Язык жестов

...По утрам, когда пыли от машин еще не так много, Софи могла видеть из окна лишь самую верхушку Эйфелевой башни, остальное пряталось за соседними четырехэтажками улицы Мажента. Впрочем, обычно ее интересовали гораздо более земные вещи, а не такие отстраненные, как архитектура и виды города.

Куда-то подевалась расческа. Вот еще вчера она была здесь, на столике, а теперь ее нет ни на светло-розовой подушке, ни под журнальным столиком (а вдруг вчера нечаянно смахнула?), ни у скромного телевизора, который давал ей маленькую иллюзию общения...
Внезапно на кухне распахнулась форточка и Софи вздрогнула от резкого, как выстрел, звука и нахлынувшей вслед за ним какофонии утренней суеты авто, пронзительных криков хозяина дома, распекавшего очередного жильца, и музыки из окна дамы, живущей этажом выше. Сердце бешено колотилось, пока она, босая, бежала на кухню, чтобы навести порядок. Вчера, впрочем, как и обычно в последнее время, ее некому было пригласить в кафе поужинать, поэтому на столике засыхал кусочек недоеденного рокфора, рядом с недопитым бокалом Шардоне.

Теперь, когда звуков с улицы было почти не слышно, она уловила еще что-то. И это "что-то" ей очень не понравилось. Тихонько, на носочках вернулась в комнату и прислушалась. Шуршание, стук коготков и сдавленный призвук, словно по полу маленькими лапками кто-то возит что-то.. что-то...
"Крысы!" - Софи пронзительно вскрикнула, живо припомнив, как эти отвратительные созданья досаждали ей на прошлой квартире, когда она ушла из университета и вынуждена была снимать дешевое жилье, пока не нашла эту работу. Впрочем, помощи ждать было неоткуда и, внутренне собравшись, она решительно взяла тапочек и двинулась к дивану, из-под которого послышался подозрительный звук.

"А если крыса не одна? Вдруг там их целый выводок?" - мелькнула предательская мысль. "И потом - как ее выгнать из-под дивана?" - думала Софи, прикидывая, чем бы таким длинным и узким можно было пошарить в пыльной темноте, куда не могла добраться ни одна тряпка. Изящно сложившись чуть ли не вчетверо, девушка заглянула под диван и тут же отпрянула, увидев яркий отблеск огромных глаз. "Это какая же должна быть крыса, если у нее такие глаза!" - мысль проскочила, едва успев оформиться, подгоняемая следующей: "Да нет же, это вовсе не крыса!".

Софи наклонилась еще раз, теперь уже без боязни и, напротив, с интересом вглядываясь в темноту, дожидаясь пока глаза привыкнут и смогут разглядеть что же там такое. Котенок! Маленький и пушистый. Смотрит испуганно, а передние лапки все еще лежат на ее расческе - так вот куда она подевалась! Интересно, и как их обоих теперь оттуда вытащить?
Рукой туда не достать. Ничего длинного она так и не придумала.

"И откуда он взялся на мою голову!" - досадливо промелькнуло в голове. А правда - откуда у нее вдруг появился котенок? Софи часто переезжала с места на место, и, кроме того, иногда пропадала на несколько дней, поэтому кошек и собак заводить не собиралась. Должно быть, утром, когда она всего на пять минут вышла помочь соседке, мадам Риманьи, занести тяжелую корзину, он шмыгнул в открытую дверь и спрятался.

"Кисси-кисси-кисси..." - механически звала она, думая о том, что если в ближайший час котенка вытащить не удастся, она опоздает на работу и ее могут выгнать. Она уже не раз опаздывала, и мсье Этьен совсем недавно вновь предупреждал ее...
Снизу неожиданно раздался грохот. Упало что-то тяжелое. Затем еще раз. Теперь звук падения был мягче. "Какие здесь тонкие стены..." - рассеянно подумалось Софи - "я слышу все, что происходит у немых...". Немые! У них живут две кошки и кот - вполне могут быть и котята. Надо попросить их забрать котенка, если это действительно их. Вот только разговаривать с ними - целое искусство.

Вдобавок к тому, что оба брата были полностью глухонемые, они еще и выпивали довольно сильно, часто ссорились, хотя в целом были людьми скорее не злобными, но по-южному темпераментными. И совершенно не соотносили своих действий со временем суток и стремлением к покою остальных жильцов. Так, старший из них (Софи так и не знала их имен), иногда принимался что-то пилить в час ночи и яростно стучал молотком.

Софи однажды даже побывала у них. Это произошло случайно, когда она поднималась к себе и увидела на третьем этаже распахнутую дверь и лежащего прямо поперек порога человека. Это был младший из братьев, который, видно, был чем-то расстроен и выпил лишнего. Софи стало немного легче, когда она поняла, что он, по крайней мере, жив. Она даже попыталась помочь ему переползти внутрь комнаты, но это оказалось ей  не по силам. Поэтому она просто вынула платок, протерла лежащему лицо и присела рядом ждать кого-нибудь, кто мог бы помочь ей. Ожидание было недолгим, через несколько минут пришел старший брат и они вместе втащили младшего в комнату.

Тогда-то Софи и увидела неприбранную комнату, где из вещей были только кровать, стол, шкаф, пара стульев, да телевизор, на котором сидела пушистая серая кошка и умывалась.
Старший брат взглянул на девушку, как-то особенно горестно развел руки в стороны, словно извинялся, затем поджал губы и обреченно махнул рукой в сторону младшего.
Софи кивнула и указала рукой на кошку. Немой как-то непривычно мягко улыбнулся и вдруг раздвинул губы и издал протяжный шипящий звук. Кошка перестала умываться, спрыгнула с телевизора, громко мурлыкая, подошла к хозяину, и стала тереться о его ноги. Тут же откуда-то возникла, словно появившись из воздуха, еще одна кошка, на сей раз белая, с черными пятнами и стала отталкивать первую, стремясь потереться именно о ту же ногу, что и она.

Со стороны кухни, откуда из незакрытого окна доносились звуки улицы, появился новый зверь. Рыжий и поджарый, знающий себе цену матерый котяра. Он неодобрительно взглянул на хозяев, на гостью, развернулся и величаво вернулся в кухню...

Так вот, теперь у немых, видимо, снова что-то происходило. Софи порывисто вздохнула, наскоро накинула халатик и, кое-как пригоршнями пригладив волосы, вышла на лестницу. "Что я им скажу? И главное - как?" - сверлила мысль, пока она спускалась на этаж ниже. Софи уже знала, что, поскольку звонка братья бы не услышали, дверь у них всегда не заперта. Поэтому она просто открыла дверь и вошла.

На секунду ей показалось, что в квартире никого нет, а вещей словно бы стало больше. Тяжелый дух спиртного и запах старых вещей витали по комнате. Братья сидели на кровати, сверкали белками глаз и яростно жестикулировали в совершенном молчании и это было странное зрелище. Порой один замахивался на другого, который в это время съеживался и как-то жалко улыбался, прикрываясь руками, но продолжая внимательно смотреть на жесты собеседника. На полу лежал опрокинутый шкаф - так вот что так грохнуло!
 
Внезапно немые заметили девушку, перестали жестикулировать, но не сразу, а как бы постепенно замолкая и делая нетерпеливые поглаживающие жесты, мол, "ладно, потом еще договорим" и уставились на неожиданную утреннюю гостью с недоумением.

"А где ваша кошка?" - по привычке спросила Софи, но вовремя вспомнила, что ее не услышат и не поймут и сменила тактику. Она вытянула руки перед собой и начала двигать ими, словно оглаживая нечто невидимое, но большое и пушистое. Один из немых нетерпеливым жестом указал на телевизор в углу комнаты. Телевизор светился, но вместо передач показывал лишь серую муть, а поверх него спала, обернув нос пушистым хвостом белая с черным кошка. Впрочем, уши у нее стояли торчком настороже, а один полуприкрытый глаз внимательно следил за гостьей.

Софи подумала, что котенка могла бы позвать из-под дивана его мать, но не любая кошка, подняла вверх ладонь с двумя вытянутыми "викторией" пальцами и вопросительно посмотрела на братьев.

Выражение неукротимой ярости и досады появилось на лице одного из немых. Он издал громкий стон и снова замахнулся на второго. Быстрые жесты обоих сливались во все более понятную картину. Вчера. Нет, два дня назад. Кто-то из них вышел на улицу и взял с собой кошку. Дышать? Странный жест, а что это еще может быть, когда грудь вздымается частыми вздохами. А.. вон что.. кто-то из них заболел. Маленький. Кошка! Кошка заболела и ее понесли на улицу - к ветеринару что ли?, а там.. Что там было? Что-то большое и тяжелое. Машина? Нет. Трамвай. Похоже кошка испугалась трамвая и вырвалась. И что? Ее задавило? Нет, просто убежала и теперь неизвестно где.

Снова яростный замах и покорное съеживание. Да, один обвиняет, а другой согласен, что виноват. Что-то тут не так. Это не все. Кошки хорошо находят дорогу домой, и она бы уже пришла. Новый замах и.. это показалось Софи или она увидела блеснувшие в глазах одного из братьев слезы? Что, что? Снова большое и тяжелое - трамвай. Потом быстрый поперечный жест. Машина? Кошка убежала от трамвая, но попала под машину? Да, похоже, так и есть. И именно за это один брат не может простить другого... Как жаль!

Время идет, а Софи так и не решила свою маленькую проблему. Она снова показывает руками пушистое. Братья кивают и вновь один из них тычет в телевизор. Софи понимает свою оплошность, и теперь показывает руками пушистое, но совсем маленькое. "Котенок, где ваш котенок?" - спрашивает она при этом вслух. Немой растерянно разводит руки, мол, кто его знает. Тогда она подходит к телевизору, гладит кошку, берет ее, прижимая к себе и показывает на потолок, на свою квартиру. На лицах обоих братьев недоумение.

Софи вновь показывает котенка, потом быстро тычет пальцами вверх, показывает на кошку и делает жест, будто ловит что-то мелкое. Один из братьев очень выразительно оглаживает воздух, показывая котенка и быстро указывает на Софи, не переставая вопросительно смотреть на нее. "Да, да!" - почти закричала она - "он у меня и мне надо его вытащить из-под дивана!". Второй брат грозит ей пальцем и волевым жестом указывает на телевизор. "Попользуешься - верни!" - так понимает Софи его безмолвную реплику. Она радостно кивает, прижимает кошку к груди и бежит к себе, наверх.

Бормоча что-то приторно-ласковое и прижимая к себе кошку покрепче, чтобы та не вырвалась, Софи открывает дверь, влетает внутрь, защелкивает замок и только тогда переводит дух. Кошка подозрительно оглядывает комнату, принюхивается и... уверенно идет на кухню. Одним грациозным движением вспрыгивает на столик, едва не опрокинув бокал, и жадно набрасывается на кусочек сыра, оставшийся от вчерашнего одинокого ужина. Все это вместе занимает от силы секунду, так что Софи остается лишь всплеснуть руками, как это иногда делала ее бабушка, и гневно воскликнуть: "Эй!".

Тем временем, котенок затаился, и его словно бы никогда здесь и не было. А может?.. Софи ловит кошку, недовольную тем, что ее оторвали от такого приятного занятия, снова нагибается и лезет под диван. Котенок там, вон он, прижался совсем у стенки. "Ну же, киса, позови его! Это же ваш котеночек" - лепечет девушка, подталкивая кошку поближе. Но кошке все это не интересно, ее манят запахи с кухни, а пыльные поддиванья она оставляет незадачливой хозяйке комнаты. "Вон же он!" - девушка подталкивает кошку, но той все равно, она благодарно мурчит, трется об руку и совершенно не интересуется всеми диванами и котятами мира... И что теперь делать? Софи пробует запихнуть кошку в щель под диваном, но это невозможно: слишком низко даже для кошки. Это кошке уже нравится меньше, она мяукает и предостерегающе шипит, потом резким взмахом лапы с когтями слегка задевает пальцы Софи.

Софи уже почти решила бросить всю эту затею (время уж больно поджимает, а дело все никак не сдвинется с мертвой точки) как вдруг происходит маленькое чудо. "Любопытство сгубило кошку" - так говорят англичане. Однако, на этот раз, кажется, все получилось наоборот. Котенок, который решил посмотреть: что это такое интересное делают там с его теткой, забыл об осторожности и, перебирая смешными маленькими лапками, высунулся из-под дивана почти наполовину. Этого мгновенья хватило! Софи хватает котенка за животик, тянется за кошкой, но та уже снова бежит на кухню, хоть и не слишком прячется. Поэтому свободной рукой Софи прихватывает и кошку и срочно бежит вниз...

Кто бы мог предположить, как немые обрадуются находке! Как один из них будет беспрестанно гладить котенка, так похожего на погибшую мать, а другой из каких-то немыслимых завалов тряпок и книг на полу попытается достать так и недопитую вчера бутыль. Не себе. Ей - спасительнице! И, может быть, Софи опять показалось, но в уголке его глаза предательски блеснула слеза. Теперь уже от радости.

Софи, согретая этой внезапной чужой радостью, пришедшей, впрочем, не без ее участия, задумчиво брела по лестнице к себе, размышляя, а не послать ли ко всем чертям мсье Этьена вместе с его работой... И еще... что там такое говорил Шарль на прошлой неделе? Может, зря она в тот раз не пошла с ним в Оперу?

             Март 2009


Рецензии
Трогательно, тепло и содержательно очень.
Мне понравилось)))

Сергей Турбинский   08.02.2010 11:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Насчет содержательности - не знаю... ;-) Все же эта вещь во многом скорее эмоциональная. Но таки-да, про "параллельный мир" людей с неполными возможностями пишут не так много...

Жорж Коломбо   14.02.2010 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.