Православное возрождение Таганрога

       Первые отклики читателей на наши скромные труды /1/ конечно же, не только радуют своей объективностью, но ещё и вдохновляют на продолжение разработки одной весьма содержательной темы: состояние и перспективы развития нашей Церкви, общества, нации и государства. Тема эта большая, подходы к ней в обществе разные. Наш подход имеет свою особенность – он не языческий, Православный, но не «отчёт духовенства РПЦ о проделанной работе» с восхвалениями и дифирамбами самим себе, «любимым и дорогим».

       Наша точка зрения – это доброжелательная точка зрения мирян РПЦ, придерживающихся Монархических взглядов и видящих наше «светлое будущее» именно в Православной государственности России. Некоторым нашим читателям непонятен «размах» и масштаб рассматриваемых в статьях проблем и задач, который, действительно, российский, а не городской или же областной (епархиальный). Объясняем…

       Во-первых, мы живём не на отдельной Планете «Таганрог», а в большой стране, где происходят события не только языческого характера, но и Православного. Есть что сравнить, чему поучиться, что обобщить и выявить как общие для всей России закономерности. Кому-то это и не нужно, а кому-то так и хочется к чему-то присоединиться и в чём-то принять участие, что-то предложить и другим городам и регионам, и всей Церкви и стране в целом. Разве это нехорошо?

       Во-вторых, взгляд на все процессы и события, происходящие в масштабах Церкви и страны, позволяет не только видеть общую картину, общее «поле боя» Церкви, христиан за наше Православное будущее, но и осознать, что успехи у нас здесь очень и очень скромные. И, как следствие, мы имеем в России то, что имеем и что дают эти наши скромные усилия и успехи в этом бою.

       В-третьих, всё более явно ощущается, что ни в Москве, ни в Питере и ни в Екатеринбурге нет сегодня лица или структуры, ни среди клириков РПЦ, ни среди мирян, которые выступали бы в качестве «генератора» Православной государственности. Нет, также, явного и авторитетного «центра кристаллизации» Монархических сил России, СНГ, зарубежья, способного предложить всем вместо борьбы с «ветряными мельницами» и «мировыми заговорами» плановую и созидательную работу на общую перспективу.

       В-четвёртых, вся деятельность Православного характера, даже если она носит ярко выраженный хозяйственный и экономический характер, «подмята» под себя клириками РПЦ. И это в то время, когда весь православный люд буквально стонет от отсутствия должного внимания к себе со стороны священников, от отсутствия духовников и мудрых наставлений в жизнедеятельности. В то время, когда практически любая хозяйственная, производственная и экономическая, информационная, общественная и иная инициатива большого числа мирян не только не приветствуется и не поддерживается клириками РПЦ, но даже не благословляется под различными надуманными предлогами.

       В-пятых, исходя из кризисного духовно-нравственного состояния нашего общества и государства, что и видно из общероссийской картины, давно предлагаем Дону и Таганрогу, имеющим славную историю и традиции дореволюционных лет – и Православные, и войсковые, и казачьи, - стать тем «кристаллизатором», вокруг которого начали бы формироваться все здоровые национально мыслящие Русские, Славянские и Православные силы России, СНГ и зарубежья.

       Вот, коротко, исходя из каких соображений мы предприняли масштабный обзор состояния Церкви, общества, нации и государства в своих скромных, не претендующих на исключительную правильность, бесспорность, трудах. Важно было и нам самим разобраться в том, что же реально происходит в России, потому что, к глубокому сожалению, общенациональные, региональные, местные СМИ «грузят» массы, граждан страны такими языческими ура-демократическими, шапкозакидательскими вещаниями, «патриотическими» ужастиками, что дальше некуда.

       Имея почти полное представление о процессах, протекающих в масштабах России, попытаемся дать субъективные, небесспорные предложения на заявленную тему: «Православное возрождение Таганрога».

       Возьмём за «точку отсчёта» не 1986, 1991 или 2000 годы, которые связаны с известными политическими, социальными и экономическими событиями в стране, а, например, 1997 год, канун прославления (канонизации) Святого Павла Таганрогского.

       Что мы имели в городе в 1997 году? Наверное, надо напомнить для прояснения тогдашней общей картины. В промышленности и хозяйстве Таганрога – полнейшая разруха всего и вся, можно цифры не приводить. Люди выживали торговлей и случайными заработками. Пьянство, алкоголизм, проституция, наркомания, бандитизм и хулиганство были такие, что бутылки, закуска, шприцы и презервативы лежали на ступеньках отделов милиции, УВД Таганрога и УФСБ Ростовской области по г. Таганрогу. Что уж тут говорить о подъездах домов, дворах и улицах города, о парках и скверах, производственных и рабочих местах... Жители боялись ходить по улицам, в Таганроге били, грабили и убивали даже больших начальников. В городе действовало 3 или 4 храма, постоянными прихожанами которых были не более 300 человек, 2/3 из них - весьма пожилого возраста.

       Можно, без всякого преувеличения, сказать, что именно в те годы среди верующих Таганрога начались разговоры о конце света, хотя, казалось бы, отсюда далеко до Москвы, которая генерировала развал. Для полноты картины остаётся добавить, что в  бюджете города, после отчислений в область и Москву, оставались буквально гроши. Плюс к этому – общий дефолт, который «накрыл» и Таганрог. Люди готовились к худшему.

       Что было дальше? Состоялась канонизация нашего Святого блаженного старца Павла Таганрогского и всё потихоньку, неспеша стало в городе налаживаться, устраиваться и обустраиваться. Обязательно найдутся люди, которые, читая эти строки, скажут: ага, что бы мы тут, понимаешь, без вашей канонизации делали?! И будут неправы, потому что именно молитвенная, иная помощь Святого Павла помогла Таганрогу решить многочисленные вопросы и проблемы, которые, в массе своей, имеют московское происхождение и связаны с властью, режимом 80-90 годов. Именно он, наш Заступник, имеет возможность молиться за нас и за наш город пред Самим Господом Богом, Божьей Матерью, Апостолами и великими Святыми. Сами мы, по грехам своим и несовершенству, не в состоянии предстать пред Богом...

       Не будем здесь останавливаться на том, как, что конкретно, в какой последовательности решалось в Таганроге с 1997 года и по настоящее время. Это вряд ли сейчас будет интересно. Отметим только, что производства города и его хозяйство восстановлены, местный бюджет вырос многократно (хотя ещё и мал по масштабам европейских стран). Давно и активно начато обустройство дворов и улиц, скверов и парков, спортивных и детских площадок, памятных мест и пляжей. Налажена работа городского транспорта, коммунального хозяйства. Упала в разы статистика по пьянству, алкоголизму, наркомании и проституции, тяжким преступлениям, бандитизму и хулиганству. Люди не боятся, как это было в конце 90-х годов, ходить по улицам города даже ночью.

       Налажена работа и милиции, и служб охраны правопорядка, и спасения, и чрезвычайных ситуаций; и скорой помощи, и здравоохранения, и торговли, и услуг. Сегодня в Таганроге можно жить, работать и творить, не стыдясь за свою, пусть и малую, Родину.

       Напрашивается вопрос: это и есть то возрождение города, о котором молились и мечтали, в лучшем смысле этого слова, верующие таганрожцы различных поколений? Ведь налицо и успехи, и достижения, и динамика развития, и рост благосостояния; и снижение безработицы, бедности, заболеваний, смертности. Растёт рождаемость!

       Отдавая должное власти и управлению, структурам и специалистам различных служб города, депутатам и общественности, промышленникам, предпринимателям, банкирам и финансистам, сфере торговли и услуг, деятелям науки, культуры и образования, правоохранительным структурам и медикам, рабочим и служащим предприятий различных форм собственности, сфер, областей и отраслей жизнедеятельности за обустройство и развитие Таганрога, надо сказать следующее: достигнутое сегодня не есть идеал.

       Более того, мы видим, что наряду с ростом коммунальных и прочих платежей, улучшением ситуации с городским бюджетом, оснащённости городских служб современной техникой и оборудованием, - то там, то здесь растут ямы, провалы, дыры, обвалы и завалы, в прямом и переносном смыслах, из-за безразличия, безалаберности, а иногда и откровенно наплевательского отношения к исполнению своих прямейших обязанностей, своей неплохо оплачиваемой работе.

       Замечательно то, что у нас появились Пушкинская набережная, новый роддом, аквапарк и каток, детские и спортивные площадки, а не только рынки, магазины и склады. Замечательно и то, что город готовится к очередному Юбилею нашего знаменитого, известного всему миру земляка, писателя и медика А. П. Чехова, которому принадлежат слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Много чего ещё замечательного было и есть в Таганроге, чем можно вполне гордиться и что можно показывать приезжим, туристам и паломникам. Хотя бы и центральную часть города, отремонтированные и отреставрированные особняки, имеющие неповторимую историю и архитектуру. Восстановленные и построенные вновь Храмы Божии, число которых буквально ежегодно растёт и в самом Таганроге, и в близлежащих посёлках.

       Однако, что, не смотря на все достижения и успехи, особенно «бросается в глаза» любому верующему и духовно зрячему  человеку, выходящему после службы или молебна из Храма, часовни и келии Святого Павла Таганрогского? Что вызывает печаль и озабоченность христианского сердца?

       Кругом языческие порядки и нравы, устремления и утехи, ценности и идеалы: на улицах и площадях, на рынках и в магазинах, в университетах и институтах, в колледжах, лицеях и школах; в яслях, детских садах и иных воспитательных учреждениях; в производственных цехах, офисах банков, фирм и торговых центров; в музеях, галереях и на выставках и ярмарках; на фестивалях, конкурсах, соревнованиях; на совещаниях и заседаниях, семинарах и конференциях; в кабинетах и коридорах власти и управления, приёмных депутатов и всевозможных фондов и организаций; в коридорах медицинских учреждений и больничных корпусов; а также в домах, квартирах и семьях подавляющего большинства наших уважаемых земляков. Вот что «бросается в глаза» и печалит верующего человека, понимающего сердцем, что именно это довлеющее и всеобъемлющее язычество есть главный тормоз дальнейшего преображения, возрождения, обустройства, развития и действительного расцвета, процветания нашего всеми любимого города.

       Мы знаем, что в среде священников города, так много сделавших для построения и обустройства Храмов Божиих и создания библиотек, воскресных школ, центров и СМИ; так много делающих для должного проведения богослужений, таинств и треб; лекториев, конкурсов, фестивалей, праздников для молодёжи и детей; оказания помощи нуждающимся, пожилым и больным людям; так часто стремящихся и думающих сделать ещё больше – есть и мнение о том, что «пик» Православного возрождения уже преодолён, и надо готовиться к неспешной, плановой и размеренной работе с паствой, теми немногочисленными неофитами, которые и будут пополнять ряды прихожан, прихожанок…

       Что можно сказать по этому поводу? Да, действительно, если и далее одни лишь священники будут заниматься не только вопросами богослужебными, духовными, воспитательными и образовательными, благотворительными и просветительскими, организационными, презентационными, но и хозяйственными, снабженческими, экономическими, финансовыми, бухгалтерскими и налоговыми, ремонтно-восстановительными и строительными, оформительскими, реставрационными, информационными и прочими, то им пора переходить к неспешной, плановой и размеренной работе с теми прихожанами, которых им уже дал Господь Бог.

       Да, действительно, если считать, что для возрождения Православия и Таганрога  сделано уже итак достаточно много, сделано всё возможное и требующееся жителям, молодёжи и всем крещёным землякам, то тогда пора успокоиться не только священникам, но и всем православным христианам, сесть и ждать тех немногочисленных неофитов, которые пока ещё не добрели до Храмов, духовных бесед, др. мероприятий «для галочки» благочиния и приходов Таганрога.

       Если же ставить задачу воцерковления всех жителей города и всех сфер, областей и отраслей жизнедеятельности города, духовного и нравственного преображения погибающей в язычестве молодёжи, возрождения Таганрога в качестве града Православного, Христова, то окажется, что все мы -  священство и миряне, сочувствующие и вере, и идее Православного возрождения люди – только в самом начале очень трудного, долгого пути, останавливаться и успокаиваться на котором не только легкомысленно перед Богом, но и непростительно вредно…

       Именно сейчас, когда казалось бы и надо расслабиться и пожить спокойно, где-то даже в «своё удовольствие», Церкви Христовой Таганрога надо, засучив рукава, приступать ко второму, если так можно выразиться, этапу нашей большой работы, начавшейся 10 лет назад, - будем условно считать, - со дня прославления Святого Павла.

       Какой же он такой, понимаешь, этот «второй этап» нашей деятельности? В чём его особенности и основные задачи? Какова «основная движущая сила» этого процесса? Будем излагать по порядку и неспеша.

       Давно уже Боголюбивыми мирянами  предлагается очень мудрое и символическое для Таганрога и Церкви, покаянное и большое дело – восстановление Успенского Собора на нынешней «Октябрьской площади». Одно время в благочинии говорили: «Рано!», теперь говорят: «Поздно!» На наш взгляд – самое время взяться нам всем Православным миром, всей сочувствующей вере и Церкви общественностью города, включая власть и административные и управленческие структуры, промышленников, предпринимателей, банкиров и финансистов, деятелей культуры, науки, образования, представителей СМИ и т.д. и т.д. В Москве есть Храм Христа Спасителя, в Ростове – кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы, в Новочеркасске – Войсковой Собор Донского казачества. В Таганроге на месте центрального городского Храма нет символа покаяния.

       Предлагаем, как это было и есть во многих городах не только Дона, но и по всей России, казакам Таганрога начать сбор подписей под обращением к Мэру, депутатам и широкой общественности Таганрога по данному вопросу, испросив на это Святое дело благословение владыки Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона. Разрушенный в своё недоброе время Собор, как известно всем верующим, был любимым Храмом Святого Павла Таганрогского…

       Мы часто говорим о любви к Богу и Божьей Матери, Святому Павлу – вот и давайте нашу любовь к Ним «закрепим» конкретным делом любви, веры и покаяния.

       Это дело будет не только общецерковным, но и воистину общегородским покаянным деянием, верно и мудро задающим Таганрогу дорогу, ведущую действительно в Светлое - Христово будущее в ХХI веке.

/1/ смотри «Духовный аспект Национальной безопасности России» в №3 (http://www.blagievesti1.narod.ru/3nomer.docx),
«О Русской Православной Церкви и России с Любовью» в №4 (http://www.blagievesti1.narod.ru/4nomer.docx),
«Задачи Русской Православной Церкви в современном мире» в №5 (http://www.blagievesti1.narod.ru/5nomer.docx),
«О причинах отсталости России» в №8(http://www.blagievesti1.narod.ru/8nomer.docx) газеты «Благие вести».

       (продолжение следует)

       ГРУППА ПРАВОСЛАВНЫХ ОФИЦЕРОВ


Рецензии