Школа поэтического мастерства

http://picfsso.narod2.ru/

Школа поэтического мастерства - этот материал готовился для газеты, возможно будет интересен...


1. Предполагается, что «Школа поэтического мастерства» коснётся только самых основных и значимых моментов стихосложения. В дальнейшем, по окончании публикаций (или в процессе) «школы поэтического мастерства», возможно рассмотрение пройденного на конкретных примерах – стихах читателей присланных в редакцию и  имеющих такое пожелание.
И…  для начала, несмотря на то, что все мы учились в школе, наверное, стоит напомнить в первую очередь о том, что такое - поэтика, поэзия, стих.

ПОЭТИКА  – поэтическое искусство; наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения этих форм. В прошлом, и теперь, многие исследователи литературы считали, и считают, что поэтика должна быть нормативной - устанавливающей стилистические принципы в связи с определённым  социально-философским направлением или школой. Например, античные поэтики Аристотеля и Горация, в России – теоретические работы - В.Тредиаковского и М.Ломоносова. Элементы нормативности содержатся также в поэтиках, выработанных литературными направлениями и течениями, например такими как – поэтика символистов (А.Блок), поэтика акмеистов (О.Мандельштам) и неоакмеистов (Б.Пастернак). А также в поэтиках отдельных крупных поэтов оказавших огромное влияние на развитие литературы в целом, таким поэтом, бесспорно, является – А.С.Пушкин. Естественно, что поэтика, как наука, изучает поэзию.
ПОЭЗИЯ – в расширенном значении это  литературно-художественные произведения в прозе и стихах.
СТИХ  – форма поэтической речи, отличающееся от прозы системой параллельных речевых рядов, которые придают фразостроению ощутимую стройность. Стихосложение начинается с введения в речь особого порядка, какого не знает проза. Стихотворные  формы сами по себе ничего не изображают, но они свои ритмом, строфикой и рифмой способствуют художественной выразительности изображаемого. Всякий стих основан на повторности определённого конструктивного элемента, придающего речевому процессу чёткость ритмической композиции. Различают шесть конструктивных элементов:
1) звуковые повторы в начале и середине стиха;
2) паузное членение фразы по признакам интонационной;
3) равное количество ударных слов в стихе;
4) метрическая мера, повторяемая в стихах периодически;
5) анакруза в начале стиховых строк;
6) равносложные клаузулы в конце строк стихотворения.
Все эти элементы, совместно или порознь, могут присутствовать в нужной степени среди любых стихов – строго метрических форм или дисметрических форм.
Теперь рассмотрим что такое ритм, который упоминался выше как элемент стихотворной формы. Казалось бы, чего проще: раз-два-три, раз-два-три! Но не будем торопиться…
РИТМ – мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах  - в музыке, танце и метрическом стихе. Внутренние законы ритма для этих искусств едины, это – периодичность и кратность. Структура же ритмообразования различна. Всякий ритмический процесс двойственен и содержит в себе две меры гармонического движения: малую меру (крата) и большую меру (тактометрический период). В итоге можно определить ритм как волнообразный процесс периодических повторов.
СТРОФА (от греч. – кружение, поворот) – сочетание нескольких стихов, объединённых общеё мыслью.  Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой строфы. Строфа содержит в себе от двух до четырнадцати стихов (сонет, онегинская строфа). Если большой мерой правильного метрического стиха является тактометрический период, заключающий в себе определённое количество малой меры (крата, стопа, подия), то строфу, как высшую метрическую меру можно назвать МЕТРИЧЕСКИМ ЦИКЛОМ. Русское стихосложение обладает огромным богатством самых разнообразных строф и это многообразие обусловлено не только количеством стихов в строфе, но системой различных метрических размеров, с комбинацией длинных и укороченных стихов, имеющих свой порядок рифмовки. Строфичность придаёт стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство.
СТОПА   - метрический член, первичная мера стиха, которую отсчитывали поднятием и опусканием ступни. Первоначально в русской поэзии, в 18 веке, различали лишь две стопы: ;U хорей и U; ямб. После трёхдольных гекзаметров Тредиаковского появились и трёхсложные стопы - дактиль ;UU, амфибрахий U;U и анапест UU;.
СЛОГ -  гласный звук, согласный с гласным или группа звуков, произносимых единым выдыханием (экспирацией). Слоги могут быть из двух гласных (дифтонги), а иногда без гласного звука («ш-ш, слушайте!» или «Тс! Молчи.»).

О рифме, анакрузе, клаузуле и  поговорим, по-возможности  подробно, при следующей встрече. Всего хорошего!
Школа поэтического мастерства
2. «Школа поэтического мастерства» продолжает знакомить любителей поэзии и стихосложения с основами «поэтической кухни».

РИФМА – композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще – начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. Определение РИФМЫ как концевого созвучия не совсем точно, так как известны случаи начальных и внутренних рифм. На протяжении всей истории поэтического искусства структура рифмы менялась и меняется сейчас…
По слоговому объёму рифмы делится на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем от конца слоге), дактилические ( ударение на третьем от конца слоге) и гипердактилические (ударение на четвёртом от конца слоге). Если рифма оканчивается гласным звуком, то это – открытая рифма, если оканчивается согласным звуком, то это – закрытая рифма. Рифмы, также, различаются и по характеру звучания: точные и приблизительные, богатые и бедные, ассонансы, диссонансы, составные, тавтологические, неравносложные и разноударные. По положению в стихе рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние.  По положению в строфе – смежные, перекрёстные и охватные (или опоясанные). В отношении кратности повторов рифмы различаются как: парные, тройные, четвертные и многократные.
Стихи без рифмы называются белыми, не точные рифмы – «рифмоидами».
В статье «Как делать стихи» Маяковский писал: «Рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспоминать её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе… Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму, во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и, уж во всяком случае, до меня не употреблялась, и в словаре рифм её нет. Рифма связывает строки, по этому её материал должен быть ещё крепче, чем  материал пошедший на остальные строки».
АНАКРУЗА – это безударный слог в начале стиха до первого метрического акцента, на который обычно, но не обязательно, приходится ударный слог в стопе. Анакруза соответствует музыкальному затакту. В тех не многих стиховых размерах, где стих сразу начинается с сильного метрического акцента, анакрузы нет, и тогда её называют нулевой анакрузой. Это относится к тактометрическим периодам первого вида (нисходящие ритмы): трёхдольник первый ;UU, четырёхдольник первый ;UUU, пятидольник первый ;UU|;U, шестидольник первый ;UUU|;U. При наличии анакрузы период заканчивается эпикрузой, заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе анакруза совершенно неотделима от эпикрузы, они начало и конец тактометрического преиода. Для пример приведу сочетание анакрузы и эпикрузы в четырёхкратных трёхдольниках М. Лермонтова:
| Тучки не | бесные, | вечные | странники! |
| Степью ла | зурною, | цепью жем | чужною |
| Мчитесь вы, | будто как | я же, из | гнанники |
 С милого | севера | в сторну | южную. |
Этот трехдольник (дактиль) имеет контрольный ряд |;UU|;UU|;UU|;UU| с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная безпаузная форма.
Второй трёхдольник  (амфибрахий), контрольный ряд U|;UU|;UU|;UU|;U - однодольная анакруза и двудольная эпикруза:
В пес | чанных сте | пях ара | вийской зем | ли ^
Три | гордые | пальмы вы | соко рос | ли. ^
Род | ник междуи | ними из | почвы бес | плодной,
Жур | ча, проби | вался вол | ною хо | лодной.
В этих стихах однодольная анакруза всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы (^), а во втором – из двух слогов.
Дальше предлагаю вам самим рассмотреть стихи классиков (да и свои тоже) на пример сочетания в них анакрузы и эпикрузы – это вам позволит лучше понять строй стиха.
КЛАУЗУЛА (лат. clausula – заключение, концовка) – в стихосложении группа заключительных слогов в стихе, начиная с последнего, ударного слога. В стихе могут быть:
Односложная, мужская:
Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…                (М.Лермонтов)
Двухсложная, женская:
Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала,
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
От зарниц всё трепетало.              (Ф.Тютчев)
Так же есть - трёхсложная, дактилическая клаузула и  четырёхсложная, гипердактилическая клаузула, но на них мы не будем останавливаться – в силу их редкого использования.

Наша  вторая встреча  «школы поэтического мастерства» подошла к оконченанию. Желаю успешного освоения! При следующем выходе «школы»  рассмотрим: цезура, сдвиг, усечённая рифма, тернарная рифма.

Школа поэтического мастерства
3. Как мы и обещали, сегодня мы поговорим о цезуре, сдвиге, усечённой и тернарной рифмах.
ЦЕЗУРА  (лат. caesura – рассечение) – в метрическом стопном стихе, словораздел на определённом месте, расчленяющий стих на два полустишия или, реже, на три части. Если стих делится цезурой на две равные или приблизительно равные половины, то такая цезура называется большой (или – медиана). Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не мене четырёх стоп (или двух диподий), в трёхстопном стихе она не возможна. В четырёхстопном и пятистопном стихе цезура стоит после второй стопы, а в шестистопном – после третьей, семистопном и восьмистопном – после четвёртой. Совпадая со словоразделом, но не всегда со стопоразделом, цезура выполняет функцию интонационно-фразовой паузы. В соответствии с расположением словесных ударений цезуру называют  мужской (когда ударение стоит на последнем слоге предцезурного слова), женской (ударение на втором от конца слоге) и дактилической (на третьем от конца слоге). Если же после цезуры в стихе стоит структурная ритмическая пауза, то такая цезура принимает на себя ритмическую функцию и будет уже не цезурой-словоразделом, а паузной цезурой. Примеры:
Цезура - словораздел, совпадающий со стопоразделом:
На старости | я сызнова живу,
Минувшее | проходит предо мною –
Давно ль оно | неслось, событий полно,
Волнуяся, | как море-окиян?
Теперь оно | безмолвно и спокойно.                (А.Пушкин)
Паузная цезура:
Сидят герои Бреста ^ в Краснознамённом зале –
Политруки, комбаты, ^  медсёстры и стрелки,
Их павшими считали, ^  пропавшими считали,
Но  вот они  живые, ^  всем бедам вопреки.         (Я.Хелемский)

Если поэт не соблюдает постоянной канонической цезуры и она не занимает в строке определённого места, то такая цезура называется свободной. Свободная цезура часто применялась в стихах советских поэтов, стремящихся к интонационно-ритмической раскованности стиха. Например:
Я говорю, | держа на сердце руку.
Так на присяге, | может быть, стоят.
Я говорю с тобой | перед разлукой,
Страна моя, |  прекрасная моя…                (О.Бергольц)
СДВИГ – акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы иное слово, изменяющее смысл фразы. Не всегда это делается намеренно – иногда это случайная не благозвучность, которой страдают все, в том числе и великие:
Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?                (А.Пушкин)

Прямым Онегин Чильд Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
Со сна (сосна) садится в ванну со льдом,
А после, дома целый день…                (А.Пушкин)

О, север, север, чародей!
Иль я (Илья) тобою околдован?                (Ф.Тютчев)
УСЕЧЁННАЯ РИФМА – приём рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов не полностью покрывает созвучия другого слова:
И что ж? Поверил бог унылый.
Амур от радости прыгнул,
И на глаза со всей он силы
Обнову брату затянул.                (А.Пушкин)
В поэзии 20 века усечённой рифмой называли иногда неравносложную рифмовку:
Свищет в полголоса арии,
Блеском и шумом пьяна, -
Здесь на ночном тротуаре,
Вольная птица она!
Детски балуется с локоном,
Вьющимся дерзко к глазам,
То вдруг наклонится к окнам,
Смотрит на радужный хлам.                (В.Брюсов)
ТЕРНАРНАЯ РИФМА  (от лат. ternaries – состоящий из троек) – система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb, например:
Нет, не жди ты песни страсной,
Эти звуки – бред неясный.
Томный звук струны;
Но, полны тоскливой муки,
Напевают эти звуки
Ласковые сны.                (А.Фет)
При следующем выходе в свет «школы поэтического мастерства»  мы продолжим разговор о рифме и уже в дальнейшем перейдём к формам стиха.

Школа поэтического мастерства
4.  И так – снова рифма…
МУЖСКАЯ РИФМА  - связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая мужская рифма с гласным звуком на конце (душа – дыша, окно – давно) и закрытая - оканчивающиеся согласным звуком (волк – умолк, дверь – зверь). Обычно в стихотворениях мужская рифма чередуется с женской или дактилической рифмами. Но иногда поэты пишут стихотворения и даже целые поэмы, выдержанные только в мужской рифме. Такова поэма М. Лермонтова «Мцири»,  где сплошная мужская рифма придаёт произведению характер энергии и мужественности:
Не много лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
ЖЕНСКАЯ РИФМА  - рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения А. Фета, построенного целиком на женской рифме:
Засверкал огонь зарницы,
На гнезде умолкли птицы,
Тишина леса объемлет,
Не качаясь, колос дремлет;
День бледнеет понемногу,
Вышла жаба на дорогу….
Или пример женской рифмы в дактиле С. Поделкова:
Снова алтайские степи –
Птичьи свистящие цепи,
Колки – берёзок  артели,
Тропы – сплетение артерий.
БЕДНАЯ РИФМА – рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову – иду, вблизи – земли, вода – дома. К категории бедной рифмы относятся также рифмуемые слова одной и той же грамматической формы (падежной или глагольной), пример у М. Лермонтова:
Обходит волк вокруг гумна,
И если в поле тишина,
То даже слышны  издали
Его тяжёлые  шаги.
БОГАТАЯ РИФМА – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ – стократ, канала - доконала, матовая – выматывая. Пример богатой рифмы у В. Маяковского:
Где горизонта борозда?
Все линии потеряны.
Скажи,
которая звезда
и где
глаза пантерины?
Не счёл бы
лучший казначей
звезды
тропических ночей.
СОСТАВНАЯ  РИФМА – рифма, составленная из двух или трёх слов. У русских поэтов первой половины 19 в. она встречается редко (Пушкин, Грибоедов). В 60-х годах 19 в. составная рифма получила широкое распространение в стихах поэтов-сатириков – В. Курочкина и, особенно, Д. Минаева; они вводили юмористические элементы самой формы стиха, в частности каламбурные рифмы, комизм которых заключается в точности составной рифмы, на пример у А. Минаева:
Здесь обычай такой  городничего:
Если в лавку поедет жена –
Говорит: «Ты, смотри, не купи чего.
Лавка даром давать мне должна.
Или примеры составной рифмы у В. Маяковского:
Дети,
 чего испугались крови?
Отмойте
папе
от крови щеку!
Строить лёгочь
 небесных кровель
папе
небесному кровельщику.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.