Железнодорожная история

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МИНИАТЮРА

     15. 08. 2007 г. поезд «Абакан-Москва» медленно отходил от перрона. Вот мимо прошло здание вокзала, за ним жилые дома, потом пригород… В очередной раз я уезжал из Хакасии, увозя с собой новейшие впечатления от путешествий по горам и по берегу Енисея. Скорость поезда нарастала, и соответственно менялось моё восприятие – плавно-тягучие расслабленные мысли исчезали, уступая место внутреннему наблюдателю. Неожиданно по соседству началась какая-то суета.
- Не хотите ли перейти? А мы с другом ваши места займем? – спрашивал какой-то парень с места напротив.
- С каким другом? – ворчливо отвечала бабушка.
- Да вон стоит. Мы вместе хотим ехать.
- Ой, дитятко, не приставай ко мне У меня вещи тяжелые, таскать неохота.
- Да мы перенесем
     Я достал из сумки книгу и переключил своё внимание на текст, игнорируя свою соседку. Это была девушка, которой тоже досталось боковое место, только нижнее и теперь мы сидели вместе за столом, образованным из сложенной койки. Пока что я не вступал в разговор. Есть, конечно, люди, которые в подобных ситуациях чувствуют себя обязанными что-то судорожно говорить, напряженно вспоминают подходящие анекдоты, или забрасывают соседа вопросами… Но – зачем? У меня есть мои мысли, книга… Кроме того, было и важное дело – я составлял характеристику своего товарища Влада. Дело это было сугубо добровольное – просто накопилось много информации, и её уже давно следовало обобщить. Влад не был ни крупным общественным деятелем, ни светилом медицины, ни даже кинозвездой – он был простым философом… Причем не только по жизни, но даже и официально. «Ну и что с того?» - презрительно спросит какой-нибудь читатель, мало уважающий умственный труд. Конечно, Влад пока что не возымел массовой популярности, у него не было ни собственной виллы на Канарах, ни мерседеса, он не мог себе позволить соколиную охоту… Ну и что с того? Да, мой товарищ был всего лишь философом, однако каким Противоречивым. Вдумчивым. Мастером абсурда. В общем, сложной личностью… Пожалуй, с этого и надо начинать.
     Составив несколько абзацев, я отвлекся, чтобы провести рекогносцировку окружающего мира. Слева теперь сидела целая команда молодых людей студенческой внешности и оживленно переговаривалась. Похоже, все они ездили на какую-то экскурсию, и теперь возвращались домой.
- Который час? Что, едем уже? – послышался хриплый голос. Он принадлежал заспанному парню, который, похоже, проник в поезд раньше всех и сразу же заснул. Теперь его разбудила воцарившаяся рядом  активность, и он протирал глаза, зевая и почесываясь.
     Студенты оценивающе уставились на него – теми взглядами, которые обычно направляют представители молодежного массового сознания на незнакомого человека. Спавший пассажир потянулся и пробормотал несколько банальностей по поводу погоды. На вид он был старше своих соседей – лет примерно за 30, а одет был в самое что ни на есть демократическое – шорты и футболку. Поразмыслив, студенты явно решили, что статус парня невысок и переключили внимание на междоусобный разговор.
     Такая вот ситуация, подумал я, – слева компания молодёжи, прямо напротив – юная особа, справа – улетающие вдаль степи Южной Сибири. Природа и социум, трава и массовое сознание…
     Вскоре спавший парень вышел умыться, а его соседи завязали горячий спор на тему о том, сколько нужно денег для житья.
- Ну, 10 тысяч в месяц – это неплохо. – сказал первый.
- Да ты чо?! – возмутился второй.
- Ну, а 15 тысяч? – с сомнением произнес третий. – Если в месяц, можно прожить?
- В Москве точно нельзя. – с глубочайшим убеждением произнес второй.
- Ну, а если совсем скромненько?
     Все дружно задумались.
- Если на еду только…
- Далеко едете? – спросил я у своей соседки.
     Девушка повернулась ко мне, и открылись шлюзы. Оказалось, что её зовут Людмила, и что она запомнила массу подробностей из своего путешествия по Саянскому хребту, из которого она и возвращалась. Не прошло и часа, как я узнал о таинственной Туимской пещере, холодных горных озерах, карликовых горных березах и ночных кострах с гитарными песнями. Наконец, я улучил момент и рассказал о себе. Точнее, не о себе, а о ярких моментах своей поездки – о восхождении на гору, походе к медным озерам и экскурсии по берегу Енисея.
- Привет Ты здесь? – к нам подошла ещё одна юная особа и с улыбкой воззрилась на Людмилу.
- Да, я здесь. – ответила та.
     Подошедшая девушка оказалась соратницей Людмилы по её горным приключениям. Осознав, что они не прочь обсудить свои впечатления, я великодушно уступил своё место и взобрался на верхнюю полку. Оставшиеся вечерние часы я решил посвятить спокойным размышлениям.
     Между тем вернулся заспанный парень. Он совершенно преобразился, и началось что-то интересное. Будучи невольным свидетелем происходящего, я всё больше думал, что передо мной разыгрывается настоящий спектакль. После первых же его фраз, обращенным к соседям, первое впечатление о нм как о неуклюжем любителе поспать исчезло. Моментально стал складываться новый образ – образ этакого джентльмена с налетом артистизма и претензиями на аристократичность. Особенность была ещё и в том, что всем  своим поведением, в том числе даже и интонацией, наш сосед по поезду сильно напоминал одного моего бывшего сокурсника П. У.
- Я сам из Тувы еду, был там у друга на свадьбе… - объяснял Святослав – двойник П. У. - Там у них минеральные источники, из которых вода течет – «Архыз» называется… Я этой воды напился, так три дня жидкий стул был… Надо было неделю пить – для тотального исцеления, а я только три дня пил…
     Да, в этом вкрадчивом голосе также чувствовалось некое глубинное самодовольство, особая самоуверенность, основанная не на каких-то там физических данных, а на… впрочем, пусть читатели догадываются сами.
     Святослав быстро стал душой новоиспеченной компании, а молодые люди охотно приняли его неформальное лидерство – они смотрели на него во все глаза, будучи полностью захваченными чарами его обаяния.
     Похож ли он на Владислава? – размышлял я. Ведь Влад тоже умеет думать – причем похожим образом. Конечно, были и отличия. Возьмем характерный образ его мышления. Порой он мыслил достаточно упорядоченно, но иногда мысли Влада разбегались, и он начинал бегать за ними – то вскакивал на одну, то перепрыгивал на другую. Да, мыслящего Влада вполне можно было уподобить джигиту, обладающему некоторым опытом наездничества, только излишне торопливому и беспокойному. Кого же напоминал Святослав? Я дал сигнал своему подсознанию, и оно выдало следующий образ. Джунгли, тяжелый сырой воздух, крики обезьяньего стада… По воздуху быстро и в то же время как-то медленно движется эдакий орангутанг-сибарит, - он расслабленно хватает то одну, то другую лиану, а его сородичи завороженно наблюдают за ним, также изредка совершая скупые движения, но гораздо более неуклюжие и механические. Вдали слышатся крики попугаев, рев слонов и тигров, высоко вверху палит жаркое африканское солнце, а где-то глубоко под землей… Так, это уже другая тема. Я вновь сопоставил оба образа и решил внести поправку. Теперь Влад мерно скакал только на одной лошади, и задумчиво смотрел куда-то за горизонт, а Святослав висел, держась за одну лиану и растерянно озирался в поисках другой… Да, они могли быть и такими.
- Сам я из Одессы, а живу в Москве… два года учился в школе-студии Олега Табакова. – сообщал между тем наш артистичный попутчик. – Много чего повидал… Видел однажды эту, которая в «Прекрасной няне»… Смотрю, стоит – вся улыбается – ну, как фильме. Я ей – «здравствуйте», она такая расцвела – «здрасьте». Ну,  дальше пошел, чо – не знакомиться же.
     Молодые люди с напряженным вниманием смотрели на собеседника, чей статус только что неизмеримо возрос в их глазах. И само собой разумеющимся прозвучало предложение Святослава приступить к вечерней трапезе.
     Глядя за окно, на мелькающие деревенские дома, я кое-что вспомнил и усмехнулся. В далеком детстве я так же проезжал мимо другой деревни и увидел необычный, всего лишь одноэтажный дом. И в тот момент меня осенило – это же избушка-на-курьих-ножках Так вот где живет Баба-Яга И некоторое время спустя я пребывал в уверенности, что совершил важное открытие. Тогда, в детстве, это казалось вполне реальным – примерно как сейчас для многих взрослых людей вполне реальными являются пришельцы с иных планет. Не раз и не два среди случайных знакомых мне встречались люди, захваченные идеями межкосмического общения – во многом такую массовую увлеченность можно объяснить широким тиражированием соответствующей литературы. Один из самых известных пишущих на эту тему авторов – некий А. Прийма, работы которого уже лет пятнадцать усеивают ларьки и книжные магазины. Примечательно, что названия его книг крайне интригующие – «Хроника необъяснимого», «Величайшие тайны и загадки Вселенной», «Прорыв в неизведанное», «Таинственные факты и события» и т. д. Философская подоплека книг Приймы сводилась к нехитрой морали: «никогда не здоровайтесь с незнакомыми инопланетянами». Здесь скрыта несправедливость: как же тогда вообще с ними знакомиться?..
     Пока я размышлял на эти темы, на столике напротив появились нестройные ряды бутылок с пивом, а также различные съестные припасы.
- Девушка, а можно позаимствовать вашу соль?
     Людмила прервала изложение своих ощущений и посмотрела на Святослава
- Да, конечно.
     В моем сознании мгновенно вспыхнула ассоциация. Соль – это приправа. А из приправ Владислав больше всего любил… конечно же, кетчуп Он тщательно выбирал его из множества сортов в магазине, примериваясь как истинный гурман, всецело поглощаясь… впрочем, эта тема недостойна отдельного повествования. Единственное, что следует подчеркнуть – кетчуп привлекал моего товарища вовсе не своим кровавым цветом – это точно. Влад вообще как-то высказал мысль о всеобщем миролюбивом устремлении большинства людей, о том, что к насилию их вынуждает лишь социальная система… Какая глобальнейшая идея, открывающая новые пространства в областях психологии, философии, медицины, и биологии – сразу же подумал я. Но Владислав не стал развивать эту мысль. Он загнул её, словно проволоку и оставил валяться на дороге – перекрыл шланг, завязал узел, повернул ключ в замке… Что ж, видимо, моя миссия – в том, чтобы разогнуть упомянутую мысль.
     И я взялся за дело. «Желания» - написал я. – «Всё дело в желаниях. Когда они слишком сильны, возникает идеализация – повышенная значимость какой-либо ценности. Такой ценностью может быть как материальный предмет, так и нечто виртуальное – идея, образ, человеческие качества и т. д. И вот именно ради защиты своей идеализации человек может решиться на насилие, агрессию»…
- Однажды я снимался в массовке для клипа Земфиры. – изрекал тем временем Святослав. - Бегали с голыми ногами вокруг стадиона – всю ночь Представьте – двести человек так бежит... Да, это было величайшее…
     Вскоре после этой и подобных ей историй, Святослав решил организовать распитие стоящих рядом напитков.
- Девушка, а у вас есть стаканы?
- Есть.
- Девушка, вы будете просто супер, если их нам одолжите. Мы потом помоем
- Пожалуйста.
- Спасибо, девушка, вы супер
     Эти посудные дела вызвали у меня новые воспоминания. Однажды ко мне на кухню должны были подойти Влад и Митя. Митя задержался в коридоре, чтобы что-то упаковать, и Влад первым вошел в ванную – чтобы помыть руки. Оттуда раздались резкие звуки, и вскоре Влад предстал перед нами мокрый и чем-то явно довольный. Ход событий вскоре был восстановлен. Оказывается, Влад был введен в замешательство нашим новым краном, ручка которого поворачивалась во всех плоскостях. Не зная, как подступиться к нему, он раздраженно хмыкнул и вдарил кулаком по ручке. Тут же из душевого шланга брызнула струя воды, обдав моего товарища водой – к счастью, холодной. Это обстоятельство удивило Влада, побудив его также поделиться испытанными чувствами. Доволен же он был комизмом ситуации, а отнюдь не водной процедурой.
- А у вас есть нож? Можно нам его? На время, конечно.
     Да, сколько же оказий выпало на долю несчастных. Забыть соль, стаканы и нож Всё клонилось к тому, что сейчас начнется знакомство.
     Я мысленно перебрал возможные варианты. Существует немало способов спросить у человека имя. Можно, например, вежливо осведомиться с галантным поклоном, или побудить собеседника представиться самому, или же просто потребовать его сказать – например, выдохнуть прямо в лицо: «ну, как тебя звать-то?».
     Святослав спросил имя как бы невзначай, между делом:
- Спасибо, девушка, вы просто супер.. Кстати, как вас зовут?
- Людмила.
- Людмила, хотите пиво?
- Нет, спасибо. Мы - только чай.
     Святослав с еле заметным разочарованием отвернулся к своим новым друзьям, которые уже начали подкреплять свои силы вышеупомянутой коричневой жидкостью.
     Вскоре силы были подкреплены, и беседа моих соседей приобрела более задушевный характер.   
- Давайте тост – развязным тоном произнес один из них, по имени Михаил.
- Давай, Юра, говори тост. – поддержал идею Святослав, - в его голосе также звучала свойская фамильярность, а также слегка искусственная отеческая забота.
- Я – хочу – выпить.. – с трудом выговорил Юрий. - Я – хочу – выпить!!
- Потише, потише…
- Я… хочу… выпить..
- Ты потише – повторил Святослав заботливо.
- Выпить за… за… - студент никак не мог совладать с заплетающимся языком.
     Святослав приобнял Юрия за плечи, и отеческая забота перешла в опёку.
 – За кого ты хочешь выпить?
- Я хочу выпить…
- За дружбу?
- Нет Я – хочу выпить – за Людмилу
     Людмила тихо рассмеялась, на мгновение оторвавшись от своей беседы.
- Людмила, вы уверены, что не хотите пива? – спросил Святослав мурлыкающим тоном.
- Нет, спасибо. – твердо ответила та. – Мы – только чай.
- Девушки, а что вы такое пишете?
- Да стихи…
- Что?
- Стихи, о нашем путешествии по Саянам. – ответила Людмила
- Дайте почитать?
- Темно же…
- Ничего, у меня стопроцентное зрение.
     Святослав взял листок со стихами, и стал медленно читать по слогам. Получилось не очень вразумительно, - оказалось, что его зрение всё-таки нуждается в свете.   
- Ну ладно, завтра прочитаю…
     И все постепенно стали укладываться спать. Под нами мерно стучали колеса, а за окном в сумерках проносились теперь уже слабо различимые природные и сельские пейзажи…
     Начинался новый день. Было 10 утра, но проснулось всего трое – я, Людмила и студент Михаил. Позавтракав, я решил заняться книгой, взятой в дорогу – сборник философских анекдотов. Схожую деятельность вели и остальные - я читал свою книгу, Людмила изучала газету, а Михаил – этикетку пивной бутылки. При этом время от времени он поглядывал на девушку, явно раздумывая, что бы такое сказать. Но, судя по его молчанию, на ум пока ничего не приходило. Михаил осознавал - перед ним не какая-то там разбитная чувиха, лихо поглощающая алкогольные напитки и активно выражающаяся. Нет, перед ним – нечто другое… Как же к такой подступиться?..
     Отметив про себя эту забавную ситуацию, я подумал о том, сколько же таких случаев возникало в этом вагоне раньше… Для меня такое было довольно типично – во многих явлениях я высматривал исторический ракурс. Например, в детстве я коллекционировал имена представителей всевозможных династий – царей и императоров, тщательно записывая их в тетради вместе с годами жизни и правления. Причем это историческое собирательство коснулось и быта – я записывал интересные случаи из школьной жизни, переписывал редкие книги, а одно время даже вел дневник Задумавшись о хронологии, я отпустил свои мысли на волю… временно, конечно. В 1910 году, в возрасте 82-х лет, в железнодорожном путешествии заболел Лев Толстой, сошел на станции  Астапово и через десять дней умер. Об этом я как раз недавно где-то читал. А ведь если бы не это злосчастное воспаление легких, подхваченное в поезде, Льву Толстому могло бы сейчас исполниться 178 лет… Правда, не все были бы рады такому повороту. Например, известный церковный деятель, писатель и Святитель Земли Русской Иоанн Кронштадтский, узнав о болезни Толстого, молился такими словами: «Господи, не попусти зловредному еретику и писателю Льву Толстому исцелиться». Это я прочитал недавно, в книге православного публициста Андрея Кураева…
     Так, ладно. А что вообще происходило в мире в 1910 году? На старца Григория Распутина готовили очередное покушение, Германия мечтала о колониализме, жители сибирской тундры отмечали вторую годовщину падения Тунгусского метеорита, Адольф Шикльгрубер рисовал картины, Альберт Эйнштейн придумывал теорию относительности, а Шерлок Холмс успешно имитировал пчеловодческую деятельность…
- Людмила, хотите сырок? А то я сладкое не очень люблю.
     Людмила подняла взгляд от кроссворда.
- Сейчас не хочется, спасибо.
     Михаил задумался на секунду, а затем перешел к решительным действиям - ни слова не говоря, положил свой сырок перед Людмилой на стол. 
- Спаси-ибо. – Людмила рассмеялась и отложила сырок в сторону.
     Я позволил потоку ассоциаций свободно течь дальше. Сырок… молочные продукты… коровы… стадо… толпа… зрители… зрелища… М-да, я же недавно видел отрывок из музыкального концерта, который показывали по телевизору. Всё-таки популярность классической музыки сохраняется, несмотря на ажиотаж массового сознания по поводу Майкла Джексона, Стинга, и других популярных современных исполнителей… Есть, конечно, и категорические противники «попсы»… Тогда я ещё не знал, что через пару недель в религиозных кругах начнутся волнения по поводу известия о предстоящем концерте американской певицы Мадонны, и в новостях Интернета появится сообщение, что Общество Православных Хоругвеносцев проткнуло осиновым колом Мадонну – в знак протеста против её приезда в Москву. Точнее, не саму Мадонну, а её портрет.
- Сырок… - донеслось до меня из окружающего мира.
- Что?
- Вы сырок-то съешьте. – это Михаил счел необходимым напомнить о назначении своего дара.
- Я потом, спасибо.
     Еда… питье… материальные потребности… экономика… Не знал я и о том, что в начале октября, после введения Россией экономических санкций против Грузии (по-американски «Georgia»), в Интернете появится заметка «Русские в Georgia?! Америка в шоке...». А также не знал я, что прочитав эту заметку, приму решение включить её в рассказ о своих железнодорожных буднях… Вот это сообщение: «Прочитав интернет сообщения о том, что Россия блокирует нечто под названием Georgia, простые американцы запаниковали. Русские войска в американском штате Georgia? Такого американцам и в страшном сне не могло присниться.
Тут же, в связи с американским кошмаром, был организован интернет-чат. Граждане США начали обсуждать сложившуюся ситуацию и вносить предложения, что можно сделать.
Вот некоторые объявления на портале Yahoo! News.
Житель США с ужасом спрашивает "Что делают русские войска в Атланте, (столица штата Джорджия)?". "Мне нужны ответы, черт возьми", - требует другой. "Это действительно ужасно, даст бог, они уйдут", - успокаивает третий.
Один из интернет пользователей в отчаянии предложил разбомбить штат Georgia. "Так это значит, джорджинцы продались коммунякам? Давайте нанесем по ним ядерный удар".
Проанализировав ситуацию, американцы пришли к выводу, что юг США теперь оказался в сложном положении. Впрочем, они так и не поняли, как солдаты Путина оказались в Джорджии».
- Людмила?
- Да?
- А можно ваш кроссворд почитать?
- Хе… конечно, берите.
     Михаил с торжествующей улыбкой взял газету и стал её читать. Возможно, что его хитроумная махинация с сырком была проделана именно с этой целью?..
     Хорошо. Я решил вернуть сознательный контроль над своим мышлением. Пора сосредоточиться на составлении характеристики Владислава. Что бы ещё такое о нем вспомнить? Мой взгляд остановился на бутылках и шелухе от семечек, которые красовались на столике соседей. Так, так… А ведь отношение моего товарища к мусору было достаточно незаурядным… И я вспомнил одну историю.
     Однажды Влад обнаружил у себя в комнате общежития огромный плакат, и порвал его в клочья. Конечно – не сразу, сначала он поиграл с ним в лабиринт, причем не в одиночку. В этом действе участвовал и Митя – его однокурсник и закадычный товарищ, - вместе они свернули плакат в гигантский рулон, залезли туда и принялись искать выход, спасаясь от грозного Минотавра. А затем безжалостно изорвали лабиринт в клочья… Как же оценить сей акт? Зачем Влад содеял всё это? Был ли его поступок вызовом всему обществу, знаком протеста, какой-то манифестацией или же просто беспричинной дерзостью? Кто знает, кто знает… Выводы делать трудно из-за недостатка информации, а также в связи с явной небеспристрастностью источников… Дело в том, что сам я не был очевидцем упомянутых событий, а их описание составлено по личным воспоминаниям самого Влада. А так как происшествие произошло уже давно, мой товарищ не мог поручиться за надежность своей памяти, за то, что он не упустил какие-то мелкие, но чрезвычайно важные детали…
- Знаешь, как называется «боязнь высоты»? – это Михаил обращался к Юрию, который как раз проснулся и продирал глаза.
- Чего?
- Эх, ты Агорафобия, во как.. А как будет «боязнь тесноты»?
- Да хватит тебе…
- «Клаустрофобия»
     Между прочим, а как Владислав относился к страху перед замкнутыми пространствами – насколько он был склонен отождествляться с этим чувством? Я принялся вспоминать, как мой товарищ вел себя в лифтах и подвалах – и вдруг понял, что вспоминать нечего. Ведь я просто-напросто не видел Влада в таких условиях… Хорошо, буду писать о том, что знаю… например, о… Мой взгляд упал на раздавленный помидор, лежащий на столике – несчастный овощ случайно оказался под книгами в моей сумке… А ведь это прекрасная тема - как Влад себя ведет в чрезвычайных ситуациях Хотя - я же этого не знаю… Влад при мне ни разу не попадал в экстремальные ситуации, если таковыми не считать случаи нарушения ночного режима, слишком долгого чтения и сидения за компьютером… Сосредоточившись, я вспомнил только один момент, относящийся к теме – Влад любил ощущать кончики столовых приборов – ложек, вилок и ножей. Но – вряд ли стоит упоминать об этом…
- А знаешь, как будет по-латыни «боязнь пауков»? – любитель кроссвордов продолжал мучить своего товарища. – «Арахнофобия»
    Но Юрий не стал восторгаться эрудицией Михаила, а лишь зарылся головой в подушку, пытаясь снова уснуть.
     Ну хорошо, в направлении Влада поток текста пока иссяк, подумал я. Возьму-ка да и напишу кое-что на общую тему – «Как люди реагируют на проблемы? Анализ стандартных вариантов поведения». Вот на затравку небольшая мысль по поводу первой реакции человека на проблему. Кто-то цепенеет, а кто-то суетится и нервничает, и лишь немногие выбирают спокойствие и хладнокровие, в этом состоянии разрешая все трудности… Кстати, вот еще одна прекрасная идея Ведь главное-то – именно состояние, в котором находится человек, от него зависят все его действия… Способ играет главную роль, он влияет и на качество и на количество…
     Я пришел в восторг от этой вспышки озарений. Характеристика Влада была временно отложена, и я начал составлять вереницу своих философско-эссеистических идей. Страницы моего блокнота быстро покрывались заметками о машинальности и осознанности, бытии и делании, зависимости и отрешенности, а также о причинности, целостности и диалектике… Когда я решил прерваться и оглядеть окрестности, выяснилось, что ситуация изменилась. Михаил закончил свои разгадывания, Юрий проснулся и теперь сам читал газету – видимо, ему больше нравилось разбираться с уже разгаданными  кроссвордами. Третий же студент, их товарищ, по-прежнему пребывал в состоянии сна – и так и остался в нем до самого Новосибирска. А у руля был снова Святослав – он неторопливо расставлял на доске шахматные фигуры, что-то вкрадчиво приговаривая. Фигуры, как и доска, были огромными – явно для того, чтобы произвести впечатление на зрителей.
- Ну что, ребята, давайте приступим. – радушно пригласил Святослав. – Садись, Юра.
- Да я не очень хорошо играю… - слабо запротестовал тот, откладывая газету.
- Садись, присаживайся. – повторил Святослав убаюкивающим голосом. – Щас проверим…
     Юрий присел и вскоре проиграл несколько партий подряд.
- Говорил же – не умею – воскликнул он, получив очередной мат.
- Ничего, бывает… - ласково сказал Святослав. – Чего только в этой жизни не бывает… Ну что, Миша, твоя очередь…
     Следующая партия также закончилась победой двойника П. У. Однако никто не расстраивался - Святослав умело управлял психическим состоянием своих попутчиков, плавно повышая и понижая интонацию, непринужденно меняя тембр и имитируя хозяйскую благожелательность… Этим он очень напоминал кота Матроскина из мультфильма.
- Ну что… произнес он, оборачиваясь. – Теперь очередь Людмилы, а?
- Ой – воскликнул та. – Я не умею…
- Это не важно… Вы просто попробуйте…
     Гипнотическое мурлыканье оказало своё влияние, и вскоре Людмила уже сидела перед шахматной доской, с некоторым недоумением рассматривая фигуры.
- Приступим… - произнес Святослав. – Да Или, как говорят в Туве – «е»
     Эта партия завершилась ещё более бесславно, чем предыдущие.
- Ничего. Ничего. – умиротворяюще произнес Святослав. – Давайте ещё. У вас неплохо получается.
    Вдохновленная Людмила улыбнулась и стала теперь тратить на обдумывание своих ходов больше времени. Этим воспользовался её противник.
- Проигрывать не всегда плохо, Люд-мил-ла. – заворковал Святослав, не отрывая взгляда от её лица. – Эх, Люд-мил-ла… Иногда мужчина берет женщину силой, не спрашивая её согласия. Он вдыхает её цветок, и цветок потом вянет… но это  мгновение Это мгновение вдоха стоит того
     Повисла пауза.
- Как вы считаете, Людмила? – голос Святослава стал приторно-взволнованным. – Вы согласны?
- Ох… с чем?
- Что оно стоит того?
- Нет, Людмила, вы ответьте Вы согласны?
- Ой… я не знаю… - рассеянно ответила Людмила, напряжённо всматриваясь в шахматные фигуры.
- Вы согласны, Людмила? – теперь в голосе Святослава появилась сталь и, пожалуй, едва уловимая угроза.
- Да, да – нетерпеливо вскрикнула Людмила.
     Прямо театральная сцена, подумал я. Однако близится её завершение, ведь скоро уже Новосибирск. Что же будет после шахмат?..
     После шахмат началась поэзия – Святослав сочинил в честь Людмилы стихи и продекламировал их перед ней:
Наверное, это чудо растворилось навсегда.
И ушла куда-то в вечность, мы смотрели в небеса.
Отражалась в бесконечность, облицованная глазурью…
- Это вам. – Святослав протянул Людмиле листок, при этом почему-то глядя на Юрия и Михаила с чрезвычайно довольным видом.
- Ха-ха-ха.. Спаси-ибо… Вы мне это отдадите?
- Ну конечно, отдам. Я его щас покрасивше напиш-шу… С цветочками.
- Хе-хе-хе..
     Далее последовали расспросы о подробностях горной экскурсии Людмилы. Особенно Святослава заинтересовали гигиенические процедуры.
- А баня там была? – спросил он.
- Была, на турбазе в Абазе.
- А вы мылись как – женщины отдельно, мужчины отдельно?
- Да.
- Но почему? – воскликнул Святослав. - Зачем же стесняться? Вы что, стеснительные?
- Мы не стеснительные. – неожиданно стала оправдываться Людмила.
     Но вскоре беседа прервалась – девушка глянула в окно и обнаружила, что пора собирать вещи. Начинались городские пейзажи Новосибирска. 
     Святослав выждал время, и задал неожиданный вопрос:
- Людмила, а можно снова ваш нож?
- Ой, он у меня уже в сумке… А зачем?
- Да вот хочу ногти на ногах подстричь.
     Людмила нагнулась было к своей сумке, но тут же выпрямилась.
- Ой, доставать неохота.
     Отказ. Маленькое, но поражение. Однако Святослав не стал устраивать по этому поводу скандал. Вместо этого он предложил обменяться адресами, на что Людмила с радостью согласилась.
- Я к вам приеду – полувопросительно произнес Святослав, вручая листок со своими координатами и стихами.
- Легко
     Вот и истекли последние минуты пребывания в поезде, и я вышел на перрон. Позади осталась и разношерстная компания, и кроссворды, и даже сырок…
     Мысленно я подвел итоги. Неплохо, неплохо… За истекшие сутки я и поразмыслил о вечном, и посозерцал природу, а также понаблюдал социальную деятельность… Но главное – приблизился к выполнению своего старого литературного долга, созданию психологического портрета Владислава. Кстати, надо бы еще подумать о его связях с животным миром…


Рецензии