Кореец

Благодарность, истинная и искренняя благодарность одного человека к другому редка. Мы говорим "Спасибо" по мелочам, дамы улыбаются благодарно когда им придерживают дверь или дарят праздничный подарок. Мы можем помахать рукой, когда попутный автомобиль пропускает нас на нужную полосу. Это как социальная смазка, кивок, взмах руки, улыбка помогают нам и тем кто помог нам (извините за каламбур)

Но когда необходимо выказать благодарность за что-то существенное, мы теряемся. Я не говорю о взятке - это проще простого. Взятка - есть выверенный рынком эквивалент благодарности. Сунул в руку и забыл. А что делать если человек посвятил несколько лет своей жизни твоему делу? Что если спас твою жизнь? Или даже если сделал всего навсего свою работу, но сделал на совесть и так, что это изменило твоё будущее в лучшую сторону, тогда как если бы человек схалтурил - твоя жизнь была бы испорчена надолго, если не навсегда?

*****************

Это было 13 лет тому назад, по каким то своим делам я пошёл в жилконтору. По каким именно не помню, видимо нужна какая то справка была, или чтобы сделать платёж. Толкаясь плечами с такими же как я ожидальцами в выкрашенном в казённый цвет узком коридоре без стульев или обогревателя, с хлопающей бесконечно дверью я провёл минут десять. Все, кто беззлобно, а кто и в сердцах ругали эту необходимость отдать полчаса - час своей жизни, скормить их бюрократическому чудовищу по пустяковому вопросу, потихоньку двигаясь к заветной двери.

И тут кто-то тронул меня за локоть.

Я оглянулся. На меня снизу вверх смотрел пожилой кореец, лет 55-57. Лицо его было плоским и широким, но не круглым как у, скажем, казаха или чукчи, а скорее квадратным. Лицо было знакомым, и присмотревшись в тусклом свете коридорной 60 ваттовой лампочки я узнал Константина Константиновича, с которым я когда то работал в одной организации.

"Спасибо вам" - сказал он.

****************************

Константин Константинович был переводчиком конвенционного отдела нашего бассейнового управления рыбоохраны. Он был человеком уникальным в то время, свободно говоря, помимо Русского Языка ещё на Корейском и Японском - языках "Потенциального Противника" в вопросах шельфовой рыбоохраны. 8 из 10 браконьерских судов в Охотском море были в то время Японскими или Корейскими.

В отделе были и другие переводчики, но никто не знал "предмета" лучше чем Константиныч. На самом деле его имя было совсем не такое, но по причине трудновыговариваемости его все звали Константин Константинович.

Константиныч был беглым Северокорейцем. В своё время он улизнул из одного из северокорейских лагерей-леспромхозов в обилии существовавших на Советском Дальнем Востоке. Как ему это удалось - неведомо и никто об этом особенно то и не разговаривал. Но видимо как и Бухенвальд, жизнь в Северной Корее не проходит бесследно.

Константин Константинович был самым бессловесным человеком в нашем управлении. Он никогда не начинал разговора сам, голову держал всегда опустив вниз. Его зачёсанные назад густые, чёрные с лёгкой проседью волосы всегда аккуратнейшим образом были уложены, при этом на самом верху образовывали почти идеальную плоскость, что делало его лицо ещё более квадратным. Его строгий костюм всегда был выглажен и вычищен. Когда кто либо заговаривал с ним, он всегда стеснённо улыбался, при этом его глаза превращались в щёлочки.

При том что он был ценным работником, со своей супругой и сыном, они жили в половинке старого, разваливающегося домика, построенного ещё чуть ли не Дальстроевскими ЗЭКами. С выгребной ямой и поросшим грибком стенами. Молодые специалисты приезжали в управление и потихоньку решали свои жилищные проблемы, Константиныч же мыкался в своей половинке дома. Его жена была женщиной властной и неоднократно направляла его к начальнику Управления. Но Константиныч лишь "пыкал и мыкал" в приёмной в силу своего Северокорейского происхождения, а потому постоянно оставался во главе основного списка. Почему то всегда находилась причина предоставить жильё следующему за ним очереднику.

*****************

Мы супругой начали нашу жизнь в Магадане с 4 метровой комнаты в бараке, с туалетом через улицу и кухней через другую. Через два года наша жилплощадь удвоилась, да в добавок к тому у нас был свой санузел и кухня. Чем не жизнь! Я проводил много времени в полях, а потому мы не мешали друг другу на наших скудных метрах. Но пришло время детей, и мне пришлось оставить полевую работу. Выбор был невелик, и я дал согласие на работу в Профкоме. Обычно новый председатель начинал работу с решения личного жилищного вопроса. Именно он ведь нас испортил, согласно Воланду. Но отработав три года на должности Председателя, я сохранил  прежний адрес, так уж меня родители вырастили. В жилищном вопросе я не сделал ни шага вправо ни шага влево. За три года на наше бассейновое управление пришлось порядка 30 квартир. И каждый очередник, имевший право получил своё жильё в полном соответствии со всеми разнообразными очередями имевшимися у нас в наличии. Никто и никогда не сказал мне "Спасибо", что я воспринимал как само собой разумеющееся, как-никак это была моя работа, и мне хотелось чтобы люди помнили что я делал её хорошо.

Однажды нам выделили трёхкомнатную квартиру новой планировки в центре города. Константиныч был первым претендентом на неё и я начал готовить документы, но вдруг все вокруг меня, включая профком начали делать прозрачные намёки... И я понял что оказался в крайне неприятной ситуации. Наш начальник управления жил с женой в трёхкомнатной, но что то в ней его не устраивало, и он положил глаз на эту вновь выделенную нам квартиру. Я глубоко уважал этого человека... таких бы да побольше, и лично я для него, если нужно было бы сам бы работал чтобы построить эту квартиру, но как председатель, я не мог пропустить его без очереди лишь потому что одна квартира ему нравилась больше чем другая... Если бы квартиру распределили начальнику, нам никогда не удалось бы сохранить его старую, и Константиныч вернулся бы к разбитому корыту.

Неважно чего мне это стоило - Константин Константиныч с семьёй заселился в новую квартиру, а вскоре закончился мой срок председательствовать, и я не стал переизбираться на второй, более того, вскоре ушёл из управления в другую организацию. Константиныча я не видел с момента выдачи ему ордера, а потому эта встреча была неожиданной.

**********************************

"Спасибо вам." - повторил он, и глаза его подозрительно заблестели.

Человек я, прямо скажу малоэмоциональный , но вдруг у меня в горле возник горячий комок.

Мне приходилось много делать для других людей, в начале 90х моё знание Английского помогло не одному и не двум людям построить прибыльный бизнес между Восточным берегом России и Западным США, и вначале все сулили золотые горы: "Только помоги, сейчас денег нет, но вот пойдут и..." Сценарий был всегда одним и тем же. Как только деньги начинали поступать регулярно, люди вдруг начинали избегать меня... однажды даже наняли бандитов чтобы избавиться... в общем никто никогда не благодарил меня, и вот это немудрёное проявление благодарности человека из моего прошлого растрогало, задело какие-то спрятанные в укромный угол эмоции.

"Спасибо вам" - ответил я - за то что помните."

***************************

Как мало нужно чтобы человек понял что ему искренне благодарны..


Виктор Урусов

Такома

Декабрь 2009


Рецензии
"Лицо его было плоским и широким, но не круглым как у, скажем, казаха или чукчи,"
Интересное антропологическое наблюдение. Смешаны совершенно разные типы - где казахи, где чукчи? Ладно бы человеку из среднерусской глубинки было бы позволительно считать все азиатские черты "на одно лицо", но Ваш рассказчик, судя по всему, разбирается в этнотипах, что ж он так-то?

Мадали   26.10.2010 07:39     Заявить о нарушении
Чудная вы :о)

Круглое лицо у чукчи и казаха точно такая же реальность как то что и помидор снаружи и арбуз внутри красные, при том что одно растение из паслёновых, а другое из бахчевых.

Виктор Урусов   26.10.2010 22:55   Заявить о нарушении
Всё ясно. Овощная классификация и обращение с путаницей с полом собеседника. Я был неправ, считая Вашего рассказчика человеком, разбирающимся в этнотипах. "Круглое лицо" - это скорее у героя детской сказки "Колобок".
Ни разу не встречал казаха или чукчу с "круглым лицом". И пусть при этом казахов видел миллионы, а чукчей всего пять человек, но даже на таком фактическом материале позволю себе не согласиться.

Мадали   27.10.2010 07:17   Заявить о нарушении
Конечно позволяю не соглашаться.

У всех разный личный опыт. А потому я никогда не забуду моего сослуживца Кутужулова Тунгусбая Аспаевича у которого было круглейшее в мире лицо. И проживая на Чукотке я встречал "лунолицых" аборигенов при посещении "национальных сёл" - отсюда ассоциация которая вошла "в строку".

Виктор Урусов   27.10.2010 14:39   Заявить о нарушении
Хорошо, Ваш "чукотский опыт" впечатляет и убеждает, тут моё минимальное общение с теми пятью несравнимо с Вашим, но один казах, согласитесь, это - не доказательство, ведь может сложиться впечатление, что любой казах подобен уважаемому Тунгуспаю Аспаевичу и обладает лицом, которое можно выверять по циркулю. А на самом деле количество обладателей такой внешности среди казахов на самом деле исчезающе мало и воспринимается она чаще всего как обладающая признаками чужеродного происхождения, то есть нетипичная.

Мадали   27.10.2010 14:54   Заявить о нарушении
Я обязательно это учту

С уважением

Виктор Урусов   27.10.2010 15:08   Заявить о нарушении