Жизненная история немцев Поволжья

В 1762 году Екатериной II был издан указ, в котором она просила сенат дать разрешение принимать иностранных граждан на постоянное место жительства в Россию.
 
Русские вербовщики красиво описывали райскую жизнь, которая ожидает переселенцев в России. Это сработало. На заманчивую перспективу «клюнули» тысячи людей немецкой национальности, и они стали обживать русские просторы. Вербовщики привозили переселенцев на необжитые места, где вместо райской жизни их ожидала голая степь. Государство выделяло им подъемные средства, которые впоследствии они должны были возвращать  в виде подати, отдавая определенную часть от сбора урожая. Это обстоятельство сделало переселенцев зависимыми от государства на всю жизнь. Им некуда было деваться, и что им оставалось делать, как строить дома и обрабатывать землю. Многие хотели бы вернуться назад в Германию, но на это у них не было ни средств, ни возможности. 

Так смирившись с судьбой, трудолюбивые немцы вскоре действительно превратили Поволжье в райскую землю. На побережье Волги зацвели сады, на пашнях заколосились злаковые культуры, в огородах стали расти овощи, на полях появились дыни, арбузы, тыквы.
 
Вместе с другими иммигрантами из Германии на Поволжье переселилась семья Райфшнайдеров. Местность, где они жили, называлась Кукус. Старшей из четырех дочерей в семье была Анна (моя бабушка), которая родилась в 1900 году. Так как в семье не было мальчиков, Анна помогала отцу пахать на лошадях поле и делать другую мужскую работу. В 1914 году ее отец погиб на войне, и вся мужская работа легла на плечи Анны.

В 1918 году Анна познакомилась с адвентистами и стала ходить на их собрания. Мать Анны препятствовала ей в этом. Она считала себя лютеранкой и избегала всяких новшеств. Анна пыталась объяснить матери, что Лютер учил людей изучать Слово Божие, и если им откроется новый свет - принимать его. Но мать была неумолима. Если Анна все же уходила на собрание верующих, мать шла следом, разбивала окна того дома, где собирались адвентисты и устраивала скандалы.

Однажды в их деревню приехал книгоноша Эйснер Генрих, он был тоже адвентист и занимался распространением духовной литературы. Посещая адвентистов в Кукусе, он услышал от них историю жизни Анны, узнал, что мать притесняет ее и не разрешает ходить на богослужение. Генрих встретился с матерью, поговорил с ней и попросил, чтобы та разрешила Анне поехать в город Варенбург и работать у них домработницей. Мать дала согласие, и Анна уехала.
В  Варенбурге Анна приняла крещение в церкви Адвентистов седьмого дня и в 1920 году вышла замуж за сына Эйснера Генриха, которого звали также Генрих. Генрих  младший был мастером на все руки: он обладал столярным мастерством, был сапожником, работал жестянщиком, мог починить и смастерить все необходимое по хозяйству. Впоследствии он стал любимым зятем у матери Анны.
 
Наступил тяжелый 1921 год. В стране был голод, который унес тысячи жизней. Он не обошел и семью Эйснеров. Умер отец Генрих. В этом же 1921 году у молодых родилась дочь Зельма, которая вскоре тоже умерла от голода. Чтобы как-то выжить, Генрих с Анной уехали в Киргизию к знакомым, так как там не было голода. В Киргизии у них родились двое детей: сын Рудольф и дочь Ольга. Но как-бы ни было хорошо на чужбине, их тянуло домой, на Волгу. В 1927 году до них дошли слухи, что на Волге кончился голод, тогда Генрих с Анной возвратились на обжитые ранее места.
 
На Волге у них родился еще один сын Александр. В ноябре 1937 года Генриха с его братом Колей арестовали и посадили в тюрьму. Однажды Генрих встретился на зоне со своим братом и тот посоветовал: «Здесь надо соглашаться с тем, чего не было!» Генрих не был согласен с таким  предложением и не принял его. Он был тверд на своем и как христианин говорил только правду. Колю расстреляли, а Генриха отправили отбывать срок на Дальний Восток, в Хабаровский край.
 
Здесь Генрих вместе с другими заключенными участвовал в строительстве города Комсомольска-на-Амуре и Байкало-Амурской-Магистрали. По официальным данным город основан в 1932 году силами  вольнонаёмных граждан, а также комсомольцами-активистами из центральных районов Советского Союза. Долгое время умалчивалось то, что при строительстве Комсомольска-на-Амуре широко использовался труд заключённых. Сегодня это уже не секрет!

Обидно, что в песнях о БАМе ни слова  о заключенных! В них поется о строительных комсомольских отрядах, о том, как под звуки гитары на землю ложились первые рельсы, ровненькие, как сами струны гитары; и о том, как смелые комсомольцы - первопроходцы, покоряя тайгу, открывали дорогу в новый мир!

А где же заключенные, которые перенесли всю тяжесть работ? Возможно, заключенные составляли тоже песни и пели о своем тяжелом труде, о своих друзьях, которые, не выдержав суровых обстоятельств жизни, полегли вдоль трассы Байкало-Амурской-Магистрали, но до нас, к сожалению, не дошли напевы этих заунывных песен.

Генрих Генрихович чудом выжил, помогло его умение сапожничать. Он отбыл срок 10 лет лагерного заключения на Дальнем Востоке, еще год был под комендатурой и лишь в 1948 году смог вернуться назад к семье. Радость общения с семьей длилась недолго - 12 лет. Здоровье Генриха было подорвано, и в 1960 году он ушел из жизни, но он был твердо убежден в том, что Христос его воскресит при  Своем Втором Пришествии.

Анна снова осталась одна без мужа! Рядом были дети, внуки, но не было того, с которым она мечтала прожить долгую и счастливую жизнь. Одно горе за другим обрушивались на ее голову. Ушли еще двое детей из жизни, пусть уже взрослые, семейные – но для матери они навсегда оставались детьми. Младший сын Александр, погиб в автокатастрофе, и дочь Ольга умерла от рака. Эти переживания отложили отпечаток печали на ее лице, она мало улыбалась. Несмотря на все это Анна любила петь. Пела она на немецком языке, и ее любимая песня была об Иисусе Христе: «Любовь делает нас счастливыми и радостными. Источник нашего счастья и радости в Иисусе Христе, и Он приведет нас к небесной Отчизне. Наш мир полон страданий, и нас давит тяжесть греха, но любовь Иисуса Христа влечет нас к небесам. Бог благой, мы все Его дети, и Он любит всех нас» (Перевод на русский язык мой).

Анна Петровна прожила долгую жизнь. Последние годы она жила у своей внучки, которую родители назвали в честь бабушки также Анной. На 83 году жизни она умерла на руках у внучки Анны, которая с мужем и похоронила ее. Господь, которому Анна Петровна посвятила в молодости свою жизнь, был постоянно с ней до последней минуты ее жизни.

 


Рецензии
Уважаемая Анна! С удивлением увидел свою фамилию в этом маленьком очерке.
Наверное, Генрих Эйснер был однофамильцем моих родственников, так же переехавших при Екатерине Второй из Германии в Самарскую губернию.
Очерк весьма информативный, но не мешало бы ещё раз пробежаться по тексту карандашиком. В некоторых местах хромает пунктуация, орфография и стилистика.
Вот примеры: "... хотели бы вернуться назад". "... Генрих с Анной вернулись назад." В данном случае "назад" - лишнее слово. И без него всё ясно. Ведь нельзя вернуться вперёд.
Далее автор сообщает: "Обидно то, что в песнях о БАМе, не слова о заключенных!" Здесь частица "то" лучше выбросить, как балласт, а частицу "не" заменить на "ни". И т. д.
С уважением, В. Э.

Владимир Эйснер   14.05.2012 19:48     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир за вашу рецензию. Я живу в Германии уже восемьнадцатый год, невольно теряется русский язык.

Анна Гекман   20.05.2012 09:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.