Размышления на тему

ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА - СВОЕ ВРЕМЯ

Однажды мы с внучкой рассматривали нашу коллекцию старинных открыток и фотографий. Мне на глаза попалась открытка с изображением картины художника Поленова "Дорога у деревни". Я долго смотрела на эту открытку. Деревня второй половины 19-го века.Жалкие хибары под соломенными крышами. Наверняка, внутри - земляные полы. Колодезный "журавль" на краю деревни.Разбитая дорога с глубокими колеями и черной, жирной грязью. Небо затянуто облаками...
Почему я так люблю смотреть на старинные картины, где изображена жизнь наших предков? Испытываю какое-то болезненное любопытство и к старинным фотографиям. Вглядываясь в лица давно ушедших из жизни людей, в их жилища, в природу того времени, я словно переношусь в прошлое. Мне кажется- эта жизнь близка и понятна мне. Может быть, я жила в то время когда-то? Или, просто, начиталась книжек про старину? Когда я смотрю в небо и вижу там облака, солнце, я думаю - это видели и мои предки. А, ночью, они тоже смотрели на звезды и луну. Эти люди были молоды,у них были свои судьбы... Потом они старились и, может быть, их посещали такие же мысли о жизни и смерти, как и меня? Как это интересно и как бесконечно для воображения!
Вот фотография семьи моей бабушки.Начало 20-го века. Еще и бабушки нет. На фото моя родня. Всматриваясь в фотографию, я вдруг подумала: хотела бы я перенестись в то время?
И вздрогнула: нет, не хочу! Моя семья здесь, в настоящем - мои дети, внуки, друзья! Моя мама! Они- моя жизнь. Для жизни каждого человека - свое время. Свои трудности, свои радости. И тянется ниточка памяти от сердца к сердцу, из прошлых веков к вершине времени - в настоящее.


ЛИПОВАЯ  АЛЛЕЯ

Я, конечно, знаю дерево под названием липа, но... Доводилось ли вам идти липовой аллеей, да еще в период цветения этих чудных деревьев? Прогулка между старыми, цветущими липами оставила в моем сердце неизгладимое впечатление! Выразить стихами всю красоту этих величавых, покрытых цветами деревьев смог бы только очень талантливый поэт. Поэтому не берусь это делать, хотя очень хотелось бы. Так вот, о липах... Тяжелые, ступенчатые кроны нависли надо мной ровно на такой высоте, чтобы человек не задевал их своей головой. Кроны образовали густой навес, под которым и сильный дождь не страшен. В самый жаркий летний день здесь прохладно и свежо. В ветвях слышится негромкое гудение пчел, прилетающих за чудесным нектаром. Все деревья, от верхушек до кончиков нижних веток покрыты мелкими, пушистыми, бледно- желтыми цветками. Они образуют своеобразный прелестный узор на липовых кронах, похожий на светлую, взбитую пену на темно-зеленом фоне. В воздухе разлит тонкий, медовый аромат. Так и чудятся вдали дамы в старинных платьях и шляпах, кавалеры в цилиндрах и с тросточками...
Я любовалась липовой аллеей, наслаждалась ее воздухом, запахом и чувствовала, что мое восхищение природой бесконечно и неистощимо. Ведь есть еще березовые, дубовые, каштановые, кленовые и другие аллеи... Они не менее прекрасны и каждая достойна отдельных, только ей посвященных слов. Но... Так ли часто встречаются они на нашем пути? Вот и липовая аллея встретилась мне впервые. Жаль, что я не смогла выразить это стихами.


ОДНАЖДЫ ОСЕНЬЮ

Однажды осенью, в самый разгар листопада, я возвращалась домой из школы, куда провожала внучку. Под ноги падали желтые листья. На душе было весело и я бормотала про себя свое новое стихотворение: - Осень пришла и палитру открыла, брызнула охрой на ветви берез, в золото чудное клен нарядила, кистью достала до ивовых кос... Во дворе дома меня остановила дворничиха, соседка. Наши дети дружили в детстве, теперь дружат внуки. Она сказала мне:- Погоди, остановись! Посмотри, какая красота!! И обвела широким жестом вокруг себя. Действительно, было очень красиво. Я кивнула и поспешила дальше, меня дома ждали дела. Соседка моя вздохнула и сказала мне вслед: - Летите, ничего не видите, так вся жизнь пробежит и не увидите красоты... И принялась яростно мести тротуар. А я улыбнувшись ее сердитому замечанию, задумалась. Как трудно все же понять другого человека, узнать его внутренний мир. Она тоже, оказывается, наблюдала за природой. А я думала, что, кроме мусора на дворовом асфальте и траве, соседка моя ничего не видит. Вот и в творчестве так же. Как не маскируй автор свои чувства, а что-то настоящее все равно прорвется. Хотя, если не вкладывать в произведения душу, зачем вообще писать? И еще: большое счастье и везенье, если твои произведения прочтет добрый, хороший человек. Если в чем-то найдет созвучие своему сердцу и своим мыслям. Я всем желаю таких читателей.


Рецензии
Танечка, спасибо за твои размышления. Спасибо, что мне о них сказала, спасибо, что подтолкнула меня поразмышлять вместе с тобой... О времени, о дорогах, о деревьях, о настоящей, а не мнимой красоте, о поэзии - земной и непреходящей... Я тоже очень люблю старые фотографии. Смотрю на своих вологодских прабабушек и думаю о том, что для моих внуков это уже будут прапрапрабабушки... А любимая моя картина - это дорога. Дорога на земле, дорога из прошлого в будущее. Но дорога - это и настоящее, поэтому, наверное, я так люблю перемещаться в пространстве))) А твои липы напомнили мне украинские липы детства... Многое вспомнилось после твоих размышлений.
Спасибо, Танечка!

Валентина Яроцкая   11.01.2014 12:55     Заявить о нарушении
Валечка, очень тронута твоим отзывом, таким прочувствованным, очень теплым... Спасибо большое, сестричка моя интернетовская!!! Надеюсь, что это понятие (интернетовская)растворится при встрече в реале))Рада твоему вниманию, твоим размышлениям. Знаешь, я по жизни убеждена (с ранних лет), что самое - самое лучшее, что может быть в жизни (кроме любви, детей..) - это путешествие! Это изучение нашего дома, нашей планеты. Ведь она наш общий дом и хотя бы немного надо увидеть его! Сейчас разговорюсь)))) Целую тебя, Валечка!!!!! Таня

Татьяна Суханова   15.01.2014 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.