9 МАЯ
А шёл Иван Степанович с праздничного парада. Пели песни, солдаты молоденькие ходили, выступали чины высокие во главе с президентом. Был генерал один. Рожа – как у хряка, с животом беременным, еле на трибуну влез. А грудь, грудь-то! Орденов да медалей больше чем у Брежнего в свое время! А генерал-то молодой ещё, годков 50. И где успел нахватать столько?
На параде поздравляли Ивана Степановича, как ветерана. Детишки зелёные в красно-зелёных платках дарили красные гвоздики. По одной штучке на одного счастливого ветерана. Речи пафосные говорили про вечную память и мужество, что чтить надо... Да только казалось Ивану Степановичу, что он последний и помнит, и чтит. Тихо помнит, про себя, не показывает всё это на публике.
Но думал старый покалеченный ветеран не об этом.
Андрейка, весёлый такой парень, однополчанин молодого Вани. Сидел тогда их полк в Болгарии, ждали приказа Ставки. Молодые командиры и солдаты развлекались кто как – кто по бабёнкам местным в деревеньку, кто с книжечкой сиживал. А в тугом вещмешке у Андрейки всегда было что почитать и он щедро одалживал друзьям свою «походную библиотеку». Ваня тогда дочитывал «Новую зямлю» Коласа. Собирался в этот же вечер отдать книгу, да только вот не хватило какого часа светла. «Я утречком на рассвете дочитаю и тебе тогда принесу», - пообещал Ваня своему другу. Но обещание сдержать не получилось. Утром немцы предприняли последнюю попытку – атаковали неожиданно. Андрейку разорвало гранатой, а Ване осколок в колено попал, еле ногу спасли, коленную чашечку протезом заменили.
Шёл Иван Степанович и думал – вспоминал. Было, жаль, что вспоминать в этот светлый праздник 9 мая. Много друзей у Ивана полегло на войне, много ран и чёрных шрамов осталось на сердце. И больно было швы вскрывать, кровь воспоминаний проливать. Но так надо было… Помнить надо, как бы страшно и больно не было. Ведь кто же ещё вспомнит Андрейку, других молодых солдат? Кто?!
Шёл и вспоминал. Теперь вспомнил и сына. И как только вспомнил – сразу сердце открыло саму широкую и кровоточащую рану с ярлычком «лето ‘83». Сын, Кирюша, добровольцем ведь пошёл, поверил во всю эту «помощь братскому афганскому народу». А кто тогда не верил?.. Улетел в сентябре и прилетел в августе грузом 200. Не выдержала горя жена Ирина, на 40 дней сына скончалась. Все умерли – командиры, однополчане, сын, жена, даже Сталин, во что уж совсем не верилось. А Иван Степанович жил. И помнил.
Томно и грустно было старому офицеру в этот светлый праздник. Душа болела. Многое вспоминал, переживал заново. И не заметил, как подобрался к своей квартирке. Маленькой и холодной в любое время года…
- Снимай дедуля ордена, а то больно будет, - оборвали думы Ивана Степановича (скончался 9 мая 2006г. – через 61 год после Великой Победы и через 85 лет после рождения).
Свидетельство о публикации №209121600943