Письма, длинною в месяц... Письмо восьмое...

Письмое восьмое...Ракита...Продолжение.               

Через несколько дней мой район будет отмечать важное событие. 65 лет назад с его территории в это время изгонялся последний иноземец-оккупант. Радость пополам со слезами и печалью. Столько всего прошло, а события тех лет ещё долго будут нас возвращать в то трагическое прошлое.

 До сих пор поисковые отряды, приезжающие в Калужскую область, находят останки красноармейцев, отдавших свои жизни в боях по освобождению. Десятки, сотни захоронений, хранящих тайну. Кто-то сказал, что война будет продолжаться до тех пор, пока не обретёт покой и не будет захоронен последний солдат... Наша беда в том, что этой работой по-настоящему у нас никто не занимался никогда. Ни в советское время, ни сейчас…
 
 Не понятно какое: капиталистическое или демократическое. Вывихнутое, мафиозное, бандитское, бесправовое…Вот и держится память на энтузиазме тех, кому дорого прошлое наших дедов и отцов. И тех, кто был непосредственным свидетелем тех событий. Первые завоеватели ступили на думиничскую землю в самом начале октября 41-го…Почти два года беды…Страдания, смерть, страх на каждом шагу. Сотни казнённых, целые деревни были выгнаны на каторжные работы и в концлагеря. Немецкие оккупационные войска вошли на территорию района, почти не встретив сопротивления, а уходили…
 
 Около полутора миллиона красноармейцев погибло в боях по освобождению области. В районном центре Думиничи было разрушено всё, остался единственный деревянный дом, который стоял в стороне от центральных улиц.

 На станции Думиничи чудом уцелел старый кирпичный вокзал, построенный в 19-ом веке. Братские могилы едва ли не в каждом селе и деревне…А сколько их ещё безымянных…Память, отметины тех трагических лет. Их ещё так много на всём.

 По пути, в сторону реки Жиздры, по правую сторону дороги, на всём её протяжении тянутся полуразрушенные рвы и окопы, бывшие пулемётные гнёзда. А едва углубишься в лес, всё чаще попадаются землянки, блиндажи, более мощные боевые укрепления. И груды ржавого металла…

 Всё ещё попадаются неразорвавшиеся боеприпасы…Их много по берегам реки Жиздры, где длительное время стоял фронт, и наши войска отделяла от занятой врагом территории узкая полоска воды.В нескольких метрах от дома по улице Горького, куда я приезжаю на летний отдых, до сих пор заметно большое углубление в земле.

 Это воронка от авиабомбы, сброшенной с фашистского самолёта в первые дни июля 41-го года. Это был первый налёт авиации врага на железнодорожную станцию. Никто тогда не пострадал, а бомбить станцию стали всё чаще. По ней тогда эшелоны шли нескончаемым потоком: в сторону фронта с боевой техникой и молодыми крепкими ребятами, в глубь страны вывозили предприятия. А потом потянулись санитарные поезда с ранеными. Жители района поняли, что война может коснуться и их...Возрождение станции Думиничи было трудным.

 Перед жителями, вернувшимися к родным очагам в конце 43-го, предстала картина полного разора и запустения. Груды битого кирпича, заросли бурьяна и кустарника на месте жилых домов. Одичавшие сады, деревья в которых были густо побиты осколками бомб и снарядов.

 Заработал леспромхоз: везде и всюду, где побывал враг, требовался строительный материал в большом количестве. Люди всё ещё продолжали жить в землянках или строили первые примитивные дома из железнодорожных шпал и того материала, из которого возводились во время войны блиндажи.А огромная воронка жила и напоминала…Она всегда была наполнена водой. Рядом до сих пор протекает небольшой ручей, который берёт своё начало где-то вверху, вытекая из лесного озера.Посёлок при железной дороге обрёл первые улицы: Привокзальная, Островского, Крупская, Горького…В садах появились новые деревца, в палисадниках кусты сирени, цветы, тополя.

 А на краю воронки пустил корни кустик ракиты. От тепла и влаги, которых было всегда в достатке, он быстро пошёл в рост, загустел, закурчавился пышной кроной. Весна ещё только набирает силу, а ракита уже начинает выбрасывать зелёные язычки. Первые песни овсянок и синиц можно было услышать тоже здесь. Воронка стала заплывать, уменьшаться в размерах, а ракита продолжала оставаться своего рода памятником.

 Когда рядом вновь поселившиеся жильцы приступили разделывать под огород целину, решено было ракиту спилить, чтобы дерево не затеняло грядки. Но уже на следующий год из материнского корня зазеленели сразу несколько побегов, которые быстро образовали густой шатёр из ветвей и листьев.

 Дерево понравилось, его стали окультуривать, и на сегодня это удивительный уголок прохлады. Семь крупных стволов образуют лесной ансамбль, где всегда что-то происходит. Рядом с ракитой облюбовали место для жилья красные муравьи, построив небольшой домик, немалая часть которого уходит под землю.

 В ветвях ракиты всегда много разной пернатой дичи. Синицы всех видов: большая синица, лазоревка, синица-гаечка и синица-московка. Поползни и пищухи, которые осматривают уже стволы и более толстые ветви. А иногда к ним присоединяется пёстрый дятел. Но этот санитар в ракитах-сёстрах задерживается недолго, и быстро исследуя их здоровье, улетает в ближайший лес. Присядет малиновка, воробьи опустятся стайкой. Но дольше всех можно услышать в ветвях ракиты соловья, который часами освистывает дерево своими мелодиями.

 Мимо проносятся поезда, а нашему певцу ничто не мешает, в поздние вечерние часы и задолго до восхода утреннего солнца он находит среди ветвей ракиты удобное место, набирает полную грудь чистого воздуха и начинает петь……

 Туча вновь наполовину затемнила небо, загремело, и снова на землю обрушились потоки холодной воды. Меня от сырости укрывает густая ракита. Её зелень настолько густа, что мы думаем о том, а не поставить ли нам под её кроной парочку скамеек или небольшую беседку.

 Где можно будет интересно провести время…У каждого из нас, выросшего среди живой природы, многое связано с такими деревцами.

 В Калининградской области, помню, в нашем селе возвышался могучий каштан, который радовал всех своими цветущими белыми свечками. Как оберегались деревья вдоль дорог. Перед каждым огромный валун-камень, окрашенный в белое.

 В селе Дубровка (это уже Думиничи) много лет приносили особый запах и здоровье стройные сосны, - целый островок сосен, - где было решено построить санаторий для детей, страдающих сердечными и лёгочными заболеваниями.

 В селе Речица до сих пор растут две аллеи вековых лип, посаженных более двух веков назад. Сколько встреч влюблённых нашло здесь своё счастье!Берёза среди поляны у реки, куст черёмухи над водой…

 Деревья, как и мы, люди, способны нести в себе самую разную информации и многие способны передать положительную энергетику.Человек отсчитывает года, жизнь испытывает его, плохое забывается, а хорошее остаётся в памяти навсегда. И это правильно…

 Я знаю, как ты дорожишь каждым цветком в твоей квартире, как тебе нравится смотреть с балкона твоего второго этажа на всё живое, что тебя окружает. Перед рабочим столом стена с обоями, на которых крупным планом стволы белых с тёмными «глазками» берёз….

 А ракиты каждый раз возвращают тебя в твой деревенский домик, в твоё детство. С ними у тебя связано много важного и дорогого. А для мены ты, как деревцо из моего рассказа….Тебя подрубали обстоятельства под корень, а ты находила в себе силы и снова тянулась к жизни, свету, теплу и любви…    
 


Рецензии