Завещание Менделя Цукерштейна

(Фантазия по мотивам произведений Шолом-Алейхема и Исаака Бабеля)

Руководитель проекта – Рива Крупник
Сценарист – Филипп Улановский
Режиссер-постановщик – Анатолий Лобов
Хореограф – Татьяна Гайде

Тбилисский государственный центральный детский театр имени Нодара Думбадзе,
16 декабря 2009 года, 19:15 – 20:30

Действующие лица и исполнители

Мендель - Константин Саникидзе
Беня, старший сын Менделя - Александр Лубинец
Его жена Циля - Нино Калатозишвили
Лева, младший сын Менделя - Дмитрий Логинов
Его жена Соня - Лена Майсурадзе
Двойра, дочь Менделя - Кира Майсурадзе
Американский дядюшка - Роман Герцвольф
Слуга Фройка - Вахтанг Антия
Служанка Зелда - Люда Паршуткина
Сиротка Рейзеле - Анна Чагунава
Пристав - Анатолий Лобов
Доктор Клигер - Ян Таровский
Раввин - Михаил Звиададзе.

(Музыка: «Виднеются  в тумане огоньки» в исполнении Алика Берисона)

Мендель --Не город Черноморск, а дивный сон, белеет парус где-то там,  за буем,
Наверно, рассказать вам хочет он историю житейскую, простую.
Я – Мендель Цукерштейн, миллионер, меня весь город взглядом провожает.
Беня --Я – Беня, но не Крик, а Цукерштейн, но Черноморск меня отлично знает.
Циля --Я – Циля, то есть Бенина жена...
Лева --Я – Лева, Бенин братец и подельник.
Соня --Я – Соня, дочка Любочки Казак,
А ты бы, Левка, меньше пил, бездельник.
Двойра --Я – Двойра, дочка Менделя, и я хочу поймать удачу, словно птицу.
Дядя --Вот это – то, что надо для меня! Хорошая невеста, пригодится...
Менахем-Герш, в Нью-Йорке проживал, но на мели внезапно оказался,
И чтоб преодолеть девятый вал, я снова в Черноморск родной подался.
Клигер --Я – доктор Клигер, врач домашний я,
И назначаю клизмы и таблетки,
Нет в мире слаще горького питья,
Чтоб жили долго вы и ваши детки!
Фройка --Я – Фройка, в доме нет меня важней, с меня все начинается и мною
Закончится. Поверьте мне, ей-ей, недаром называюсь я слугою.
Зелда --Кухарка Зелда. Пироги пеку,
Готовлю цимес, фарширую рыбу,
Я шкварки жарю и гусей варю,
Кормлю хозяев – даже без «Спасибо!»...
Пристав --Я – пристав. Я в полиции служу,
Порядок на участке соблюдаю,
Я – русский, но с евреями дружу,
А Менделя я очень уважаю.
Раввин --А я – раввин. Спрошу, известно ль вам,
Зачем меня так часто вызывают?
Мендель --Как говорил мой умный дед Абрам:
«Ни жить, ни умереть нам всем без рабби»...
Рейзеле --Я – Рейзеле-сиротка. Без меня
История никак не обойдется.
Все --Пора нам представленье начинать
О том, что приключилось в Черноморске!

СЦЕНА 1. Мендель и Фройка

(На сцене появляется холерически подвижный Мендель, изображая серьезные раздумья. Он осуществляет стратегический расчет предстоящей операции. Приняв решение, он зовет слугу)

Мендель --Фройка! Фройка! Ну и слуги... (апеллируя к зрителям) Охрипнешь, пока дозовешься. (Появляется Фройка) Ах ты бык рогатый! Вот как смажу тебя по циферблату, так все клавиши испорчу!
Фройка --Чего изволите, барин?
Мендель --И сколько мне тебя учить – не барин,  а рэб Мендель, дубина ты такой!
Фройка --Рэб Мендель, дубина ты такой!
Мендель --Тьфу на тебя!.. Рыбу принесли?
Фройка --Принесли.
Мендель --Щука?
Фройка --Щука!
Мендель --С Привоза?
Фройка --У самой мадам Холоденко покупал.
Мендель --Крупная щука?
Фройка --Крупная.
Мендель --Свежая?
Фройка --Свежая.
Мендель --Живая?
Фройка --Вот! (показывает палец) Вот, чуть палец не откусила... (показывает)
Мендель --Так тебе и надо! Скажи Зелде, чтобы рыба была сварена с морковью!
 Фройка (записывает)-- С морковью.
Мендель --...ковью! Чтобы рыба была горячая, с густой юшкой, картошкой, лучком...
Фройка --Помедленнее, хозяин, я записываю!
Мендель --Повторяю - лучком и перцем. Слышишь?
Фройка --Слышу, слышу!
Мендель --Еще – гусь с яблоками.
Фройка --С яблоками.
Мендель --Цимес.
Фройка --Цимес.
Мендель --Зразы.
Фройка --Зразы.
Мендель --Белое вино осталось? Говори же, говори!
Фройка --А? Что? Белое вино? Нет!
Мендель --Что?!
Фройка --То есть – да! Еще есть.
Мендель --Не забудь послать за пивом.
Фройка --Большая бочка пива.
Мендель --Можно открыть и новый бочонок соленых огурцов.
Фройка --Два бочонка огурцов.
Мендель --И не забудь о форшмаке! Теперь – ступай!
(расходятся  в разные стороны, Мендель уходит, а Фройка остается)

СЦЕНА 2. Фройка, Зелда и Рейзеле
(появляется сиротка Рейзеле)

Фройка --Значит так, Зелда! Хозяин заказал приготовить щуку, гуся с яблоками, цимес, зразы, форшмак...
Зелда --Ого! Неужели наш Мендель все это съест? Тогда заворот кишок ему обеспечен!
Фройка --Много ты понимаешь! А все потому, что не знаешь самого главного!
Зелда --Ой, Фройка, что-то случилось? Ну, не тяни за душу, рассказывай!
Фройка --Мендель пригласил на сегодня всех своих детей. А уж он соизволят явиться с кучей своих детей. Так что, Зелда, еды может даже не хватить! 
(появляется Рейзеле)
Зелда --Здравствуй, Рейзеле!
Рейзеле --Здравствуйте, Фройка и Зелда!
Фройка --Положим, для хозяина я – Фройка, а для тебя – Фроим! Но вернемся к нашему хозяину и его заказу.
Зелда --Он что, по-твоему, обжора, наш рэб Мендель?
Фройка --А что? Он не прочь хорошо поесть.  Он ведь – большой человек, а большие люди всегда любят много кушать.
Рейзеле --А по-моему, он не так уж и много ест, наш рэб Мендель.
Фройка --Тоже мне, заступница нашлась!
Рейзеле --Нашему рэбе Менделю заступники не нужны! Он и сам справится со всяким, кто вздумает плохое про него сказать.
Фройка --Это ты на меня намекаешь, да?
Рейзеле --Ни на кого я не намекаю! Просто говорю!
Фройка --А вот просто трепать языком не нужно. У меня и так мало времени, а хозяин столько чего заказал! Может быть, ты поможешь мне и Зелде?
Рейзеле --Конечно, помогу!
Фройка --Вот спасибо! А то мы с Зелдой вдвоем не управимся...
Зелда --Это точно! Ведь столько всего надобно приготовить!
Рейзеле --А я что, похожа на человека, который когда-нибудь отказывался помочь?
Фройка --Нет, не похожа...
Рейзеле --А что надо сделать?
Зелда --Пойдем со мной на кухню – там всё узнаешь!
Фройка --И не забывай, что наш хозяин сейчас – очень большой и важный человек,
Зелда --Но, Рейзеле, он не всегда был большим человеком.
Фройка --Было даже время, когда у него совсем не было денег.
Рейзеле --Как? Совсем-совсем? Дрей мир ништ кейн коп!
Зелда --Она думает, что ты морочишь ей голову...
Рейзеле --Реб Мендель всегда был богат!
Фройка --А я не морочу тебе голову, а точно знаю!
Рейзеле --А если не морочишь, то почему ты вздумал сказки рассказывать?
Фройка --Ты в этом доме живешь не так давно.
Рейзеле --Да, всего два года, с тех пор как осталась сиротой, и муж моей покойной троюродной тети Нехамы – дядя Мендель – согласился взять меня в этот дом.
Фройка --Вот и я говорю: ты здесь – без году неделя, а я уже работаю целую вечность. Мендель был когда-то простым менялой.
Рейзеле --Не может этого быть... Мне тетя об этом ничего не рассказывала!
Фройка --Потом стал ростовщиком...
Рейзеле --Ну, это уже куда ни шло.
Фройка --Затем он превратился в торговца кожей, потом – в галантерейщика...
Рейзеле --Вот это - уже совсем еврейское занятие! Это я уже знаю!
Фройка --Не перебивай, когда с тобой разговаривает начальство!
Рейзеле --Это ты здесь – начальство?
Фройка --Если сравнить с тобой, то начальство! Я ведь - лицо, особо приближенное к балабосу, нашему хозяину.
Рейзеле --Ты бы помолчал! Радуйся, что я - не доносчица!
Зелда --А если бы была доносчицей, то что бы ты сделала?
Рейзеле --Тогда... Тогда я рассказала бы дяде Менделю, как ты, Фройка...
Фройка --Не Фройка, а Фроим!
Рейзеле --Как ты, Фроим, целый графин водки из его погреба выжрал! Тебе бы точно не поздоровилось бы...
Фройка --Да ладно уж! У него всего много. Вот и Зелда подтвердит! Да, Зелда?
Зелда --Конечно, Фройка!
Рейзеле --Но это не означает, что нашего хозяина надо объедать...
Фройка --А тебе что? Больше других надо? Или ты собираешься все это (обводит рукой вокруг) прибрать к своим рукам? Не выйдет, деточка!
Рейзеле --Ничего я не собираюсь... И что же было дальше?
Фройка --Э, дальше было раньше. Мендель разбогател, стал купцом, потом банкиром.
Рейзеле --Ух ты!
Фройка --И наконец, стал наш хозяин знаменитым на весь Черноморск богатеем.
Зелда --Миллионщиком?
Фройка --Не миллионщиком, а миллионером!
(Музыка)

СЦЕНА 3. Съезжались к дому гости.

Все (Поют на мотив «Шаг вперед и две назад)
Угол Ришельевской. Домик с колоннадой.
Мендель Цукерштейн в нем живет.
Две шаги налево, две шаги направо,
шаг назад и два вперед!
Наш папаша всю собрал семейку
Как гостей почетных на парад.
Два шага направо, два шага налево,
Шаг вперед и два назад.

Циля --Вот скажи мне, Беня, какого черта твоему папаше понадобилось сегодня собирать такую кучу гостей? Вроде бы не шабат, да и других праздников так скоро не предвидится...
Беня --А черт его душу знает, Циля! Скопил огромные деньги, а теперь транжирит
Циля --Лучше бы нам побольше оставил! Уж я-то бы ими распорядилась как подобает. Эх, какие это сумасшедшие деньги...
(Входят Лева с Соней)
Беня --Шалом, братец Лейба! Здравствуйте, дорогая Софья Абрамовна!
Лева --Шалом! Тут кто-то только что говорил о деньгах, или мне это только показалось?
Беня --А что, нельзя?
Лева --Не отвечай вопросом на вопрос! У тебя, Бенчик, я чувствую, завелась лишняя сотня, да?
Соня --Ну так поделись с родным братцем, а заодно - и со мной!
Циля --Дорогая моя Сонечка! Я надеюсь, что мой муж поделится заработанной копеечкой в первую очередь с собственной женой, а потом уже – с чужой!
Соня --А я что, против?
Циля --Конечно, ты всегда не против тайком урвать у моего мужа то, что принадлежит мне.
Соня --На что ты намекаешь?
Циля --А я говорю прямо, без намеков. Тем более, что весь Черноморск знает, кто ты такая.
Лева --Мою жену прошу не оскорблять!
Соня --Ну, и по-твоему, кто я?
Циля --Табл-голубка, дочка бандерши Любки Шнейвейс по прозвищу Любка-Казак, известной всему Черноморску.
Соня --Положим, твой отец Сендер Эйхбаум тоже не был в молодости раввином. Весь Черноморск помнит, кто подделал завещание покойного Моисея Эйхбаума. Но не будем об этом говорить громко, да? Кстати, к нам кто-то спешит.
(Входит Двойра)
Беня --Это ты, сестричка! Что нового? Надеешься, что сегодня, наконец, найдешь себе жениха?
Циля --Как тебе не стыдно, Беня! У сестры, можно сказать, проблема мирового масштаба, а ты смеешься...

(Музыка «С Одесского кичмана», выход Дядюшки из Америки )

Дядя --Пройдя тайфун и бурю, я в день ясней лазури
Вернулся из Нью-Йорка в Черноморск.
Устал я от Америк, и мне пора на берег,
Пора найти мне теплый уголок...

Дядя --Мир вашему дому! Как живете?
Циля --Здрассте! Откуда будете?
Дядя --Я приехал из Америки.
Беня --Странное дело... Все в Америку уезжают, а этот уже приехал.
Дядя --Нет, я не насовсем приехал, а на время  - погостить у моего племянника Менделя.
Циля --Племянника?!
Дядя --Да! Правда, не совсем кровного. Его жена Нехама...
Соня --Да будет благословенно ее имя, царствие ей небесное...
Дядя --Так вот, Нехама приходилась мне кровной четвероюродной племянницей.
Лева --Позвольте! Так вы – брат Баруха-Лейбы, мужа Леи-Двоси из Налёвок?
Дядя --Угадали!
Циля --Погодите! Бабушка вашей тещи Соре-Ента и тетка моего мужа Фруме-Броха были, если только я не ошибаюсь чуть ли не кровными двоюродными сестрами!?
Дядя --Ну, теперь вам ясно, кто я? Но, увы, сейчас я – вдовец...
Лева --Сочувствую вашему горю (получает затрещину от Сони).
Дядя --Но я точно помню, что здесь, в Черноморске, еще остались богатые невесты на выданье.
Двойра --Остались, еще как остались!
Соня --Простите, как вас зовут?
Дядя --Менахем-Герш!
Беня --Дорогой вы наш гость! Вы знаете, кто к нам приехал? Сам Менахем-Герш из Америки!
Циля --Богатенький дядюшка!
Дядя --Ну, не такой уж и богатенький...
Лева --Я знаю, что за гостя нужно выпить! Фройка! Фройка! (появляется Фройка) Принеси вина!
Фройка --Какого, рэб Лейба?
Лева --Да любого! Хоть «Выморозков» из Аккермана! (Фройка убегает).
Дядя --В первый раз слышу о таком вине.
Беня --Ну, это местная достопримечательность! Берут изюм.
Дядя --Так это еще и кашерное вино!?
Беня --Рубят его, потом бросают в большую бочку, доливают воды, кладут хмель...
Дядя --Хмель? Так это что – изюмное пиво?
Беня --После чего эта смесь начинает играть.
Соня --А когда она сильно играет, она сильно воняет.
Беня --Тогда в эту бочку наливают несколько ведер спирта и бросают порошок экстракта. Всё, вино готово!
Дядя --Какая отрава! (Фройка приносит вино).
Лева --Лехаим! Ваше здоровье, родственник! (чокается, отпивает)
Беня --А если сюда добавить еще свекольного сока, то получится натуральная «Венгерская малага».
Дядя --Насколько я помню географию, Малага находится где-то в Испании. Никогда бы не подумал, что в Черноморске делают и пьют такое...
Беня --Нет, малагу пьет только Левка! А вот это вино вы пейте, пейте! (пьют)
Соня --Ну и как вообще Вам живется в Америке?
Дядя --Ой, лучше и не спрашивайте!
Двойра --Что, так хорошо?
Лева --Наверно, лучше не бывает, если у нашего дорогого родственника завелись деньги, чтобы приехать погостить в Черноморск.
Беня --Так как у вас насчет парносе?
Дядя --День на день не приходится. Бывает, на бирже сильно проиграешься.
Двойра --Ай-яй-яй!
Дядя --А то, бывает, сразу сто тысяч загребешь...
Циля --Ух ты!
Беня --А у вас есть компаньоны?
Лева --Какие могут быть компаньоны?! Вокруг – сплошные жулики и аферисты!
Соня --Можно подумать, Левка, что на всем белом свете ты один – святой.
Циля --По-моему, все – в сборе.
Лева --Но у нас есть еще и Рейзеле.
Двойра --У нас ее нет, запомни! И вообще - нашел, кого вспомнить! Эту троюродную племянницу нашей покойной мамы Нехамы – да будет благословенно ее имя! – эту седьмую воду на киселе ты тоже считаешь нашей родственницей и собираешься посадить за наш семейный стол?
Лева --Да что ты, я вспомнил ее просто так, к слову...
Двойра --Пусть посидит с Фройкой и Зелдой на кухне! Эка птица-дрица! И зачем только нашим родителям понадобилось приводить в наш приличный дом эту сироту?
Циля --Кстати, почему Мендель все еще не вышел к гостям? Мендель Ошерович, где вы?
 (Фройка вывозит Менделя на инвалидском кресле)

Мендель --Шалом! Ой, мне плохо, мне очень плохо!
Соня --Боже мой, рэб Мендель!
Двойра --Папа, где у тебя болит?
Мендель --Не знаю! Все болит! И здесь, и там, и даже тут...
Циля --Надо вызвать доктора!
Мендель --А что они знают, эти доктора? Вся медицина – сплошные фокусы, чтобы выманивать деньги.
Циля --Так что, не вызывать врача?
Мендель --Вызывайте, немедленно вызывайте!

(Суета, на мотив «Жили-были два громилы»)

Где наш доктор, кто здесь знает? Ой-ой-ой!
Старый Мендель умирает – ой-ой-ой!
Ах, без Менделя,  вейз мир, ой, гевалт, ой, гевалт!
Опрокинется весь мир! Ой-ой-ой!
Без врача нам невозможно! Ой-ой-ой!
Где мой зонт? Где макинтош мой? Ой-ой-ой!
А если Мендель наш умрет, - ой, гевалт, ой, гевалт!
К нам наследство перейдет... Ой-ой-ой!

(все убегают, кроме Менделя. Он встает с кресла и обращается к залу)

Мендель --Вы, наверно, уже подумали, что Мендель Цукерштейн умирает? Не дождетесь! Рановато мне еще собираться на тот свет. А вот притвориться умирающим и узнать, наконец, достойны ли мои дети того наследства, которое  я им собираюсь оставить – в самый раз!

СЦЕНА 4. Визит доктора Клигера

(«Гоп со смыком»)

Клигер --Доктор Клигер – это буду я,
Всем желаю здравствовать, друзья!
Врач нужнее всех на свете,
Это знают даже дети,
Просто нету жизни без меня...

Двойра --А вот и доктор!
Клигер --Шалом алейхем, рэб Мендель!
Мендель --Алейхем шалом, доктор Клигер!
Клигер --И где у нас болит?
Мендель --Болит здесь... здесь... и вот здесь.
Клигер --Хм... Хм... А здесь у вас не болит?
Мендель --Ой, полегче, Арон!
Клигер --Да...
Соня --Это опасно?
Клигер --Ну, что вам сказать...
Двойра --Мой отец будет жить?
Лева --Или уже нет?
Мендель --Доктор! Скажите мне правду! Смогу ли я еще проститься с детьми и внуками?
Циля --Нет, я этого не выдержу! Не надо умирать, папа!
Мендель --Моя невестка впервые в жизни назвала меня папой. Значит, дело серьёзнее, чем я думал.
Клигер --Эх, Мендель, Мендель! Если бы Ваши дела были бы настолько серьезными, то я бы не имел счастья так приятно беседовать с Вами... (Мендель сует ему банкноту).  Но за всеми домочадцами пошлите поскорее!
Двойра --Мы уже все здесь, доктор!
Клигер --Да? Очень хорошо! А вы, Мендель, скажите детям пару добрых слов – и будьте спокойны...
Мендель --Покойный?! Ой, конец мне! Это мой конец! Скажите мне, доктор Клигер, могу ли я хоть немного надеяться на благоприятный исход?
Клигер --Надеяться Вы всегда можете...
Мендель --Мой отец прожил 80 лет, мать – 90,  а оба деда,  говорят, прожили больше ста. Так почему же я должен умереть так рано? Арон, посмотрите меня получше!
Клигер --Дышите. Еще дышите. Теперь не дышите. Совсем не дышите!
Двойра --Что у него, доктор?
Клигер --Дорогой мой Мендель! Вы же знаете, что я ваш большой друг и сделаю все от меня зависящее, чтобы спасти вас! (садится, выписывает лекарства). Вам, Мендель, надо хорошенько пропотеть!
Мендель --А что, это поможет?
Клигер --Помочь-не поможет, зато и не помешает. (встает)
Соня --Скажите, доктор, хоть какая-нибудь надежда остается?
Клигер --Надежда на что?
Двойра --Что наш отец выкарабкается.
Клигер --Надежда всегда умирает последней.
(Двойра рыдает)
Дядя --Успокойтесь, Двойра, возьмите себя в руки.
Двойра --Я уже спокойна. Я совершенно спокойна, как пульс покойника.
Клигер --Не волнуйтесь, ваш отец еще может поправиться!
Лева --О чем Вы говорите, доктор!? Ведь он – при смерти! (Беня сует врачу деньги).
Клигер --Да-да, конечно! Лично мне положение Менделя представляется критическим.
Беня --Вы ведь не ошибаетесь? Да,  доктор Клигер?
Клигер --Ну, что Вам  сказать, рэб Бенцион... Как говорят наши еврейские мудрецы, человек слабей соломинки и сильней камня. Вы должны быть готовы ко всему.
Двойра --Вы понимаете, о чем сказал доктор? Он говорит, что нам нужно быть готовыми ко всему!
Все --Понимаем! (Беня сует врачу ассигнацию).
Клигер --Спасибо! Будьте здоровы!
(Фройка останавливает Клигера у дверей)
Фройка --Доктор Клигер! Ну, как наш хозяин?
Клигер --Немного гаргулес, немного плериз ксухатива, ну и конечно же, хандраматоз! Доктор Клигер не дремлет! (уходит)
Фройка --Черт бы его побрал! И откуда он только достает эти собачьи слова?

(Фройка увозит Менделя под музыку пролога или «Бубличков»)

СЦЕНА 5. Семейный совет.

Беня --Похоже, что наш папаша серьезно заболел.
Соня --А какой был обжора!
Лева --А как богат он был...
Циля --Почему ты говоришь о нем в прошедшем времени? Ведь он еще не умер, и все его богатство - пока при нем.
Двойра --И деньги, и облигации, и камушки, и недвижимость!
Соня --Да, богатства у него просто несметные...
Беня --Можно сказать, что он деньгам своим счета не знал.
Дядя --И во сколько вы оцениваете капитал Менделя? В 150 тысяч рублей?
Двойра --Это совсем мало! Вы не ошибетесь, если добавите еще и еще!
Дядя --Так и быть, раз вам так очень хочется.
Двойра --Очень, очень хочется...
Лева --Я думаю, что у него были все полмиллиона!
Беня --А я полагаю – миллион!
Циля --Ну, ты загнул...
Соня --Зачем спорить? Скоро мы все разбогатеем!
Двойра --Денег хватит всем!
Дядя --Интересно, как мой племянник Мендель заполучил такое богатство?
Лева --Шахер-махер...
Беня --Слушай, Лева, а разве все дела снизу доверху  - это не шахер-махер? Или ты думаешь, что такой капитал можно заработать, взваливая на собственную спину тюки в нашем Черноморском порту? Если это так, то ты – просто осёл!
Лева --Что ты! Таким трудом много не заработаешь.
Дядя --Правильно! Хоть надрывайся на такой работе, а все равно будешь подыхать с голоду!
Лева --Очень мудрая мысль! За это надо выпить! Фройка! Фройка! (появляется Фройка) У нас осталось еще белое вино?
Фройка --Но хозяин приказал никому вино не выдавать...
Беня --В этом доме сейчас я – хозяин. Неси вина, да поживей! (Фройка убегает за вином). Вот, воспитывай слуг, воспитывай, а они так и останутся неблагодарными тварями!
Циля --Ой, да не к еврейскому столу это будет сказано...
(Фройка возвращается с вином)
Беня --Ну, принес? Наливай! За маленьких людей, умеющих заработать большие деньги! Лехаим!
Лева --А я хочу выпить за большие деньги, которые нажил наш папаша, сто чертей ему  вбок! В деньгах заключена вся мудрость, в них – все на свете!

(уходят; из-за кулис появляется Мендель)
Мендель --Ну, разве это дети? Это же сволочи! Я еще не умер, а они уже спешат овладеть наследством. Но даром для них это не пройдет! Они скоро перегрызутся все как собаки...

(выходят дети Менделя и танцуют под музыку «Эх, Одесса, жемчужина у моря» с переходом на музыку АББА «Мани»)
Деньги, деньги! Куда без них нам деться?
Деньги, деньги! Да здравствует наследство!
Деньги, деньги! Вы нашей жизни суть!
Деньги, деньги! Без вас – ну, просто жуть...

СЦЕНА 6. Двойра выходит замуж.

Беня --Вот что я вам скажу, дорогие мои господа родственнички! Настала пора подумать о разделе имущества.
Двойра --Так папаша наш еще жив.
Беня --Тем более! Потом понаедут всякие дебиторы-кредиторы, нам будет не до дележки.

(мелодия «На Молдаванке музыка играет», все танцуют)

Как хорошо быть сказочно богатым, иметь тугой набитый кошелек,
Богатых любят больше, чем горбатых, для них открыты Запад и Восток.
Им не нужны хорошие манеры, не нужно знать, где Питер, где Бомбей,
Мы так хотим попасть в миллионеры, нам богачами стать бы поскорей.

Сцена 7. Появление раввина

(Появляется доктор Клигер с раввином)

Клигер  --Шалом алейхем!
Беня --Шалом! А мы вроде раввина не приглашали...
Раввин --Я прихожу в дом к больному еврею, да еще к такому уважаемому, без приглашений...
Беня --Заходите, заходите...
Клигер --Как поживает наш больной?
Соня --Пока без изменений.
(Фройка привозит коляску с Менделем)
Беня --Это мы, папа!
Мендель --Слышу. Ой, как мне плохо...
Двойра --Я не могу видеть, как умирает старый Мендель...
Мендель --Ну, не такой уж я и старый...
Циля --Мендель Ошерович! Гениг шен! Смотрите, как вы сильно изменились...
Мендель --А что, я уже таки сильно изменился?
Лева --Крепись, папа, не падай духом!
Мендель --Я вроде бы никуда не падал... Ой, как же мне плохо!
Соня --А кому из евреев сейчас хорошо?
Мендель --Один бог знает, доживу ли я до завтра.
Беня --Папа! Пришел доктор Клигер с раввином!
Раввин --Шалом, реб Мендель!
Клигер --Здравствуйте, уважаемый господин Мендель!
Мендель --Шалом, рабби, здравствуйте, Арон! Помнится мне, что на сегодня я вроде раввина не приглашал...
Лева --Но ты ведь, папа, серьезно болен. Мало ли что может произойти. А твое имущество...
Двойра --Как ты можешь, Левка, в такой момент говорить о папином наследстве! Сейчас же замолчи!
(вбегает Рейзеле)
Соня --Чтобы духу твоего здесь не было! Брысь отсюда! (Рейзеле плачет)
Мендель --Чего ты плачешь?
Рейзеле --Не надо! Не надо!
Мендель --Чего не надо?
Рейзеле --Умирать не надо! Вы еще долго-долго будете жить!
Мендель --Иди, Рейзеле, ты же видишь, что я пока жив!
Рейзеле --Только не надо умирать, рэб Мендель, умоляю Вас!
Беня --Пошла отсюда! Нашла место и время устраивать душещипательные сцены из дешевых мелодрам! (Рейзеле убегает)
Мендель --Как я понимаю, вы все собрались здесь для того, чтобы услышать мое завещание?
Все дети --Что ты, папа!
Мендель --Так хотите или нет?
Все --Хотим!
Мендель --То-то же! Поскольку здесь присутствуют врач и раввин, мы сможем, наверно, обойтись без нотариального заверения завещания. Правильно?
 Клигер, раввин
--Правильно!
Мендель --Итак! Я, Мендель Ошерович Цукерштейн, находясь в полном сознании, завещаю половину своего наследства тому из моих детей, кто более других любил меня, заботился обо мне и моей репутации.
Беня --Назови имя!
Лева --Имя!
Мендель --Потом, потом! А еще треть наследства я желаю разделить между всеми остальными моими детьми...
Двойра --Папа, а кто получит первую половину?
Мендель --Наконец, оставшуюся шестую часть я завещаю... (замолкает)
Двойра --Папа! Не молчи, папа! Доктор, пусть доскажет свое завещание!
Клигер --Статус кризиобилис! Я считаю, что завтра все решится – или туда, или сюда...
Беня --А завещание?
Клигер --Мы придем с уважаемым рабби к вам завтра! Будьте здоровы!
Раввин --И до свиданья!

(Клигер и рабби уходят, а остальные поют песню на мелодию «На Дерибасовской открылася пивная»)

Наш Мендель самых, таки самых честных правил,
Когда не в шутку, ох, не в шутку занемог,
Он завещанье, завещанье он составил,
Но подписать, но подписать его не смог...

СЦЕНА 8. На кухне.

Зелда --Ну, как там хозяин? Кому он завещал свое имущество?
Фройка --Как это – кому? Без сознания рэб Мендель! Того и гляди – капут мортум...
Зелда --Чего-чего?
Фройка --Ну, о чем мне с тобой говорить?! Не сегодня-завтра помрет.
(появляется плачущая Рейзеле)
Фройка --Чего ревешь?
Рейзеле --Так ведь наш Мендель болен.
Фройка --А что тебе с того?
Рейзеле --Он хороший, добрый, он приютил меня, бедную девушку...
Фройка --Да брось ты причитать, как в любовных романах. Слушай, а может ты в него влюбилась, а! Вот потеха! И как раз накануне отправления Менделя на тот свет!
Зелда --Куда-куда?
Фройка --Повторяю - на тот свет!
Рейзеле --Он выздоровеет, он обязательно выздоровеет!
Фройка --И поэтому он пригласил раввина, чтобы составить завещание?
Рейзеле --А что сказал доктор?
Фройка --Прописал лекарства и посоветовал Менделю хорошенько пропотеть...
Рейзеле --Это-таки очень плохо...
Фройка --Эх, будь я доктор, я прописал бы больному стакан касторки, горшок квасу и три кринки простокваши, и Мендель у меня бы выздоровел за один день. А Клигер все мудрит и сказал лично мне, что у больного – хандраматоз!
Рейзеле --Ай! А от этого умирают?
Фройка --Не знаю, но дети Менделя уже думают о дележе имущества!
Рейзеле --Я ничего не хочу, только чтобы реб Мендель выздоровел! Может быть, все обойдется?
Фройка --Тоже мне, прохвессор! (заплаканная Рейзеле уходит).

СЦЕНА 9.  Игроки.

Беня --Ну, вы ожидали такого? Папа не подписал завещания! Такую подлянку нам устроил...
Двойра --Это ты – о нашем папе?
Беня --О нашем, а то чьем еще?
Двойра --Но ведь папа – при смерти...
Беня --А ты, конечно, как любящая дочь, рассчитываешь получить ровно треть?
Лева --А по-моему, больше всех папу любил я...
Беня --Поэтому и говоришь о нём в прошедшем времени, хотя папа еще жив. Да ты готов утопить его в рюмке вина...
Двойра --Помолчи, Беня, недолго нашему папе осталось мучиться...
Беня --Посмотрите на эту святошу! Вцепилась в дядюшку из Америки, который годится ей в дедушки.
Дядя --Попрошу без намеков!
Лева --Все должно решиться завтра!
Соня --До завтра я сдохну от нетерпения!
Циля --Если мы будем так вот сидеть сложа руки и только думать, то можно просто сойти с ума, дорогие родственники. Может быть, кто-то из вас придумает, чем бы нам сейчас заняться?
Лева --А не перекинуться ли нам в картишки?
Соня --Почему бы и нет?
Циля --Играем семейными парами. А вы, американский дядюшка, можете посмотреть на игру со стороны.
Дядя --Это почему же? Я ведь – почти член Вашей семьи.
Соня --Так вот это «почти» и мешает. Какое у Вас право наследования? Никакое! Вам ничего не положено!
Двойра --Как это ничего? Мы с Менахем-Гершем – прекрасная пара!
Дядя --Так вы, Двойра, принимаете мое предложение руки и сердца?
Двойра --Принимаю, еще как принимаю!
Беня --Вижу, ты поймала –таки свою птичку счастья...
Дядя Ну, так что? Теперь я на правах близкого родственника?
Беня Вижу я – число претендентов на наследство растет.
Двойра --А ты бы хотел, чтобы  я всю жизнь проходила в девушках?
Лева --Сама виновата! Ах, какой чудный был жених у Двойры!
Соня --Образованный, умный, юрист Элья Исаакович Мирлиц.
Беня --Кстати, он нам сейчас здорово бы помог с завещанием...
Двойра --А во всем виноват отец! Это из-за него я все еще не замужем.
Беня --Чего брешешь, сестрица!?
Двойра --Пусть Бог меня накажет, если я брешу!
Лева --Накажет, непременно накажет!
Дядя --К чему сейчас вспоминать об этом, Двойрочка? На нотариуса Мирлица теперь ты можешь наплевать и забыть о нем! Ведь теперь у тебя есть я!
Беня    --Та еще картинка! Полюбуйтесь!
Циля --Да ладно тебе, Беня! Рэб Менахем-Герш, вы можете играть с нами!
Лева --А на что мы будем играть?
Дядя --Начнем с 10 копеек за очко, а там посмотрим.
Беня --И это – американский размах, и это – подход к делу? Давайте сыграем на наследство нашего папаши Менделя!
Двойра --И что ты собираешься ставить на кон?
Беня --Как что? Свою долю!
Двойра --На тебя посмотреть, так можно подумать, что папа уже отписал тебе  дачу у Приморского лимана.
Циля --А хотя бы и дачу! У кого больше всех детей? У нас! А Двойре вообще дача не положена...
Дядя --У нас еще будут дети...
Циля --Ой, не пугайте!
Соня --А мои дети, Цилечка, хуже твоих? Им тоже полагается доля  в даче!
Двойра --Правильно! И долю в даче разделим поровну – между мной, Левой и Беней!
Циля --Скажи своей ненормальной сестре, что она сейчас выведет меня из терпения. У нас детей больше, чем у Сони с Левой, а у Двойры  их вообще нет и неизвестно, будут ли когда-нибудь...
Двойра --Будут, обязательно будут...
Циля --А пока их нет, большая часть в даче положена нам!
Лева --Нет,  так мы далеко не уйдем! Будем считать, что всем сначала положено поровну...
Двойра --Ура!
Циля --Это несправедливо!
Лева --А кому достанется больше, пусть покажет игра!
Беня --Ну ты мудрый - прямо как царь Соломон... Ладно, делим сначала все поровну!
Дядя --Если мы все делим поровну, то как мы будем делать ставки в игре?
Лева --Тогда мне положен арабский жеребец из папиной конюшни!
Беня --Это еще почему?
Лева --Когда я женился на Сонечке, папа сказал, что этот скакун достанется мне только через его труп! А наш папаша - уже почти  труп...
Циля --Тогда я могу сказать, что этот комод и стулья – мои!
Беня --И вдобавок – двуспальная кровать папы с мамой!
Циля --На ней будут спать моя Миррочка с ее будущим мужем!
Двойра --Так твоей Миррочке сейчас только четырнадцать!
Циля --Ну и что? Дети быстро растут... Сегодня ей только 14, но не успеешь оглянуться, и ей пора будет выходить замуж.
Двойра --А на чем тогда будем спать мы с Менахем-Гершем?
Соня --Найдете себе что-нибудь подходящее в Америке...
Двойра --Ты меня выгоняешь в Америку? Чтобы я бросила могилы моих любимых родителей? Да никогда в жизни!
Дядя --Может быть, мы когда-нибудь туда и поедем, но только не сейчас...
Беня --Сдается мне, что Вы приехали погостить сюда надолго.
Лева --Так мы играем или не играем?
Беня --Играем, играем!
Лева --Доверяю карты своей жене! Соня, сдавай!
Циля --Хорошая карта к Вам пошла, Лейб Менделевич!
Соня --А ты не подглядывай в карты моего мужа!
Лева --Ставлю фетровую шляпу и габардиновое пальто Менделя!
Беня --А я – три новых пикейных одеяла...
Двойра --Не скупись! Давай уже норковую шубу нашей покойной мамы! Я вот, к примеру, ставлю люстру из богемского стекла!
Циля --Ставим!
Лева --А я – вот так!
Соня --Забираем!
Беня --Черт! Черт! Тогда ставим наш комод и гарнитур из 12 стульев!
Лева --А я ставлю столовый серебряный прибор!
Двойра --А я – саксонский сервиз!
Циля --Открываем... Двойра выиграла!
Лева --Ставлю на кон правый флигель этого дома!
Циля --А с каких пор он твой? Что, разве Мендель подарил его тебе на бар-мицву?
Соня --Нет, но ведь мы договаривались разделить сначала все поровну...
Двойра --Тогда левый флигель – мой!
Циля --Нам, значит, остается только серединка?
Соня --Зато золотая серединка...
Беня --Ну, открываем... Опять Двойра выиграла!
Циля --Вот как не везет - так не везет... Ставлю кухню!
Лева --А я – кладовку!
Двойра --А я – чердак с подвалом!
Беня --Так... А если я так?
Соня --Тогда мы так!
Дядя --А мы – вот так!
Беня --А если я еще добавлю?
Лева --А что у тебя осталось добавлять?
Беня --Ну, например... папину коллекцию бриллиантов!
Двойра --Тебе в ней принадлежит только 33 и три десятых процента.
Беня --Все равно ставлю!
Лева --А я ставлю папину бричку... без лошадей!
Двойра --Что, решил зажать своего арабского скакуна, да? Я вот ставлю все, что выиграла раньше!
Дядя --Может быть, не надо?
Двойра --Надо, Менахем-Герш!
Циля --Открываем...
Двойра --Ну, что я говорила! Опять я выиграла!
Беня --Ставлю свою часть акций Менделя в Земельном банке!
Лева --И я!
Двойра --И я тоже!
Соня --Забираем!
Циля --Постой, постой! Чем ты забрала эту взятку?
Соня --Червовым тузом.
Двойра --А разве червовый туз не ушел еще в первом коне?
Беня --Кажется, ушел...
Соня --До каких пор вы все будете заглядывать в мои карты?
Циля --До тех пор, пока в вашей колоде, Софья Абрамовна, будут оставаться лишние тузы! Вы забываете, Соня, что играете с порядочными людьми, а не с какими-нибудь жуликами с Молдованки...
Соня --Ой, напугала!
Циля --Немедленно признавайтесь, откуда у вас появился лишний червовый туз?
Соня --А это ты видела? (показывает кукиш).
Циля --Беня, вставай! Я с такими шулерами и мошенниками больше играть не сяду!
Двойра --И я, по-твоему, тоже мошенница?
Дядя --Вот именно!
Двойра --Я свои три кона выиграла честно!
Соня --Ну, это еще надо проверить...
Циля --Ах ты, мерзавка! Ты опять начала свои старые фокусы?
Соня --Сама ты – мерзавка, а твой муж...
Циля --Ну, что мой муж? Мало того, что ты с ним спишь, так еще хочешь оскорбить?
Беня --(стреляет из стартового пистолета) Успокойтесь, немедленно успокойтесь! Утро вечера мудренее. Сегодня разойдемся спать, а завтра мы разбогатеем.

(Все уходят под песенку о деньгах на мотив «Ах, Одесса – жемчужина у  моря!»

Деньги, деньги! Куда без них нам деться?
Деньги, деньги! Да здравствует наследство!
Деньги, деньги! Вы нашей жизни суть!
Деньги, деньги! Без вас – ну, просто жуть...

(Появляется Мендель).

Мендель --Эх, деньги, деньги... И кто вас только выдумал... Как только вы появляетесь, вместе с вами возникают заботы и беды, несчастья и горести, зависть и вражда, преследования и войны... Эти сволочи, эти мои дети, уже начали ссориться. И это – далеко не конец...
(Музыка)

СЦЕНА 10. На кухне.

Рейзеле --Ну, как там реб Мендель?
Фройка --Так я тебе и скажу!
Зелда --Ну скажи, Фроечка, ну, пожалуйста, мне скажи!
Фройка --Если ты такая вежливая, то я, пожалуй, и скажу. В общем, так! Щеки надуты, морда красная, дай Бог мне такую, и мычит, как взбесившийся теленок: «Ой, смерть моя! Ой, конец мой приходит!»
Рейзеле --У реба Менделя не морда, а очень даже симпатичное лицо.
Фройка --Много ты понимаешь! Но с такой мордой в гроб не кладут, нет, это я уж могу сказать тебе точно. Дети Менделя считают, что настала пора делить наследство старика...
Зелда --А ты что об этом думаешь?
Фройка --Так как я служу в этом доме уже почти десять лет, то по справедливости и мне полагается доля. Работаю как лошадь, а в награду имею только кукиш, да и тот – без масла.
Зелда --А сколько тебе причитается?
Фройка --Я так думаю, что мне полагается три дюжины серебряных ложек, большая серебряная шкатулка, полдюжины крахмальных рубах и вот эти вот золотые часы! И тогда я женюсь на тебе, Рейзеле!
Рейзеле --Вот еще что придумал! Не люблю я тебя, не пойду за тебя замуж!
Фройка --Тогда станешься старой девой! Никто ведь тебя не возьмет, такую бедную! А если ты такая гордая, то я лучше женюсь на Зелде! И брысь отсюда! (Рейзеле уходит)
Зелда --Так ты женишься на мне?
Фройка --Вот еще чего! Стану я, богач, жениться на простой кухарке!
Зелда --Ну, Фроечка?
Фройка --Женюсь! А из цепочки для часов сделаю тебе серьги и колечко!

(танец под музыку «Штелт дем самовар»)

Сцена 11. После игры в карты. Заботы о выигрыше и проигрыше.

Эпизод 1. Беня и Циля.

Циля --Ты проигрался в пух и прах! Мы остались с носом! А всё эта дрянь Сонька! Мало того, что она сама мухлевала и переплюнула в этом деле Иосифа – того самого Иосифа, мужа нашей родственницы Златы.
Беня --Тьфу на нее!
Циля --Того самого Иосифа, которого весь Черноморск знает как отъявленного шулера. Так эта Сонька еще тебе напортила игру! И это называется любовница моего мужа... Нет, порядочные любовницы так себя не ведут!
Беня --И что нам сейчас делать?
Циля --(после минутного раздумья) Я знаю, что делать! Слушай, пока родственнички еще спят, ты можешь провернуть блестящую операцию!
Беня --Если кого-нибудь из них надо ограбить, то с этим делом, Циля, как ты хорошо знаешь, я уже давно завязал...
Циля --Нет, Бенчик! Не будь я Циля Сендеровна Эйхбаум, если крупная рыба не клюнет на наживку!
Беня --Что, что?
Циля --Пока папаша Мендель еще не отдал концы, быстренько сбегай к ювелиру, купи у него фальшивый бриллиант...
(Беня удивленно разводит руками)
Беня --Зачем?
Циля --И подсунь Менделю за настоящий!
(Беня отмахивается и отворачивается от жены)
Циля --Не отмахивайся, я тебе дело говорю! Ты же знаешь, что он даже на смертном одре не удержится от покупки стоящего камушка. Но поскольку он болен, очень болен, то не отличит стекляшки от бриллианта... Беня, я с кем разговариваю? Отзовись!
Беня (заинтересованно)
--Я очень внимательно тебя слушаю!
Циля --А за этот «презент», может быть, ты получишь...
Беня --Мы получим!
Циля --От отца лучшую долю в будущем мире!
Беня --Да! Да! Бегу!

("Бублички")

Эпизод 2. Лева и Соня.

Лева --Что все это значит, Соня? Откуда у тебя взялся лишний козырный туз?
Соня --Клянусь жизнью своих детей, чтоб они так были здоровы, что я ничего знать не знаю. Я даже готова поклясться...
Лева --Ну ты сказанула... Не хватало только сказать на Библии, точнее – Торе....
Соня --Так вот, я готова поклясться, что сама видела, как Циля подглядывала тебе в карты и подсказывала Бене...
Лева --Можно подумать, что ты сама не подглядывала в карты к американскому дядюшке и Бене...
Соня --Я – это совсем другое дело! К тому же – как не подглядеть, когда ставка – доля в наследстве Менделя...
Лева --Я думаю, что сегодня сыграл совсем неплохо! Выиграл аж два кона! Слава Богу, нам сегодня подфартило... Какая карта шла – ну просто загляденье!
Соня --Дурак! Какая ему карта шла... Да и вообще – ты на что-нибудь способен, алкоголик несчастный!? (достает пачку тузов) А это ты видел?!
Лева --Так значит, Циля была права? Ну ты, Сонька, даешь...
Соня --Ты можешь гордиться мною...

(«Бублички»)

Эпизод 3. Двойра и дядя.

Дядя --Ну, Двойра, я могу тебя поздравить?
Двойра --Можешь, Менахем-Герш!
Дядя --Огласи весь список!
Двойра --Ты слишком многого хочешь...
Дядя --Ну, Двойрочка.... (достает счеты)
Двойра --Читаю: старинный комод – одна штука... Гамбсовский гарнитур из 12 стульев – одна штука... Весь папин дом...
Дядя --Одна штука.
Двойра --Папина бричка без лошадей – одна штука...
Дядя --Ах, ты умница!
Двойра --Но это еще не всё!
Дядя --Читай дальше!
Двойра --Габардиновое пальто... Норковая шуба... Хрустальная ваза и люстра из богемского стекла... Ну, хорошее у меня приданое?
Дядя --Пальчики оближешь! Таки да, Двойра! Это всё?
Двойра --Еще набор столовый из ста серебряных предметов, позолоченный...
Дядя --Ух ты! И чего это я в тебя такой влюбленный?
Двойра --И, наконец, половина папиной коллекции бриллиантов!
Дядя --Ах, Двойра, если бы ты только знала, как сильно я тебя полюбил... (тянется за списком, Двойра отнимает список у Дяди)
Двойра --Не трогай этот список, а то еще, не приведи Господь, потеряется! (прячет список у себя в корсете) И без моего разрешения не смей притрагиваться!
Дядя --Ах, ты такая...
Двойра --А что ты думал? Ведь именно я – самая лучшая, самая любящая, самая добропорядочная из всех детей Менделя. Вот так!
Дядя --Двойра!

(«Бублички»)

СЦЕНА 12. Утро следующего дня.

Эпизод первый. Бриллиант.
(Беня и Мендель)

Беня --Папа, папа! Как ты себя чувствуешь?
Мендель --Врагам своим не пожелаю такого самочувствия...
Беня --Да? А я хочу предложить тебе что-то (показывает брошь).
Мендель --Что, сынок? (Рассматривает, изумляется, отвечает с алчностью) Да, это действительно что-то! (быстро) Слушай, Беня! Ты меня хорошо знаешь! Я люблю говорить прямо и откровенно. Да – да, нет – нет! Я смотрю вещь, и если она мне не нравится – до свидания! А если нравится – сколько?
Беня --Сто рублей!
Мендель --Ты с ума сошел! (после паузы и повторного рассматривания камушка) Вот эта стекляшка... Она и двадцати... рублей не стоит...
Беня --Папаша! Если она Вам, не нравится, закончим этот разговор.
Мендель --Бенчик! Ты что, серьезно думаешь, что эта вещица стоит больше сорока рублей?
Беня --Папаша! Я уже все Вам сказал...
Мендель --Ух ты, какой прыткий! Ну, Бенчик, какова твоя последняя цена?
Беня --Так и быть, папа! Не буду с тобой торговаться! Давай пятьдесят, и дело с концом.
Мендель --Пятьдесят? Ты сказал – пятьдесят? Да хоть сейчас! Хороший ты человек, Бенчик!  Ты можешь рассчитывать на лучшую долю.
Беня --В наследстве?
Мендель --(задумчиво) Да-да-да!
(Беня уходит)
Мендель --Вот шлемазл! Отдал такую вещь за пятьдесят рублей! А стоит она... Фройка!

(появляется Фройка, увозит Менделя на коляске под музыку «Бублички». Беня и Мендель посылают друг другу воздушные поцелуи. Появляется Циля)

Циля --Ну, что?
Беня --Все в порядке! Я подсунул старикашке эту стекляшку за 50 рублей!
Циля --Ну, ты молоток! Она и пятерки не стоит!
Беня --Ну нет, целых десять рублей я отдал ювелиру, ха-ха-ха!
(появляются остальные)

Эпизод второй. Доброе утро!

Беня --Доброе утро!
Двойра --А гит морген!
Соня --Хорошо выспалась, Двойра?
Двойра --Я глаз не сомкнула, сидя у постели отца.
Соня --Знаю, знаю, ведь я каждые два часа тебя сменяла.
Двойра --Ты что, смеешься! Я тебя не видела там ни разу.
Соня --А я – тебя...
Дядюшка --Софья Абрамовна, я, конечно, уже понял, что Вы – достойная дочка Любки Казак, но в приличном еврейском доме за карточным столом не ведут себя так, как это сделали Вы.
Соня --Тоже мне праведник-цадик нашелся!
Дядюшка --Я жажду отыгрыша!
Беня --Друзья, не надо ссориться.  Хотя папа так и не огласил своего завещания, я полагаю, что самая большая часть уже принадлежит мне.
Лева --Я тоже протестую! А как же наша вчерашняя игра и мой выигрыш?
Беня --При чем здесь карточные игры? Я и без них знаю, что папаша Мендель отпишет мне половину наследства.
Двойра --Это за какие особые заслуги? Может быть, за твою неудавшуюся карьеру бандита-налетчика?
Дядя --Рэб Бенцион, так вы участвовали в налетах?
Беня --Помню, поздней ночью мы пошли за квасом
Вместе с Левой. Я держал наган.
В темном переулке с боем взяли кассу,
Пронеслись над ней как ураган.
Двойра --Это мой братец таким образом заботился о репутации нашего отца...
Беня --Именно я, Бенцион Цукерштейн, более других прославил имя отца!

(Стук в дверь)

Эпизод третий. Появление Клигера с раввином.

Беня --Кого это опять принесло к нам в дом с утра пораньше?
Лева --Наверно, это – доктор Клигер, пришел проведать отца.
(входят Клигер с казенным раввином).
Раввин --Мир Вашему дому!
Беня --Шалом, шалом... Я полагал, доктор Клигер, что Вы приведете нотариуса, чтобы он заверил завещание нашего умирающего папы.
Клигер --Ваш отец хотел поговорить с рэбэ!
Лева --Неужели он с ним не наговорился в синагоге? Где Мирлиц, спрашиваю?
Клигер --Лев Менделевич! Я привел раввина, выполняя волю Вашего отца...
(Соня одергивает Леву)
Лева --Волю отца? Ну, тогда – совсем другое дело.
Клигер --Как себя чувствует наш больной? Как он спал? Потел ли?
Соня --Ну, Двойра, расскажи доктору! Ты ведь всю ночь сидела рядом с Менделем...
Двойра --Нет, Соня, лучше ты расскажи! Ведь ты сменяла меня каждые два часа!

СЦЕНА 13. Развязка.

Эпизод 1. Визит пристава.

(стук в дверь)
Беня --Опять стучатся!
Циля --Это не дом, а проходной двор! (входит пристав)
Пристав --Здравия желаю всей доброй компании!
Беня --Здравствуйте, господин пристав! Зачем пожаловали?
Пристав --Я – человек простой и не буду вам сказки рассказывать. Прошел по городу нехороший... ну, прямо сказать – плохой... слух, что Мендель Ошерович тяжело заболел.
Доктор --Ну, это как сказать...
Пристав --Вот и я думаю, что этого не может быть. Как же так. Буквально три дня назад видел я хозяина вашего дома. Так он был свежее огурчика. Поэтому вот решил зайти. Дай, думаю, проведаю человека, узнаю, - может, нужно ему чего-нибудь?
Беня --(сует приставу бумажку) Спасибо, Василий Иванович, ничего не нужно! Не беспокойтесь, можете идти.
Пристав --А то ведь у меня дело было к вашему отцу.
Беня --Дело?
(Фройка вывозит коляску с Менделем)
Пристав --А, вот и сам рэб Мендель! Доброго вам здоровьица, Мендель Ошерович!
Мендель --Рад Вас видеть, господин пристав! Так какое у Вас ко мне дело, уважаемый Василий Иванович? Я – человек прямой, поэтому говорите сразу – что случилось?
Пристав --Ошибочка маленькая вышла, Мендель Ошерович...
Мендель --И кто ошибся?
Пристав --Ваш старший сын, Бенцион Менделевич...
Мендель --Что, Беня, опять за старое взялся?
Пристав --Ну что Вы, Мендель Ошерович! Нынче утром покупал он у ювелира безделушку, копеечную стекляшку...
Мендель --Да, да, знаю! Он ее подарил мне.
Циля --(апарт) Ничего себе подарил – отдал за пятьдесят рублей!
Пристав --Так вот... У ювелира на столе лежали две совершенно одинаковые по виду вещи.
Беня --Да! Две.
Пристав --Одна из них – стекляшка, а другая – бриллиант чистой воды!
Все --Ах!
Пристав --Так вот, ювелир по ошибке вручил вашему сыну вместо простой стекляшки настоящий бриллиант стоимостью в 20 тысяч рублей!
 (все смеются)
Мендель --Господин пристав! Вот вам чек на 20 тысяч (достает чек и подписывает его), отнесите его ювелиру в уплату за этот чудесный бриллиант. Я оставляю его себе.
Беня --Господин пристав теперь непременно позаботится, чтобы эта весть стала достоянием всего Черноморска...
Пристав --Я – человек маленький. Тут и без меня достаточно людей, которые раструбят по всему городу, что за фокусы вы тут показываете, Бенцион Менделевич...
Циля --Кто тебе, Бенечка, виноват, что ты оказался таким кретином? И для чего только я вышла за этого человека замуж, загубив лучшие годы своей жизни?!.
Лева --Да, Бенечка, теперь весь Черноморск будет смеяться над тобой – от Молдованки и до Пересыпи!
Мендель --Господин пристав! Это вам от меня - старого умирающего Менделя - личный подарок. (вручает ассигнацию) Живите долго и помните меня!
Пристав --Вот спасибо! Дай бог вам здоровья и долгих лет жизни! Поверьте мне, хоть я человек чисто русский, но вас, Мендель Ошерович, я сильно уважаю и не хочу, чтобы о вас распускали разные слухи и небылицы. Так я уже могу идти к ювелиру?

Эпизод 2. Завещание Менделя.

Мендель (вскакивая с инвалидской коляски)
--Не спешите, господин пристав!
Соня --Ой, смотрите, Мендель встал, и он, кажется, уже не умирает...
Циля --Рабби, вы только поглядите – свершилось чудо!
Раввин --В еврейской жизни подобные добрые чудеса нередки, и за это нам надлежит беспрестанно благодарить всевышнего...
Мендель --А теперь – слушайте все сюда! Прошу позвать всех, живущих в этом доме!
Вы ведь все жаждали услышать мое завещание? Я сейчас его вам прочту!
Двойра --Но ты ведь, папочка, уже совсем здоров!
Мендель --Вопреки всем вашим чаяньям и надеждам, мои дети! Итак, слушайте!

(на мелодию «Шаланды, полные кефали...»)

Мне умирать пока что рано, и утверждать не побоюсь,
Что на порогах ресторанов еще не раз я появлюсь.
Я убедиться захотел лишь, что жизнь прожил недаром я,
И что достойна моих денег по праву вся моя родня.
Не скажу про Лондон – кто там знает,
Сколько банков здесь стоит за мной,
Но меня с лихвою уважает
Город Черноморск прекрасный мой!
Я вас проверил мимоходом и чуть не умер от стыда,
Моих деньжат с таким подходом вам не увидеть никогда.
Но так и быть – я вам наследство отдам с условием таким –
Что я дождусь, как, наконец-то, вы, дети, станете людьми.
Я вам не скажу за Рим и Лондон, Амстердам, Варшаву и Нью-Йорк,
Но весь Черноморск родной запомнит это завещание мое...

Пристав --Вот уж припечатал так припечатал!
Лева --А вы не радуйтесь, антисемит!
Пристав --Это я – антисемит? Да побойтесь Бога, Лев Менделевич...
Мендель --Господин раввин! Передайте это мое завещание на хранение нотариусу Мирлицу!
Раввин --Непременно передам!
Клигер --Я – свидетель!
Пристав --И я тоже.
Беня --Вышла маленькая ошибка...
Циля --Ты опять про свою ошибку, идиот несчастный?
Беня --Это не я ошибся, а господь Бог...
Раввин --О чем вы говорите, Беня? Не надо богохульствовать!
Беня --Этот господь Бог поселил большинство евреев в России. Чем было бы плохо, если бы все евреи оказались, например, в Швейцарии? Тогда вокруг нас были бы кристально прозрачные озера, горный воздух и интеллигентная публика – одни французы.
Циля --Бенечка, в Швейцарии живут не французы,  а швейцары...
Мендель --Эх, вы, швыцеры, швыцеры... Людьми, Беня, нужно оставаться везде, даже в России. Но я здесь долго не задержусь.
Дети --Как? Ты уезжаешь?
Мендель --Да! В Землю Обетованную, в Палестину!
Беня --Но там – жаркая пустыня, малярийные болота и сплошные бедуины на верблюдах.
Мендель --Мы превратим эту землю в цветущий сад.
Соня --Кто это – «мы»?
Мендель --Я и... Иди сюда, Рейзеле! Она – единственная из всех вас – действительно любит меня. Ведь это правда, Рейзеле?
Рейзеле --Да, рэб Мендель...
Мендель --Поэтому я раздумал умирать и решил жениться на ней.
Двойра --Так вот почему ты ее не упомянул в своем завещании!
Все --А когда свадьба?
Мендель --Сейчас! Как Вы думаете, для чего я заказывал целую гору снеди, а мы с доктором Клигером пригласили сюда раввина?
Соня --Теперь Вам понятно, для чего тут раввин?
Циля --И значит, нам ничего не досталось!
Двойра --А потом у них еще детишки появятся...
Дядя --И станут эти новые наследники Менделя нашими конкурентами...
Мендель --Не волнуйтесь! Моих богатств хватит еще на многих наследников...
Лева --Дураки мы все, дураки! Оказывается, папа нас просто разыграл!
Мендель --И поделом вам! Нечего делить шкуру неубитого медведя – наследство Менделя Цукерштейна!
Беня --Папа! А что ты сделаешь с этим бриллиантом?
Мендель --Как это – что? Подумай хорошенько, ты же умный...
Циля --Я, кажется, догадалась...
Мендель --Женщины всегда догадываются первыми. Этот прекрасный камушек я дарю Рейзл в качестве свадебного подарка! Ребе, благословите нас!

(Выносят свадебный балдахин - хупу)

Раввин --Повторяйте, Мендель, за мной! Этим кольцом..
Мендель --Этим кольцом...
Раввин --Ты посвящаешься мне...
Мендель --Ты посвящаешься мне...
Раввин --Согласно закону Моше и Израиля...
Мендель --Согласно закону Моше и Израиля...

Все кричат --Симан тов, мазл тов!

Мендель --Фройка!
(Фройка выходит вперед)
Мендель --Отвечай немедленно – всё ли на кухне приготовлено по моему заказу?
Фройка --Конечно, всё, рэб Мендель! Ведь не первый день в доме служим!
Зелда --И рыба, и гусь с яблоками, и цимес, и зразы, и форшмак! И даже сверх программы – праздничный пирог!
Мендель --Кошерный?
Фройка --Как и все остальное!
Мендель --Ну, молодцы! Несите это все сюда, да побыстрее! А вы, дорогие мои родственники и уважаемые гости, пожалуйте к свадебному столу! Будем веселиться!

(финальный танец "Фрейлехс")


Рецензии
Чувствуется хорошее знание предмета!
Творческих усехов!

Ефим Блувштейн   28.01.2011 15:15     Заявить о нарушении