Послания с того света - часть 6

                П и с ь м о 39.


                ОБЛАКО СВИДЕТЕЛЕЙ

      Будете ли вы удивлены,  когда узнаете,  что разница между существами
этого  мира даже более той,  какая существует между обитателями земли?  Но
это неизбежно, ибо здешний мир более свободный, чем ваш мир.
      Я не исполнил бы своего долга, если бы не сообщил вам о здешних дур-
ных существах;  никто другой не скажет вам о них,  а знание это необходимо
для самозащиты.
      Прежде всего,  должен сказать вам,  что существует большая  симпатия
между духами этого мира и духами вашего мира.  Да и те, и другие - духи, и
разница только в том,  что одни облечены в плоть, а другие в более тонкое,
хотя и не менее реальное тело.
      Знайте, что добрые духи, может быть, "духи справедливых людей, став-
ших совершенными", или же тех, которые стремятся к совершенству, привлека-
ются могучей силой к тем сотоварищам-хам на земле, идеалы которых в гармо-
нии  с  их собственными идеалами.  Магнетическое притяжение,  существующее
между людьми,  можно назвать слабым по сравнению с тем,  которое  возможно
между  воплощенными и развоплощенными существами.  И даже самое различие в
материи является особой притягательной силой.  Женщина не более  привлека-
тельна для мужчины,  чем существо во плоти привлекательно для пребывающего
в астральном мире.  Хотя и тот,  и другой понимают один другого не  более,
чем мужчина и женщина понимают друг друга.  Но влияние чувствуется,  и су-
щества здешнего мира знают его источник лучше, чем вы, ибо они, по большей
части, сохраняют воспоминания о вашем мире, тогда как вы забыли их мир.
      Никогда симпатическая связь между людьми  и  духами  не  бывает  так
сильна, как когда люди действуют под влиянием чрезвычайного волнения, будь
то ненависть, или любовь, или гнев, или иное сильное возбуждение. Ибо тог-
да огненный элемент в человеке выражен наиболее активно, а духов привлека-
ет огонь.
      (На этом месте писание неожиданно остановилось, влияние прекратилось
и снова появилось только через несколько минут).
      Вы удивляетесь,  почему я ушел? Для того, чтобы провести широкий ох-
раняющий круг, который бы защитил вас и меня, ибо некоторые духи совсем не
желали бы выдавать то, что я собираюсь передать вам.
      Продолжаю. Когда человек взволнован,  когда он в восторге, и вообще,
когда тем или иным путем усилена его эмоциональная жизнь, духи привлекают-
ся к нему. В этом тайна вдохновения, этим же объясняется, почему гнев рас-
тет, питаясь собой.
      Последнее обстоятельство я и хочу ввести  в  круг  вашего  сознания.
Когда вы выходите из себя - вы теряете очень много,  между прочим, и конт-
роль над собой - и тогда вполне возможно,  что другая  сущность  мгновенно
присвоит себе контроль за вами.
      Этот субъективный мир,  как я его назвал,  полон духами  вестниками.
Они  любят  возбуждать  ссоры как здесь,  так и на земле.  Они забавляются
злобным возбуждением в других. Они приходят в радостное содрогание, сопри-
касаясь с ядом ненависти; как некоторые люди упиваются морфием, так же они
упиваются всякой негармонической страстью.
      Понимаете, в  чем  опасность?  Малейший зародыш гнева в вашем сердце
может питаться и воспламеняться огнем их ненависти.  К вам лично у них мо-
жет быть полное безразличие, но чтобы удовлетворить свою злую страсть, они
могут привязаться к вам временно.
       Человек, привыкший сердиться или искать отрицательное в других, бы-
вает,  наверное,  окружен дурными духами.  Мне пришлось видеть толпу таких
духов вокруг рассердившегося человека, и как они вводили в него свой собс-
твенный злой магнетизм,  возбуждая его снова,  когда он - по  естественной
реакции - начинал успокаиваться.
      Но иногда безличный интерес к ссорам становится личным;  злобный дух
этого мира, убедившись, что в соединении с тем или другим человеком он мо-
жет постоянно испытывать злобное возбуждение,  - может привязаться к своей
жертве;  благодаря  такой  связи,  жертва  его будет постоянно предаваться
злобным порывам.  Это одно из самых ужасных несчастий,  которое может  вы-
пасть  на  долю  человека.  Доведенное до конца,  оно может превратиться в
одержимость и кончиться сумасшествием.
      Тот же закон относится и к другим дурным страстям, каковы похоть или
скупость. Остерегайтесь чувственных вожделений, берегитесь полового влече-
ния,  в которое не входит элемент сердца или духовной симпатии. В этой об-
ласти бывают столь ужасные явления,  что мне не хотелось бы говорить о них
через вас.
      Возьмем лучше случай, касающийся жадности. Я видел скрягу, считающе-
го свое золото, и видел страшные глаза духов, наслаждавшихся его страстью.
Золото имеет особое свойство,  помимо своего покупного значения и всех ас-
социаций,  соединенных с ним.  Некоторые духи любят золото,  как его любит
скряга, и с той же стяжательной, иссушающей страстью.
      Я не хочу этим сказать,  чтобы вы остерегались золота. При обретайте
его,  потому что оно полезно; но никогда не относитесь к нему с жадностью.
Жадные  духи не привлекаются только потому.  Что человек владеет символами
богатства - домами и землями,  промыслами и капиталами, или даже небольшим
запасом золотых монет;  не следует только собирать монеты для удовлетворе-
ния жадных страстей.
      Существуют некоторые  драгоценные  камни,  которые привлекают к себе
различных духов.  Но вы выбирайте носимые  вами  драгоценности,  вероятнее
всего, по чувству сродства с ними, и это вполне правильно. А теперь, когда
я предупредил вас относительно страстей и исполненных страстью духов,  ко-
торых вы должны остерегаться,  я перейду к иным чувствам и другим духовным
соученикам человеческой жизни.
      Вы, вероятно,  встречали людей, из которых излучается как бы солнеч-
ный свет,  одно присутствие которых в комнате делало вас счастливой. Спра-
шивали  ли  вы себя,  почему это так бывает?  Истинный ответ заключается в
том,  что их светлое настроение  привлекает  к  ним  "облако  свидетелей",
представителей радости и красоты жизни.
      Я сам нередко грелся в теплых лучах одного любящего сердца,  которое
я знал на земле. Я слышал, как духи, толпившиеся вокруг того человека, вы-
ражали:  "Хорошо быть здесь". Из этого вы можете заключить, как трудно злу
коснуться его. Толпа любящих и сочувствующих духов постаралась бы дать ему
предупреждение, если бы какое-нибудь зло угрожало ему.
      Точно также можно сказать, что радостное сердце привлекают радостные
события;  а также и простота,  и кроткое смирение очень привлекательны для
кротких развоплощенных душ: "Если не будете, как малые дети, не вступите в
Царство Небесное".
      Не приходилось ли вам видеть ребенка, играющего с невидимыми товари-
щами? Вы назовете их воображаемыми. Может быть, они таковы, но может быть,
и нет.  Воображать, значит творить, или же привлекать к себе уже сотворен-
ные вещи.
      Я видел  даже  такое явление,  как "Прекрасное Существо",  парящее в
восхищении над обитателями земли, которые испытывали истинное счастье.
      Радостная песня,  которая вырывается из переполненного сердца, может
привлечь сонм невидимых свидетелей, которые будут разделять радость поюще-
го; ибо как я вам уже говорил, звук переносится из вашего мира в наш.
      Никогда не плачьте - если это только не нужно для восстановления по-
терянного равновесия.  Хотя плачущие духи скорее безвредны, потому что они
слабы. Случается, что внезапный поток слез очищает атмосферу души; но если
слезы бывают длительны,  окружающее пространство заполняется плачущими ду-
хами.  Можно было бы почти услыхать звук роняемых ими через  покров  эфира
слез, если бы земные рыдания не производили столько шума.
      "Смейтесь, и мир будет смеяться с вами",  - это изречение достаточно
верно; но верно также и то, что вы плачете не одни.


                П и с ь м о  40


                ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ

      Есть одна  неясная  сторона,  которую мне хотелось бы уяснить.  Даже
рискуя навлечь на себя обвинение в "мистицизме" со стороны тех,  для  кого
мистицизм означает темноту.
      Я сказал,  что земная человеческая жизнь одновременно и субъективна,
и объективна, но что объективная сторона преобладает; и что жизнь "духов",
пребывающих в более тонкой среде,  также - и субъективна, и объективна, но
что в ней преобладает субъективное.
      И в то же время я говорил о посещении неба,  как  места  пребывания.
Это  требует  пояснения.  Вы  помните изречение:  "Царство Небесное внутри
вас",  и также - "Где двое или трое соберутся во имя Мое - там  и  Я  буду
среди них".
      Те места в невидимых мирах, которые я назвал христианскими небесами,
и представляют собой те обители, где двое или трое, или две или три тысячи
- смотря по обстоятельствам - собираются во Имя  Его,  чтобы  наслаждаться
Царством Небесным внутри себя.
      Собрание душ - объективно; это значит, что души существуют во време-
ни и в пространстве;  небеса же,  которыми они наслаждаются - субъективны,
хотя все собравшиеся души могут видеть одно временно одно и то же,  напри-
мер, видение Того, Кого они обожают как Спасителя.
      Яснее этого я не могу выразить.


                П и с ь м о  41.

                ПУТЕШЕСТВИЯ С АНГЕЛОМ

      Я уже  говорил  вам о том,  кого я назвал Прекрасным Существом;  его
местожительство - вся вселенная, его избранные товарищи - все человечество
и все чины ангелов, игры его - года и столетия.
      Не знаю,  по какой причине, но Прекрасное Существо было очень милос-
тиво ко мне и к моим усилиям приобрести знание и показало мне многое, чего
я бы иначе не увидел.
      Когда руководителем  путешествий  по  планете  является ангел путник
оказывается в особенно благоприятных условиях.  Рекомендательные письма  к
великим  мира  сего - ничто по сравнению с такой рекомендацией,  ибо с его
помощью я смотрю в души всех существ,  а мои посещения человеческих  домов
не ограничиваются гостиной. Прекрасное Существо имеет доступ всюду.
      Приходило ли вам когда-нибудь в голову, проснувшись после прекрасно-
го сновидения,  что ангел, может быть, поцеловал вас во время сна? Я видел
такие вещи.
      О, не бойтесь давать свободу вашему воображению!  Самые необыкновен-
ные вещи в то же время и самые истинные;  банальные вещи почти все  лживы.
Когда большая мысль поднимает вас на своих крыльях,  не старайтесь удержи-
ваться на твердой земле.  Отпускайте себя. Кто отдается высокому вдохнове-
нию и имеет смелость верить в свое видение, тот сам может увидеть Прекрас-
ное Существо лицом к лицу, как видел его я. Когда несешься в пространстве,
зрение становится острым. И если сумеешь подняться достаточно быстро, мож-
но увидать непостижимое.
      Недавно я размышлял над семенем цветка, ибо нет ничего столь малого,
что бы не вмещало в себя целый мир. Я погрузился в думы над семечком и за-
бавлялся тем,  что следил за его историей, поколение за поколением, до са-
мого источника,  на заре времени. Забавное выражение "на заре времен", ибо
время  имело  столько  рассветов  и столько закатов,  не проявляя никакого
признака утомления.
      Я проследил генеалогию семечка до того времени, когда пещерный чело-
век забывал о своих вечных поединках,  чтобы насладиться  ароматом  пра  -
прародителя цветка; в то время мне послышался тихий музыкальный смех с ле-
вой стороны, и нечто легкое и воздушное, как крыло бабочки, коснулось моей
левой щеки.
      Я обернулся, чтобы посмотреть, но в это время - быстро, как порхание
ветерка,  -  раздался  тот же музыкальный смех с другой стороны,  и другое
нежное крыло коснулось моей правой щеки.  А затем,  что-то  вроде  покрова
спустилось на мои глаза, и светлый голос пропел: "Отгадай, кто!".
      Я весь трепетал от восторга,  участвуя в этой божественной  игре,  и
ответил:
      - Может быть,  та фея, которая заставляет слепых детей земли грезить
о цветах невидимого пространства?
      - Как ты узнал меня? - смеялось Прекрасное Существо, снимая покров с
моих глаз.  - Я и есть та фея. Ты, наверно, подсматривал, когда я дотраги-
валась до глаз слепых младенцев.  Хочешь пойти со мной и посмотреть, как я
его делаю?
      И мы понеслись на самый необычный вечерний обход, какой только можно
себе представить.
      Мы начали с дома одного из моих друзей; вся семья собралась в столо-
вой за ужином.  Никто не видел - нас,  кроме кошки,  которая начала громко
мурлыкать и выгибаться.  Весьма вероятно,  что будь я один, она бы испуга-
лась меня; но кто - даже кошка - может бояться Прекрасного Существа?
      Внезапно один из детей поднял голову и спросил: - Отчего нынче моло-
ко такое вкусное?  - Другой,  маленький,  опустил головку на стол и закрыл
глаза. Мать хотела растолкать его, но Прекрасное Существо набросило покров
на ее глаза, и она не тронулась с места.
      Я мог видеть, как перед внутренними глазами заснувшего ребенка Прек-
расное Существо развернуло волшебную сказку. Но вскоре ребенок вздрогнул и
широко раскрыл глаза.
      - Я видел,  - сказал он, (он назвал мое имя), - стоил вон там и улы-
бался, а с ним был ангел.
      - Уйдем,  - шепнуло Прекрасное Существо,  - от спящих детей ничто не
может быть скрыто.
      Мы понеслись по берегу реки,  которая разделяет большой город на две
части.  Из открытого окна одного из домов, у самой реки, послышались звуки
гитары и нежный, женский голос пел:

                "Когда другие уста и другие сердца
                Поведают тебе свою повесть  любви...
                Тогда ты вспомнишь меня -
                Ты вспомнишь меня".

     Прекрасное Существо дотронулось до меня и шепнуло:
     - Когда жизнь бывает так нежна для этих смертных, она становится вол-
шебной книгой для меня.
     - И все же ты сама никогда не испытала человеческой жизни?
     - Наоборот,  я испытываю ее ежедневно; но я только прикасаюсь к ней и
спешу  дальше.  Если  бы я приобщилась к ней,  может быть,  я не смогла бы
оторваться и нестись дальше.
     Слушая эти слова, я невольно воскликнул:
     - Боюсь, что Ты из всего  делаешь божественную игру!
     - Тише,  - засмеялось Прекрасное Существо,  - тот, кто боится чего бы
то ни было, потеряет меня в тумане своих страхов.
     Оно было при этом так непреодолимо прекрасно, что я воскликнул:
     Но кто же Ты? Что Ты такое?
     - Не сказал ли ты сам,  что я - та фея, которая заставляет слепых де-
тей земли грезить о покрытых цветами пространствах?
     - Я люблю Тебя непонятной любовью, - ответил я.
     - Каждая любовь непонятна.  Но давай поднимемся на  вершину  виденья.
Когда ты очень устанешь,  схватись за мой развевающийся покров,  я подожду
тебя, пока ты отдохнешь.
     Странные вещи видели мы в ту ночь. Мы стояли над кратером действующе-
го вулкана и смотрели,  как танцуют духи огня.  Вы думаете, что саламандры
видимы только для невоздержанных поэтов? Они так же реальны для себя самих
и для тех, которые их видяткак... как кучера на омнибусах лондонских улиц.
     Реальное и Нереальное!  Прекрасное Существо изменило все мои идеи от-
носительно всей вселенной. Желал бы я знать, буду ли я, вернувшись на зем-
лю, помнить все виденные мною чудеса? Возможно, что если я буду вспоминать
яснее, но не вполне, я буду поэтом в моей следующей жизни.
     Какое это чудное приключение - выбрасывание своей ладьи на вздымающе-
еся море возрождения!
     Но вы  можете подумать,  если мое настроение отражается в вас,  что я
впал во второе детство? Так оно и есть - мое второе детство в так называе-
мое невидимой области.
     Когда во время моего странствования с Прекрасным Существом мои  глаза
утомились от всей красоты,  которую я видел,  я был приведен моим очарова-
тельным товарищем к таким сценам земли,  которые будь я в одиночестве-выз-
вали  бы во мне большую грусть.  Но нельзя быть грустным,  когда вблизи от
вас Прекрасное Существо.  В этом его очарование;  быть в его присутствии -
значит вкушать радости бессмертной жизни.
     Мы смотрели вместе на ночной разгул в том месте,  которое вы на земле
называете вертепом порока. Был ли я возмущен? Нисколько. Я наблюдал за по-
техами этих крошечных человеческих существ, как ученый наблюдает за движе-
нием бактерий в капле воды.  Мне казалось, что я смотрю на все это с точки
зрения звезд.  Я не решился сказать:  с точки зрения  Бога,  для  которого
большое и малое одно и то же; сравнение со звездами вернее, ибо, как можем
мы судить о том,  как видит Бог,-если только мы не подразумеваем под  этим
Бога внутри нас самих?
     Вы, читающие эти строки,  когда вы перейдете сюда,  вы будете многому
удивляться.  Малые вещи покажутся для вас большими,  а большие - малыми, и
все разместится на своем месте в картине бесконечного плана,  в котором  и
ваши затруднения и все ваши мучения окажутся подробностями,  неизбежными и
прекрасными.  Эта мысль возникла во мне,  когда я странствовал от  неба  к
земле, от красоты к безобразию, с моим лучезарным товарищем.
     Если бы я только мог найти слова, чтобы передать вам влияние Прекрас-
ного  Существа!  Оно не похоже ни на что остальное во всей вселенной.  Оно
обманчиво,  как лунный свет, и более нежно, чем нежность матери. Оно прек-
раснее самого прекрасного цветка, и в то же время может смотреть с улыбкой
на безобразие. Оно чище, чем дыхание Океана, и в то же время не испытывает
никакого ужаса перед нечистотой.  Оно безыскусственно, как малое дитя, и в
то же время мудрее древних богов; настоящее чудо противоречий, причудливый
странник небес, любимец невидимых миров.

                П и с ь м о  42.

                ИГРА В "ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ"

     Однажды я  встретил  человека в театральном костюме,  который объявил
мне,  что он Шекспир.  Теперь я уже привык к таким заявлениям,  и  они  не
удивляют  меня,  как удивляли семь - восемь месяцев тому назад (да,  я все
еще держу счет вашим месяцам,  имея для того особую цель). Я спросил этого
человека,  какого  рода доказательства может он привести для подтверждения
своей претензии ?  На это он мне ответил, что претензия его не требует ни-
какого доказательства.
     - Этот номер со мной не пройдет,  - сказал я, - ведь я старый законо-
вед!
     На это он засмеялся и спросил:
     - Но почему бы и вам не присоединиться к игре?
     Я рассказываю вам эту довольно бессмысленную историю потому,  что она
иллюстрирует интересную сторону здешней жизни.
     Несколько раньше, одна вновь перешедшая сюда леди, увидев меня одетым
в  римскую тогу,  подумала,  что я Цезарь;  я сказал ей тогда,  что все мы
здесь актеры. Я подразумевал, что мы, подобно детям, "переодеваемся", ког-
да  хотим  подействовать на свое собственное воображение,  или когда хотим
оживить какую-нибудь сцену из прошлого. Это разыгрывание роли бывает обык-
новенно вполне невинно,  хотя иногда самая легкость, с которой это делает-
ся,  приносит с собой соблазн к обману, в особенности, когда дело касается
земных людей.  Вы догадываетесь, о чем я хочу сказать. Жгучие духи, на ко-
торых так часто жалуются посетители спиритических сеансов, принадлежат за-
частую к этим астральным актерам, которые нередко гордятся тонкостью своей
игры.
     А потому не будьте слишком уверены,  что дух, выдающий себя за вашего
покойного дедушку,  есть и в самом деле эта уважаемая особа. Он может ока-
заться просто актером, играющим свою роль для своего и вашего развлечения.
     Как же различить такую игру? - спросите вы. - На это трудно ответить.
Я бы сказал, что самое верное доказательство в собственном глубоком и неэ-
моциональном убеждении,  что перед вами находится подлинный дух.  Есть ка-
кой-то инстинкт в человеческом сердце, который никогда не обманет нас, ес-
ли мы без страха и без предубеждения будем поддаваться  его  решению.  Как
часто в мирских делах мы действовали вопреки этому внутреннему указателю и
оказывались на неверной дороге!
     Если у вас будет инстинктивное чувство, что этот невидимый и даже ви-
димый дух не то,  за что он себя выдает, лучше прекратить всякое общение с
ним. Если он подлинный и имеет сказать вам нечто существенное, он неизбеж-
но снова придет к вам:  ибо так называемые мертвые чувствуют нередко  пот-
ребность войти в общение с живыми.
     Но, как общее правило,  разыгрывание роли в здешнем мире носит невин-
ный характер и не имеет в виду обмана. Это - потребность большинства людей
быть по временам не тем, что они есть. Бедный человек, который, одевшись в
свое лучшее платье, проматывает в один вечер свое недельное жалование, ра-
зыгрывая богача, действует по тому же импульсу, который заставлял человека
моей истории уверять,  что он Шекспир.  И женщина,  одевающаяся выше своих
средств, разыгрывает ту же самую игру с собой и со своим обществом.
     Всем детям  хорошо знакома эта игра.  Они скажут вам самым убежденным
тоном, что они Наполеон Бонапарт или Георг Вашингтон и очень обидятся, ес-
ли вы поднимете их на смех.
     Очень возможно,  что мой приятель с шекспировским стремлением был лю-
бительским актером на земле.  Если бы он был профессиональным актером, он,
наверное, назвал бы свое имя, более или менее известное, поясняя при этом,
что он был всем известной знаменитостью, такой-то.
     Здесь очень часто гордятся своими земными талантами, особенно те, ко-
торые  недавно  перешли сюда.  Со временем это проходит,  и интересы людей
становятся более общими.
     Люди не перестают быть людьми только потому,  что они перешли границу
видимого для вас мира. В действительности, их характерные черты становятся
еще более преувеличенными, потому что здесь гораздо меньше запретов. Здесь
не налагается никаких наказаний за принятие на себя  чужого  имени.  Такие
вещи не принимаются здесь всерьез, ибо для более острого зрения этого мира
надетые личины слишком прозрачны.

                П и с ь м о  43.


                НАСЛЕДНИКИ ГЕРМЕСА

     Много верного,  но  точно также много и вздора говорится об Адептах и
Учителях,  которые живут и работают на невидимых планах. В настоящее время
и я живу на так называемом плане,  и то,  что я скажу вам о нем,  есть ре-
зультат опыта, а не теории.
     Я встречал  здесь Адептов - да,  и Учителей.  Один из них научил меня
многому и руководил моими первыми шагами в этом мире.
     Не бойтесь верить в Учителей. Учителя, это - люди, поднявшиеся до ве-
личайшей ступени могущества;  и они всегда - все равно,  воплощены они или
развоплощены - работают на этом плане жизни. Учитель может вступать на не-
го и снова удаляться по желанию.
     Нет, я не собираюсь объяснять,  как это делается. Слишком быстрые лю-
ди,  не достигшие степени Учителя,  могли бы попробовать и - не  вернуться
назад.  Знание есть сила;  но есть такая сила,  которая может быть опасна,
если она применяется без достаточного запаса мудрости.
     Все человеческие существа носят в себе зародыши Учительства.  Это мо-
жет послужить ободрением для людей,  которые стремятся к более интенсивной
жизни,  чем обыкновенное существование. Но достижение ступени Учителя есть
постепенный и обыкновенно очень медленныи рост.
     Мой здешний руководитель  принадлежит к ступени  Учителя.
     Здесь есть руководители,  которые не достигли этой ступени, точно так
же,  как есть преподаватели на земле, которые не достигли звания профессо-
ра; но тот, кто имеет желание учить тому, что знает сам, находится на вер-
ной дороге.
     Я не стану скрывать,  что мой Учитель одобряет мое стремление познать
мир со здешней жизнью,  которая непосредственно следует за тем, что вы на-
зываете смертью.  Если бы он не одобрил, я преклонился бы перед его высшей
мудростью.
     Нет,дело не в его имени.  Я буду продолжать называть его моим  Учите-
лем,  когда  буду  от времени до времени приходить к вам.  Через некоторое
время я,  вероятно, совсем перестану приходить. Не потому, что я перестану
интересоваться вами;  но потому, что я должен буду удалиться далеко от ва-
шего мира,  чтобы узнать вещи, понимание которых требует ослабления земных
связей. Позднее я. может быть, снова вернусь; но я не даю обещания. Я при-
ду,  если смогу,  если это окажется мудрым и если вы будете  в  настроении
принять меня.
     Не думаю,  чтобы я мог сообщаться через кого-нибудь другого и  писать
письма,  подобные этим. Мне пришлось бы провести другую личность через тот
же процесс,  через который прошли вы, и я знаю, что немногие, даже из тех,
которые  были моими друзьями,  способны довериться мне в такой же степени,
как вы. И потому, после моего удаления, не закрывайте дверей слишком плот-
но на случай,  если бы я захотел снова прийти,  ибо возможно, что я сообщу
вам нечто чрезвычайно важное.  Но,  с другой стороны, сами вы, пожалуйста,
не зовите меня:  таким зовом вы можете отвлечь меня от важной задачи. Я не
могу сказать, наверное, что вы в силах это сделать, но это возможно, и это
было бы нежелательно для меня.
     Остающийся на земле может призывать  с  такой  сосредоточенной  силой
друга, перешедшего далеко за земную атмосферу, что этой душе придется вер-
нуться слишком рано в ответ на горячий призыв.
     Не забывайте мертвых,  пока они не приобретут достаточно силы,  чтобы
быть счастливыми без вашей памяти о них; но не наседайте слишком сильно на
них.
     Учителя, о которых я только что говорил,  могут оставаться и близко и
далеко,  как им захочется;  и они могут отвечать и не отвечать, но обыкно-
венная душа очень чувствительна к призыву тех,  которых она любила на зем-
ле.
     Мне пришлось видеть мать, усиленно отвечающую на слезы и мольбы свое-
го ребенка,  но ей не удалось дать ему почувствовать свое присутствие. Та-
кие неудачи бывают причиной большой грусти для некоторых матерей.
     Однажды мне удалось видеть моего Учителя, как он помогал одной матери
войти в сношение с осиротелой дочерью, бывшей в большом горе. Сердце моего
Учителя отзывается с необыкновенной нежностью на страдания мира; и в то же
время он объясняет с необыкновенной силой величайшие  проблемы  мысли.  Он
являет  собой олицетворение трижды великого Гермеса Трисмегиста - великого
телом, великого умом, великого сердцем.
     Он очень любит детей,  и однажды,  когда я был невидимо в доме одного
из моих земных друзей,  и его маленький сын, упав, расшибся и начал громко
плакать, мой великий Учитель, которого я видел буквально повелевающим "ле-
гионом ангелов",  наклонился в своей астральной форме над ребенком и начал
утешать и ласкать его.
     Меня это очень поразило, и я сказал ему о своем удивлении; он ответил
на это,  что помнит свое собственное детство в различных странах,  и что в
памяти его сохранилось до сих пор ощущение от физической боли и потрясение
от физического падения.
     Он прибавил,  что дети страдают гораздо более,  чем старшие думают, и
что смятение,  которое вызывается приспособлением к новому, нежному и рас-
тущему телу, вызывает часто сильное страдание.
     Так, постоянный  крик некоторых младенцев вызывается их бессилием пе-
ред Геркулесовой задачей сформировать то тело,  через которое будет прояв-
ляться их дух.
     Он рассказал мне историю одного из своих прежних воплощений, когда он
еще не был Учителем, и какого тяжелого труда ему стоило построить для себя
тело.  Он мог припомнить малейшие подробности той  далекой-далекой  жизни.
Однажды  мать наказала его за что-то,  чего он не сделал,  и когда он стал
отрицать свою вину, она бранила его за ложь, не понимая, - несмотря на всю
свою  доброту - что правда была в самой основе той души,  которой она дала
внешнюю форму. Он прибавил, что именно после этого детского страдания сто-
летия назад началась его сознательная борьба против несправедливости,  ко-
торая сделала из него друга и наставника человечества.
     Он придает  большое  значение восстановлению памяти прошлого,  потому
что эти воспоминания раскрывают перед нами все пути, по которым шло разви-
тие нашей души.
     Как общее правило,  Учителя не говорят о своем прошлом и ссылаются на
него только тогда, когда их личный опыт помогает понять тот или другой за-
кон,  который они хотят разъяснить.  Идущего ощупью  чрезвычайно  ободряет
мысль о том,  что достигнувший больших высот должен был проходить через те
же испытания, которые в настоящее время так мучат его.


                П и с ь м о  44.


                НЕВИДИМЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ДАРЫ

     Еще не поздно пожелать вам веселых рождественских праздников.
     Как я  узнал,  что у вас Рождество?  Я заглянул в знакомые мне дома и
увидел там деревья,  украшенные блестящими украшениями и дарами. Вас удив-
ляет,  что я мог видеть их? Но вы забываете, что мы освещаем свое место, а
когда мы знаем, как нужно смотреть, мы начинаем видеть позади покрывала.
     Я не могу прислать вам материальный дар, который вы могли бы повесить
на свое рождественское деревце;  но я могу послать вам доброе пожелание  к
празднику.
     Матери, покинувшие маленьких детей на земле,  хорошо знают,  когда на
земле приближается Рождество.  Иногда они приносят невидимые дары, сделан-
ные силою воображения и любви из тонкой субстанции этого мира. Я видел од-
ну  бабушку,  которая в течение всего сочельника разбрасывала цветы вокруг
любимых внучат.  Благоухание этих цветов должно было проникнуть и в атмос-
феру земли.
     Не приходилось ли вам когда-нибудь почувствовать внезапно нежный аро-
мат,  который исходил непонятно откуда?  Если да, то возможно, что кто-ни-
будь, любя, осыпал вас невидимыми цветами. Любовь сильнее смерти.
     Обычай праздновать Рождество очень хорош, если вы не забываете истин-
ного значения этого празднества.  Для одних он означает рождение духа сми-
рения и любви; и хотя любовь и смирение были в мире и прежде появления Ии-
суса из Назарета,  но никогда,  ни раньше,  ни позднее, не приходили они с
такой  могучей силой.  Были ли Вифлеемские ясли физической реальностью или
символом, это не делает никакой разницы.
     Странник такой, как я, желающий перенестись в определенное небо, дол-
жен прежде всего почувствовать то же,  что чувствуют души,  наслаждающиеся
этим небом,  и тогда только может он вступить в общение с ними. Он никогда
не может оставаться только простым зрителем.  Вот почему я  лично  избегаю
того, что называют адом; но небеса я посещаю часто. Посещал я и христианс-
кие небеса и знаю их красоту. "В доме Отца Моего обителей много". Это вер-
но.
     Был я также и в чистилище римских католиков. Не относитесь высокомер-
но к тем,  кто заказывает мессы для успокоения души усопшего.  Бывает, что
его душа сознает такую заботу о нем.  Она может даже слышать музыку и  пе-
ние,  а иногда до нее может достигать и фимиам;  но главное - души усопших
чувствуют силу мысли,  направленную к ним.  Чистилище реально в смысле ре-
ального переживания.  Если вы хотите называть его сном, называйте, но сно-
видения бывают иногда страшно реальны.
     Даже и те из перешедших сюда, которые не верят в чистилище, испытыва-
ют временно большую грусть, пока не приспособятся к новым условиям здешней
жизни.  Но если бы кто-нибудь сказал им,  что они были в чистилище, они бы
отнеслись к этому заявлению отрицательно,  и тем не менее  признались  бы,
что состояние их было мучительно.  Самый верный путь для того, чтобы избе-
жать этот переходный период, это - переступать в иной мир с полной верой в
бессмертие,  с полной верой в силу души творить условия своего существова-
ния.
     Недавно мое  сердце  переполнилось любовью ко всем людям,  и душа моя
была полна идеей Христа.
     Вероятно, благодаря этому,  я легко поднялся в самые высокие из хрис-
тианских небес;  и я увидал Того,  Кого называют спасителем,  во всей  Его
красоте. Он тоже спускается по временам в ваш мир.
     Не знаю,  смогу ли я вам объяснить это? Любовь Христа всегда присутс-
твует в мире,  ибо всегда существуют сердца, которые поддерживают ее свет.
Если бы мысль о Христе Искупителе поблекла в земном мире,  Он, по всей ве-
роятности,  возвратился бы на землю, чтобы снова зажечь пламя в человечес-
ких сердцах; и что бы ни думали позитивно настроенные умы, никогда не была
эта идея более реальна, чем теперь.
     Мир совсем не в таком плохом  состоянии,  как  некоторые  думают.  Не
удивляйтесь,  если скоро настанет настоящее возрождение духовности. Все на
свете подвержено закону ритма.
     Ангелы Христианских небес знают,  когда празднуется Рождество на зем-
ле. Иисус Назаретский есть реальность. Как духовное тело, Он существует во
времени и пространстве;  как Христос,  как прообраз духовного человека, Он
существует в сердцах всех людей,  в которых пробуждена эта идея.  Он -  то
же,  что Свет, отраженный во множестве водяных капель. Он образец величай-
шего Учителя.  Он усвоил Закон и провел его через свою жизнь.  И когда  он
сказал: "Отец и Я - Мы одно", Он этим указал всем людям, как осуществить в
себе высокую ступень Учителя.  И если кто-либо спросит, какова цель земной
жизни,  скажите им,  что цель эта - эволюция Учителя из человека. Вечность
долга.  Цель светит для каждого, у кого есть сила, а кто не в силах вести,
тот может служить.
     Я не решусь сказать,  что каждый из нас достаточно силен,  чтобы дос-
тигнуть учительства; но никто из нас не может быть настолько слабым, чтобы
не иметь хотя бы небольшой части в великой задаче развития Учителя из  че-
ловечества.  Великое счастье служить.  И те, которые служат, получают свою
награду.
     Большая ошибка,  которую делают все,  оспаривающие проблему эволюции,
состоит в непонимании факта вечности,  как вечности,  в  непонимании,  что
быть бессмертным,  значит не иметь ни начала, ни конца. Времени достаточно
для развития не в одном цикле жизни,  то в другом,  который  последует  за
ним; ибо ритм не прекращается.
     Пока я был на земле,  я не владел идеей бессмертия;  и только  здесь,
когда  я начал собирать нити моего собственного прошлого,  я понял.  Более
всего помогло мне в этом то явление,  которое я знаю,  как Прекрасное  Су-
щество; оно научило меня упиваться торжеством бессмертия, оно, которое иг-
рает с бесконечностью, как дитя играет с шариками.
     Когда Прекрасное Существо говорит: "Я есмь", вы чувствуете также, что
и вы есть. Когда Прекрасное Существо говорит: "Я срываю столетия, как дитя
обрывает лепестки маргаритки и отбрасываю плодоносное сердце, чтобы вырас-
тали цветы,  приносящие новые столетия",  вы испытываете -  но  нет  таких
слов, которые могли бы выразить восторг бессмертия, который чувствуешь под
влиянием радости Прекрасного Существа.
     Вы совсем забываете,  что считали себя существом из плоти, когда этот
светлый гений сознательного бессмертия ликует в упоении своим  собственным
бытием. Когда Прекрасное Существо берет вас собой на прогулку по "небесным
лугам", вы чувствуете себя как один из сонаследников вселенских владений.
     Прекрасное Существо было со мной в тот раз, когда я достиг высочайших
христианских небес.  Если бы я мог выразить то, что я там испытал, возмож-
но,  что  вы  начали бы спешить сюда,  а вы должны оставаться на земле еще
долгое время, вы должны познать реальность бессмертия, оставаясь во плоти,
и должны передать другим его знание.
     Я говорил вам о тех небесах,  в которых пребывают обыкновенные добрые
люди;  но те,  которые любят Бога с глубокой страстью,  те достигают таких
высот созерцания и экстаза,  каких человеческая речь не в  состоянии  опи-
сать.  Рядом  с  Прекрасным  Существом я испытал эти экстазы прошлую ночь,
когда вы были погружены в сон.
     Где я буду в следующий Рождественский сочельник?  Где-будь во вселен-
ной;  ибо мы не можем покинуть ее, если бы даже захотели. Вселенная не мо-
жет  обойтись без нас,  она была бы неполна.  Возьмите эту мысль с собой в
наступающий Новый Год.


                П и с ь м о  45.


                ВЫСШИЙ МИР ГРЕЗ

     Я давно не был у вас потому, что занят был опытом.
     С тех пор, как я перешел сюда, я так часто видел мужчин и женщин, на-
ходящихся в состоянии субъективной радости блаженных сновидений, если мож-
но употребить это слово, - что я решил, в свою очередь, провести несколько
дней,  погрузившись в свой внутренний мир, чтобы испытать то же самое, что
испытывают они.  Я долго колебался, потому что не хотел засыпать на долгий
срок и терять время, ценное для меня и для вас.
     Но когда я однажды выразил перед Учителем мое желание посетить высшую
страну грез,  заключенную в моем собственном сознании,  и высказал  страх,
что  могу надолго заснуть,  - он обещал найти меня и пробудить ровно через
семь дней по земному исчислению, если я сам не проснусь ранее этого срока.
"Ибо,  - сказал он,  - вы можете установить в своем сознании будильник, на
который можно положиться вполне".
     Этот факт был мне известен по прежним опытам, но я боялся, что психи-
ческий сон глубже обыкновенного сна,  и что мой будильник не начнет  дейс-
твовать в назначенное время.
     Во время земной жизни я часто слышал рассуждения  о  том,  что  духи,
вступающие в общение со своими друзьями,  почти ничего не говорят о потус-
торонней жизни.  Очень возможно,  что причиной служит неуверенность в том,
что их поймут,  если бы они вздумали описать свое новое существование.  До
того оно разнится от жизни на земле.
     Кроме того,  большинство  пребывающих  здесь  душ впадает в состояние
грез,  или сновидений,  которые и я решил испытать на себе. Некоторые души
просыпаются  от  времени до времени,  и тогда они могут проявить интерес к
явлениям и людям на земле;  но если сон очень глубок,  и душа желает поки-
нуть все земное, тогда его подсознательное состояние может длиться беспре-
рывно в течение многих лет и даже столетий.  Но душа,  которая в состоянии
спать в течение столетий,  принадлежит,  вероятно,  к тем душам, жизненный
ритм которых очень медленен.
     Итак, перед тем как погрузиться в глубокий сон, я наложил на себя за-
рок оставаться недолго в этом состоянии.
     Да, эта страна грез внутри меня самого была поистине полна чудес!  На
языке теософов это,  наверное,  и означает их отдых в блаженстве Девакана.
Но как бы ни называть это переживание,  оно стоит того,  чтобы быть незаб-
венным.
     Я закрыл глаза и погрузился глубже,  чем мысль, туда, где беспокойные
волны жизни затихают,  и душа становится лицом к лицу с собой и  со  всеми
чудесами прошлого. В этом состоянии все очаровательно. И если при этом ду-
ша способна запомнить свои сновидения,  как это было со мной, в таком слу-
чае состояние грезящего несравнимо ни с чем.
     Погружаясь, я решил наслаждаться,  и я действительно  наслаждался.  Я
нашел там призраки всех, кого любил в земной жизни. Они улыбались мне, и я
понял тайну каждого из них,  и что именно притягивало нас друг к другу.  Я
нашел  там  и  все мои старые честолюбивые мечты,  и я наслаждался плодами
всех моих трудов на земле.  Прекрасный мир,  розовый,  как весенняя  заря,
этот внутренний мир души, и каждое желание сердца пребывает в нем. Не уди-
вительно,  что напряженная земная жизнь бывает так часто тяжелой и  утоми-
тельной:  эта жизнь грез,  следующая за ней, так прекрасна, что равновесие
должно быть соблюдено.
     Отдых! Покой.  На земле вы не знаете значения этого слова.  Я отдыхал
только семь дней; но до такой степени восстановились мои силы, так освежи-
лись они, что не будь у меня иных намерений, я мог бы, кажется, снова вер-
нуться на землю.
     Не пренебрегайте  отдыхом,  вы,  которые  продолжаете  вести трудовую
жизнь под лучами земного солнца.  Ибо каждый лишний час полного покоя уве-
личивает вашу трудоспособность. Не бойтесь. Вы не расточаете времени. Ког-
да тихо лежите и мечтаете.  Как я уже говорил,  вечность долга. Существует
достаточно придорожных убежищ для отдыха, на пути следования циклов време-
ни.
     Если вам хочется долгого-долгого небесного отдыха - что же,  пользуй-
тесь им. Наслаждайтесь им даже на земле, если это привлекает вас. Не будь-
те всегда в напряжении,  даже и в вашем литературном труде. Идите на прос-
тор и затейте игру с белками, или растянитесь у горящего камина и мечтайте
вместе с домашней вашей кошкой.  Кошка, наслаждающаяся дремотой у тлеющего
очага,  точно так же и ловлей мышей,  смотря по настроению.  Она не  может
вечно охотиться, также и вы.
     Попробуйте когда-нибудь погрузиться в Девакан, и вы увидите, до какой
степени это освежит вас. Может быть, я неверно употребляю слово "девакан",
вы знаете, что я никогда не был силен в теософических учениях. Так, я слы-
шал,  что Нирвана определяется как состояние в высшей степени напряженного
движения, до того быстрого, что оно кажется неподвижным, подобно пущенному
волчку  или  крыльям  летящего колибри.  Но Нирвана не для всех людей.  По
крайней мере, не для всех современных людей.
     Я упомянул  о  чудесах моего блаженного семидневного отдыха,  но я не
могу описать их. Разве это возможно? Один великий поэт сказал однажды, что
нет мысли и нет чувства,  которое не могло бы быть выражено словами. Может
быть,  он потерял свою уверенность теперь, когда провел около 60-ти земных
лет в этой стране чудес.
     Когда я решил насладиться отдыхом,  я приказал своей  душе  сохранить
все мои сновидения.  Конечно,  я не могу сказать,  не ускользнуло ли кото-
рое-нибудь из них,  как и вы, просыпаясь, не можете сказать, все ли ночные
переживания  сохранились в вашей памяти.  Но когда я вернулся в нормальную
жизнь этого мира,  которую вы называете астральной,  я чувствовал себя как
путешественник,  возвратившийся  из дальнего странствия с запасом чудесных
приключений,  которые ему не терпится рассказать. Но только я не рассказы-
вал их никому. И кто бы стал слушать эти грезы и видения?. Я не хочу надо-
едать никому, даже и моим "развоплощенным" сожителям. Будь тут Ляйонель, я
позабавил бы его моими рассказами; но он потерян для меня на время.
     Кстати, в его случае почти совсем не было деваканического отдыха. От-
того ли, что перейдя сюда так рано, он не успел исчерпать нормальный ритм?
Возможно.  Если бы он остался здесь до полного возраста, он бы так же уст-
ремился к более глубокому внутреннему миру.  Но а не хочу рассуждать;  это
летопись переживаний; рассуждения я предоставляю вам.
     Я нашел в моем мире грез прекрасное, невыразимо прекрасное лицо. Я не
скажу вам чье,  пусть это останется моей тайной. Несомненно, и видел много
лиц,  но одно было всех прекрасней, и это не было лицо Прекрасного Сущест-
ва.  Прекрасное Существо я вижу только тогда,  когда обладаю вполне  ясным
сознанием,  когда  я  бодрствую.  Я никогда не видел его во сне,  лишь его
призрак проносился передо мной в сновидениях.  В стране  грез,  о  которой
идет речь,  мы видим лишь то, что существует в нашем собственном сознании.
Там нет вещей, только воспоминания о вещах, только изображения их.
     Воображение творит в этом мире, как оно творит в вашем; оно настоящим
образом формирует из тончайшей субстанции;  но в этой области,  которую  и
назвал "высшей областью грез",  я не думаю.  Чтобы мы формировали из субс-
танции.  Это мир световых и теневых картин, слишком тонких, слишком неуло-
вимых,  чтобы можно было описать эту волшебную игру света и тени.  Словами
этого не передашь. Разве вы можете описать аромат цветов? Разве вы расска-
жете,  как ощущается поцелуй? И даже, если бы вы вздумали рассказать любую
испытанную эмоцию,  например, страх - разве человек, никогда не испытывав-
ший страха,  мог бы понять вас?  Также и я не могу описать, как можно гре-
зить в этом духовном мире грез. Одно скажу: как бы вы ни наслаждались, ка-
кими бы восторгами ни упивалось ваше сердце,  пока вы все еще в теле, - вы
будете иметь лишь тень от тени того, что я испытал за эти семь дней, отра-
жение  отражения  той  реальной мечты,  которую я пережил в этой волшебной
стране грез.  Отражение отражения!  Мне нравится это выражение. Оно делает
верную картину,  хотя и не передает непосредственного впечатления.  Попро-
буйте же грезить, и хотя вы еще на земле, возможно, что вы уловите отраже-
ние от отражения невыразимых словами радостей духовного мира грез.


Рецензии