2. Хлопок одной ладони

Размышления по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»

ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ. ХЛОПОК ОДНОЙ ЛАДОНИ
Лучше всего различие западного и восточного мышлений иллюстрирует известная дзенская притча «Хлопок одной ладони».

Учителем храма Кеннин был Мокурай, Молчащий Гром. У него был  маленький ученик по имени Тойо, которому было только 12 лет.
Тойо видел, как каждое утро и вечер более старшие ученики  приходили в комнату учителя для получения общих инструкций по Сан-Дзен  или для персонального обучения, при котором  задавались  коаны  для того, чтобы освободить ум от заблуждений.
Тойо тоже захотел выполнять Сан-Дзен.
- Подожди немного,- сказал Мокурай, - ты еще молод.
Hо ребенок настаивал, так что учитель, наконец, был вынужден согласиться. Вечером в соответствующее время маленький  Тойо  подошел  к порогу комнаты Мокурая для Сан-Дзен.
Он ударил в гонг, чтобы сообщить, что он пришел, три раза поклонился перед дверью в знак уважения, вошел и сел перед учителем в почтительном молчании.
- Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга,- сказал Мокурай. - Теперь покажи мне хлопок одной ладони.
Тойо поклонился и пошел в свою комнату, чтобы рассмотреть эту проблему.
Из окна он услышал музыку гейш.
- Ах, я понял! - воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил  его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш.
- Hет, нет, - сказал Мокурай, - это никак не подойдет. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не понял его.
Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушел в более спокойное  место. Он снова погрузился в медитацию.
- Чем же может быть хлопок одной ладони?
Он услышал, как капает вода.
- Я понял, - подумал Тойо.
Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать водой.
- Что это? - спросил Мокурай. - Это звук  капающей  воды, но не хлопок ладони. Попробуй еще раз.
Напрасно Тойо медитировал, чтобы услышать хлопок одной ладони. Он услышал шум ветра, но и этот звук был отвергнут. Он услышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.
Более десяти раз приходил Тойо к Мокураю с различными звуками, все было неправильно.
Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони.
Hаконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешел пределы звуков.
- Я больше не мог собирать их, - объяснил он позже, - поэтому я достиг безупречного звука.
Тойо реализовал хлопок одной ладони.

Как смотрит западный ум на данный коан? Как на очередную задачу, которую необходимо разрешить. Он с максимальной убедительностью, путем логических рассуждений, докажет, что результатом хлопка одной ладони может быть только тишина, которая по определению является отсутствием звуков.
Но Молчащий Гром, если кто не заметил,  не просил Тойо дать ответ словами. Он попросил своего ученика ПОКАЗАТЬ ему решение.
Более того, ученик должен был услышать тишину не в наглухо изолированной от внешнего мира комнате, а посреди какофонии звуков.

Содержание «Книги размышлений»

Размышление о Пути
1. Тема для размышления - http://proza.ru/2009/12/17/665
2. Хлопок одной ладони - http://proza.ru/2009/12/17/670
3. Совмещение несовместимого - http://proza.ru/2009/12/17/675
4. Различие между восточным и западным мышлением - http://www.proza.ru/2009/12/18/530
5. Западная интерпретация Пути - http://www.proza.ru/2009/12/18/543
6. Одинокий Путь Фридриха Ницше - http://www.proza.ru/2009/12/19/290
7. Технико-гуманитарный баланс - http://proza.ru/2009/12/20/831
8. Гуманитарная составляющая баланса - http://www.proza.ru/2009/12/21/578
9. Избыточное многообразие. Большой и малый Пути - http://proza.ru/2009/12/22/690
10. Медитация по «Так говорил Заратустра» - http://www.proza.ru/2009/12/22/697
11. Личный баланс - http://proza.ru/2009/12/23/102
12. Осознание Пути – http://proza.ru/2009/12/24/484
13. Одиночество Идущего по Пути - http://proza.ru/2009/12/24/485
14. Двигаться дальше – как страшно - http://proza.ru/2009/12/25/914
15. Ван Гог и его Путь - http://proza.ru/2009/12/25/918
16. Ответная реакция Пути – http://www.proza.ru/2009/12/27/898
17. Мудрый Гаральд - http://www.proza.ru/2009/12/27/901

Размышление о Счастьи и Несчастии
1. Мифология как элемент осмысления мира - http://www.proza.ru/2010/04/25/1064
2. Славянские Доля и Недоля - http://www.proza.ru/2010/04/26/702
3. Жизнь на грани выживания - http://proza.ru/2010/05/19/1073


Рецензии
С чего Вы взяли, что европеец считает будто хлопок одной ладони - это тишина ? Хлопок одной ладони звучит как пол-хлопка двумя ладонями . После этого мы уходим в область математических абстракций или символов. Это - образец европейского мышления. Мы всегда экстраполируемся от эмпирически фиксированной величины .Так же глубоко, как восточная мудрость.Просто - подход с другой стороны.Европеец выносит парадокс вне себя - в область логики, так как европейская культура экстравертна ,восточный человек принимает в себя, вносит на уровень чувств, так как интровертен.
Вот и вся разница. Европейцу заниматься восточными духовными практиками так же нелепо как правше разрабатывать левую руку и в результате потерять имеющиеся навыки правой руки. Просто ради того, чтоб стать левшой.

Владимир Узюма   31.08.2011 19:32     Заявить о нарушении
То, о чем вы написали, подробно разбирается в четвертой части - "Различие между восточным и западным мышлением". :)

С уважением,

Книга Размышлений   31.08.2011 20:40   Заявить о нарушении
"Сегодня, когда Европа переживает крушение христианства, нынешние поиски символов и религий на Востоке кажутся оправданными. Однако сокровища восточной мудрости оказываются совершенно непригодными для европейцев: они настолько пропитаны «чужой кровью», что не могут войти в символический универсум европейца и даже способны принести ему вред. Европеец не может облечься в них как в готовое чужое платье . Заимствуя тщательно разработанные системы идей и практики медитации, европеец только усугубляет свои противоречия. Для индуса йога является прекрасным средством психической саморегуляции, у европейца она оказывается дополнительным инструментом для подавления сил коллективного бессознательного. D западном варианте восточные учения либо приобретают черты примитивных религиозных движений, либо становятся «психотехникой», «гимнастикой». Никакие заимствования с Востока европейцам не помогут, им необходимо вспомнить о собственной религиозной традиции."(c)Юнг

Владимир Узюма   31.08.2011 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.