НКО для страны как Н2О для пустыни

Группа депутатов Жогорку Кенеша (парламента), лидеров некоммерческих организаций  (НКО) и представителей госструктур вернулась из поездки в Польшу, где изучался опыт партнерских взаимоотношений между различными секторами гражданского общества в реализации совместных проектов. 

    Как выяснилось в беседе с Ириной Элебесовой, экспертом в области налаживания сети социального партнерства и сотрудником общественной организации "Позитив-help", республика вплотную подошла к тому этапу в своем развитии, когда только через массированную поддержку неправительственного сектора можно добиться качественных изменений в нашей нынешней реальности.

    В институциональном плане в стране уже создано все необходимое. Не хватает только хорошо развитого и продвинутого общественного сектора. А негативное отношение определенной части наших граждан, работающих в госструктурах или в бизнесе, к деятельности НКО есть следствие страха перед реформами.

    Нельзя не сказать о том, что на определенном этапе своего развития какая-то часть НКО была вовлечена в политику, возникали организации, которые создавались лишь для получения грантов, после чего закрывались. Но сегодня ситуация выглядит иначе. 

    Польша, экономика которой испытывает на протяжении последних десяти лет массированный приток инвестиций из стран Западной Европы и Северной Америки, - наглядный пример для нас. Если финансовый поток, поступающий в Кыргызстан, сравнить с волной на Иссык-Куле, то на Польшу, можно сказать, обрушиваются настоящие цунами. Как же польские неправительственные организации добиваются прозрачности и справедливости в распределении средств?

    Главным образом благодаря чрезвычайно развитому общественному сектору. Там активно действуют более 100 тысяч неправительственных организаций и общественных фондов. (Для сравнения: у нас зарегистрировано около 8 тысяч НКО, но только половина из них реально действует, а справляются со своими обязанностями не более 400.)

    В Польше основными спонсорами НКО являются страны Еврозоны, при этом, в отличие от нас, госструктуры только приветствуют привлечение денег на поддержку неправительственного сектора и реализацию огромного количества разнообразных проектов. Их поддерживают через освобождение от налогов и создание льготного налогообложения для НКО, поощряют оказание помощи неправительственному сектору.

    Более того, в Польше принят закон, согласно которому каждый гражданин может выделить десятую часть от своего подоходного налога на поддержку деятельности той или иной НКО.

     Путем создания доброжелательного отношения к деятельности неправительственных организаций, увеличивая финансовую помощь им через льготное налогообложение, поощрение деятельности зарубежных доноров и агентств, можно создать по-настоящему здоровый и сильный неправительственный сектор, способный в решающей степени повлиять на развитие здорового гражданского общества в Кыргызстане.

    Однако все это  будет возможным только при наличие сильной соответствующей  политической воли  главы государства,  депутатов Жогорку Кенеша и народа Кыргызстана в целом.  Поскольку   все эти три ключевых составляющие  процветания  в нашей республике отличаются  нашей азиатской аморфностью и слабостью, то многое будет определяться международным факторами, а именно, тем,  в какую сторону пойдет развитие  России и Китая в ближайшем будущем и как сложатся  взаимоотношения стран Запада с этими гигантами в нашем регионе.
Формула процветания и движения вперед проста и понятна как  формула  воды Н2О. Однако извечные людские пороки  - жадность, страх, малодушие, коррупция, властолюбие, себялюбие, трусость, тупость и прочие  смертные грехи  человечества   сильно затрудняют возможность использовать ее. И в результате, вместо уверенного прорыва вперед, как это уже сделала Польша и  некоторые другие страны Восточной Европы,  мы можем  еще очень долго пребывать в унылых  и серых сумерках авторитаризма – среди кухонных ссор, сплетен и разборок, довольствуясь тем, что в стране нет диктатуры и  войны.
Но, впрочем, это тоже большая ложь и иллюзия -  абсолютно все войны в истории человечества так или иначе начинались с плохого управления и кризиса внутри страны.
Внутренне освобожденному народу и стране нет никакой причины враждовать и воевать с кем бы то ни было вокруг, тогда как  погибающие  и бесперспективные режимы, вроде   20-летнего правления Саддама Хусейна, даже если они купаются в баснословных богатствах, заканчивают одинаково плохо. 

Адрес материала: http://www.msn.kg/ru/news/29980/


Рецензии