Премьера театра Моссовета в Таллине

Не чеховский Чехов

Друзья спрашивают меня о премьере Театра имени Моссовета, которая состоялась в Таллине 11 декабря 2009 года, постановка Андрея Кончаловского, А.Чехов, «Дядя Ваня», вот и решил ответить им прилюдно, тем более, что друзей виртуальных на Прозару у меня много. Спешащим увидеть аргументированную рецензию крутого спеца и мэтра сразу скажу, что совсем не собираюсь спорить с таковыми или вторить им. Пробую изложить взгляд со стороны на достаточно крупное событие в культурной жизни Эстонии (ещё бы, сам Андрей Кончаловский! К тому же — премьера!).
А если со стороны, да ещё и по дружески, это значит, как действительно увидел, без наводки предварительной информации, знакомств с актёрами, приближённости к великим, зависимости от высокого мнения кого бы то ни было, вне давления чего-то предыдущего, да и последующего.
Кто не был в новом концертном зале «NOKIA», а ещё и не все таллинцы тут перебывали, сразу скажу, что зал огромен, по крайней мере по моим понятиям, около 1800 мест, и кажется сделан с достаточно современным техническим оснащением, что позволяет много принять, в том числе крупные оперные и балетные проекты. Мне показалось, что это обстоятельство сыграло не последнюю роль в выборе зала для премьеры. Правда, я не уверен, первое ли это представление вообще, сейчас слово «премьера» означает зачастую и второй, даже третий спектакль. Впрочем, для меня это не очень важно в данном случае.
К счастью, я не видел крупный план, из пятого ряда первого яруса тонкая мимика лица актёра не просматривается, зато прекрасно виден общий план, а в данном случае это очень важно, так как не тонкостью актёрской игры определяется особенность этого спектакля.
Говорят, что режиссёр умирает в актёре, то бишь, растворяется в нём. Ой, ли! Попробуй этого Андрея Кончаловского растворить!
Весь первый акт я сидел в недоумении с вопросом самому себе: куда я попал? Какая-то странная властная тётка (вы уж извините, я к друзьям обращаюсь, как есть, не выбирая деликатно дипломатических выражений для бомонда) выходит и почти тыкает пальцем актёрам куда выходить, прохаживается по сцене и даёт знак операторам выключить свет и начинать действо, удаляясь степенно. Актёры занимают диспозиции как-то мне даже показалось обречённо. В театральное пространство впихнут экран с мелькающими слайдами портретов начала двадцатого века и вырубаемого леса. За пределами подиума для декораций очередной картины не только кресла, куда садятся актёры, изображая второй план происходящего на главной площадке, но и просто какие-то сидячие места, которые выглядят поначалу совсем лишними и только потом начинаешь что-то понимать, а может не понимаешь вообще. На сцене мечется чрезвычайно активная бабуся, педалирующая домотканную сущность крестьянской, ах! потерянной России красивых платьев, балов, интеллигентных разговоров о великом. Все костюмы и декорации подчёркивают эту домотканность и утончённость. А на слайдах почему-то дети с вспухшими от голода животами и бараки для рабов Благословенной Утерянной России Царского Величия. И исподволь чувствуется, вот-вот придут откуда-то немецкие шпионы и ввергнут... Ой, извините, я забежал вперёд.
А текст у этого спектакля тоже какой-то странный, вроде бы чеховский текст. Хоть я и не проверял по академическому изданию, но все те слова, которые были Антоном Павловичем написаны, произносятся, но как-то вывернуты наизнанку. Вдруг начинают вырисовываться прямо адресованные фразы, как вдруг сказанные в любовной (любовной?) сцене доктора Астрова и жены профессора Серебрякова, что она похожа на хорька. Это к чему? Ведь на ней изящное платье и манеры вполне. Но её хорьковая сущность вдруг выступает ярче и не спрятать её за светскостью и вопрос Астрова, мол зачем вам то знать о его любви-нелюбви к Соне выделяет эту сущность ещё выпуклее. А сам Астров теряет обаяние харизмы Домогарова и предстаёт прожжённым циником, в устах которого знаменитая реплика о том, что всё в человеке должно быть прекрасно, становится кощунственной. Разговоры о прекрасном на фоне откровенно запредельно пошлых притязаний Астрова и Войницкого и их пьянства. Странный приживала с гитарой. Прямолинейная Соня, у которой получается только работать. Она будто бы ничем этого не показывает, но почему-то на мгновение представил её в кожанке и красной косынке через двадцать лет. Дядя Ваня, этот скромный, интеллигентный, издёрганный непрестанными заботами и трудом человек, предстаёт вообще неким истеричным кривляющимся субъектом. Ну, а профессор Серебряков, этот столп, гений самовлюблённости и значимости, взирает на  предназначенных только на то чтобы услуживать ему окружающих с отеческой благосклонностью.
И катится классическая пьеса по своим рельсам, но не покидает ощущение, что весь этот балаган каким-то образом связан и с сегодня. Да, вот как раз и это. На экране кадры сегодняшней вечерней Москвы с красивыми дорогими автомобилями, прохожими, одетыми хорошо, яркими витринами. А оскорблённый профессор покидает дом, так и быть прощая неразумных, которые после почти приступа сумасшествия Войницкого, будут работать и больше ничего.
И снова идёт властная дама, указывая актёрам их место, они покорно и понуро сидят спинами к зрителям на стульях и скамьях, ожидая, когда кто-то взмахнёт рукой, и они задвигаются, заученно и грамотно произнося текст.
Так и видишь, что кто-то незримый дёргает за верёвочки из-за облачка ли, или из кроны известного райского дерева, и играется спектакль, нарастание напряжения в котором заканчивается молчащим залом и слезами на глазах.
Но это закончился только этот спектакль, безысходностью и острым ощущением, что за сотню лет ничего не изменилось.
То что было ровно сто лет назад закончилось для тех людей тем, чем закончилось. Чем закончится для нас?

Таллинн    16.12.2009


Рецензии
Сергей,да ведь это Чехов с "голливудским акцентом".:)
С тоской вспомнила Смоктуновского в роли дяди Вани..:(

Молчащий зал и слезы на глазах-чего еще может желать постановщик спектакля..:(

Ирина Чернявская-Юдовина   01.02.2010 21:31     Заявить о нарушении
Знаете, Ирина, голливудского акцента не заметил, правда и от традиционного прочтения Чехова нет ничего.
Мне тоже ближе русская школа театра переживания, но я бы не откидывал просто так попытки прочтения по другому. Пусть даже неудачные.
А в отношении спектакля театра Моссовета я бы сделал паузу. Попытка такого прочтения мне кажется честной, не халтурой, но трогает она не душу - разум. Почему бы и не так.

Сергей Эсте   02.02.2010 01:25   Заявить о нарушении
И все-таки, главное,- не оскорбить Чехова
любым самым интересным прочтением.Я не права?

Ирина Чернявская-Юдовина   02.02.2010 01:33   Заявить о нарушении
Вы правы. Я не знаю, принял бы или нет Антон Павлович спектакль Андрона Кончаловского, но то, что не оскорбился бы - это я знаю.
(вот как самонадеянно!)

Сергей Эсте   02.02.2010 13:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.