Леонид Быков

Грани и кадры


12 декабря 1928 - 11 апреля 1979
Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист УССР (1974).

Трагически погиб в автокатастрофе под Киевом, не успев снять фильм «Пришелец».

Сама естественность на экране. Редкое сочетание комедийности с драматизмом, не только вихрем сменяющих друг дружку, но и скрученных, в искрящийся перехлест. Одновременно и при этом… органично! Недаром, он так любим народом, не зря - и зрительское постоянство при бессчетных показах как режиссерских вершин, так и проходных (для него!) ролей. Практически всё сыгранное и поставленное угодило в «золотой фонд». Говорят, он не переносил несправедливости – Тогда. Но, думается, сегодняшнее тотальное бесСовестие угробило бы его без всяких роковых дорожных аварий. Он был неподкупный, но без идеологического фанатизма во взоре.
Да, не дожил, но сделал Всё!

Когда я был маленьким и уважал «богатырей», этот тщедушный, неказистый мужичок не вызывал мальчишеского уважения. Мы ж до 14-ти Портосы. Позже разглядел, какая при столь «недородной стати» жилистость, пластика, подковка во всем! Еще поздней осознал: и это еще не главное. Главное – лукавый острый ум, плутоватая дерзость, незаметно (!) переключающая деревенского сорви-голову («Максим Перепелица» 1955) в режим тихого героя-подводника Алёши Акишкина («Добровольцы» 1958), «батяни-комбата», а вернее командира 2-й летной «поющей» эскадрильи капитана Титаренко («В бой идут одни старики» 1973).

Но по жизни он «армейский старшина» с погонами ефрейтора Святкина из «Аты-баты»…(со званиями и вне экрана не везло), который, если надо, если сковырнуть статус и оставить гольное нутро, поважнее генерала будет! И уж любимее не в пример!
Раньше не принято было (и часто до обидного не по делу) бросаться словами «великий». Сейчас незазорно и собутыльникам по тусовке «гениев» жаловать. Леонид Быков в тусовке при жизни не замечен, в кино-академиках также не числился, а великим и народным без кавычек стал. Как-то так, сам собой…

А кто, спросите, тот судья, которому так верю? Время! Самый надежный и бескомпромиссный защитник «неординарных» наших «чудиков». П. Алейников. А. Смирнов. Г. Бурков. В. Шукшин… иногда им улыбалось повстречаться. Чаще поздно, но все же. Шукшин нашел Буркова, и у обоих что-то вспыхнуло по новой, а заряда хватило до конца, увы, обоюдно безвременного.

Великан кинокомедии Алексей Макарович Смирнов (1920-79) тоже нашел своего «чудика всех жанров» Леонида Федоровича Быкова. И на склоне лет приобщен им был к драме. И завязалась у них дружба, достойная романа с, увы, печальным, романным же, эпилогом.
 
Быков погиб, а Смирнов не пережил вести об этом. Но оба плывут по волне памяти миллионов.
 
Спасибо, «старики», не вернувшиеся из боя!


Из биографии («Кино-Театр.Ру»)

Родился в селе Знаменское Донецкой области. В 1929 году родители переехали в город Краматорск, где Быков окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного ДК имени В.И. Ленина. Во время Великой Отечественной войны Леонид вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для лётчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц.

Закончив актёрский факультет Харьковского театрального института в 1951 году (курс Д.И. Антоновича), Леонид Быков попал в труппу Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко, в котором проработал до 1960 года.
 
В 1960-1968 годах — актёр и режиссёр киностудии "Ленфильм", с 1969 года — актёр и режиссёр Киевской киностудии имени А.П. Довженко. В 1952 году он сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссёров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко "Судьба Марины". Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко.

В 1954 году режиссёры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на роль Пети Мокина в свою картину "Укротительница тигров". Фильм имел огромный успех у публики. С этого момента имя актёра Леонида Быкова стало известно всем. Между тем почти одновременно со съёмками в "Укротительнице" на том же "Ленфильме" Быков снимался в другой картине, где ему уже досталась главная роль. Это была картина Анатолия Граника "Максим Перепелица". Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. Быков активно снимается, правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актёру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску, поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана.

Фильм "Алёшкина любовь" вышел на экраны страны в 1961 году. Быков сыграл в нём одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест среди тогдашних советских звезд. С 1961 по 1964 год на счету Быкова было лишь несколько ролей в фильмах: "На семи ветрах", "Когда разводят мосты", "Осторожно, бабушка!".

В 1961 году Леонид Быков пробует себя в режиссуре — вместе с режиссёром Гербертом Раппопортом он снял короткометражный фильм "Как верёвочка ни вьется...". В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию "Зайчик", в которой сыграл главную роль.

Яркие роли в кино: Лев Захарович («Чужая родня» 1955), Жуков («Рядом с нами» 1957), Алёшка Акишкин («Добровольцы» 1958), Алёша танкист («Майские звёзды» 1959), Туз («»Сора в Лукашах» 1959), капитан «Зюйд-Веста» Ричард («Когда разводят мосты» 1962) и др.


Рецензии
Спасибо за рассказ о любимом актере!
С уважением,

Игорь Лебедевъ   23.12.2012 18:11     Заявить о нарушении
Благодарю, Игорь!
Жму руку!

Владимир Плотников-Самарский   23.12.2012 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.