Глава 6-я. С. Бернар

Сарра Бернар

Кладбище Pere Lachaise

Несмотря на свою основную сценическую специальность, которая приiuла к ней с ролью Маргариты Готье в «Даме с камелиями» - героини с  характером нерешительным и вялым, нечто, вроде умирающего лебедя, или бледной немочи – в реальной жизни была кругом наоборот. Остановить коня на скаку ей было раз плюнуть, хотя она ни с какой стороны не напоминала русских женщин, которым и только которым, это, якобы, было по плечу. Потому, что со всех сторон была натуральной француженкой, хотя и с еврейской кровью( Впрочем, национальность как и кровь здесь роли не играют, а что касается вероисповедания – была безразлична ко всем существующим, как будто после многолетней и
настойчивой обработки Советской властью. Как мы. 

Трудно представить себе грех, в котором родная Советская власть была бы невиновна. И так приятно списывать на нее все беды. Но, думаю, здесь я уже действую по принципу «Вали все в кучу». В нашем безверии, скорее всего, виноваты наши недалекие предки, которые любой ценой стремились к эмансипации в последней четверти 19 века. Нашим родителям и нам уже было легко присобачиться, когда на любую веру стали скалить зубы власти.

В эмиграции мы почти все остались такими же, как были. Многое приобрели в материальном плане, многое потеряли в - духовном, но сохранили такое же наплевательское отношение к религии. А это, как я понимаю теперь, не означает свободу выбора для души, а лишь нетребовательность к своим поступкам, к тому, что можно делать, а чего - категорически нельзя. Вы, наверное, спросите, что же здесь хорошего на фоне религиозного возрождения в России? Хорошего действительно мало. Но, если религиозное возрождение означает благосклоннный взгляд на всероссийский образцово-показательный обмен партбилетов на нательные кресты, я уж лучше останусь при своем неверии.  Наверное, я передергиваю в оценках, всякого насмотрелся в жизни, но иногда мне кажется, что я не видел более неприятного зрелища, чем Ельцын, отбивавший поясные поклоны и целовавший иконы.

Пора, наконец, вернуться и к Сарре.Я уже упоминал, что лошадям она спуску не давала. Да, что там коня остановить, об этом и напоминать смешно. Например, она увлекалась воздухоплаванием, поднимаясь в облака на воздушных шарах, охотилась в Африке на крокодилов и отчаянно била по мордам подыгрывавших ей актрис, если те, с ее точки зрения, не совсем правильно определяли сверхзадачу своей роли. Она постоянно вдалбливала, и кулаком тоже, если словами было недостаточно, что актер или актриса должны так войти в роль, чтобы не сыграть а прожить ее на сцене. И, если тебе назначено сыграть козла, то и нести от тебя козлом должно без дураков. По крайней мере во время спектакля. Кстати, этот силовой метод актерского натаскивания впоследствии не совсем правильно получил название «метода Станиславского». К сожалению, из-за зачаточного состояния кино в то время, история почти не сохранила записей, сыгранных ею ролей, так же, как горы отстрелянных крокодилов и, толпы измордованных служительниц Мельпомены. Остался, правда метод Станиславского, но мало кто знает его истинного творца.

Среди звездных причуд Сарры Бернар, почти всегда невинных, хотя и не всегда дешевых, можно упомянеть ее страсть к перемене туалетов, чтобы в каждом последующем выходе обязательно продефилировать в новом платье. Это очень затягивало антракты между сценами и публика часто топала ногами от нетерпения, как в одесском оперном театре. Страсть к туалетам продолжалась до глубокой старости и не остыла даже после того, как в семьдесят лет ей ампутировали ногу.

Про нее ходит масса слухов и некоторые из них проверяются до сего дня. Например, что в те же семьдесят лет она сыграла 13-летнюю девочку.. Играла ли она одноногую девочку, или это случилось до того – историки театра конфликтуют до сих пор. Не все были в восторге от ее поступков и характера, но я преклоняюсь перед ней. Может быть, частично, потому что не был ею бит. Не доверяю не лестным для нее слухам и не сомневаюсь, что 13-летнюю девочку она действительно сыграла со свойственным ей блеском. И никто в зрительном зале не заметил, что ноги у девочки были в полукомплекте.

Зато – чистая правда, что в ее спальне стояла кровать, сделанная в виде гроба. Веселье после спектаклей продолжалось все ночь и, наконец, она элегантно заскакивала под утро в гроб босыми ножками к полному восторгу провожавшей ее ко сну толпе поклонников. К старости уже не запрыгивала, а, скорее, переваливалась как утка . Толпа поклонников тоже девалась не известно куда и в одиночестве, семидесяти восьми лет, наконец допрыгалась.


Рецензии