Комикс на Западе и в России
Вторая половина XX века ознаменовалась для человечества проникновением в глубины Космоса и одновременно с этим мы можем отметить новое рождение достаточно старого, к тому времени, жанра инфографической культуры – комикса.
Поэтому тема духовной культуры современного мира, то есть культуры современного мира в целом, и комикса в частности, может быть определена нами, как культура приближающейся космической экспансии. Для нас исключительно важна.
Комикс – несомненно, явление культуры и, несмотря на 100-летнюю историю, явление исключительно современное. Его смыслы, значения и сверхзадачи становятся актуальными для многих наших современников, а стало быть, они нуждаются в гармонизации с сознанием и позитивном использовании.
Этим и объясняется высокая актуальность принятая нами к исследованию темы, как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Освоение Космоса - как идея и самодостаточной смысл, имеет в своей основе, как материальные предпосылки, так и духовную составляющую этого процесса. Поэтому перед нами и встает вопрос об их взаимодействия и соотношения.
В данном случае мы хотим рассмотреть это явление на примере анализа развития культуры комикса в России и США. Именно так мы и определим основную цель нашей работы.
Для раскрытия поставленной цели нам необходимо решить ряд последовательных задач:
1.Исследовать историческую природу и историю появления и развития культуры комикса в США.
2.Исследовать и проанализировать произведения российских и американских авторов.
3.Определить условия взаимопроникновения и взаимодействия двух инфографических культур.
4.Определить направление развития комикса в будущем.
Объектом исследования данной курсовой работы является исследование Комикса как элемента масс-медийной культуры в России и США.
Предметом исследования является определение и разработка новых направлений в инфографической культуре комикса. Научная новизна работы определяется тем, что исследование в этой области в России крайне редки и разрознены. Мы же в данной работе предполагаем систематизировать и развить эти исследования и сделать их пригодными для практического применения.
Работа выполнена на основе изучения и анализа трудов иностранных и отечественных исследователей.
Методической основой работы стал анализ исследуемых материалов, а также культурологическое прогнозирование.
Глава 1. Исторические особенности появления и развития комикса в США.
1.1.«Рассказы в картинках» как предшественники комиксов
Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках» .
История этих произведений начинается в XVI - XVII веках. Тогда, в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это был пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «(исп. aucas)» (от исп. jeu de l'oie) . «Аллилуй» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.
В XIX веке фабричное производство историй в картинках налаживается в Эпинале,
Самый первый комикс в США «Медвежата и тигр» в 1892 году появился в журнале «The San Francisco Examiner» (редактор Уильям Рендолф Херст).
Корпорация печати Херста широко ипользовал иллюстрацию, с появлением же комиксов, они становятся важным элементом херстовской прессы, впрочем, как и прессы его конкурента Джозефа Пулицера.
В типографии «World» В 1894 году, установили первую машину, печатавшую в четыре краски. В воскресном номере 18 ноября 1894 «World» выпустил свой первый действительно удавшийся комикс. Ричард Ф. Ауткольт, иллюстратор газеты «Electric World», поставлял ей комиксы, в которых главными действующими лицами были клоун и овчарка. Так появилась первая комическая серия в воскресной газете.
Позже Ауткольт (фр. Richard F. Outcault) создал «Аллею Хогана». Второстепенным персонажем в нём присутствовал маленький мальчик в желтом костюме, который очень полюбился жителям Нью-Йорка. Поэтому Ауткольт впоследствии сделал его главным героем.
Вскоре Херст стал заполнять комиксами воскресный выпуск своей газеты «Морнинг джорнэл». Художником «Желтого мальчика» был Джордж Б. Люкс. В результате Херст меняет печатный станок, который печатал 4 страницы цветных рисунков, на станок, печатающий 16 цветных страниц. Воскресная газета выпускает комиксы сначала на 8 страницах, а затем на 16.
Благодаря этим цветным сериям газеты Херста и Пулицера стали называть «желтой прессой».
К середине XX в. Комикс становится одним из популярнейших жанров массовой культуры. Сейчас комиксы утратили комический характер, их сменили комиксы «ужасов» — о преступлениях, войне, псевдоисторические комиксы, а также комиксы, упрощённо перелагающие произведения классиков.
1.2 Формирование современного комикса в ХХ веке
Серьезным шагом в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, разрабатывая новые пути графической коммуникации и самовыражения. Как мы уже говорили выше, ситуация с юмористической направленностью комиксов, изменилась в июне 1938 года, когда в США появился первый «сверхчеловек» - Супермен (Superman).
Это было началом, так называемого «Золотого века», длившегося с 1938 по 1956 годы. Именно это событие дает нам право говорить о комиксе, как предчувствие выхода человека в космическое пространство, ведь сам Супермен был выходцем из другого Мира (вымышленной планеты Криптон).
В этот период также было создано более 400 супергероев! Большинство из них были похожи Супермена и, естественно, не дожили до наших дней, но именно тогда родились такие «нетленки» как Бэтмен и Капитан Америка.
В целом, именно с тех пор проявилась новое и по сей день главное направление в комиксах — супергерои и новые миры.
В 60-х годах на мировую арену выходит крупнейшая на данный момент компания Марвел (ныне купленная Диснеем). Небезызвестные Джек Кирби и Стэн Ли (поныне является «хедлайнером» и главой Марвел) создали самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая четверка, Серебряный сёрфер, Тор, Халк, Люди-Х, Железный человек и, конечно же, Человек-паук. Главным центром комикс-индустрии остается США, где они пользуются огромной популярностью, однако тот же Марвел покоряя Британскую аудиторию, создал Капитана Британия, который долгое время появлялся только на территории Великобритании. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel, DC, Dark Horse и Image Comics.
1.3 Путь комикса в XXI век
В начале XXI века комиксы, без преувеличения, получили новое воплощение. Фактически большинство серий стали делать на основе новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, однако они потеряли свою драматургическую, смысловую составляющую. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом и вообще использовать все возможные техники рисования в сочетании с графическими цифровыми технологиями.
Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный кассовый успех во всем мире.
В наше время старые комиксные серии продолжают развиваться, создаются новые. К примеру Марвел раз в несколько лет делает встряску всему свому миру супергероев, иногда ставя мир на голову, делая злодеев добряками и убивая реально заметных персонажей, или закрывая целые отдельные вселенные (к примеру Ultimate вселенная, созданная для привлечения молодой аудитории была закрыта убийством всех главных персонажей), DC же время от времени перезапускает все свои серии, не давая героям состарится, начинает их историю заново.
Довольно часто устраиваются разнообразные конкурсы, фестивали, которые становятся настоящим праздником для всех любителей и ценителей комиксов, так как после таких фестивалей комиксы становятся ещё лучше и интереснее.
В современном мире комикс прекратил быть только американским явлением, под очарование инфографической культуры попали и другие страны в том числе и Россия, но об этом мы поговорим в следующей главе.
История комикса продолжается, она пишется, рисуется, издается многотысячными тиражами в каждом журнале, в каждой книжке, мультфильме или сериале, которых объединяет одна мысль, одна идея — комикс!
Глава 2. Развитие инфографической культуры в России
2.1 Предпосылки появления комикса в России
В Америке это называется комиксы, во Франции же - рисованные истории, графическая новелла, в Японии – манга. Для России же этот жанр до недавнего времени был довольно далеким и малопонятным.
С экранизированными версиями комиксов зарубежного производства россиянин хорошо знаком. «Халк», «Маска», «Город грехов», «Люди Икс», «Человек-паук», «Призрачный гонщик», «300 спартанцев» и еще десятки экранизаций, у которых есть комиксный первоисточник, но местный зритель об этом никогда не узнает. Эти фильмы идут у нас в кинотеатрах с приличным рекламным бюджетом и снимая неплохую кассу.
А вот читать сами комиксы, мы не особо любим, пренебрегаем.
Хочу заметить, что комиксы во всем мире действительно читают. Вот уже более 100 лет весь мир зачитывается комиксами. Россия же этот юбилей пропустила. А какая история у комиксов в России?
На мой взгляд, истории комиксов в России не существует. Однако если ее искать, то можно найти ее в русском народном искусстве, а именно в лубочной вязи и даже в православных иконах. Некоторые русские иконы строились именно по принципу комиксов – в центре размещался персонаж, а на заднем плане в маленьких квадратиках как в раскадровке рассказывалась история и раскрывалась вся драматургия.
Так же подобие комиксов можно встретить и в царских газетах как карикатурные политические истории.
После смены власти новый строй взял на вооружение графику, достаточно вспомнить великого поэта Революции В.В. Маяковского и его «Окна РОСТА». Пропаганда социализма начала строится именно на графическом комиксовом стиле. Хотя Советская власть была против вредоносного влияния «загнивающего» Запада в самом «гниющем» ее проявлении, а именно комиксовой болезни. Но охотно использовала стиль, принципы и элементы комиксов в пропаганде.
В то время пропагандистские материалы были преимущественно одноцветные бело-красные, либо двухцветные – черно-бело-красные, изредка делали в полном цвете. Достаточно привести пример знаменитого плаката 20-х годов «Ты записался добровольцем». Плакат сделан в лаконичной двухцветной стилистике. Если знаменитые слова красноармейца поместить в баллоны (речь персонажа, помещенная в круг), то получится вполне современный графический комиксовый постер.
Корифеями нового жанра можно смело считать команду Кукриниксов.
В сентябре 1956 года в СССР начал издаваться журнал «Веселые картинки». Мало кто знает, но дословный перевод с японского слова «манга» будет звучать как «веселые картинки»
Да, именно, веселые картинки!!!
Первые выпуски журнала строились по принципу западных комиксов. Автор идеи, карикатурист «Крокодила» Иван Семенов не скрывал, что взял за основу американские и японские комиксы, но наполнил их новым, другим содержанием.
Для советских детей творили участники так называемой «бульдозерной выставки» Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и андеграундные в то время художники нон-конформисты.
Тексты писали Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков и другие известные авторы. Страницу историй про веселых человечков – Карандаша. Буратино, Незнайку и Самоделкина делили на шесть кадров, по кадрам строили истории, а тексы в баллонах писать не разрешали, и приходилось их подписывать внизу под картинками.
По сей день «Веселые картинки» успешно издаются и распространяются в России.
2.2 Комикс в России сегодня
В мире много комиксных проектов высокого уровня, достойных восхищения и экранизации.
В России же по-прежнему пока ни одного.
«Большую роль для развития комиксов в России сыграл конкурс молодых художников «КомМиссия» (в итоге скатившийся в бессмысленность, так-так фестиваль, то есть, но комиксов то – нет). Он появился в 2002 году и проходит ежегодно каждую весну. Последняя же выставка была в начале мая 2009 года» .
По условиям конкурса художникам нужно нарисовать 4 полосы в комиксах. Это открыло двери для развития талантов русским комиксистам. Так-так каждый способен разместить свою работу на сайте КомМиссии и поучаствовать в конкурсе, возможно даже издаться или получить работу.
Конкурсный Дух соперничества создал причину и побудил рост комиксового мастерства в нашей стране и СНГ.
В России я знаю около 50-ти высокопрофессиональных художников занимающихся комиксами. Однако если поискать по всей России, то где-нибудь обязательно найдется не мало пока еще никому неизвестных фанатов комиксов, высокоуровневых мастеров этого жанра, которые, к сожалению, только в свободное время рисуют комиксы и оттачивают мастерство. Зарабатывают же они себе на хлеб, как все остальные комиксисты в России, рисуя иллюстрации для книг и журналов, раскадровку для кино и концепт-арты для всевозможных медий (в основном видео-игр).
К примеру, художник известного всем сериала «Смешарики». Это Салават Шайхинуров. Любовь к комиксам привела его в 90-х годах в Бельгию в академию Сан-Люк, где он обучался ранней франко-бельгийской школе рисования. В 1995 вдохновленный творчеством Марии Семеновой он начал работу над адаптацией «Волкодава» в комиксе. Сегодня его проект подходит к завершению.
Вообще крупные издательства, такие как «Азбука», «Эксмо», «Росмен» и «АСТ» сейчас проявляют интерес к комиксам, однако их издательская политика недостаточно продумана, издания могут быть выполнены в коллекционном формате и стоить чрезвычайно дорого для основной аудитории. По большей мере он построен на закупке лицензионных комиксов за границей, однако изредка проводятся эксперименты в духе издания того же комиксного «Волкодава» или «Обитаемого острова», но полностью оригинальные проекты, не имеющие громкого имени, остаются в нашей стране на уровне самиздата, и, соответственно распространяются в узких кругах.
Издателей понять можно. Гораздо выгодней купить по 5 долларов за страничку хитового комикса, чем платить нашим художникам по 300-400 долларов за полосу. И сам процесс создания комикса очень трудоемкий. Хороший, качественный комикс профессиональный художник рисует одну полосу за пару дней, но только если это его основная работа, за которую ему неплохо платят. Вообще-то можно поставить производство комиксов на поток. Группа удожников из 5-6 человек способна без остановки производить эпизоды серии комиксов, к примеру, каждый месяц.
Думаю, при малейшем появлении рынка комиксов в России наши крупные издательства скупят зарубежные комиксы и заполонят ими страну. А уже в последствии надо будет заполнять рынок нашими оригинальными продуктами, и в конечном итоге и у нас появятся «потоковые» производства.
Бизнес есть бизнес. Заработать в России на комиксах пока что, не так-то просто. Да и жанр мало знаком.
И вообще нужно разбираться в комиксах. Но самое главное нужно придумать оригинальный и интересный сценарий для комикса. И все равно лучше развивать внутренний наш рынок, чем становится пространством для реализации зарубежной продукции.
Предполагаю, что в России достаточно будет появиться хотя бы одной интересной и оригинальной книжки с комиксами, которую захочет прочитать вся наша страна хотя бы один раз. Считаю, что у российской аудитории сознание к комиксам и умение их читать привьется без особых усилий. Не стоит забывать, что наша страна самая читающая в мире и стоит только развеять миф о том что комиксы – «отупляющая продукция для детей», как и у нас оживет это направление.
2.3 Комикс в России как универсальное средство передачи информации
Все вышеперечисленное, говорит о том, что в России все-таки существует история комиксов.
Это доказывает то, что комикс сам по себе – сильнейшая технология и универсальное средство донесения информации в массы испокон веков (со времен наскальной живописи), которую можно поставить в один ряд с такими мульмедийными носителями, как кино, телевидение, СМИ.
«Во Франции, кстати, комикс считается девятым искусством, как раз после телевидения. А ученые после долгих дебатов доказали, что комиксы не вредные и не отучат читать художественные произведения, а наоборот приносят только пользу» .
Они избавляют от узости взглядов, наделяют человека сознанием Цезаря. Поэтому, несмотря на железный занавес технологии и отдельные элементы в нашей стране все-таки использовались.
А вот «если бы комиксы пропустили в Советский Союз, то наша страна имела бы самый большой рынок комиксов во всем мире, доходы государства могли бы сравниться с доходами от нефтяной промышленности» .
Так, «статистика французского рынка графических новелл говорит о том, что при населении страны в 60 миллионов жителей в 2006 году было издано 4 130 альбомов, тиражом 40 миллионов 500 тысяч экземпляров» .
При развитом рынке в России эту статистику можно было бы смело увеличить в 10-15 раз.
Итак, настоящий отсчет истории комиксов в России можно будет считать, когда появятся наши российские оригинальные и интересные произведения в комиксах, которые смогут оставить такое же место в истории, как к примеру, «Человек-Паук», компании Маrvel или французские «Астерикс и Обеликс».
Тогда этот проект начнет по-настоящему работать для всех.
Итак, исходя из проведенного нами в двух главах исследования и анализа, мы можем сделать конкретные выводы о том, как будет развиваться искусство комикса в эпоху начинающейся космической экспансии человечества, и эти выводы и предложения мы изложим в третьей главе этой курсовой работы.
Глава 3. Комикс и стратегическая сверхзадача космической экспансии
3.1 Смена культурных эпох
(1 – ый и 2-ой параграфы 3-я главы написаны на основании статьи Данилеца М.А. Космикс в культуре времени космической экспансии.//Геополитический мониторинг России. СПб: 2009 С.104 – 106)
На протяжении своей истории человечество время от времени было вынуждено обновлять свою культуру, иногда в полном объеме. Никто не будет спорить в том, что это объективное явление и регулярный процесс. Только в Европе мы отслеживаем, как Эллада и Рим создали античную культуру, которая со временем исчерпала себя. На смену античности пришли варвары, со своей совершенно иной культурой - отражающей свежий взгляд на мир, породившей прекрасную и загадочную готику.
Это был, несомненно, качественный скачек.
Возрождение стало финалом этой большой культурной эпохи, но и тогда культура обновилась уже за счет Просвещения, открытия новых территорий, распространения европейской цивилизации...
Я уверен, что и сейчас мы стоим на пороге очередной грандиозной смены культур.
Проявления и произведения культуры станут другими, а содержание культурного процесса опять качественно обновится.
Эта новая эпоха естественно, начнется не сразу с великих произведений, но с примитивных, простых. Комикс и есть, как мне кажется, первое проявление этой загадочной новой культуры.
Изменения в культуре и обществе начинаются с формирования нового сознания и мировосприятия. А оно вполне сродни детскому - вот вам и получился комикс: картинка плюс небольшой текст.
Ничего странного, при этом, на самом деле не происходит. Да и комикс-культура существует уже сто лет - просто именно сейчас комикс неожиданно вышел на первый план, стал очень созвучен времени. Фактически – теперь это девятое искусство...
3.2 Комикс в культуре времени космической экспансии
3.2.1 Информация в комиксе
Да, можно, конечно, говорить о том, что комикс - это всего лишь одна из форм передачи информации, удобная, ёмкая, облегчающая процесс её усвоения.
Но так думают и говорят люди наивные.
Комикс - это не просто удобная форма передачи информации, а принципиально новый способ и подход к её усвоению.
Краеугольный камень обучения - это умение найти, ухватить, выделить главное.
Рассматривая и рисуя комиксы на разные учебные темы и в рамках любого из предметов учебной программы, человек это умение оттачивает, приучается видеть суть и соль проблемы.
Приобрести эти умения в процессе словесно-логического обучения, пытаясь подчеркнуть главную мысль в параграфе или лекции учителя, весьма затруднительно, а может быть, и вообще невозможно.
Таким образом, комикс не только облегчает и интенсифицирует процесс обучения, но и делает его по-настоящему результативным и осмысленным.
3.2.1 Понимание комикса
Сейчас у комикса наконец-то появилась своя публика - новое поколение с развитым клиповым мышлением.
Современный человек за день получает информации больше, чем человек XVII века за всю свою жизнь. Сейчас человек хочет успеть все - и фильм посмотреть, и музыку послушать, все на ходу, треть жизни в дороге... Чем доступнее и ярче изложена информация, тем больше вероятность, что она будет воспринята.
Комикс - чуть ли не самый удобный и адекватный способ передачи информации: короткий текст крупным шрифтом плюс картинки...
Так, Комикс и входит в нашу жизнь.
Комикс по форме наиболее адекватен сознанию современного человека.
Дальше все скорее всего будет делаться еще быстрее, поэтому и нет сейчас смысла осуждать «примитивизм» сознания нового человека.
Впрочем, комикс не такая уж и простая штука, как может показаться. За якобы примитивной формой иногда скрывается небанальное содержание - просто нас смущает непривычно броская подача...
3.2.3 Развитие и сверхзадача
Сейчас комикс развивается в основном в трех направлениях.
Во-первых, художественные объединения, которые выпускают собственные фэнзины - это такие комикс-журнальчики, издаваемые небольшими группами людей на свои средства с целью продвижения какой-то идеи. Например, есть такое объединение «Люди мертвой рыбы» во главе с известным в узких кругах художником по имени Хихус.
Во-вторых, это комикс-издательства - такие, например, как «Нитусов»: они закупают и тиражируют западные, а теперь еще и отечественные комиксы.
И, наконец, третье направление: арткомикс, который ближе к живописи...
Сейчас, на переломе культурных эпох, наша этика не справляется с новой реальностью.
Возникает ситуация абсурда - мы пытаемся выразить свои чувства старыми средствами, соблюдать старые этические правила, которые вступают в конфликт с реалиями.
Но так всегда бывает на переломе эпох.
Постепенно вырабатывается новая общественная мораль, возникает новая этика.
Но прежде чем появится новая этика, ей обязательно предшествует столкновение культур, все подвергается переосмыслению и сомнению.
Комикс в русской культуре выглядит «инородцем», потому что наша цивилизация преимущественно вербальная. Первое и главное средство общения для нас - язык, в то время как главнейший орган, доставляющий информацию к головному мозгу - глаза.
Возможно, поэтому комиксы у нас и не жалуют.
Хотя комикс, как мне кажется, как раз и пытается решать это величайшее противоречие нашей цивилизации, противоречие человеческого тела и речевого сознания
Сверхзадача комикса - выразить как можно больше в наглядном, зрительном образе.
Человек познает действительность посредством актуализации некоторых схем восприятия и воображения.
Это исключительно важном в эвристическом, сценарном подходе к стратегическому планированию будущего.
Особенно будущего – космического
История перестает быть предметом спекуляции и пропаганды, она получает специфическую оценку и развитие, не связанное плоскостью «единства действия».
В комиксах история, как бы получает «сослагательное наклонение», которого, если сказать честно, нам очень не хватает и за которое мы всегда с надеждой хватаемся, как за единственную соломинку надежды.
Первые шаги в Космос были бы невозможны без научной фантастики, причем не только Жюля Верна, Александра Романовича Беляева и Ивана Антоновича Ефремова, но и Константина Эдуардовича Циолковского – «основоположника и основателя» современной космонавтики.
Космическая экспансия должна получить свою порцию идей и в высшей степени мечты.
В комиксном выражении достаточно легко создать «многообразность», «многовариантность» миров, которая во время космической экспансии должно переломить одномерность, плоскость сознания и вывести его в многомерность космической геометрии мировосприятия.
Талантливые художники-комиксисты, которые появляются именно в России, богатой духовной, литературно и живописной традициями, способны уловить узловые точки схем восприятия и зафиксировать их в своем произведении.
Иными словами, расставить необходимые акценты в акте восприятия образа, события, явления и сфокусировать внимание человека на главном.
Это удобно, облегчает восприятие и понимание действительности, и понятное дело, может быть полезным.
В комиксе можно почти любой процесс или явление разложить на его составляющие и объяснить, правда, только в его наглядной, несущностной основе.
Неслучайно стали появляться комиксы-брошюры и комиксы-учебники с объяснением некоторых физических явлений, исторических событий и т.д.
Впрочем, хватит рассуждать. Давайте, почитаем Комикс.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №209121600876
Татьяна Шульгова 28.10.2016 19:53 Заявить о нарушении
Стив Данилец 10.11.2016 07:34 Заявить о нарушении