Как я провожал Cталина

КАК  Я ПРОВОЖАЛ  СТАЛИНА


      В России,как и в других странах,  жизнь простых людей всегда  тесно переплетена с  жизнью великих. Они, великие, даже не знают о  нашем существовании. У них в голове  глобальные задачи. Типа там вОйны, перестройки и коммунизм-социализм. Сплошная тяжелая, изнурительная  забота о младших  братьях. Бедным вождям всегда попадается никчемный, не способный жить самостоятельно народ.И им, вождям,  всегда кажется, что   удел  подопечных -  выполнять их планы, повиноваться,  бояться и быть счастливыми  и весёлыми.

   Первые шестнадцать лет жизни мне казалось, что  две  её составляющие  будут всегда. Вечно. Это - СТАЛИН и ОЧЕРЕДИ.

   Чтобы  жить, то есть  одеваться и питаться, надо  иногда ходить по магазинам и что-то покупать. Уже в четыре года, во время войны,которая Отечественная, мать посылала меня  за жрачкой, то есть стоять в очередях. И первые цифры я учился узнавать у себя на ладонях, в ОЧЕРЕДЯХ. А не в школе...

   А   СТАЛИН был неким  мифическим существом , от которого зависела вся жизнь. Она, эта жизнь,мне не казалась тогда ни плохой, ни хорошей.Она была ТАКАЯ. И другой  я не знал.

   Родился я в памятном  для России 1937 году, и  сразу пострадал. Правда, не за политику.Так как мои родители были последними, каждый  в  своих  многодетных семьях, они не смогли меня наградить могучим здоровьем.Родился  я слабеньким  и  сразу же  впал в  диарею. В просторечии  это  понос. Как даёт  определение этого заболевания могучий и великий наш язык - это когда 77 струй, не считая мелких брызг. Младенцы  от этого  очень  устают и   отдают вскоре концы.

   Моя мама,обегав  с этой проблемой  многих платных и бесплатных врачей, с помощью самого умного из них, поняла, что надо уезжать из города.Туда, где  можно сделать бульончик из молоденьких свеженьких цыплят, и  свежий воздух. Меня отвезли в Беларуссию, на родину моего  отца. Мне в жертву моя беларусская бабушка принесла жизни большого количества цыплят, и я выздоровел. Настолько, что  сумел  выжить в эвакуацию  во время войны и  пойти в 1944 году с школу.

  Наша семья жила  в Москве в районе Беларусского вокзала. Это был район деревянных  двухэтажных небольших   доходных домов на 4 семьи, построенных до революции. Квартиры сдавались в наём  не очень обеспеченным людям. Из удобств были  печное отопление, туалет  и  холодная вода. Во дворе были сараи с запасами дров, и всё это находилось  немногим  более   трех  километров от КРЕМЛЯ. Там жил ВЕЛИКИЙ  ОТЕЦ ВСЕХ НАРОДОВ. Ходили слухи, что он любит работать по ночам, и , став уже школьниками, мы поздно вечером   пробирались  на Красную площадь, обходили Кремль и  с  ужасом и восторгом искали освещенные окна. Страх появился  сам по себе,  постепенно , когда мы узнавали , что нельзя говорить  при посторонних анекдоты, нельзя жаловаться на холод, когда стоишь в очереди за керосином или хлебом.
 
   Правда ,теперь все узнали, что боялись мы не одни. Сталин тоже , особенно в  конце жизни, очень боялся. И , видимо, было чего... Мы были сплочены  СТРАХОМ. Это была третья составляющая нашей жизни.

  Когда мы начали изучать в школе  физику, электричество, мы узнали, что вода электропроводима. А нарушать порядок так заманчиво, почти героизм... На уроках в вечерние смены мы придумали забаву - автоматическое отключение света в классе во время урока.Надо только в перемену ухитрится вывернуть лампочку, положить под неё мокрый  бумажный комок и завернуть лампочку обратно, не очень сильно её закручивая.

  В середине урока свет гас.Учитель уходил принимать меры, а в классе начиналось веселье. Общее ликование  и  беснование, кидание всего что под руками куда попало. А на стене над доской, за спиной учителя, как обычно, висели  часы и ....портрет СТАЛИНА.

  Кого-то угораздило шапкой попасть не в портрет, а как потом нам  уточнили, в самого ВОЖДЯ. Было долгое расследование и  этот  УРОК запомнился на всю жизнь.Надо быть осторожным и бояться, что на тебя донесут.

  И вдруг привычный распорядок жизни, её стабильность и предсказуемость, пошатнулась. Наступил март 1953 года.Стало известно, что СТАЛИН умер. Никто не знал, как жить дальше без него.Без его мудрого руководства.Никто не был готов к этому.Горю не было предела.

   Я в панике приходил из школы и расказывал моей родной тете Зине о наших школьных разговорах на эту тему.Говорил, что наиболее активные из нас, школьников, собираются  писать письмо КУДА-ТО НАВЕРХ, с просьбой сохранить тело вождя навечно, поместив его  рядом с ЛЕНИНЫМ.

  Тётушке тогда уже было немало лет.Она родилась в 1895 году и пережила  много  вождей, царей и революций.
  "Не волнуйся "-  сказала она со знанием дела. " Надо переждать время, пока на  ВЕРХУ  не передерутся. За власть. Они,  ЭТИ люди, всегда  так делают. Учись, и не вздумай ходить к КОЛОННОМУ залу  прощаться."

  Тётушка помнила семейную легенду, рассказанную  её мамой, то есть моей бабушкой, как мимо  их  дома везли трупы с Ходынского поля.  А тут дело посерьёзнее...

  Но как мог позволить себе  юный комсомолец не проститься с ВЕЛИКИМ ВОЖДЕМ!?  И вот несколько пацанов сговорились пойти  часов в шесть вечера в Колонный Зал дома Союзов. Мы рассуждали логически ,(ведь мы уже стали проходить  основы логики) - это не должно  занять много времени. До этого здания мы много раз,  по улице  Горького, доходили быстрым шагом максимум за 30 минут. И только один поворот налево около дома СОВЕТОВ МИНИСТРОВ, где теперь  находится ДУМА. А вечером, думали мы, народу будет  меньше, ведь наутро надо торопиться на работу...Часам к девяти вечера мы должны вернуться, о чём разговор. Об этом даже не надо никому говорить.

 Сознавая важность момента, я одел новые, недавно купленные,  ботинки. В те времена новые ботинки  для пацана означали больше, чем сейчас  для некоторых покупка  дорогой машины.Ну, например, Лексуса,Бентли  или Порше.

   Сначала всё  шло  прекрасно и по плану. Мы легко добрались до площади Маяковского и это была треть   пути. Теперь НАДО  было  бы  идти прямо, через площадь ПУШКИНА, и оттуда  КРЕМЛЬ почти виден. Но ПРЯМО  - НЕЛЬЗЯ.  ВЕЛЕНО свернуть налево, по Садовому кольцу. Народ, хоть и неорганизовано, кучками, шел не очень густо. Не то, что на демонстрацию.

   По широченной Садовой  без проблем  дошли до Цветного бульвара.Правда, это  довольно далеко. Хотя можно было свернуть  направо в многочисленные улицы и переулки, лучами идущие в центр. Можно, но НЕЛЬЗЯ. ТУДА уже не пускали. Уже стало  ясно, что народу, желающего проститься, много.

     Цветной бульвар довольно узкий.Средняя его часть занята собственно бульваром, по краям его идут узкие  проезжие части.Стала  проявляться  некая руководящая сила. Она заставляла нас идти по бульварной части.А на проезжей части , пока  не плотно, стояли  грузовики.

     Всё равно, мы уже близко.Если идти, никуда не сворачивая и пересечь  БУЛЬВАРНОЕ   кольцо, то разными путями можно было бы дойти до  цели достаточно быстро. Обычно в Колонный зал дома СОЮЗОВ на подобные мероприятия, касающиеся малых вождей, главный  вход был со стороны Охотного ряда. А  выпускали в переулок через  двери напротив станции метро.

   Одно такое мероприятие  в память старой большевички Землячки пришлось как раз в дни проведения праздников НОВОГО года. Билеты на ёлку с очень хорошими по тем временам подарками доставались с немыслимым трудом.За какие-то заслуги в тот раз мне дали туда билет от моей родной школы. Ну и что?  А ничего. Был траур.Хорошо, хоть подарок отдали.

   На этот раз по всему было видно, что весь народ  к Дому Союзов будет идти по узким  улицам.

  Короче, мы уже давно потеряли друг друга. Потоком меня снесло от Трубной площади направо.Это  Петровский     бульвар.Непонятно, может быть, опять пойдем  до улицы Горького, к Пушкинской площади? Или нас свернут на Петровку? Но мне не довелось этого узнать.

       Лента людей, плотно прижатых друг к другу, медленно ползла вверх по узкому бульвару.Узкие проезжие части были плотно  заставлены армейскими грузовиками. Чтобы НИКТО через проходные дворы и узенькие переулки не ПРОНИК ВНУТРЬ  гигантской ОЧЕРЕДИ.

   Мы не только ползли вверх по бульвару, но иногда людская масса  вокруг меня начинала  завихряться, делая вращательные движения.Трудно было устоять на ногах . Один раз мне удалось оторваться от земли, зависнув  в толпе, как муха в сметане. Вдруг  неожиданно меня , лицом к лицу, притиснули к какой-то девушке.
 
    Надо сказать, что в школах у нас было  раздельное обучение, по половому признаку, монастырского типа.В школе  мы НИКОГДА не видели  ровесников женского пола. А тем более не были так близко прижаты друг к другу.Сейчас в это трудно поверить...

     Впервые в жизни я увидел так близко незнакомые  женские  глаза.

   В них был ужас. Через секунду нас раскидало.Я начал соображать, как бы  выйти из ситуации с наименьшими потерями. Понятно, что дело добром не кончится... Мои рёбра уже не раз были притиснуты к  металлической ограде бульвара.

   Охрана следила за тем, чтобы толпа в загоне не увеличивалась.Чтобы посторонние, не прошедшие весь предыдущий путь, не проникли  внутрь  оцепления.

    Я  решил, что я не герой ,и мне не придется увидеть  на этот раз   мертвого ВОЖДЯ. Я  трусливо  юркнул  между машинами, стоящими напротив какого-то переулка . Прошел несколько шагов и оглянулся. В переулке, впереди, практически никого не было. Очень диким казался позади вид  плотно спрессованных  малоподвижных людей. Как в бредовом сне...

    Домой я пришел далеко за полночь.Все родственники  не знали, что делать. Хорошо, что не ругали .

    Тогда еще не было известно, что кончилась эпоха ГИГАНТОВ, знающих, куда надо всем идти. Началась эпоха АВТОРИТЕТОВ.
   


Рецензии
Всё когда-нибудь кончается. Закончится и эпоха
АВТОРИТЕТОВ. Что будет дальше? Подозреваю, что
ничего хорошего. История ДЕМОКРАТИИ - не более,
чем история набивания карманов за счет самых
беззащитных слоев общества. Всё-таки, на мой
взгляд, конституционная монархия - самая
оптимальная форма правления.
С наилучшими пожеланиями,

Олена Талалай   27.04.2018 12:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.