Утерянный друг

                УТЕРЯННЫЙ ДРУГ

     Джо должен был лететь с нами.  Но он не смог.  Не смог потому-что
уже пять лет жил в своем мире,  который часто был очень далек от наше-
го. Название этому миру - шизофрения.
     Помню раньше я часто приходил его навестить. Наверное, надежда на
выздоровление друга и сейчас еще теплится в моей душе,  но...  Видимо,
ей суждено остаться лишь безликим представителем мира моей мечты.
     Джо сделал немало в освоении других миров, он был отличным астро-
навтом. Более того,  он был моим хорошим другом, возможно - самым луч-
шим. Но  судьбе не было угодно то русло,  течению которого он себя от-
дал. И тогда он изменился.  Изменился внезапно и необратимо.  Никто не
может точно  сказать,  что послужило толчком к его теперешнему состоя-
нию, но одно было неоспоримо:  он уже не такой, каким когда-то был, и,
скорее всего, таким он останется до конца своих дней.
     Началось все с того,  что у него появились  ведения.  Однажды  он
сказал мне:
     - Майк, по-моему я сдаю.
     Я тогда его не сразу понял.
     - Брось, Джо. Ты здоров как бык. Мы с тобой еще слетаем ни в одну
экспедицию.
     - Физически я здоров,  это верно,  но мне часто стали сниться сны
на яву.
     - Спишь на ходу?
     Я принял  заявление друга за шутку и пошутил в ответ.  Он даже не
улыбнулся.
     - Нет,  Майк.  Когда это случается,  я не сплю. Просто я внезапно
оказываюсь в другом месте.  Это так реально,  что я уже начинаю сомне-
ваться, какой из двух миров настоящий.
     - Тебе, видимо, надо немного отдохнуть. Постоянные экспедиции из-
мотали тебя. Возьми отпуск. Знаешь, я тоже возьму и мы с тобой, ну и с
Маргарет, конечно,  поедем куда-нибудь к морю. Я думаю, Стенли, Барт и
Дуглас обойдутся пока без нас.  Тем более, что пока в программе освое-
ния я не вижу ни одной планеты,  способной создать проблемы для  наших
экспедиций. Давай сделаем перерыв в работе, Джо.
     Тогда он согласился со мной.
     Через пару недель он не был уже офицером-разведчиком.  Он уже со-
держался в психиатрической лечебнице.
     Я много  раз  пытался обсудить с ним то,  что он видит и причины,
вызвавшие болезнь.  Что могут эти психиатры? Им не понять причин забо-
левания, ведь они не имеют понятия о тонкостях нашей работы.  Да, я не
врач, но я знаю Джо с детства, знаю от и до специфику его работы. Кому
уж разобраться в его проблемах, как не мне.
     Джо, в своих ведениях,  не считал себя человеком.  Он был ветром,
растениями, животными.  Но не в этом суть. Главное то, что он пребывал
в мире, очень отличном от привычного нам.
     - Майк,  я  не могу долго оставаться здесь.  Тут все так надоело,
так все одинаково,  серо,  - сказал он мне в свой день рождения. Тогда
он пребывал  в  лечебнице уже более трех лет.  С каждым месяцем он все
реже и реже выходил из своих дум в реальный мир.
     Я понял,  что проблема усугубляется тем,  что он и не желает ухо-
дить из мира своих грез.
     - Но чем там лучше? - непонимал я.
     - Я каждый раз в новом обличье.  Сегодня я был туманом - разумным
туманом, который гуляет по просторам континента и дышит свежестью фио-
летовых полей с живыми цветами,  щебечущими тонкими голосками, навевая
простую радость - радость от того,  что ты есть, что ты живешь и осоз-
наешь,  что ты часть всего этого, а не сам по себе, как здесь, в нашем
мире. А вчера я был таким же фиолетовым цветком, щебетал и вдыхал аро-
матный воздух бесконечных лугов этого дивного мира.  Знаешь, Майк, мо-
жет это и не воздух был вовсе.
     - Ты должен гнать эти ведения, Джо.
     - Зачем мне это? Там ведь лучше.
     - Но все это не настоящее.  Все только в твоем разуме,  ты же бо-
лен. Это болезнь, а не реальность!
     Я не знал,  как его убедить. Он был одержим своим придуманным ми-
ром даже тогда, когда находился вне его.
     Я работал без него.  Со мной были Барт и Дуглас,  но все равно не
хватало Джо.  Только на него я мог положиться по-настоящему. Я почувс-
твовал, что его нехватает в команде тогда,  когда Стенли придавило об-
ломком скалы  на одной из исследуемых планет.  За пятнадцать лет нашей
работы таких происшествий никогда не случалось.  Мы работали командой,
у нас все отлично получалось.  Из всех передряг мы всегда выходили по-
бедителями, предупреждали  все  нелепые  случайности,  способные   нам
чем-то помешать.  С уходом Джо все разладилось, и вот результат - глу-
пая смерть Стенли.
     Когда я сказал Джо об этом,  он заплакал. Я не знал, что он будет
так бурно реагировать на гибель товарища. Джо всегда был самым мораль-
но стойким  из нас.  Он никогда не позволял себе показывать окружающим
свои отрицательные эмоции, говоря, что этим только еще больше подрыва-
ешь оптимизм остальных.  Все горести и радости он держал глубоко в се-
бе. И вот он все-таки расплакался.
     Сначала я подумал,  что горе от потери товарища настолько велико,
что Джо не смог удержать его в себе, но оказалось по-другому.
     Он сидел на кровати в своей палате и вытирал простыней слезы, те-
кущие из глаз.
     - Я не могу его жалеть, Майк.
     Такой фразы я совсем не ожидал.
     - Как не можешь?
     - Не могу,  Майк!  Я хочу, но не могу. Я не знал, что со мной так
будет. Я выше всего этого. Я не могу сожалеть о ваших человеческих пе-
редрягах.
     - Как же так? Мы же были одной семьей, Джо! Ты, я, Барт, Дуглас и
Стенли! А теперь одного члена семьи не стало.
     - Да, это так, Майк. Но меня не стало еще раньше.
     - Да что ты говоришь! Как ты можешь!
     - Ты же знаешь, я честный до конца.
     Это было чистой правдой.
     Помню в тот день я накинулся на лечащего врача Джо. Я умолял, уг-
рожал, предлагал бешенные деньги. Все за то, чтобы он поскорее излечил
моего друга от этой страшной болезни.
     - Мы делаем все возможное,  мистер Гильфорд.  Однако, заболевание
прогрессирует, а  наши усилия тщетны.  Они были тщетны три с половиной
года назад,  и они тем более тщетны сейчас. Скоро он окончательно пог-
рузиться в воображаемы мир и уже не придет в себя до самой смерти. Мне
жаль, что так вышло, но от меня ничего уже не зависит.
     В последний  раз  я зашел к нему перед очень важной экспедицией к
одной далекой звезде.
     Мы долго ее добивались, а теперь, когда ей суждено было свершить-
ся, Джо с нами не было.
     Тогда он уже почти не приходил в себя. Его пробуждения были крат-
ковременны и очень болезненны для разума.
     - Джо, - позвал я его.
     Он лежал на кровати и двигал головой из стороны  в  сторону.  Как
сказал доктор, это было признаком того, что он может на некоторое вре-
мя прийти в себя.
     - Джо, ты меня слышишь? Это я, Майк.
     Он приоткрыл глаза и закрыл снова.
     - Джо, ты здесь? Ты со мной или там, далеко? Джо! Джо, черт возь-
ми!
     - Я тут,  Майк, - прохрипел его рот. Видимо, слова давались ему с
большим трудом. - Но я уже не Джо.
     - Но кто ты?
     - Недавно я был сверкающим океаном.  Красивым,  но тебе этого  не
объяснить. Тебе надо побыть им, чтобы это понять. Как мне было хорошо,
когда шел дождь с маленькими зелеными камешками. Я ловил их своими ос-
лепляющими волнами.  Я - природа. Я организм гораздо более сложный чем
ваш, человеческий.
     - Но сейчас ты ведь человек, Джо!
     - Нет, Майк. Сейчас я в космосе. Я крошечный метеорит. Я похож на
гроздь винограда, только белого цвета, как осколок айсберга.
     - Ты уже в космосе?
     На миг мне показалось,  что ему становится лучше.  Быть может, он
начинает тосковать по делу своей жизни. Космос - его вторая родина.
     - Я  в  космосе,  но все равно являюсь частью моего мира.  Я могу
улететь за тысячи световых лет от  родины,  но  все  равно  я  остаюсь
частью этого мира.
     Тогда я  подумал,  что  его фантазии мне что-то напомнили,  но не
смог вспомнить - что.
     Мы отправились в самое главное путешествие.  Отправились  втроем.
Нам очень  не хватало в этом полете Джо и Стенли,  но искать им замену
мы не стали. Командованию пришлось уступить нам в этом.
     Перелет прошел нормально.  Он занял целый месяц. Раньше так долго
мы никогда не путешествовали.
     Возле звезды мы снизили скорость и легли на орбиту  вокруг  самой
близкой к ней планеты.
     На поверхность я спустился один.
     Мой шаттл  приземлился  на  живописной  поляне фиолетового цвета.
Планета явно не была мертвой.  Над головой носились маленькие  птички,
или нечто, похожее на птиц. Местное солнце было больше земного, но да-
вало примерно столько же света.  Я не стал снимать шлем скафандра, так
как здешний воздух мог оказаться ядовит.
     Никакой враждебности по отношению ко мне пока-что  эта  среда  не
проявляла. Опыт мне подсказывал, что так оно будет и в дальнейшем.
     Я шел по фиолетовой траве, которая хрустела под ногами, как будто
была сделана из стекла.  Но она была несомненно живой. Об этом говорил
фиолетовый сок, остающийся на моих подошвах.
     - Как дела, Майк? - раздался в шлеме голос Дугласа.
     - Все нормально.  Немного пройдусь,  а потом слетаю южнее.  Здесь
красиво, парни. Есть животная жизнь. Возможно, есть и разумная.
     - Будь осторожен. В твою сторону движется какая-то странная туча.
Похоже на грозу.
     - Посмотрим. Думаю, мне нечего бояться.
     Я посмотрел на небо.  Действительно,  его заволакивало облако яр-
ко-зеленого цвета.
     - Надо было взять зонтик, - пошутил я.
     Сверху по шлему что-то еле слышно стукнуло, потом еще раз, и еще.
     Пошел дождь. С градом.
     Я подставил руку и поймал несколько градинок.  При более  близком
рассмотрении они  оказались зелеными камешками непонятного происхожде-
ния. Это был не лед.
     Где-то я о них уже слышал.  Или видел...  Нет,  не видел. Слышал,
точно слышал. Но где?
     - Майк!  Ты не поверишь!  - это был голос Барта. - Вокруг планеты
полно этих белых метеоритов!  Помнишь,  мы видели такие несколько  лет
назад во время экспедиции к созвездию Кита!
     - А что мы там видели?  - спросил я.  - Я плохо помню этот полет.
Это было слишком двано.
     - Как же,  Майк!  Это же один из последних наших полетов вместе с
Джо. Он тогда еще исследовал один из этих метеоритов.  Неужели не пом-
нишь?
     Дождь пошел на убыль. Видимость снова стала проясняться.
     И тут я вспомнил.  Да, Джо тогда исследовал странный метеорит бе-
лого цвета.  Он еще напоминал... гроздь винограда. Он же виделся Джо в
его бредовых снах. А еще...
     Я осмотрелся кругом.
     - Вспомнил? - спросил Барт.
     Я так  сильно  сосредоточился на окружающем меня мире,  что забыл
про товарища.
     - Да, вспомнил.
     Меня окутал густой туман.  Стебельки фиолетовой  травы  приподня-
лись, будто впитывая его.
     Боже! Зеленые камешки,  дождь, туман, фиолетовые луга -  все  это
упоминал Джо, когда рассказывал про свои ведения. Но он не мог про все
это знать. Это же первая экспедиция сюда!
     - Все в порядке, Майк? - голос Барта.
     - Порядок.
     Видимо, он уловил волнение в моем голосе.
     - Майк!
     - Да?
     - Что-то не в порядке, правда?
     - Все нормально. Вернусь - расскажу.
     Я сел в шаттл, поднялся над поверхностью и полетел на юг.
     Живописный континент  простирался внизу до тех пор,  пока вдалеке
не появилось какое-то свечение.  Свет исходил из  гигантской  площади,
конца которой я пока не видел.  Приблизившись,  я понял,  что это. Это
был сверкающий океан. Тот самый, о котором рассказывал Джо.
     - Ты не поверишь, Барт, - сказал я в микрофон.
     - Что случилось?
     - Это планета... Здесь все так, как рассказывал Джо.
     - О чем ты? Джо в лечебнице.
     - Да. Там он мне об этом и рассказывал.
     - Но здесь еще не было людей! Он не мог все это видеть!
     - Он видел все это в своих снах.
     - Майк,  прекращай говорить глупости и возвращайся.  Похоже,  эта
планета как-то действует на психику.  Это единственная часть человека,
которую мы не в состоянии защитить от воздействий извне.
     - Со мной все в порядке. Слышишь, Барт! Со мной порядок.
     В радиоэфире неожиданно начались сильные помехи.
     - Это ты так думаешь.
     - Барт! Послушай! Я не спятил! Все, что я сейчас вижу вокруг...
     - Майк?
     Странный голос ворвался в эфир.
     - Барт, что с твоим голосом?
     Наверное, это из-за помех.
     - Что с момим голосом? - не понял Барт.
     - Ты сейчас назвал меня по имени,  и мне показалось,  что у  тебя
другой голос.
     - Это был не я.
     Океан внизу ослеплял своим свечением. Конца ему видно не было.
     - А где Дуглас? Дуглас!
     - А?  Что, Майк? - послышался голос Дугласа. - Извини, я проводил
анализы посланных тобой данных об атмофере и немного убавил громкость.
Ты давно меня вызываешь?
     - Нет.
     - Майк?
     - Что, Дуглас?
     - Это Барт, а не я.
     - Я тоже ничего не говорил, - сказал Барт.
     - Так,  без паники,  - сказал я. - С нами кто-то разговаривает. В
эфире кто-то еще.
     - Но этого не может быть! Тут на сотни парсеков от нас нет ни од-
ного человека! - воскликнул Дуглас.
     - Людей нет, но это еще не значит, что нет НИКОГО.
     - Да что вы глупости городите!  - заговорил Барт.  - Возвращайся,
Майк. Думаю, на корабле мы всему найдем разумное объяснение.
     - Майк, ты слышишь меня?
     - Это опять было то, о чем я думаю? - поинтересовался Дуглас.
     - Видимо, да, - ответил я. - Кто это? Кто меня вызывает?
     - Это я, Майк. Я тебя вижу. Барт и Дуглас на корабле?
     - Да кто это,  чтоб тебя разорвало?!  - рявкнул Барт. - Майк, не-
медленно возвращайся! Слышишь!
     Я не ответил.  Я узнал таинственный голос.  Следовало  догадаться
раньше.
     - Джо?
     - Я уже не Джо, Майк.
     - Это ты? Ты здесь?
     - Да. Можно сказать и так.
     - Джо? Как же это? - воскликнул Дуглас.
     - Привет, ребята.
     - Господи, помилуй наши души! - послышался удаленный шепот Барта.
     - Я хотел бы, чтоб вы все стали тем же, кем я. Но вы вольны выби-
рать сами свою судьбу.  Если вы останетесь на планете,  вы присоедини-
тесь ко мне.  Не тела ваши, а разум. Как когда-то давно белый метеорит
присоединил к этому миру мой разум.
     У меня слезы навернулись на глаза.  В какой-то момент во мне воз-
ник порыв повернуть штурвал вверх и нырнуть в океан вместе с  шаттлом,
чтобы остаться здесь навсегда, увидеть самому то, о чем так вдохновен-
но сотни раз рассказывал в лечебнице Джо. Но я сдержался.
     - Джо!
     - Улетайте скорей, если не хотите присоединиться к нам.
     - Джо! Ты сейчас где? - послышался голос Дугласа.
     - Джо! - тоже позвал я.
     Тишина. Помехи прекратились.
     Вскоре вдалеке показался долгожданный берег.
     - Прощай, Джо, - сказал я и взмыл вверх.
     Барт был в шоке.  Когда я зашел в рубку,  он сидел за пультом уп-
равления, обхватив голову руками.
     - Господи, господи, господи... Майк, как же это?
     - Это вселенная,  Барт.  Нам еще долго не понять всех ее законов.
Надо улетать отсюда. И побыстрей.
     - Ты прав.
     Барт приблизил губы к микрофону и отдал приказ:
     - Дуглас, мы возвращаемся. Приготовь двигатель к старту как можно
быстрее. Как понял?
     - Все понял. Выполняю, - ответил из динамика голос Дугласа.
     Вот такая история.  В заключение скажу лишь,  что по прибытию  на
Землю нас ждало сообщение о смерти Джо. Он просто долго не просыпался,
а затем его сердце просто остановилось.
     Иногда у меня возникает желание слетать на ту планету и присоеди-
ниться к ее миру,  к Джо. Сейчас возможности космических кораблей куда
больше, чем во время той экспедиции.  Я мог бы лететь туда один, и это
заняло бы буквально несколько дней. Но я себя сдерживаю.
     Я полечу туда обязательно. Но потом, в старости. Пока у меня мно-
го дел здесь.

                11.01.2004г. - 18.01.2004г.


Рецензии