Ветхий 4. Мужчины и женщины

    Когда-то давно все люди хорошо разбирались в семейных вопросах, в том числе, и
в различиях между мужчиной и женщиной.
    Особое значение женщины, ее незаменимость в деле воспроизводства поколений
в те времена определялась не способностью женщины рождать детей, а ее ролью в их
воспитании в течение первых лет их жизни.
    Достоверно известно, что личность человека в основном формируется в самом раннем возрасте.
Можно сказать, что с каждым следующим днем жизни ребенка, значимость и возможности
дальнейшего воспитания только уменьшаются.

    Тот «симбиоз», который возникает между матерью и ребенком сразу же после его
рождения, кормление грудью и непрерывный физический контакт, обеспечивающий
психологическую защиту для беспомощного еще младенца со стороны матери,
уникален по своей природе, и не может быть обеспечен отцом.

    Есть и еще одно важное преимущество женщины перед мужчиной в отношении
ее участия в воспитании младенца: если речь идет о молодой супружеской паре, то
по-настоящему взрослой в ней является только женщина. Женщины, как правило, очень рано взрослеют, а, вот, с мужчинами порой случаются неожиданные и крутые перемены.
    Мужчины зачастую взрослеют так долго ( иногда всю жизнь ), что на роль их в качестве
воспитателей своих же детей рассчитывать было бы опрометчиво.
    Мужчины в своем психологическом развитии подчас проходят эволюцию ( чтобы не сказать - революцию ), которая ставит их в оппозицию ко всему накопленному веками
жизненному опыту предков.
    Фактически, только женщина может быть тем сопрягающим звеном поколений, которое
позволяет надежно сохранить традиции и, главное, прошедшую отбор временем ментальность рода.

    Исключительная ценность женщины ( не какой-нибудь, а – конкретной ) в Ветхом завете подтверждается на множестве примеров.
 
    В ветхозаветном мифе об Онане речь идет о «замещении семени» одного брата другим братом ( а потом и третьим ) для оплодотворения одной и той же молодой женщины, взятой в семью Иуды в качестве невестки. Та настойчивость, с которой Иуда пытается получить внуков от одной и той женщины, говорит о ее «особых» свойствах, которые невозможно заменить при помощи другой невестки.

    Вспомним также о тех далеких путешествиях, которые каждый раз предпринимались
для завоза подходящих жен сначала для Исаака, сына Авраама, затем для Иакова,
сына Исаака. По-сути дела, речь в каждом случае идет о сестрах той или иной степени
родства, на которых женятся их братья. Но дело здесь не в задаче охранить племенную
чистоту крови.
    Потомки Авраама ищут невест в той родственной семье, ментальность которой близка
им изначально. Они берут в жены не биологических производительниц, а воспитательниц
для их будущих детей. Т.е., если мужчина желает воспитать себе наследника близкого
себе по духу, способного продолжить его дело ( чтобы оно было, скажем, «вечным» ), то
он может сделать это только с помощью жены-«сестры». И никак иначе. «Чужая» женщина ( евреи с древних времен жили, кочуя среди чужаков ) воспитает ему «чужих»
детей.

    Но самой удивительной историей остается жизнеописание самого Авраама.
    Авраам до 90 лет не имел никаких детей. Сначала сына Измаила ему родила служанка жены его, египтянка Агарь. Когда Аврааму исполнилось 100 его лет, сына Исаака родила ему жена его Сарра. 
    И Измаила и Исаака Авраам пытался убить. Но бог не позволил ему этого сделать.

    Авраам не выглядит в текстах ветхого завета гневливым, неконтролирующим своих
эмоций персонажем. Напротив, он расчетлив и очень последователен в достижении своих целей. Что же могло подвигнуть его на попытку ( и не одну ) уничтожения сыновей,
о которых ( завет говорит об этом прямым текстом ) он мечтал и о которых просил бога?
    -Очень просто: Измаил и Исаак не были его детьми.

    О жене его Сарре известно, что она была на 10 лет младше Авраама. Стало быть, ей
было 90 лет, когда она родила сына Исаака.

    Одновременно говорится о том, что Сара – необыкновенная красавица, в связи с чем,
она непрерывно оказывается в гаремах правителей тех территорий, по которым Авраам
перемещается со своими стадами овец. Ветхий завет предлагает следующую «официальную»  версию происходящего: в своих путешествиях Авраам сталкивается с
неизбежной враждебностью местных жителей, и, чтобы не иметь дополнительных проблем ( Сара – красавица, стало быть ее могут отобрать, а самого Авраама – убить из-
за нее ), Авраам представляет ее в качестве своей сестры ( маленькая «военная» хитрость: Сара, ведь, действительно, его сестра ). После этого Сару, действительно,
забирают, но ко взаимному удовольствию, дружбе и сотрудничеству. Когда выясняется
двусмысленность ситуации, Авраама не только не убивают, но и «награждают» ( фактически, откупаются от него за повреждение чести мужа. Согласно завету, честь
самой Сары удается сберечь каждый раз в последний момент.
    И имел Авраам от такого предусмотрительного своего поведения большую пользу
для себя и всего своего «шагающего замка».
    14 И взял Авимелех [серебра тысячу сиклей и] мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его.
15 И сказал Авимелех [Аврааму]: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно.
16 И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана.
    Через три строчки ( в тексте ветхого завета ) Сарра заберемела.

    У подозрительного читателя возникает предположение, что помимо решения
вопросов обеспечения безопасности и бизнес интересов, Авраам пытается
одновременно разрешить проблемы собственной бездетности. Почему с помощью
царей и фараонов? Очевидно, это тоже разумно. Но варианты рассмотрения этой
комбинации ( например, если бы Сара осталась женой фараона ) уходят далеко, на
много ходов вперед, и в библии об этом ничего не сказано.

    Ветхий завет не дает никаких шансов совместить обстоятельства непревзойденной
красоты Сары и ее возраста ( 90 лет ). Сама Сара, когда ей предрекают рождение
сына, не способна поверить в это. Она ощущает себя старой, стало быть, не спасает
положения и допущение того, что 90-летняя красавица для ветхозаветных времен – дело обычное.
Остается - отказаться от одного из условий этой неразрешимой задачи.
 
    Сара, действительно, была красавицей, молодой и цветущей.
    Сара, действительно, была родственницей Аврааму, и он ей полностью доверял.
    И Сара, действительно, родила Аврааму сына. От царя Авимелеха.
    И Сара смогла воспитать Исаака именно таким, как было нужно Аврааму, сына,
способного успешно продолжать и расширять дело Авраама.

    Единственное отличие Исаака от Авраама ( а также внуков и правнуков Авраама )
было как бы отсутствие «искры» в его делах. Исаак недостаточно авантюрная фигура.
Кроме применения фамильной тактической разработки с представлением по примеру Авраама жены своей Ревекки в качестве сестры,  Исаак никакими творческими
качествами себя не проявил.

    Авраам же, оказавшись, судя по всему,  бесплодным, сумел преодолеть личную трагедию, сформулировав главный постулат человеческого древа Жизни: главное
не кого ты родишь, а кого ты воспитаешь. Хоть и с заплатками, ствол древа может
быть сохранен за счет культурной преемственности, а чистота крови – дело
второе. Главное, что матерью его Сына стала женщина Сара, родная Аврааму по
крови, а, главное – по духу.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Очень интересно. И в мою голову подобные мысли приходят. Иногда я их даже озвучиваю, вернее, излагаю в виде рецензий:)
Давно Вас не было.

Ирина Мадрига   15.12.2009 22:39     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за участие. Ток-шоу по мотивам моих произведений пока откладывается.

Владимир Середа   16.12.2009 22:24   Заявить о нарушении
В ток-шоу я и не участвую.

Ирина Мадрига   16.12.2009 22:27   Заявить о нарушении
Ничего не могу прочесть до конца. Что это я тут наваял? - Не знаю. Удалять или редактировать? - Это ж нужно заново прочесть, а чукча давно-не читатель.

Владимир Середа   16.05.2021 06:12   Заявить о нарушении