Москва, Третий Рим. Эссе

"МОСКВА, ТРЕТИЙ РИМ" 
170 x 120, 1997, холст, рельефные пасты, акрил, золотая фольга.
Собрание Рушана Фёдоровича Хвесюка, председателя правления Альфа-банка, Москва.

Когда эта работу я впервые показывал на выставке в Манеже, меня спрашивали - а почему волчица двуглавая? Я отвечал - а почему бы ей не быть двуглавой? Капитолийскую волчицу я синтезировал с российским-византийским орлом. - Но орел же герб, символ? - Да, и волчица герб, символ. И возникший зверь несомненно выразительнее, чем двуглавая птица-мутант, во всяком случае более соответствует термину "Третий Рим". Так сложился этот жестокий, замкнутый внутри себя зверь. На нём - эфемерная, статичная и одновременно рассыпающаяся постройка с ультра-зелёным (исламским?) шаром   и конусом, напоминающая спиралью главку Василия Блаженного, с разрушенными кулисами сталинского наследия справа и слева  - таким соединением имперского замысла, отживших форм классицизма и дикой Азии, но открытая небу и будущему ХХI веку представлялась мне Россия в конце прошлого века. Что-то изменилось сейчас?

Далее - http://lauren.ru

"THE THIRD ROME" The collection of Rushan Khvesuk, "Alfa-Bank" Chairman of board
1997, canvas, relief pastes, acrylic, golden foil, 170x10 cm.

When this work was firstly exhibited in Manege in 1997 I was asked many times - why the wolf is double-headed? Why shouldn’t it? - I answered. I crossbreeded the Capitoline wolf with the Russian - Byzantian - eagle. But the eagle is a symbol, a coat of arms, isnt’ it? - So the wolf is a coat of arms, a symbol. And the creature that emerged seems to be even more expressive than the double-headed mutant bird, at least it corresponds more to the notion "the Third Rome": the ephemeral symbolic building with a spiral cone on its top looking like Saint Basil’s cathedral cupola, surrounded by the crashed wings of Stalin’s legacy, open to the sky and the future XXI century - this is how Moscow was fancied in the end of the past century.

www.lauren.ru



 


Рецензии