       - разделение законодательной и исполнительной властей, исключающее совмещение парламентских и министерских постов (Израиль);
       - формальное равенство граждан на основе обшепризнаваемых прав человека (Израиль);
       - наличие Конституционного суда (Израиль);
       - наличие полнопакетного Основного закона - Конституции (Израиль);
       - приоритет в качестве внешне-политической доктрины принципа обязательности действующих решений ООН, международных соглашений, принципов взаимоотношений государств, примат общеполагающих и гуманитарных ценностей международного сообщества (страны бывшего СССР и Израиль).
    Как видим, эти «уроки Катастрофы» в наибольшей степени усвоены Западом (США), в наименьшей – Израилем. Что же касается стран б. СССР, то пока в его бывших республиках остается юридически не признанным сам факт Катастрофы, все попытки тамошних энтузиастов внедрить историю Холокоста в национальные образовательные стандарты (не говоря уже, об общественном сознании), бесперспективны. Ни к чему другому, кроме разного рода пресловутых «банкетов в честь Холокоста» это, конечно,  привести не может.
    Другими словами, многие из тех общественно-политических факторов, которые в свое время создали благоприятную почву для  Катастрофы, к сожалению,  и сегодня имеют место в странах  б. СССР  и в Израиле.  Этим, собственно, и определяются различие путей дальнейшего развития и становления гражданских обществ в странах «галута»  и в Израиле.
    США усвоили «уроки Холокоста» и спроектировли их на свое политическое устройство  и повседневное общественное сознание.  И теперь они могут позволить себе роскошь  создавать «индустрию Холокоста» (по определению Норманна Финекельштейна). То есть зарабатывать на трагедии деньги.  (Что, в общем-то, неэтично, но допустимо).
    Странам бывшего СССР такая роскошь пока непозволительна. Им еще только предстоит процедура юридического признания Катастрофы (с таким его малоприятным последствием, как открытие запоздалого судебного преследования многочисленных нацистских пособников из числа коренного населения.. Ведь, как утверждают, в коллаборационистских формированиях на территории бывшего СССР - типа «Перконкрустс», «Омокайтсе», ДНАС, Украинской вспомогательной полици и проч.  - состоял один процент населения страны).
    У Израиля же работы и того больше: радикальная политическая и законодательная модернизация общества.  Ведь, напомним, ООН, учредив в ноябре 1947 года два новых государства в подмандатной Палестине, одновременно взяла на себя обязанность контролировать и содействовать процессу их конституционно-законодательного и демократического строительства. Этот процесс, как известно, был прерван арабо-израильскими войнами и для палестинцев не был начат вообще. Другим же результатом этой печальной ситуации явилось архаичное расово-общинное израильское законодательство, беспрецедентное для демократических стран.
    Между тем, уместно здесь вспомнить слова проф. Мордехая Карминцера: «Права человека – это целый мир. Я пришел в него от Катастрофы. С моей точки зрения, теория прав человека и ее усвоение – главный урок Катастрофы и, возможно, единственный путь для обществ и государств удерживаться от их самого незначительного и контролируемого ущемления, с которого может начаться серьезная и тяжелая деградация. Я думаю, что права человека – это единственно ценностное сооружение, вокруг которого могут объединиться люди с самыми разными политическими, общественными и идеологическими взглядами. И они отвечают самым насущным потребностям, которые свойственны всем людям».
    Поэтому политическое преобразование архаичных законодательств государств «частичной демократии» (включая Израиль) в полноценный  конституционно-законодательный пакет, основанный на основополагающих документах международной хартии прав человека и апробированный американо-европейской демократией (лучше которой, как известно, несмотря на все ее несовершенства, в мире пока ничего не существует) и является сутью сегодняшней «цивилизации Холокоста». Соответственно, обоснование этого и составляет методологическую основу  «изучения Катастрофы будущими поколениями» и, соответственно,  предотвращения рецидивов государственного антисемитизма.

Приложение (список)

            Сопоставление «количества демократии» по странам:
                Запада (З), б. СССР (С) и Израиля (И)
               («+»- имеет место; «-» - не имеет   места)

1. Право на проживание в национальном государстве («политическая нация»)
                З +; С +; И +
2. Демократическое устройство государства (в минимальном пакете):
        а)   отсутствие этнического учета и основанного на нем законодательства
                З +; С -; И -
        б)   наличие комбинированной, партийно-мажоритарной, избирательной системы
                З +; С -; И -
             (после перехода на партийно-пропорциональную систему выборов)
        в)   наличие разделенных религиозных и государственных институтов
                З +; С +; И -
        г)   наличие разделенных законодательной и исполнительной властей
                З +; С +; И -
        д)   наличие Конституционного суда
                З +; С +; И -
        е)   равенство личных прав  граждан
                З +; С +; И -
        ж)   наличие Основного закона (конституции)
                З +;  С +; И -
        З)   признание общеполагающих и гуманитарных ценностей международного
             сообщества
                З +; С +; И - 

    Итого: (из 9 критериев): имеют место  (+) / не имеют место (-)
                Запад   +9/-0
                б. СССР +7/-2
                Израиль +1/-8
 
    Написать автору:

    bethshoah@013.net.il

    д-р (доцент)  Юрий Ляховицкий,
    директор Института изучения Катастрофы
    и политической истории —
    Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям (Израиль)


Рецензии