Феномен Чумака-Кашпировского

Написать эту статью меня побудил тот информационный шум и шумиха, которую подняли российские СМИ вокруг этих неординарных личностей. То ли двадцатилитний юбилей телевизионной психотерапии побуждал их к такой активности или может на борьбу с кризисом рекрутируют старых бойцов. Неизвестно. С течением времени увидим.


Собственно говоря, хотелось бы обратить внимание читателей не на стереотипы и глупости, которые сопровождают имена Алана Чумака и Анатолия Кашпировского и которыми журналисты пользуются, чтобы писать о вещах, в которых они мало понимают, а о социально психологическом, медико-психологическом и культурном аспектах телевизионной психотерапии, свидетелями и активными или пассивными участниками которой стали миллионы обитателей одной шестой части земной тверди. Хотелось бы верить, что мой квалификационный уровень в области физиологии высшей нервной деятельности и социальной психологии не даст мне возможность свалиться в бездну антинаучной заангажированности.



Социально психологический аспект феномену Чумака-Кашпировского:


Начну с объяснения, почему именно я объединил этих двух, казалось разных, специалистов и людей в одно явление. Почему этот феномен я отношу к телевизионной психотерапии? Ведь известно, что Алан Чумак позиционировал себя как экстрасенса, в то время как Анатолий Кашпировский был ярким антагонистом народных целителей и экстрасенсов и исповедовал научный подход в своей сугубо психотерапевтической практике. Мы еще вернемся к объяснению механизмов влияния обоих медико-телевизионних деятелей в другом разделе. А теперь несколько слов о социально психологическом фоне, на котором происходили телевизионные сеансы Чумака и Кашпировского.



Увы, либеральные реформы, предложенные КПСС и озвученные их лидерами не только не приостановили процессы деградации общественно-политической системы в Коммунистической Империи, а наоборот ускорили ее. Страшная правда о сталинском режиме, падении Железных Врат и соответственно осознания уровня материального и духовного обнищания строителей коммунизма, лицемерии руководителей всех уровней и информационном сопровождении техногенных катастроф и стихийных бедствий привело к повышению уровня тревожности и агрессивности в многомиллионной взрослой популяции СССР. Волна забастовок, которая прокатилась по сырьевым и промышленным регионам, кровавые столкновения в национальных окраинах повышали вероятность того, что массы людей могут выйти из-под контроля и начать насильственными путем менять социально-политический уклад страны. Учитывая то, что население получило свободу собраний и манифестаций и охотно принимало участие в разнообразных митингах и демонстрациях, а следовательно многочисленные группы людей интегрировались на какое-то время в толпу. Известно, что толпа характеризуется высоким уровнем внушаемости и высоковероятностно готова к истерическим проявлениям и припадкам  неконтролированной и немотивированной агрессии, следовательно ситуация в больших городах и промышленных центрах становилась взрывоопасной.



С другой стороны, пренебрежение психогигиеной, злоупотребление алкоголем, как едва ли не единственным антидепрессантным средством, пренебрежение охраной труда привело к тому, что уровень психосоматических расстройств и профессиональных заболеваний стал в Советском Союзе просто угрожающим. Доклад академика Чазова на закрытом заседании ЦК КПСС об уровне заболеваемости алкоголизмом довел больного и стремительно стареющего Леонида Брежнева до слез. Уровень профессионального, технического и фармацевтического обеспечения медицины был, мягко говоря, низким. И тогда в светлых головах психотехнологов из Комитета* вызрел план как средствами центрального и регионального телевидения снизить уровень агрессии в обществе и, по мере возможностей, подлечить какую-то часть людей безмедикаментозным средством. Из подачи руководства КГБ СССР средствами ЦТ и УТ абсолютно «в темную» для участников проекта и главных действующих лиц Алана Чумака и Анатолия Кашпировского начался невиданный в истории человечества полностью прогнозируемый эксперимент по психическому влиянию на телевизионную аудиторию. Почему прогнозируемый? Потому что все методики, которыми пользовались вышеназванные господа профессионалы, были апробированы в клинических условиях и широко использовались как в санаторной практике так и в центрах альтернативной медицины, которые получили право на жизнь во времена правления Леонида Брежнева. Вопрос использования их путем тиражирования с помощью вездесущего телевидения не был слишком рискованным.



Сеансы Чумака и Кашпировского кроме своего прямого назначения мало еще и запустить процесс непосредственного привлечения аудиторий городов, местечек и даже больших сел к встречам с психотерапевтами, народными целителями и экстрасенсами для проведения оздоровительных сеансов, так сказать, «на дому» в домах культуры и клубах. Многочисленные последователи Чумака и Кашпировского ринулись выполнять социальный заказ. Конечно, не обходилось без откровенных шарлатанов и психически больных, которые проводили такие вот оздоровительные сеансы, но все это происходило под контролем Комитета, поскольку на каждом таком сеансе сидел офицер в штатском и мониторил процесс. Следовательно, лишнего и вредного для Системы на подобных мероприятиях не происходило. Все это, в конце концов, сделало свое хорошее дело. Население существенно успокоилось, сконцентрировалось на личностных проблемах и путях преодоления психосоматических и соматических расстройствах, что, по моему мнению, стало залогом последующего бескровного распада СССР.



Медико-психологический аспект феномена Чумака-Кашпировского:



Этот раздел я хотел бы начать с утверждения о недопустимости трактовать профессиональные личности Алана Чумака и Анатолия Кашпировского как неких шарлатанов. Дело в том, что те методики, которые они использовали, являются научно обоснованными и такими, которые прошли клиническую апробацию. Другое дело, что фон, на котором происходили их телевизионные сеансы, и объяснения для телезрителей о механизмах их влияния были, мягко говоря, далекими от научности.



Давайте рассмотрим по очереди механизмы психотерапевтического влияния каждой из действующих лиц феномену, который рассматривается. Поэтому начнем с Алана Чумака. Почему я упрямо называю его влияние психотерапевтическим? Почему я не прибегаю к проверенному способу объяснить его работу проявлениями влияния на энерго-информационное поле? Только потому, что такое поле - это абсолютная антинаучная бессмыслица, а термин этот придуман одним кишиневским психологом  шутки ради.



Алан Чумак - это, так называемый, молчаливый психотерапевт, чье психическое влияние на аудиторию является на удивление «экологическим». Он использует метод опосредствованной суггестии с привлечением плацебо в форме «заряженных» кремов, мазей и воды. Структура его сеанса очень простая:



• Словесное вступление, на котором объясняется цель сеанса и механизмы влияния. Именно здесь происходит введение формул внушения опосредствовано, при этом возможная резистентность внушению сводится на нет;



• Молчаливая фаза, психотерапевт молчит и водит руками, делая пасы. Эту фазу можно назвать ритуальной. Внимание аудитории приковано к странному ритуальному действу и именно на этой фазе сознание усваивает введенные на предыдущей фазе формулы внушения;



• Завершающая фаза призвана актуализировать скрытые формулы внушения. Здесь идет речь о приеме «заряженных» материальных носителей внушения. Плацебо является мощным средством влияния на сознание людей с высоким уровнем сугестабельности (внушаемости).



В отличие от Чумака, Анатолий Кашпировский является ярким представителем психотерапии, которая базируется на императивном внушении. Формулы императивного внушения достаточно коротки, они произносятся тоном, который не предполагает никаких сомнений, как со стороны терапевта, так и его клиентуры. Это терапевтический стиль можно назвать «буря и натиск». Антураж такого психотерапевта должен быть аскетическим, его лицо, глаза, прическа является воплощением силы и воли, непреклонной уверенности в правдивости и верности всего, что происходит. Наилучшими реципиентами императивного внушения являются:
• подростки и дети, которые страдают на энурез,
• солдаты,
• женщины с избыточным весом
• и алкоголики.

Работая в парадигме императивного внушения представителей этих групп можно лечить от разнообразных расстройств психосоматического характера. Опосредствовано формулы внушения, влияя на мозг, могут запускать сложные нейрогуморальные процессы, которые в ряде случаев могут влиять на коллоидные рубцы и временную генерацию печенкой меланина, который может привести к уменьшению седины на голове. Собственно говоря, механизмы «чудесных исцелений» были описаны в специальной литературе задолго до появления Кашпировского, потому научные круги встретили его объяснения механизмов своего влияния, мягко говоря, прохладно. И еще несколько слов о резистентности к императивному внушению. Ею владеют люди с высоким уровнем самоуважения и чувства собственного достоинства, а также люди с тонкими эстетичными потребностями. Поэтому они редко становятся клиентами психотерапевтов, которые исповедуют насильственную парадигму психотерапевтического влияния.



Собственно говоря, ради максимального охватывания влиянием феномену телевизионной психотерапии, политическая полиция Советского Союза использовала таких непохожих внешне и методологически психотерапевтов.



И в завершение раздела, хотелось бы отметите недопустимость оздоровительных телевизионных сеансов психотерапии, учитывая невозможность обратной связи с аудиторией-рецепиентами психического влияния. Такого рода сеансы могут легко спровоцировать истерические припадки или припадки эпилепсии у больных или людей, у которых эта болезнь имеет латентный характер. Собственно говоря, это было главной причиной критики научной общественности такого рода психотерапии, что, собственно, и послужило «видимой» причиной их запрещения.



Культурный аспект феномену Чумака-Кашпировского:



Культурное влияние феномену Чумака-Кашпировского заключается в первую очередь в потому, что широкие слои населения узнали о возможностях психотерапии и альтернативной медицины, а, следовательно, лицо психолога, психотерапевта и экстрасенса крепко вошли в общественно культурный контекст. Кашпировский и Чумак стали героями анекдотов не менее популярными, чем Горбачев, Ельцин или Жириновский. Оздоровительные сеансы в стране, которая распадалась стали частью шоу, обогатив наиболее ловких его организаторов и персонажей. Негатив, который повлек вышеназванный феномен, по моему мнению, в том, что на высокой внушаемости советского человека стали паразитировать шарлатаны всех мастей:



• Гадалки

• Ясновидцы

• Волшебники

• Мольфары и колдуны

• Вещуньи и другое отребья, которое рекламирует себя по всей Украине.



Что характерно, то небольшое количество действительно одаренных психическими феноменами представителей альтернативной и народной медицины вытеснено ловкачами всех мастей на маргинес и должно доказывать, что они не принадлежат к этой братии, имя которым легион и единственным богом, которому они молятся - Золотой Телец. Другими словами, то, что пробудил в обществе феномен Чумака-Кашпировского свидетельствует о его культурном упадке и огромном психическом неблагополучии.



Некоторые Ссылки:
Первоичточник статьи

http://antrakt.ng.ru/tv/2009-03-06/10_telepaty.html

http://www.kp.ru/daily/24252/450027/

© Авторизованый перевод с украинского Валентин Лученко


Рецензии
Валентин, по моему, это было какое-то зомбирование людского сознания причём во всесоюзном масштабе... Спасибо Вам за очерк! С уважением! Марина.

Марина Попенова   11.10.2017 19:13     Заявить о нарушении
Зомбирование не совсем корректный термин. Скорее психическое программирование.

Валентин Лученко   12.10.2017 09:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.