О системе здравоохранения

Поскольку я живу в Украине, то сказанное мной относится к системе здравоохранения Украины.

В связи с пандемией гриппа многие обратили внимание на систему здравоохранения, на ее работу.

Мне в свое время довелось принять участие в работе над Основами законодательства Украины о здравоохранении.

Примерно восемь моих существенных предложений были приняты Верховной Радой Украины и включены в текст Основ законодательства Украины о здравоохранении, который тогда обсуждали и принимали, кажется, в 1992 году.

Тогда же существовал банк "ИНКО", который объявил конкурс на именную премию этого банка "За выдающийся вклад в экономику Украины".

Я участвовал в том конкурсе и был, помню, приятно удивлен, когда прошел первый тур конкурса и моя фамилия, по условиям конкурса, вместе с еще восемнадцатью участниками была опубликована в газете Голос Украины.

Важно для меня было то, что эксперты, рекомендовавшие мою работу, видимо, согласились, что мои предложения могут давать, в случае их реализации, не менее 20% национального дохода страны ежегодно.

Замечу для справедливости, что предложения на самом деле были не мои.

Я добросовестно переписал их из одной работы академика Абалкина, видного экономиста, выполнив роль популяризатора, но ценности их это не уменьшает.

Не уменьшает их ценности и то, что банк "ИНКО" развалился и второй тур конкурса не состоялся, так что все участники первого тура так и остались на равных победители первого тура.

Моя натура такова, что я просто не могу не отвлекаться, поэтому приведу еще фразу Людвига Фейербаха, которую вычитал в его книге "Сущность христианства" во введении - "Человек мыслящий не может противится доводам разума".

Считая все вышесказанное предисловием, перейду к сути.

Украина, "транзитная держава", пропускает через свою территорию газ, потоки грузов и людей, и соответсвенно потоки инфекции.

С падением "железного занавеса" потоки людей и инфекций возросли, что предъявляет особые требования к системе здравоохранения.

Согласно теории систем любая система может быть описана, изучена, если известны ее элементы и связи между ними.

Элементами системы здравоохранения являются учреждения здравоохранения - больницы, амбулатории, аптеки и т.д.

О какой системе здравоохранения мы можем вести речь, если ее элементы, учреждения здравоохранения не имеют уставов, как юридические лица не оформлены, по существу не правомочны, не дееспособны и не имеют договорных связей с вышестоящими органами управления, горизонтальных связей - друг с другом и т.п.

Высшие должностные лица нашего государства бегают, покупают и распределяют лекарства, а ведь не этим они должны в первую очередь заниматься, не в этом их компетенция.

Больница или амбулатория не может уверенно глядеть в будущее, если земля, которую она занимает, за ней не оформлена. Государственные и коммунальные органы власти это понимают? Чего же не оформляют?

Я живу в Ялте.

В Ялтинскую городскую больницу приезжали высокие медицинские чины.

Сразу же после этого вокруг некоторых корпусов этой больницы возникли высокие изгороди, сказали, что эти корпуса проданы.

Высокие государственные лица не понимают, я полагаю, в лекарствах.

Но они могут разобраться, оформлено ли недвижимое имущество медицинских учреждений в БТИ за этими медицинскими учреждениями.

Разве это медицинский вопрос, если государственное медицинское учреждение не может расплатиться с поставщиками за товары, формально имея деньги, но фактически денег в гос казначействе нет.

Президент В.Ющенко признал, что местные органы власти имеют на счетах примерно 8 млрд грн, а в самом госказначействе имеется 1,5 - 2 млрд грн на конец 2009 года.

Фишка здесь в том, что неистраченные деньги в 2009 году из коммунального бюджета переходят на следующий год в госбюджет.

В Автономной Республике Крым госказначейство незаконно изъяло 20 млн грн в 2009 году.

Автономная Республика Крым в хозяйственном суде отсудила эти средства в свой бюджет обратно.

Но(!), в госказначействе этих денег нет, госбюджет в 2010 году, ожидается, будет принят не раньше апреля, следовательно, раньше апреля 2010 года АР Крым своих денег не увидит.

На всю страну был объявлен карантин и высшие учебные заведения отпустили своих студентов по домам.

Те поехали домой, многие во Львов, Ивано-Франковск, в самые, что ни на есть очаги эпидемии.

По окончании карантина они все вернулись в свои институты и привезли инфекцию.

Этот карантин был объявлен правительством.

Забавно, что, когда в одной из областей Украины под Новый год областная СЭС сама объявила карантин и запретила проведение Новогодних праздников, то этот логический и профессионально обоснованный шаг был на телевидении объявлен бюрократизмом.

Есть такая фраза - если бы я всегда был такой умный, как моя жена потом.

Моя жена с невесткой и двумя внуками сходили на елку. Желание повеселить детей оказалось сильней здравого смысла. На следующий день после елки у невестки температура 39, а на другой день после нее у жены температура 38,5. Дети тоже сопливят и куксятся.

Там где СЭС права, ее ругать не следует.

Чтобы научить разбираться в болезнях, студента медицинского института учат шесть лет, а затем еще год так называемой интернатуры. Так появляется молодой, но самостоятельный врач.

Чтобы этого врача назначить главным врачом учреждения здравоохранения, он должен иметь стаж практической работы не менее пяти лет, так записано в законодательстве.

"Ноу-хау" последнего времени в Украине - это назначение на должности главных врачей людей вообще без медицинского образования, причем на должности в медицинские учреждения государственной формы собственности.

Презрение к образованию, как симптом вопиющего невежества, сегодня символ независимости, независимости от здравого смысла.

На этом фоне нелепо выглядят вопросы типа: - Что же делать?

Вспоминается мне медицинский анекдот.

К врачу пришел больной и жалуется - Доктор! У меня ноги потеют, ума не приложу, что делать. И Теймуровой мазью мазал, и уротропин пил, и формалин в обувь наливал, ничего не помогает.
Доктор говорит - снимите обувь!
Потом произносит - А Вы не пробовали мыть ноги теплой водой с мылом каждый вечер?
Больной отвечает - А Вы думаете это поможет?

Многие политики заявляют сегодня, что нашу конституцию не менять надо, а в первую очередь выполнять надо.

Это же справедливо относительно законодательства о здравоохранении, его надо просто выполнять. 

Я прошу прощения у читателей, к сожалению, из-за нехватки времени не могу толком дописать окончание.

Замечу лишь, во всем мире различают системы управления демократические или автократические.

Только у нас система управления не относится ни к тому, ни к другому типу.

Стиль у нас, в том числе и в здравоохранении может быть охарактеризован как стиль управления хаотический.

Дополнение 2021 год

Республика Крым находится в составе РФ более 7 лет и у меня сложились сильно противоречивые впечатления о здравоохранении РФ.

Не буду углубляться в предмет, замечу только, что в Крыму имеется программа развития здравоохранения Крыма, но, когда мне пришлось навестить отдел здравоохранения в администрации города Ялты, в этом отделе не оказалось ни одного экземпляра соответствующей программы.

Спрашивается, что это за программа такая, которую никто не читает?

Кто же её составляет, какие специалисты в здравоохранении, если самые актуальные вопросы развития здравоохранения в ней избегают упоминать, а специалисты практического здравоохранение своё мнение не имеют возможности озвучить.


Рецензии