Довести до человека идеи добра - задача выполнима?
Случайно натолкнулся на «наивно-теоретическую» статью Анны Ершовой в сентябрьском номере «Фомы» за 2007 год о социальной рекламе, вполне актуальную до сего времени, что натолкнуло меня на мысль продолжить диалог о рекламе вообще и путях её становления – в частности. Наша общественная организация «Клуб болельщиков футбольной команды «Тюмень» уже больше 8 лет пытается заниматься развитием этой проблемы, поэтому публикация в таком уважаемом журнале, на мой взгляд, должна была сразу чётко разъяснить нам что такое реклама, какая она бывает, чем она регулируется в Российской федерации. Я бы кратко рассказал, что имеется в России Закон «О рекламе», где обо всём этом сказано. Тогда читателю будет понятно, что обсуждается именно социальная реклама – т.е. пропаганда средствами наружной рекламы того, что крайне необходимо нашему обществу. По сравнению с коммерческой рекламой социальная принципиально иная, и цели у неё соответствующие. А в статье как-то всё в большей или меньшей степени, но перемешано – причём здесь, в этом разговоре кондиционеры, шампуни и бизнес вообще? В то же время, во втором абзаце происходит «прозрение» автора, и она вопрошает про социальную рекламу… Странно – как кто-то в этот момент ей что-то подсказал; значит, можно было вести разговор более внятно.
Теперь очередь за приоритетами: почему-то, читая статью, возникает впечатление о том, что главное в деле социальной рекламы это дизайн и проект. Много сказано о возникновении и пути дизайнерского искусства, технологиях дизайна, тематике работ молодых людей, старающихся злободневные темы выразить в плакатах социальной рекламы. Это всё – замечательно и правильно. И представлены прекрасные образцы. В нашем городе – подчеркну – в последние годы, тоже кое-что делается на этом поприще именно дизайнерами, молодёжью. А в прошлом году впервые провели первый городской конкурс социальной рекламы, причём наш клуб болельщиков за свои многолетние труды получил второе место и Диплом за рекламную акцию «Здоровый образ жизни». А это были, между прочим, 8 баннеров, созданных за 8 лет (с 2000 года) и размещавшихся на улицах города… Ничего себе акция была…, но и за то спасибо! Провели подобное мероприятие и в этом году, есть какие-то победители (наша организация не участвовала). То есть, я веду разговор о том, что главная трудность в этом благородном, считаю, деле не в создании проекта и эскиза, в выставлении этих работ в Законодательном собрании, может быть ещё где-то, нет! Главная трудность, о которой, думаю, не подозревают ни студенты, ни их замечательные педагоги – воспитатели, заключается в реализации этих проектов. Вот на этой муторной и неблагодарной работе, о которой ни слова не сказано в статье Анны Ершовой по не знанию, мне и хочется остановиться: в конечном итоге именно тут и может закончиться эта прекрасная идея вообще!
Об этой проблеме реализации мне пришлось много лет вести диалог с различными должностными лицами в Администрации города, МУ «Комитет по рекламе» города Тюмени, писать немало писем, выступать на координационном совете по рекламе (просил рекламные места), писать статьи. Одна из них напечатана год назад в газете «Город». На рекламных местах в городе бывали не только, разумеется, наши баннеры, пропагандирующие футбол, футболистов и здоровый образ жизни, но и работы других – подчеркну - энтузиастов, которые в разные годы пропагандировали семейные ценности, произведения искусства, наш любимый город и страну, боролись против пьянства. Но… всё проходит. Всё – временно; видимо заканчиваются деньги – баннер снимается. Это я про энтузиастов, которыми, в основном, и являются рекламодатели социальной рекламы. За исключением самих рекламистов или нас, болельщиков – рекламные фирмы Тюмени многие баннеры социальной рекламы сами создают и сами содержат на своих же рекламных местах. И клубу болельщиков не отказывают – спасибо им за это! Правда, носителями идей, о которых говорится в упомянутой статье, или, к примеру, наших идей, реализованных в наших баннерах, они не являются. Да их об этом никто и не просит: рекламные фирмы – не будем забывать – это коммерческие предприятия и их задача – получение прибыли на коммерческой рекламе. А социальная реклама для них – хобби, не более того. Причём – затратное. Согласитесь – системой пропаганды в этом нужном обществу деле тут совсем даже не пахнет.
Так что давать информацию обо всём нужном народу, молодёжи – нужно, необходимо. Но наивно думать, что создав прекрасный, просто замечательный проект, и даже выставив его в самом Парламенте России, мы чего-нибудь добьёмся: не будет рекламных мест – подчеркну – БЕСПЛАТНЫХ, не будет создание дизайн-проекта и изготовление самого баннера бесплатным (хотя эта норма закреплена в Законе «О рекламе» и нашей организации, к примеру, всё это делают в Тюмени бесплатно), все наши публикации, проекты и абсолютно не нужные сравнения с зарубежной рекламой, так и останутся на бумаге! И это жаль, а именно в этом состоит главное направление работы сейчас - взять идею, воплотить её и довести до сознания людей! Но кто его возглавит, как вы думаете? Нет сейчас в России органа, который бы занимался пропагандой и агитацией. Хотя когда-то, совсем недавно, такие структуры, вернее похожие конечно, были. Это были – напомню зрелым и сообщу молодым – отделы пропаганды и агитации во всех комитетах ВЛКСМ и КПСС с правами РК и выше – вплоть до ЦК КПСС. И их почему-то содержали, и они, почему-то, оправдывали возложенные на них задачи. Сейчас этого нет – яко бы в демократическом обществе нельзя насильно воспитывать, прививать ценности ввиду плюрализма… Результаты такой позиции я комментировать не стану – не хватит тиража не только «Фомы», но и прочих СМИ. И ценности Православия, считаю, тоже нужно, а не только можно, пропагандировать средствами наружной социальной рекламы – и это было бы абсолютно новым, перспективным направлением в этом благородном деле… Просто делать это надо тактично и с умом.
Меня никто не благословлял вести именно эту работу: клуб болельщиков, конечно, занимался и занимается не только этим. При этом никакой поддержки, кроме моральной, нет и никогда не было. Как и сколько нужно походить, позвонить, попросить – не хочется даже вспоминать. Люди, конечно, это видят, внимают, благодарят. Это радует. Могу полностью согласиться с последними строками Анны Ершовой. Спасибо.
Свидетельство о публикации №209121500855