Кукловод

Кукловод

Пьеро с детства был молчаливым и замкнутым мальчиком. Общению с друзьями он предпочитал чтение книг. Однажды, прогуливаясь по центральной городской улице, он увидел, как старик ловко управляет деревянной куклой. Это произвело на него огромное впечатление и он увлекся куклами. Пронеслись годы. Теперь Пьеро было семьдесят лет. Его жизнь текла, как лесной ручей – тихо и незаметно. Он работал продавцом в книжном магазине, жил один в маленькой квартирке, а по выходным гулял в парке. Семьей он не обзавелся, поэтому заботиться ему ни о ком не приходилось.
Как-то раз, вернувшись домой после суетливого рабочего дня, Пьеро забыл ключ в двери. А соседский мальчик, живший на одной площадке с рассеянным стариком, не упустил представившуюся возможность и забрал ключ от чужой квартиры. Когда Пьеро обнаружил пропажу, он не расстроился, поскольку у него был запасной ключ. Спустя не-сколько дней предприимчивый сорванец дождался пока Пьеро уйдет на работу и проник к нему домой. Его глазам предстала одинокая и полупустая комната. Ничем особенным она не отличалась. Тогда раздосадованный мальчик попытался зайти во вторую комнату, но дверь была надежно закрыта. Больше делать было нечего, и проказник решил незамет-но навестить своего соседа вечером. Велико любопытство, а детское любопытство вдвой-не. Многих усилий стоило сорванцу дождаться намеченного часа. И когда пробило десять часов вечера, он отворил соседскую дверь и осторожно вошел. Кругом было темно и хо-зяина нигде не было. Наверное, он в другой комнате – подумал мальчик. И действи-тельно, теперь дверь в комнату была приоткрыта. За дверью виднелось мелькание бледно-голубого света. Мальчику стало жутко интересно, что же такое там происходит. Удивле-нию его не было предела, когда в темноте показалась деревянная кукла, освещенная блед-но-голубым светом откуда-то сверху. А наверху горели белые огоньки, напоминавшие звезды. Кроме куклы в комнате не было никого. Но куда же пропал старик? Мальчик был испуган и заворожен зрелищем одновременно. Он не мог отвести глаз от куклы, которая сидела на коленях, облокотившись одной рукой о свою головку. Создавалось впечат-ление, что кукла погружена в размышления. Шли минуты, а кукла все сидела на коленях и взгляд ее деревянных нарисованных глаз был направлен вперед, в темную бездну, пока не заиграла грустная музыка, и кукла не подняла свою голову.
- Что там? – раздался в комнате тихий мужской голос, напомнивший мальчику го-лос старика Пьеро. Но было понятно, что говорит кукла, несмотря на то, что рот ее не открывался. – Что находится за белыми сияющими точками в вышине? Каждый день я просыпаюсь и вижу лишь их, моих немых спутников. Есть ли в этом вечном мраке хотя бы еще одно живое существо, которое улыбнется и скажет мне - привет. Или же судьба моя - только и делать, что смотреть в темную бездну и грезить. Отчего я чувствую в себе великие силы, но не могу ступить и десяти шагов? Зачем все это?..
Бледно-голубой свет погас, а за ним и белые огоньки. Наблюдавший все это дейст-вие мальчик неслышно вышел из квартиры Пьеро и отправился спать. Всю ночь мальчик вспоминал увиденное и пытался объяснить произошедшее.
- Мама, ты и представить себе не можешь, что я вчера видел!
- И что же такое ты видел, мой меленький Эммануил?
- Вчера вечером старик Пьеро… У него дома в темной комнате живет деревянная кукла! Она разговаривает и мне кажется, он там ее запер и никуда не выпускает. Надо спасти ее, немедленно.
Мама мальчика удивленно улыбнулась и обняла своего сына.
- Какой же ты у меня еще маленький… А ты уверен, что кукла хочет уйти от стари-ка Пьеро?
- Конечно! У нее был такой печальной голос, как будто ее кто-то сильно обидел. Мы должны спасти ее.
- Хорошо, сегодня вечером мы непременно навестим Пьеро и поговорим на эту те-му.
- Нет!.. Нам лучше тайком проникнуть в его дом. Он не отпустит свою куклу, он жестокий!
- Постой. Откуда ты знаешь про куклу? Ты был у старика дома?
- Вчера вечером я заметил открытую дверь… я зашел к нему домой из любопытства и увидел куклу, - смутился мальчик.
- Очень интересно. Вечером я обязательно напомню ему, чтобы он запирал двери, иначе про его куклу будет знать весь город.
Но вечером мама мальчика уже не помнила ни о кукле ни о том, что хотела напом-нить старику о его дверях.
Тем временем, интерес к кукле у маленького Эммануила все возрастал. «Что если несчастную куклу старик каждый день носит к себе в книжный магазин, - думал он. - Не даром же старик таскает с собой чемодан! Надо обязательно все проверить, освободить куклу, а старика посадить в тюрьму. Но как это сделать? Надо пересилить свой страх и пойти в магазин к старику, а там будь что будет!»
Стояли теплые осенние деньки. После занятий в школе Эммануил шел к старику в магазин, ступая на хрустящие листья. Он смотрел себе под ноги и казалось, что с каждым шагом душа уходила в пятки. Незаметно для самого себя он пришел к магазину. За стек-лом было видно, как старик суетится в поисках нужной книги для клиентов. В голове мальчика никак не могло уложиться, что этот милый старик держит в взаперти несчаст-ную куклу! Пока Эммануил стоял и не мог решится зайти в магазин, старик Пьеро заме-тил мальчика . жестом пригласил пройти в магазин. Отступать было некуда и нереши-тельным шагом сорванец направился к старику.
- И что же вас, замечательный человек, привело в наш магазин? - с серьезной инто-нацией спросил улыбчивый Пьеро. - Может быть, ты хотел купить книжку «Остров со-кровищ»? Что ж, я могу тебе ее подарить. Подожди минутку. Смотри, какая большая и интересная книга. Она...
- Отпустите его, - пересилив свой страх, сказал Эммануил.
- Кого? - изумлению Пьеро не было предела.
- Не претворяйтесь, я все знаю. Если вы не отпустите его вам будет только хуже. Вы находитесь под наблюдением, каждый ваш шаг известен... - возникла пауза. Фантазия мальчика иссякла. Пьеро смотрел на него спокойным, но удивленным взглядом.
- Кому известен каждый мой шаг?
Эммануил онемел от страха. Ему казалось, что из магазина он уже не выйдет нико-гда.
- Что же ты молчишь, дорогой мой? Кого отпустить я должен? - ласково спросил Пьеро.
- Куклу. Я все видел. Вы держите ее в запертой комнате, а она хочет гулять. Зачем вы ее обижаете?
Услышав все это старик расплылся в улыбке и даже прослезился.
- Ах, ты мой дорогой друг! Какой же ты... - старик замолчал, словно в последнее мгновение он переосмыслил то, что хотел сказать. А далее со спокойной интонацией про-должил, - какой же ты наблюдательный. Видишь ли, эта кукла не может выйти из комна-ты. Почему? Она боится яркого света и пристальных взглядов. Видишь ли, уже много лет я говорю ей «открой дверь и иди вперед, куда укажет сердце».
- А она? Что же она?
- А она не может решиться сделать первый шаг. Она говорит, что яркий солнечный свет ослепит ее глаза, а люди будут смотреть на нее и смеяться, и этого она не сможет вы-нести. Но причина не в этом. Она не может решиться сделать первый шаг - вот в этом ее главная проблема. И поверь мне, молодой человек, я, как никто другой на этом свете хочу, чтобы она была на воле.
- Так что же нам делать? Мы должны ей помочь справится с этой проблемой раз и на всегда.
- Ее уже, наверное, не изменишь, - вздохнул старик и грустно улыбнулся.
- А можно я к вам сегодня вечером приду и посмотрю на нее? Может я все-таки смогу ей помочь? Обещаю, я буду молчать и она меня не увидит.
- Хорошо. Приходи. И помни, что это наш маленький секрет.
- Конечно.
Итак, наступил вечер, и Эммануил тайком от всех вышел из дома. На этот раз он направился к своему пожилому соседу в качестве гостя и совесть его была чиста. Было десять часов вечера, когда мальчик отворил незапертую дверь от квартиры старика Пьеро. Юное сердце учащенно забилось. Эммануил был преисполнен ожидания встречи с живой куклой. Сказка оживала на глазах и словно приглашала его окунуться в мир волшебства. В комнате было темно и пахло конфетами. Первые мгновения мальчик не мог надышаться этим очаровательным запахом. Его поразила воцарившаяся тишина не только в комнате, но и на улице. Весь мир замер. Казалось, еще секунда и произойдет чудо. Похожие чувства Эммануил испытывал, когда смотрел сказки в кинотеатрах. Но тогда все было на экране, а здесь по-настоящему. И вот начиналась сказка. Из волшебной комнаты еле слышно начала доноситься музыка и, словно вода, потек голубой свет. Завороженный Эммануил осторожно подошел к двери и окунулся в новый, доселе невиданный мир. Как и вчера, в комнате была кукла. Но на этот раз она лежала на полу, съежившись в клубок. Мальчику стало ее невероятно жалко. Одна, никому не нужная, - думал мальчик, - она лежит на холодном полу и страдает, она же может заболеть! Эммануил захотел помочь кукле, поднять ее, увезти к себе домой и напоить чаем, но вспомнил слова старика и остановился.
Бледно-голубой свет наполнял темную комнату. Тихая музыка доносилась непо-нятно откуда и была похожа на детскую колыбельную, которую Эммануил, как ему пока-залось, слышал в детстве. На темном потолке загорелись и медленно закружились белые точки, словно звезды на бескрайнем небе, и кукла начала просыпаться. Ее движения были неловкими, как будто кто-то дергал ее за веревочки, словно марионетку. Она встала на колени, и словно обессиленный человек, который упал и приложил все усилия для того, чтобы подняться, она встала на ноги. Глаза куклы были растерянными, подобно глазам пробудившегося человека и не понимающего в первую минуту, где он находится. Кукла осмотрелась по сторонам и заговорила. И снова ее голос чем-то напомнил мальчику голос старика Пьеро.
- Я снова тут... - сказала кукла. - Я снова тут, скованный невидимыми цепями. Мне приснился красивый сон. Большое дерево, со множеством зеленых листьев стояло посре-ди поля и было домом для множества птиц. Так продолжалось много столетий. Но однаж-ды налетела гроза и вырвало дерево с корнями. Вскоре листья пожелтели и дерево сгнило. Однако оно не пустовало: в иссохшем куске дерева нашли приют мыши. И мне отчего-то подумалось, что каждому на земле найдется друг и никто не останется одиноким. Странные мысли... Эх, если бы мне посчастливилось поговорить с кем-нибудь я был бы так счастлив, но увы, день за днем я один. Каждый раз просыпаясь, я вижу одно и тоже: бесконечную темноту и белые, кружащиеся в медленном танце, огоньки. Очень странно... Очень странно. В последнее время я стал слышать удивительную музыку. Что же это? Может быть, я сплю и это всего лишь очередная моя фантазия? Может быть, настала пора проснуться?..
И с этими словами кукла опустилась на пол, свернулась клубочком и уснула. Му-зыка утихла, бледный свет погас, и кукла растворилась в темноте комнаты. Эммануилу стало грустно и он отправился домой. В постели он долго вспоминал слова куклы и никак не мог понять, почему же она не может выйти на улицу и погулять. И с этими мыслями он заснул. И ему приснилось, будто он - клоун в цирке и сегодня было его первое выступление. Он стоял за кулисами и нервничал. Яркий и переполненный посетителями зал ожидал начала представления, а он все никак не мог осмелиться выйти на манеж. Но все же он пересиливает свой страх. Он начинает смешить зрителей, но зал на его шутки никак не реагирует. Стоит тишина и угрюмые лица смотрят на него со всех сторон. Тогда он садится на пол и закрывает глаза руками, что бы никого не видеть. И в это время раздается первый смех, потом еще и еще... И вот уже весь зал смеется над ним. Он ничего не может понять, почему же над ним смеются? Стоит ли уйти обиженным и пораженным или же начать смеяться над самим собой и таким образом завершить свое выступление?.. Злиться на всех или смеется над собой? Но Эммануил не успевает принять решение, его будят родители, чтобы собираться в школу.
Прошел день и вечером Эммануил зашел в магазин к старику.
- Мне кажется, ваша кукла заболела. Нужно что-то придумать, чтобы ей помочь иначе она не выздоровеет.
- Ты ей ничем уже не поможешь, - ответил грустный Пьеро. - Дорогой мой Эмма-нуил, думаю тебе больше не стоит приходить к ней в гости. Наверное, больше она не за-хочет говорить и появляться у меня в комнате. Все решено.
- Если из комнаты она не выходит, то куда же она денется?
- Милое дитя, эта кукла волшебная. Она откроет потайную дверь и уйдет обратно откуда пришла, но, к сожалению, вернется она ни с чем.
- Ничего подобного! Я вас прошу, не отпускайте ее в ближайшее время. Мне вчера приснился один интересный сон, там... я хочу сказать... не отпускайте ее хотя бы несколь-ко дней. У меня есть идея! Обещаете? Обещайте же мне, пожалуйста!..
- Ну, хорошо, хорошо. Только я ничего совершенно не понимаю.
И получив согласие старика, Эммануил немедленно убежал.
- Что же задумал этот сорванец? - подумал Пьеро и улыбнулся.
А задумал Эммануил следующее. Он направился домой к своему однокласснику Рафаэлю, отец которого работал в цирке дрессировщиком тигров. Он был очень уважае-мым человеком, с мнением которого считались не только в цирке, но и вообще все его знакомые. Особенно в долгу перед ним был директор цирка. Дело в том, что много лет назад директор цирка привел посмотреть на животных свою маленькую дочку. А про-шлый дрессировщик не полностью закрыл клетку с тиграми, в которую она забралась и начала играть с куклой. В то время отец Рафаээля только начинал работать в цирке. Ни секунды не мешкая, он запрыгнул в клетку и спас девочку. С тех самых пор Директор чтит отца Рафаэля.
- Привет, Эммануил.
- Привет. Рафаэль, я хочу попросить тебя об одном, но ты должен обещать, что ни-кому об этом не расскажешь.
- Хорошо.
- Это совершенно невероятная история. Помнишь старика Пьеро с чемоданом? Так вот, я выяснил, что на самом деле он скрывает у себя дома. Оказывается, он никакой не колдун и ни в кого не превращается.
- Не может быть! Откуда ты знаешь?
- Я проник к нему домой и следил за ним.
Рафаэль выпучил глаза.
- Ну ты даешь... Как ты смог осмелиться?
- Неважно. Главное то, что я увидел. У него в комнате живет кукла... Она умеет хо-дить и разговаривать. Представляешь, ей сняться сны! Я все видел. Но самое главное, она болеет и если мы ей не поможем, она уйдет через потайную дверь и никогда уже не вер-нется.
Рафаэль не мог поверить в то, что слышал.
- У меня есть идея, как можно помочь кукле. Поговори со своим папой и попроси его взять куклу в цирк на представление. Представляешь «Впервые в цирке живая кукла!» Сколько людей захотят пойти на это представление. Но самое главное, надо чтобы в зале было полностью темно и тихо, иначе она ничего не сделает. Ты поговоришь?
- Конечно.
Эммануил был счастлив. Но перед сном он подумал, а чем я помогу кукле, если она так и не узнает, что будет находится в цирке под пристальным взглядом сотен глаз. Если она не найдет отличий между своей комнатой и цирком - значит она не поймет, что наконец-то у нее получилось выйти из дома и побороть свой страх. И в итоге она не захочет оставаться здесь и уйдет навсегда через потайную дверь. Тогда то и решил Эммануил, что он выбежит на сцену и расскажет кукле всю правду.
На следующий день в книжный магазин к старику Пьеро пришел мужчина. Это был отец Рафаэля. Они долго разговаривали, после чего пожали друг другу руки. Вечером того же дня отец Рафаэля приходил уже домой к Пьеро. А на следующий день Пьеро был в цирке, где он был представлен самому директору отцом Рафаэля. Они вели долгий разговор и в конце концов пришли к обоюдному согласию. На лице старика сияла лучезарная улыбка.
- Добрый вечер, молодой человек, - приветствовал Пьеро Эммануила, который за-шел в магазин к старику спустя несколько дней. - Ты вновь хочешь мне что-то сказать?
- Вы любите цирк? А кукла, она любит цирк?.. Я хочу помочь ей...
- Я уже все знаю, милый мой.
И старик Пьеро рассказал мальчику о том, что на следующих выходных в цирке будет номер с куклой. Он рассказал так же о том, что в зале будет темно и ни единого зву-ка. Он дома попросит куклу спеть песенку и в чемодане, когда она будет спать, отнесет ее в цирк. А потом, когда она уснет, он заберет ее домой. Таким образом, кукле не должно быть страшно. Эммануил был счастлив.
Прошли дни, и настал день представления. Цирк был полон зрителей. В середине вечера была озвучена просьба: во время следующего представления ничего не говорить и не хлопать в ладоши. Итак, настала долгожданная минута, погас свет, на сцене образова-лось какое-то движение, и в лучах бледно-голубого света на манеже показалась спящая кукла.
Эммануил сидел на первом ряду и очень нервничал. Он переживал, чтобы никто не захлопал и чтобы кукла не испугалась.
Под куполом цирка закружились белые огоньки и заиграла тихая музыка. На гла-зах у всего зала стало происходить чудо. Спящая кукла начала просыпаться. Она зашеве-лила пальчиками руки, подняла голову и втала. Ее изумленные глаза осмотрели темный зал и кружащиеся огоньки под куполом цирка.
- Какая красота, - сказала кукла. - Раньше я такого никогда не видел. Я словно очу-тился во сне. Мне кажется, вот-вот и я полечу.
И, о, чудо! Кукла поднялась от манежа и повисла в воздухе на метровой высоте.
- Теперь я могу сказать, что я живу по-настоящему! Люди такие странные. Они не устают повторять, почему люди не летают, почему же люди не летают! А вы попробуй-те!.. Надо всего лишь верить в себя и стремиться к своей цели, и тогда все пути сойдутся в одну верную дорогу. Иначе быть не может.
Кукла опустилась на землю и спела песенку.
- Как интересно, меня не покидает ощущение, что я тут не один. Мне кажется, что на меня смотрят совсем юные глазки и в них блестят слезинки. Если бы это было так, то я бы непременно сказал, что люблю тебя, мой невидимый дружок, хранитель сердца моего.
Вдруг в зале послышался шепот: «чушь, не смешно». Шепот становился все гром-че, зал начинал оживать и в скором времени цирк наполнился недовольным гулом.
Испуганная кукла начала огладываться по сторонам, присела на корточки и съежи-лась. И в это мгновение на сцену выбежал мальчик. Это был Эммануил. Он подбежал к кукле и дотронулся ее хрупкой ручки. Он смотрел на куклу и на его глазах мерцали слезы. Потом Эммануил обернулся к зрителям.
- Ну зачем же вы кричите, вас же попросили молчать! - прокричал мальчик и за-плакал. - Она теперь уйдет навсегда и больше никогда не вернется.
Он обнял куклу и прижал ее к груди.
- Не переживай малыш, - раздался голос за спиной Эммануила. - Ты с ней обяза-тельно встретишься.
Мальчик обернулся и увидел Пьеро. Он стоял и улыбался как ни в чем не бывало.
- Пьеро, как вы тут оказались?.. Смотрите, кукла уже уснула, она уйдет через по-тайную дверь! Мы ее обидели.
- Ты прав малыш, она спит. Но она радостная, ей снятся сладкие сны. Я это знаю.
Вот так и закончилась эта странная история. Кукла действительно в тот же вечер ушла, но как сказал Пьеро, она ушла радостная домой, чтобы рассказать историю всем куклам про удивительного мальчика Эммануила.


Рецензии