Кто я?

Просыпаюсь утром. Солнце светит в окно так, что смотреть невозможно. «Wasja, mein Schatz, komm schon essen!” (с немецкого – Вася, золотко, иди кушать!) – это бабушка. Раз так ласково зовёт, значит сегодня у неё хорошее настроение. Наверное потому, что день выдался солнечный. А это у нас в Казахстане большая редкость. А бабушка у меня очень строгая, настоящая немка, она нас, восьмерых внуков, муштрует так, что будь здоров! Так, встаю, быстро умываюсь, и к столу.


Сегодня на завтрак мои любимые плецхен, которые прямо тают во рту. Едим наперегонки с сестрёнками и братьями, смеёмся, а солнце так и светит…


Это утро я вспоминаю почему-то очень часто. Хотя прошло уже столько лет. Я уже взрослый и живу в Украине. И бабушки уже давно нет. Но это воспоминание так греет душу. Особенно когда настроение не очень или неприятности, память воскрешает этот момент – и сразу становится легче.


Хоть детство моё было далеко не лёгким. Помню, как в школе меня называли «фашистом», хотя зовут меня Василий, и внешность у меня славянская. Но все знают, что бабушка по материнской линии у меня немка. Её во время войны выслали с мамой, тогда ещё ребёнком, из Украины в Казахстан. Дед был украинцем, тоже Василием. Когда бабушка стала «лицом немецкой национальности», он её бросил с тремя маленькими детьми. Не хотел в Казахстан. Так бабушку одну с детьми и выслали. Просто швырнули в неотапливаемый вагон и увезли. Конечено же, перед этим отобрали всё имущество. Так мне бабушка рассказывала. Во время недельной «увеселительной» поездки на выселки самый маленький ребёнок умер от холода. А моя мама с дядей выжили.


Я родился уже в Казахстане. Самый младший, восьмой ребёнок. У нас была очень дружная семья. Старшие няньчили младших, было 2 пары близнецов, которые постоянко играли на своей схожести. Весело было. Мама была постоянно на работе. А нас воспитывала бабушка. Так сказать в немецких традициях. Она и разговаривала с нами по-немецки. К ней часто приходили другие бабушки-немки, они разговаривали, пели песни, готовили немецкие национальные блюда. А мама разговаривала с нами по-украински и по-русски в зависимости от настроения. Она пела нам на ночь украинские песни. До сих пор помню слово в слово её «Місяць на небі». Праздновали всегда по два раза празники, немецкое Рождество и русское, так же и Пасху. В школе мы учились на русском языке. С детьми-казахами разговаривали по-казахски. Так и жили.


Зазвонил телефон и вырвал меня из воспоминаний. Опять с работы. Ну, не дадут отдохнуть даже в отпуске. Да, помню. Документы передал на подпись директору. Как нет? Ну, тогда в бухгалтерии. Если чего-то нет, ищи в бухгалтерии – первое офисное правило. Воспоминания про бабушкины плецхен навеяли чувство голода. Открыл холодильник – пусто. Да, кризисс надворе. Выпью хоть чаю.


Бабушка нам заваривала всегда крепкий черный чай с мятой. Я его любил, особенно со штруделем. А мама готовила залёный чай, и пили мы его с пиал, по-казахски. Потом, когда мамы не стало, мы почему-то больше ни разу не пили с пиал. Наверное, чтобы не нарушать её ритуал.


Жена вернулась с работы. Говорит, устала. Спрашивает, что я приготовил на ужин. Молчу. А что говорить? Жена идёт на кухню готовить. На её «от москаль!» принципиально не отвечаю. Назову её «хохлушка» и опять поругаемся. Она этого слова не любит. А меня она называет по всякому, то «москаль», то «казах», то «немец» в зависимости от настроения. Но я не обижаюсь. Знаю, что это по-доброму.


Я всё чаще думаю, кто я на самом деле? Кем себя чувствую? В детстве не хотел быть немцем-фашистом, всем говорил, что я русский. Потом переехал на Украину и стал себя чувствовать украинцем. А когда женился, появились дети, понял, что есть всё-таки у меня  что-то от бабушки в душе, та же строгость в воспитании, любовь к порядку. Вчера в очереди в магазине одна бабушка сказала мне, что у меня тевтонский подбородок. Что есть, то есть. Ещё я светловолосый и голубоглазый, как настоящий ариец, как меня иногда называет жена. Только глаза у меня немного узковатые, потому, что долго жил в Казахстане. Короче говоря, колоритный я мужчина.


После рождения авторото ребёнка решили с женой подавать документы для выезда на ПМЖ в Германию. Справка архивная у меня была, что бабушка с мамой были депортированы как лица немецкой национальности в Казахстан. Собрали и другие бумаги и отправили. Однозначно детям там будет лучше. Даже если сами по началу будем жить так себе. Там хоть какая-то социальная защищённость. И чистота! Мы были с женой пару лет назад в гостях и были поражены. Там просто никто не мусорит. По-этому и чисто. Но нашему менталитету видать этого не понять, как говорится. И продукты обычные там дешевле, и одежда. И зарплаты побольше наших. Странно, да?


Опять вспоминаю Казахстан. Когда нам сказали, что можна переехать на Украину, мы сразу же подали себя в список. Германия подписала с Украиной договор о предоставления жилья переселенцам. Мы переехали в Днепропетровскую область. Сначала жили в вагончиках, пока строилось жильё. Потом переселились в дома. Но какой-либо другой ожидаемой поддержки не было. Пришлось привыкать к новым условиям жизни, учить украинский язик, менять документы. Многие потом жалели, что уехали из Казахстана. Там всё таки остались друзья, знакомые, работа. Но мне на Украине понравилось. Природа и люди. Тут я встретил свою половинку. Тут у меня родились дети. Но со временем всё здесь изменилось и стало каким-то неприятным. Особенно когда понял, что кризисс надолго, когда начали массово увольнять людей и не давать им абсолютно никакой поддержки. Ещё непорядочность и коррупция. Как говорят, видишь негатив тогда, когда есть с чем сравнивать. И теперь я вижу эту поразительную разницу. Нам так никогда не жить…


Опять звонит телефон. На этот раз кум. Разговариваем долго о жизни, автомобилях, политике, и как всегда, в самом конце, розговор сводится к тому, что я защищаю Украину. Почему? Сам не понимаю. Он обвиняет всех и вся, а я защищаю. Хотя сам так не думаю. Наверное, я болен. Жена смеялась по началу, а теперь злится.
 

Она тоже очень хочет уехать отсюда. Хоть мы и работаем оба с утра до вечера, но вся зарплата – «в унитаз», ничего себе позволить не можем, еда, одежда детям и себе по минимуму. О другом молчу. Почему она так уверена, что где-то будет лучше? Я не уверен. Были бы здоровы, прорвёмся!
Так и прорываемся уже полжизни.


Ночью плохо спал младшенький, видно болели зубки. Я ему пел колыбельные, жена «Місяць на небі», а уснул он только под немецкую «Лореляй». Вот немчонок малый!


Завтра уже на работу. А так не хочется… Дома можна подумать обо всём, помечтать, поспать в конце концов!


Ну вот и я безработный… У нас ликвидация предприятия. Конечено, без каких-либо возмещений. Когда жене сказал, она сразу расплакалась. Как страшно жить, говорит. Таки да.


Уже второй месяц ищу работу – ничего. Тепер ведь на каждую вакансию по 20 кандидатов. Да и вакансий то нормальних нет. Пробовал устриться хот грузчиком, так взяли того, кто согласился на вдвое меньше денег. Скоро наверное будем работать за копейки…


Вечером пью водку. Жена косилась-косилась на меня, но, когда дети уснули, села возле меня и попросила налить и ей. Так, это уже никуда не годится! Не пьющая ж она у меня совсем. А тут опрокинула три стопки и снова начала плакать. Надо что-то делать…


Вчера был на собеседовании в посольстве по вопросу ПМЖ. Поговорили по-немецки, рассказывал о маме и бабушке, пел немецкие песни, рассказывал молитвы, даже расспрашивали о национальной кухне! Сказали, что хорошо владею немецким языком. Ну, хоть какой-то позитив!


Устроился в ресторан официантом. Работаю сутки – трое. Зарабатываю мало, но всё же лучше, чем ничего.


Жене задержали зарплату. Пришлось сдавать кое-что в ломбард.
На последние 3 гривны купил лотерейный билет.
И … выиграл 50 тысяч гривен!
Вот это да!


Купил подержанный автомобиль, я уже давно мечтал о машине. Жена ничего не сказала, выиграл - купил. Её уже достали мои разговоры об автомобиле. Поехали на выходных в ботанический сад. Конечно это лучше, чем на общественном транспорте! Жизнь продолжается.


Прошла неделя. Автомобиль сломался. Не знаю, что именно, но не заводится. На ремонт денег нет. Автомобиль стоит под подъездом. Ждёт лучших времён.


Вчера пришел отказ с Германии. Причина – я не есть лицо немецкой национальности. Интересно, а какой же? И почему тогда мою маму выселили в Казахстан? Ну, где правда?? Жена говорит, что из-за кризисса могли прекратить поток иностранцев. Да, невовремя этот кризисс пришел… Но мы всё же написали апелляцию. Расписали всё – лучше не придумаешь. Отправили и получили ответ – документы будут пересматривать снова.


Получил первую зарплату – купил еды, памперсов и всё…
Продавать машину не хочется, да никто сейчас и не купит. Что делать?


Ночью не спится. Много думаю. Не нахожу выхода. Иду на кухню, включаю свет, сажусь и начинаю рисовать.
Мой отец когда-то очень красиво рисовал, он был художником. А я этому не учился, но друзья говорят, что у меня хорошо выходит.
Сижу, рисую. Рисую Иисуса. Сам диву даюсь. В Бога я не верю. Ну, не совсем. А тут рука сама рисует…


Утром жена увидела и спросила, что это на меня нашло. Сам не знаю.


Решил отнести икону в церковь. Отец Нестор взял, спросил, давно ли я пишу иконы. Нет, говорю, эта первая.


Прошло два месяца. За это время мне заказали восемь икон и три картины. Рисую. Это мне помагает отвлечься от плохих мислей. Как это я раньше не рисовал?


Заработал денег, отремонтировал машину, забрал вещи с ломбарда.
Всё таки черные полосы рано или поздно сменяются светлыми.
Жду окончательного ответа с Германии…


Рецензии
Похоже, у нас почти одинаковые судьбы.
Хотелось бы ближе познакомиться, если Вы не против, конечно.
С уважением!
Татьяна Эпп.

Татьяна Эпп   21.12.2009 14:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.