Место в жизни
Надежда Ивановна попросила пятиклашек задержаться после уроков для подготовки к школьному Новогоднему концерту. В её классе было всего пять учеников. В деревенской школе, вообще, все классы - маленькие. Хотели было школу вовсе закрыть, да побоялись, что молодёжь станет уезжать, и тогда загибнет деревня. Зато всё в школе - по-домашнему. Переобуваются прямо у входных дверей, пальто и шапки – на общей вешалке, на обед – щи с овощами, выращенными на пришкольном участке.
Надежда с мужем переехали в деревню год назад, устав от повседневной городской суеты, как говорится – «поближе к земле». Не побоялись в предпенсионном возрасте кардинально сменить образ жизни. Сначала не вписывались в местный колорит. Бывало, по осени, увидят деревенские бабы Надежду в магазине в кожаных сапогах, шушукаются, хихикают: «Ишь, какая фифа, в капроне, на каблуках, и не лень же ёй грязь килограммовую с сапог счищать? Ходила бы, как все, в калошах, не выпендривалась!»
Но Надежда была твёрдо убеждена, что учитель должен быть носителем не только знаний, но и культуры. Поэтому всегда ходила и на работу, и в магазин в чистой, опрятной одежде, а в школе непременно переобувалась в модельные туфли. Местные мужики смотрели на Надежду с почтением и даже стеснялись материться в её присутствии, а ученики провожали её любопытным взглядом. Вскоре и другие учителя стали в школе переобуваться в туфли.
Сейчас полным ходом шла подготовка к празднованию Нового года. Каждому классу поручено подготовить концертный номер. Пятиклашки – не исключение.
Когда, наконец, закончили репетицию, Надежда Ивановна предложила:
- Ребятишки, а, может, нам подарки друг другу подарить? А? Пусть каждый купит какой-нибудь сувенир для одноклассника, а мы потом разыграем, кому какой подарок достанется. Весело будет!
Ученики неожиданно замолчали. Рыжеволосый Серёжка разорвал тишину:
- Не-е, мне мамка денег не даст.
Остальные подхватили, что родители вряд ли из семейного бюджета выделят деньги на сувениры.
- Ну, тогда, давайте просто устроим чаепитие! - предложила учительница. - Может, у кого-то мама что-нибудь испечёт?
Дети отрицательно замахали головой.
- Хорошо, давайте, я испеку торт, мальчики принесут конфеты, они же у нас – мужчины! Марина, ты принеси заварку, ты, Юля - сахар, а Настя – варенье. Хорошо?
Все молча, неуверенно махнули головой. В этот момент дверь отворилась, и в класс вошла директор школы Наталья Викторовна. Она удовлетворённым взглядом окинула детей, которые вышколено повыскакивали из-за парт, приветствуя вошедшего директора.
- Надежда Ивановна, зайдите ко мне в кабинет, как освободитесь! – холодным, раздражённым тоном произнесла она.
Наталья Викторовна – молодая, статная, уверенная в себе женщина. Она всё время вела непримиримый бой за дисциплину и уважение к старшим. Другие учители методы ЕЁ работы не одобряли, но в глаза говорить боялись. Директор знала, что за её спиной
шушукаются, но расценивала это, как зависть к её высокому служебному положению.
Надежда шла в кабинет директора без особого настроения. Не то, чтобы она боялась Наталью Викторовну, нет: за свои двадцать пять лет работы в школе всяких директоров повидала; просто не хотелось портить настроение, а, судя по тону, разговор предстоял неприятный.
- Надежда Ивановна, вы у нас человек новый, - назидательно начала Наталья Викторовна, - не знаю, как там принято у вас в городских школах, но у нас нарушать учебный процесс я вам не позволю.
- В чём дело, Наталья Викторовна?
- До меня дошли слухи, что вы договариваетесь с учениками, какой абзац параграфа вы у них будете спрашивать на следующем уроке. Это так?
- А, Вы про Васю Бронникова? Было такое!
- Получается, что вы разрешаете ученику прочитать только четвёртую-пятую части всего параграфа? По какому праву, разрешите вас спросить?
- Когда я вижу, что ученик постоянно не готовится к урокам, ленится или просто свыкся со своим положением двоечника, то я иду на маленькую хитрость. Я заключаю с ним «тайную сделку». Мы договариваемся, какой абзац он сможет прочитать и пересказать на следующем уроке. И я ему за это, заслуженно, ставлю тройку.
– Надежда Ивановна! - зашипела, раскрасневшаяся от злости, Наталья Викторовна, - Правила для всех едины! Ученик обязан выучить весь текст! И не надо нам устанавливать новых методик! Я слышала, вы ещё и в игры играете на уроках?
- Бывает, играем, но с познавательной целью. В игре дети материал усваивают гораздо проще. Это ещё Макаренко говорил…
- Вот не надо мне сейчас про Макаренко рассказывать! - перебила её Наталья Викторовна. - Я тоже институт закончила! Я поставлю вопрос о ваших методах работы на педсовете. А то - докатились уже! Мыслимое ли дело: мне, директору школы, этот двоечник Бронников, который сроду не знает, с какой стороны учебник открывается, условия ставит: «Давайте, я только на один вопрос отвечу!» Нет, вы только подумайте! Мне, директору, такое заявить! Я сразу поняла, откуда ветер дует…
- Наталья Викторовна, вы извините, пожалуйста, давайте позже поговорим. Нет, правда, у меня ещё тетрадей стопка на проверке, и к завтрашним урокам готовиться надо, честное слово, некогда, – устало попросила Надежда.
- Идите, - обиженно поджав губы, сказала директор, и, озабоченно уткнувшись в монитор компьютера, накануне подаренного школе сельсоветом, начала тыкать пальцем по клавиатуре.
Надежда сидела в классе, стараясь успокоиться и сосредоточиться на проверке тетрадей. Послышалась какая-то возня за дверью. Дверь легонько приоткрылась и вновь закрылась. Надежда Ивановна узнала в мелькнувшей фигуре Юльку из своего класса.
- Юля, что-то хотела?
Дверь опять приоткрылась, и в дверном проёме зашмыгала носом Юлькина голова.
- Что случилось? Юля, говори!
- Надежда Ивановна, можно, я не приду на чаепитие?
- Почему? - удивилась учительница.
- У нас сахара нет.
- Ну, ладно, тогда принеси варенье.
- И варенья нет.
- Ну, давай, ты заварку принесёшь, а Марина – сахар.
- И заварки нет.
- Вы, что, никогда дома чай не пьёте? - опешила учительница.
- Нет. Только воду, молоко, простоквашу, - чистосердечно перечислила Юлька.
Надежда Ивановна немного растерялась.
- Ладно, Юля, найдём сахар. А ты на чаепитие всё равно приходи! - успокоила ученицу Надежда Ивановна, а про себя подумала: «Не забыть бы из дома сахар принести!»
Повеселевшая ученица угукнула и мышонком шмыгнула за дверь.
А на следующий день после уроков подошла Маринка и стала шептать на ухо Надежде Ивановне, что папка все деньги пропил, и на заварку денег нет. Учительница тоже шёпотом на ухо сказала Маринке, что она уже купила заварку, и теперь приносить ничего не нужно.
Накануне предстоящего чаепития Надежда состряпала торт, прослоила орехами, шоколадом, а сверху, на взбитые сливки, уложила размороженную викторию. Захватила с собой заварку, сахар, мёд и клубничное варенье.
А в классе её уже с нетерпением ждали ученики. Не успела Надежда Ивановна переступить порог, как Витя доложил, что он сказал маме купить конфет, а она почему-то купила батон, и он вместо конфет принёс батон. А Сергей даже и объяснять ничего не стал: нет у него конфет, да и всё тут. Настя робко поставила на стол литровую банку с молоком, так как варенья у них дома не оказалось.
Надежда Ивановна достала из пакета большой праздничный торт. Ребятишки не могли оторвать восторженных глаз от яркого блюда. Подсчитали количество ягод, а Витька даже ткнул пальцем в крем, пока учительниц суетилась с чайником. Потом Юля и Настя подарили Надежде Ивановне самодельную шкатулку из склеенных между собой пустых спичечных коробков, оклеенных сверху фантиками от конфет.
- В этой шкатулочке очень удобно кольца, серьги хранить разные, - объясняла Настя ценность своего подарка.
- Ох, сколько ящичков!- рассматривала подарок учительница, - придётся мне теперь кольца покупать. А какие фантики красивые! Где же вы их взяли?
- Да это мы их с Юлькой накопили, - радостно сказала Настя.
- А я вам, вот, - корову принёс, - разворачивая газету, смущённо, сказал Витя и подал Надежде Ивановне сухую берёзовую ветку, - только у неё рог один. Вот ноги, вот голова, а это вымя, - подсказывал Витя учительнице, которая крутила в руках сучковатую ветку.
- И никакая это не корова, - заключил Серёжка, заглядывая учительнице через плечо, - я таких коров в лесу знаешь, сколько могу насобирать?
- Вот, смотри, вот так, видишь? Корова! - демонстрировал Витька Сергею свой подарок, - только рог один.
- Что рог один, это хорошо! - засмеялась Надежда Ивановнаю - Не люблю бодатых коров!
Она взяла импровизированную корову в руки и замычала: «Му-у-у!»
Все весело засмеялись.
Серёжка долго копался в карманах, потом достал ржавый замусоленный складник с треснутой пластмассовой ручкой и протянул учительнице:
- Вот. Это Вам от меня!
- А зачем он мне? - опешила учительница.
- Чтобы волков не бояться. Я, когда маленький был, всегда его с собой носил от волков защищаться.
- А как же ты теперь без ножа?
- А я теперь большой стал, не боюсь.
Маринка тихо шепнула учительнице:
- А можно, я потом Вам подарю подарок, а то я его дома забыла.
- Не переживай, Мариночка, у нас ещё много будет праздников, - успокоила её учительница.
Ребятишки с аппетитом уплетали праздничное лакомство. Не избалована деревенская детвора тортами! Маринка завернула недоеденный кусок для младшего брата. И, когда все крошечки были аккуратно съедены, дошло дело и до чая. По очереди макали батон в варенье, в мёд. Шутили, смеялись.
Потом состоялся новогодний концерт и дискотека, со всеми подобающими для этого случая атрибутами: хороводом вокруг ёлки, поздравлением Деда Мороза и Снегурочки, весёлыми конкурсами. Ведущая , старшеклассница Аня, предложила выбрать из числа учителей «добрую фею», которая по сценарию должна будет раздать школьникам новогодние подарки.
Голосование по выбору феи устроили тоже по-новогоднему: поставили под ёлкой картонные коробки, и каждый имел право взять листок бумаги, скомкать его в импровизированный снежок и бросить в именную коробку-корзинку с именем учителя. Вся церемония голосования проходила под весёлую, громкую музыку. Ученики бегали, суетились, сбивая друг друга, сминая белые листочки бумаги и наполняя корзины.
Когда музыка стихла, ребята расступились; стало видно, что «корзинка» с именем Надежды Ивановны доверху наполнена «снежками». Рядом, по иронии судьбы, стояла коробка директора школы, и в ней не было ни одного «снежка». Вдруг к елке подбежала третьеклассница и бросила снежок в корзину Надежды Ивановны, но он скатился и упал в пустую коробку директора. Ученица увидела, вернулась, достала упавший снежок и осторожно водрузила на «снежную гору» Надежды Ивановны. Но неугомонный «снежок» опять упал в коробку директора. Добросовестная ученица достала его и положила рядом с коробкой Надежды.
Наблюдавшие ребятишки беззаботно смеялись над происходящим. И только учителя сконфужено молчали и поглядывали на Наталью Викторовну. Началась церемония коронования феи в самодельную корону из фольги с длинным шлейфом из тюля. Потом спохватились: где же Наталья Викторовна - у неё же ключ от кабинета с подарками!
Надежда Ивановна тихонько постучалась и зашла в кабинет директора. Наталья Викторовна сидела за столом с глазами, полными слёз, сжимая в руке носовой платок.
- Наталья Викторовна, ну что Вы, это же шутка, не обижайтесь! - ласковым тоном обратилась к ней новоиспеченная фея.
- Вот вы все считаете, что я - злая, бесчеловечная, а, думаете, легко быть директором? Если бы Вы знали, сколько мне пришлось сил потратить, чтобы деньги выбить на приличные новогодние подарки?! А ёлка? Её же надо спилить, привезти, установить – вот и кланяешься всем в ножки... Компьютер вот выпросила у сельсовета... Я ж не для себя, я же для всех! Вот, думаю, научусь, чтобы не стыдно было перед учениками, а потом его в классе установим. Стараюсь, стараюсь, сил не жалею, а вы! - и она по-детски разрыдалась, уткнувшись в сложенные на столе руки. Надежда Ивановна гладила её по голове, пытаясь утешить.
Возвращаясь домой со школьного вечера, Надежда Ивановна встретила изрядно подвыпившего отца Васьки Бронникова. Он остановился и упёрся глазами в учительницу:
- Надежда Ивановна, а я к Вам!
- Что-то случилось?
- Да, вот, не могу вспомнить имена генералиссимусов.
- Кого? – не поверила своим ушам Надежда.
- Генералиссимусов, - с трудом выговаривал заплетающимся языком Бронников.- У нас же в стране генералиссимусов пятеро было? Так?
- Ну?
- Троих помню: Сталин, Суворов, Пётр Первый, а кто ещё два?
- Постойте, во-первых, Пётр Первый не был генералиссимусом: он указ издал о присвоении звания. Точно знаю, что Шеин, Меньшиков, Сталин, Суворов носили звание генералиссимуса. А вот кто был пятым - не знаю.
- Как это - не знаете?! - покачиваясь, возмутился Васькин отец.
- Так я же географию преподаю, а не историю!
- Ну, и что? Вы же учительница, вы должны знать!
- Должна, наверное! - усмехнулась Надежда Ивановнаю - Знаете, что: я дома найду ответ, и завтра Вам через Васю передам, хорошо? Потерпите до завтра?
- Потерплю, - согласился Бронников и пошел прочь.
Надежда смотрела ему вслед и думала, что порою бывает очень тяжело соответствовать званию учителя. А ведь всё могло сложиться совсем по-другому, если бы много лет назад она послушала свою мать и поступила бы учиться на врача.
Рано утром Надежда проснулась от надрывного лая собак и обнаружила в почтовом ящике самодельную яркую открытку от Марины, в которой, среди еловых веток, были написаны поздравления и пожелания. А в самом низу была приписка: «Когда я вырасту, я тоже стану такой же доброй и умной учительницей, как Вы». Надежда улыбнулась и подумала: нет, не права была её мама! Надежда тогда выбрала единственно правильный путь и нашла своё место в жизни.
Она закуталась покрепче в шаль и пошла искать в энциклопедии имена генералиссимусов.
Свидетельство о публикации №209121800318
Владимир Тарасов 2 15.02.2011 22:33 Заявить о нарушении
Спасибо за теплый отзыв, за понимание. По правде Вы посмотрели не самые мои лучшие работы, ну вот так вот вышло, послабее рассказы тоже имеют право жить. :))
Рада знакомству. Непременно забегу к Вам, полюбопытствую.
Наталья Килоч 16.02.2011 06:15 Заявить о нарушении