Происхождение восточных славян 4
Ещё одной яркой стороной языческого славянского мира являлись обряды (свадебный обряд, обряд погребения, инициации, при которых молодым людям приходилось выдержать немалые испытания).
Особенно красочным был свадебный обряд. Он поражал своим размахом и великолепием. По славянскому обычаю, жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал выкуп. В предсвадебный день никаких увеселений не происходило. Все тщательно готовились к веселью. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или священному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай. Позади молодых несли чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей. Обряд венчания производил жрец (волхв). Он брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. После этого все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых. Перед ними стояла на столе жареная курица, но съедать её позволялось лишь по окончании пира. Так что, ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Застолье заканчивалось игрищами, после которых все расходились по домам.
С принятием христианства в 988 г. язычество постепенно уступает православию свои лидирующие позиции. Тем не менее, культы старых богов оставили существенный след в культурном наследстве славян. Даже в православной вере до сих пор присутствуют элементы языческих традиций и верований (рождественское колядование, празднование масленицы).
9. Фольклор
Немаловажное место в быте славян (и так же, связующим звеном между разными племенами) занимало народное творчество – календарно-обрядовые песни, былины, «слова», воинские повести, а после крещения – «жития» и «наставления». К обрядовым песням относились колядки, «игровые», «наборные», «подблюдные» песни. А, помимо того, масленичные, «веснянки», «волочённые», «семикские», «русальские», костромские, «жнивные», «смотринные», «рукобитные», девичные, величальные и корильные. А, кроме этого, похоронные причитания и «плачи».
Изустные и летописные «повести» рассказывали о сражениях, о бедствиях, о мужестве воинов и князей, простого народа, которые те проявляли в борьбе с врагами.
В былинах же, те же события приобретали вид сказочный, фантастический. В них действовали и свершали подвиги богатыри, что одним ударом сметали тысячное воинство недругов со своего пути, а одной «калёной стрелой» уничтожали «немерянную» «исполчившуюся» рать неприятеля.
10. Письменность
И, в конце - концов, нельзя не упомянуть о письменности. С принятием христианства на Руси появилось две различные азбуки – глаголица и кириллица, названная по имени монаха Кирилла – великого учёного и просветителя, который совместно со своим братом Мефодием путешествовал по древним славянским землям, проповедуя и излагая суть и смысл введения собственно славянского алфавита. Однако существует мнение, что и до святых равноапостольных братьев на славянских землях имелась письменность. И свидетельство тому слова болгарского черноризца Храбра, написанные не позднее X века: «Прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» Эти строки вызывают сегодня много противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу суждений, но ясно, что оставлять их без внимания не стоит. А если же у славян в дохристианский период была своя, отличная от прочих письменность, то это становится ещё одним дополнительным фактором к их будущему объединению.
11. Некоторые итоги
Итак, мы видим, что предпосылки к слиянию множества племён в единый этнос существовали. И это в скором будущем привело к созданию на востоке Европы нового государства – Киевской Руси. Вот эти предпосылки.
Социальные - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, происходил постоянный рост городов и внешней торговли; шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; с конца VI века известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI - VII веках существовала «Держава волынян»; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ веке вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом (персоналией возможно - мифологической); арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.
Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно - Европейской равнине.
И, наконец, культурные – единые культы, обряды, фольклор служили связующими нитями разобщённых в пространстве племён и родов.
Свидетельство о публикации №209121701126
Коляда, КОЛО-яда - некий мифический поедатель Солнца, причем поклоняться ему должны были там, где солнце исчезает на зиму, а потом появляется (праздник масляницы, где блин симв. солнце).
Атлантида, Гиперборея (Гренландия) - вот что находилось и находится за полярным кругом.
К обрядовым песням относились колядки (С)
Вы упустили свадебно-"постельные" типа "Калинки" :о)
Посмотрите на ее ритм: под него не собъется даже самый неопытный жених - медленный, постепенно нарастающий почти до... ну сами знаете, и после паузы - повтор, и еще. Идеальнее Камасутры, и Европа принимает ее без слов, на подкорке - даже не соображая, почему.
существует мнение, что и до святых равноапостольных братьев на славянских землях имелась письменность (С)
Скорее, я бы сказал, греки урезали Азбуку до 24 букв. Вот надпись из Ольвии, 5 в. до н.э. :
http://www.proza.ru/2009/06/23/528
Я не думаю, что писАл грек :о)
Куяба - вокруг Киева (С)
Куява - славяне на землях современной Польши, наиболее вероятно от Куйа - вода (край с большим количеством водоемов). Прямая аналогия с полянами, древлянами и дреговичами поля, леса, болота).
Куйаба - похоже, Водоматерь, Морская Дева, Марья Моревна, дева с раздвоенным хвостом, изображения которой и доселе есть и на русских избах. и на храмах Эфеса:
http://www.proza.ru/2009/11/18/74
Славия - вокруг Новгорода (С)
Славия - вокруг Изборска (Словенска) еще в то время, когда Великая впадала в Псковское, проходя мимо Изборска, стоящего на 40-метровом обрыве над бывшим руслом (теперь - цепью озер)
http://www.proza.ru/2009/04/12/55
"Другой их вид называется ас-Славиййа, а царь их - в городе Слав; этот город на вершине горы". (Идриси)
Артания - вокруг Рязани или Чернигова (С)
Нет, от Арсы до Славии и до Куйабы - по 4 дня пути (Идриси), а от Куйабы до Славии - 18.
Это значит, что Арса может находиться вблизи водораздела. До К. и С. - по течению, в любую сторону от конечного пункта - и по, и против.
Арса - это - Орша на Днепре.
Три вида русов по Идриси - это поляне, кривичи и словене.
Владимир Репин 17.12.2009 20:26 Заявить о нарушении
Вы упустили свадебно-"постельные" типа "Калинки" :о)
О, я много что упустил, но "Калинка" к сему касательства не имеет. Её написал в 1860-м году некто Иван Петрович Ларионов.
Эфрон - Добромысл? Любопытная версия, но очень сомнительная. А вот к мнению черноризца Храбра, недвусмысленно обвиняющего язычников в еретических "чертах и резах", т. е., собственно, рунах, я бы прислушался.
Куйа - вода... Буду признателен, если подскажете нечто однокоренное на современных славянских языках.
С остальным - это возможно. Вполне возможно.
Спасибо за отзыв. Удачи!
Олег Паршев 18.12.2009 16:57 Заявить о нарушении
Все верно, я эти значения знаю, конечно, но колядование - это получение жертвенного подарка-выкупа, а не хоровод :о)
но "Калинка" к сему касательства не имеет. Её написал в 1860-м году некто Иван Петрович Ларионов.
Я написал "типа..." :о)
И я далеко не уверен, что такую вещь можно было НАПИСАТЬ, а не ЗАПИСАТЬ, т.е. по-тихому положить на ноты народную обрядовую песню.
Эфрон - Добромысл? Любопытная версия, но очень сомнительная.
Эта надпись цитируется, кажется, даже в БСЭ, как найденная в Ольвии. Если Эфрон - грек, придется считать, что греки говорили на старославянском :о)
Куйа - вода... Буду признателен, если подскажете нечто однокоренное на современных славянских языках.
http://www.proza.ru/2009/11/18/74
Цитировать - много, но у славян это - от какого-то праязыка, потому что корень встречается от латыни и тюркского до ненецких и олонецких говоров - и всегда в сочетании в водой. В чистом значении - только у славяно-польских куявов - жителей речного и озерного края. В остальном (по Руси) - как переправа через реку. И у поморов - как заимствование (откуда? м.б., от аборигенов, а м.б., и напрямую от гипербореев - по наследству).
Владимир Репин 18.12.2009 18:43 Заявить о нарушении
Коло – всё-таки, первоначально, хоровод, а уж потом…
Записать, конечно, было можно, но что ж за прошедшие годы никто не усомнился в авторстве?
Текст с корчаги… Я бы, скорее, перевёл на современный русский как: «Эфрон это имеет». Действительно, очень похоже, что написано греческим шрифтом, но для славяноязычного «читателя» - оттого и транскрипция легко читается. Первое, что приходит в голову, так это то, что какой-то Эфрон подписал свою кружку, дабы уберечь её от воровства. А вот то, что Добромысл калькировал своё вполне благообразное имя на греческий… Нет, как говаривал Станиславский, - не верю!..)
Куйа, куайва… Нет, не убедили. Не один из славянских языков эту версию не подтверждает… И латинская «аква» тут не причём.
Олег Паршев 18.12.2009 19:49 Заявить о нарушении
Начальное А в акве - дело обычное для ряда языков, например, невозможность в ряде тюркских диалектов постановки р на первое место, отсюда рус, рыс, русский - ОРЫС, УРУС.
Да и наш АРЖАНОЙ хлебушек в ряде губерний...
А кто именно затащил акву в латинский - мы не знаем.
Я, например, с удивлением понял, что в языках майя, инков и ацтеков есть корни, совпадающие с греческими, русскими, тюркскими...
Конечно, это значит только одно - расхождение от какого-то праязыка, причем часто - выборочным путем.
Вы же не задумываясь, переведете Тео-тепе как Божья твердыня или Господня гора, хоть эти корни и относятся к разным европейским языкам. А у мексиканских индейцев на СВОЕМ языке Теотепек - Гора Бога. Со времен Кортеса. Лингвисты, пытаясь выстроить этимологию от индейского, оперируют логикой "Пишем Манчестер - читаем Ливерпуль"...
Хотя не могут не понимать, чему соответствуют корни. Но допустить ТАКОЕ в "точной науке - истории" - кощунство :о)
Владимир Репин 18.12.2009 20:24 Заявить о нарушении
Олег Паршев 18.12.2009 20:37 Заявить о нарушении
Не знаю. Могу предположить, что слово - из Атлантиды, потому крутится по обе стороны океана.
Путь к славянам:
к поморам - а они сами - не потомки гипербореев? :о)
и от них - к нанайцам.
к южнобалтийским славянам - Северное море-Балтика.
к южным русам - Милет, похоже, колония атлантов и центр формирования проторусов (Чатал-Куюк с культом рыса - гепарда, избами с красным углом, белорусскими орнаментами и деревянными ложками и проч. посудой, которую я еще сегодня могу на Новгородчине найти). Потом - хатты (Катта - большая кошка, лат), Троя, этруски, троянова тропа, Причерноморье, о.Русов, Киев - как русский (не славянский еще!) город на перевозе.
И тюркский там - очень ходовой язык (см. фрески Софии киевской с "восточными" людьми).
Владимир Репин 18.12.2009 22:57 Заявить о нарушении