Сказка о том, как Иван-дурак за достоинством ходил

Было это или не было, но говорят, однажды...

Понадобились Ивану-дураку, понимаешь ли, достоинства.
Сам бы Иван и не догадался, что они нужны; это всё соседка, Лушка:
- Не дамся, - говорит, - я тебе без достоинств мужских! Я, - грит, - себя не в навозе нашла, чтобы с мужиком без достоинствов на сене кувыркаться!
Тут и призадумался наш Иван: достоинства какие-то... и хде их взять-то? А Лушка уж оченно нравится, хоть помирай без неё, дуры проклятущей!

Пошёл Иван-дурак к старому Кузьмичу: так, мол, и так, обскажи-ка, старый, про достоинства мужские... где их берут, да куды приспосабливают?
Кузьмич-то оторопел сначала, а потом конякой заржал да велел штаны снять: «главное достоинство мужика, дурак, в штанах!!!»
Обиделся Иван, плюнул и ушёл, только сначала весь забор Кузьмичу выворотил – а чего он изгаляется?! Будет знать вдугорять!

А Лушка-то, соседка, так перед глазами и маячит: всё про достоинства с издёвкой выспрашивает, нашёл, мол, аль нет? И так ведь хороша, заноза востроглазая... не отвяжешься от неё никак, хоть лбом в стенку!

Отправился с горя Иван-дурак в лес глухой, к слепой ведьме – старухе беззубой, что тайком девок от беды травками пользовала.
- Ты это, слышь... подсобила бы, а? Достоинства мне нужны, а хде их взять я и не знаю!
Ведьма-то беззубыми челюстями жевала-жевала, крючковатым носом крутила-крутила, да и говорит:
- Подь-ка сюды, милай... Дык это чё, у тебе совсем достоинствов нету?!
А сама-то, поганючей своей рукой когтастой, в штаны!
Насилу Иван вырвался, чуть всё добро своё не оторвал, а ведьма филином во след ухает:
- Ой, дурак! Ох, и дураааак ты, парень! Шибче беги, да дорогу ко мне забудь, а не то я тебя, вдугорядь, совсем без потомства оставлю!

Всю ночь Иван-дурак по лесу блукал, дорогу в деревню найти не мог: знать, ведьма наворожила. Хорошо ещё, что в болоте не утоп...
Тут-то и повстречался Ивану-дураку старичок какой-то плюгавенький.
Странный такой старичок: в полметра с кепкой, на трухлявый пенёк похожий. Стоит себе на кочке, бесштанный, да мужским своим хозяйством балует... фу, стыдоба!
Покраснел Иван-дурак, глаза в сторону отвернул: старик ведь, в морду не дашь!

А тот, дело своё рукоблудное продолжаючи, говорит голосом тоненьким:
- Знаю, знаю, - грит, я беду твою, Иван. Достоинствов ищешь?
- Ищу, дед, ищу. Ты бы это... страм-то прикрыл, а?
- Ох, и дурак ты, Ванька! – рассердился трухлявый, - своего ума нет, а туда же, с претееееензиями! Лучша бы совета спросил, ежели тебе свезло меня в лесу встретить!

Одумался Иван-дурак: старичок-то не простой, заковыристый... как бы чего не вышло, лучше по-хорошему с ним говорить.
- Присоветуй, дедушка, ежели могёшь.
Тут старичок-рукоблуд и говорит:
- Обманыват тебя Лушка. Непутёвая она. К Сеньке-богатею на сеновал бегает, вот подолом-то и крутит, вот и перед тобой и фасонит. Ты ей в морду дай да забудь, самое то будет.

Иван-дурак так и сел... глазами хлопает, мычит что-то невразумительное, да руками мох в рот заталкиват; а старичок-то и говорит:
- Запомни, дурак: достоинства не ищут, ими живут. Ты, вот, врать не любишь? Эт и есть Достоинство. Работашь честно да от души – и энто Достоинство. Стариков уважашь, малых не обижашь – и энто тоже Достоинство! За деньгу подлость не сделашь – Достоинство! Девок не насильничаешь, платочками задариваешь – и энто тоже Достоинство.

Разошёлси старичок, пока объяснял, разволновалси... тут и дело своё рукоблудное закончил: застонал, расслабился, на кочку голым задом сел, да и выдохнул:
- Эх, дурак... живи честно, да по совести, вот и будешь с достоинством.
И исчез, как и не было.

Вот так и стал Иван-дурак мужиком с достоинством...
Собственно, почему – стал?
Он всегда и был с ним, с Достоинством, только не знал.

Впрок пошла наука старичка: остепенился Иван, женился на Дуняшке, деток народил, да их и научил, в чём Достоинство человеческое суть есть: жить надо по совести.

Тут и сказке конец, кто осилил - молодец!


Рецензии