Место в жизни

          
               
     Надежда Ивановна попросила пятиклашек задержаться после уроков для подготовки к школьному Новогоднему концерту. В её классе было всего пять учеников.  В деревенской школе, вообще, все классы - маленькие.  Хотели было школу вовсе закрыть, да побоялись, что молодёжь  станет  уезжать, и тогда  загибнет  деревня.  Зато всё в школе -  по-домашнему. Переобуваются прямо у входных дверей,   пальто и шапки – на общей вешалке, на обед – щи с овощами, выращенными на пришкольном участке.
 
      Надежда с мужем переехали в деревню год назад, устав от повседневной городской суеты, как говорится – «поближе к земле». Не побоялись в предпенсионном возрасте кардинально сменить образ жизни. Сначала не вписывались в местный колорит.  Бывало, по осени, увидят деревенские бабы Надежду в магазине в  кожаных сапогах, шушукаются, хихикают: «Ишь,  какая фифа, в капроне, на каблуках, и не лень же ёй грязь килограммовую  с сапог счищать? Ходила бы, как все, в калошах, не выпендривалась!»
 
       Но Надежда была твёрдо убеждена, что учитель должен быть носителем не только знаний, но и культуры. Поэтому всегда  ходила и на работу, и в магазин  в чистой, опрятной одежде, а  в школе непременно переобувалась в модельные туфли. Местные мужики смотрели на Надежду с почтением и даже  стеснялись материться в её присутствии, а ученики  провожали её любопытным  взглядом. Вскоре  и другие  учителя стали в школе переобуваться в туфли.

    Сейчас полным ходом шла подготовка к празднованию Нового года.  Каждому классу поручено подготовить концертный номер. Пятиклашки – не исключение.
   Когда, наконец, закончили репетицию,  Надежда Ивановна предложила:

           - Ребятишки, а, может, нам подарки друг другу подарить? А? Пусть каждый купит какой-нибудь сувенир для одноклассника, а мы потом разыграем, кому какой подарок достанется. Весело будет!

Ученики неожиданно замолчали.  Рыжеволосый Серёжка  разорвал тишину:

          - Не-е, мне мамка денег не даст.

   Остальные подхватили, что  родители вряд  ли из семейного бюджета  выделят деньги на сувениры.

         - Ну, тогда, давайте просто устроим чаепитие! - предложила учительница. - Может, у кого-то мама что-нибудь испечёт?

      Дети отрицательно замахали головой.

         - Хорошо, давайте, я испеку торт, мальчики принесут конфеты, они же у нас – мужчины! Марина, ты принеси заварку, ты, Юля - сахар,  а Настя – варенье. Хорошо?

     Все молча, неуверенно махнули головой. В этот момент дверь отворилась, и в класс вошла директор школы Наталья Викторовна.  Она удовлетворённым взглядом окинула детей, которые  вышколено повыскакивали  из-за парт, приветствуя вошедшего директора.

         - Надежда Ивановна, зайдите ко мне в кабинет, как освободитесь! – холодным, раздражённым тоном произнесла она.

       Наталья Викторовна – молодая, статная, уверенная в себе женщина. Она всё время вела непримиримый  бой за дисциплину и уважение к старшим. Другие учители методы ЕЁ работы не одобряли, но в глаза говорить боялись. Директор знала, что за её спиной
шушукаются, но расценивала это, как зависть к её высокому служебному положению.

   Надежда шла в кабинет директора без особого настроения. Не то, чтобы она боялась Наталью Викторовну, нет:  за свои двадцать пять лет работы в школе всяких директоров повидала; просто не хотелось  портить настроение, а, судя по тону, разговор предстоял неприятный. 

         -  Надежда Ивановна, вы у нас человек новый, - назидательно начала Наталья Викторовна, -  не знаю, как там принято у вас в городских школах, но у нас нарушать учебный процесс я вам не позволю.

          - В чём дело, Наталья Викторовна?

         - До меня дошли слухи, что вы договариваетесь с учениками,  какой абзац параграфа вы у них будете спрашивать на следующем уроке. Это так?

         - А, Вы про Васю Бронникова? Было такое!

         - Получается, что вы разрешаете ученику прочитать только четвёртую-пятую части всего параграфа? По какому праву, разрешите вас спросить?

        - Когда я вижу, что  ученик постоянно не готовится к урокам, ленится или просто свыкся со своим положением двоечника, то  я иду на маленькую хитрость. Я заключаю с ним «тайную сделку». Мы договариваемся, какой абзац он сможет прочитать и пересказать на следующем уроке. И я ему за это, заслуженно, ставлю тройку.

       – Надежда Ивановна! - зашипела, раскрасневшаяся от злости, Наталья Викторовна, -   Правила для всех едины! Ученик обязан выучить весь текст! И не надо нам устанавливать новых методик! Я слышала, вы ещё и в игры играете на уроках?

      -  Бывает, играем, но с познавательной целью. В игре дети материал усваивают гораздо проще. Это ещё Макаренко говорил…

       - Вот не надо мне сейчас про Макаренко рассказывать! - перебила её Наталья Викторовна. - Я тоже институт закончила!  Я поставлю вопрос о ваших методах работы  на педсовете. А то  - докатились уже! Мыслимое ли дело: мне, директору школы,  этот двоечник Бронников, который сроду не знает, с какой стороны учебник открывается, условия ставит: «Давайте, я только  на один вопрос отвечу!» Нет, вы только подумайте!  Мне, директору, такое заявить! Я сразу поняла, откуда ветер дует…

       - Наталья Викторовна, вы извините, пожалуйста, давайте позже поговорим. Нет, правда, у меня ещё тетрадей стопка на проверке, и к завтрашним урокам готовиться надо, честное слово, некогда, – устало попросила Надежда.

            - Идите, - обиженно поджав губы, сказала директор, и, озабоченно уткнувшись в монитор компьютера, накануне подаренного школе сельсоветом, начала тыкать пальцем по клавиатуре.

      Надежда сидела в классе, стараясь успокоиться и сосредоточиться на проверке тетрадей. Послышалась какая-то возня за дверью. Дверь легонько приоткрылась и вновь закрылась.  Надежда Ивановна  узнала в мелькнувшей фигуре Юльку из своего класса.
      
              - Юля, что-то хотела?

Дверь опять приоткрылась, и в дверном проёме зашмыгала носом Юлькина голова.

             - Что случилось? Юля, говори!

            - Надежда Ивановна, можно, я не приду на чаепитие?

            - Почему?  - удивилась учительница.

           - У  нас  сахара нет.

          - Ну, ладно, тогда принеси варенье.

          - И варенья нет.

          - Ну, давай, ты заварку принесёшь, а Марина – сахар.

           - И заварки нет.

          - Вы, что, никогда дома чай не пьёте? - опешила учительница.

         - Нет. Только воду, молоко, простоквашу, - чистосердечно перечислила Юлька.

        Надежда Ивановна немного растерялась.

        - Ладно, Юля, найдём сахар. А ты на чаепитие всё равно приходи! - успокоила ученицу Надежда Ивановна, а про себя подумала: «Не забыть бы из дома сахар принести!»
      Повеселевшая ученица угукнула и  мышонком шмыгнула за дверь.

     А на следующий день после уроков подошла Маринка и стала шептать на ухо Надежде Ивановне, что папка все деньги пропил, и на заварку денег нет. Учительница тоже шёпотом на ухо сказала Маринке, что она уже купила заварку, и теперь приносить ничего не нужно.

      Накануне предстоящего чаепития  Надежда состряпала  торт, прослоила орехами, шоколадом, а  сверху, на взбитые сливки, уложила  размороженную  викторию. Захватила с собой  заварку, сахар, мёд и клубничное  варенье.

     А в классе её уже с  нетерпением   ждали  ученики. Не успела Надежда Ивановна переступить порог, как  Витя доложил, что он сказал  маме купить конфет, а она почему-то купила  батон, и он вместо конфет принёс батон. А Сергей даже и объяснять ничего не стал: нет у него конфет, да и всё тут. Настя робко поставила на стол литровую банку с молоком, так как варенья у них дома не оказалось. 

        Надежда Ивановна достала из пакета большой праздничный торт.  Ребятишки не могли  оторвать восторженных глаз от яркого блюда. Подсчитали количество ягод, а Витька  даже  ткнул пальцем в крем, пока учительниц суетилась с чайником. Потом Юля и Настя подарили Надежде Ивановне самодельную шкатулку из склеенных между собой пустых спичечных коробков, оклеенных сверху  фантиками от конфет.

           - В этой шкатулочке очень удобно кольца, серьги  хранить разные, - объясняла Настя ценность своего подарка.

         - Ох, сколько ящичков!- рассматривала подарок учительница, -  придётся мне теперь кольца покупать. А какие фантики красивые! Где же вы их взяли?

        - Да это мы их с Юлькой  накопили, - радостно сказала Настя.

        - А я вам, вот, - корову принёс, - разворачивая газету, смущённо, сказал Витя и подал Надежде Ивановне сухую берёзовую ветку, - только у неё  рог один. Вот ноги, вот голова, а это вымя, - подсказывал  Витя учительнице, которая крутила в руках сучковатую ветку.

       - И никакая это не корова, - заключил Серёжка, заглядывая учительнице через плечо, - я таких коров в лесу знаешь, сколько могу насобирать?

        - Вот, смотри, вот так, видишь? Корова! - демонстрировал Витька  Сергею свой подарок, - только рог один.

       - Что рог один, это хорошо! - засмеялась Надежда Ивановнаю  -  Не люблю бодатых коров!

Она взяла импровизированную корову в руки и замычала: «Му-у-у!»
Все весело засмеялись.
Серёжка долго копался в карманах, потом  достал  ржавый замусоленный  складник с треснутой пластмассовой ручкой и протянул учительнице:

          - Вот. Это Вам от  меня!

          - А зачем он мне? - опешила учительница.

          - Чтобы волков не бояться. Я, когда маленький был, всегда его с собой носил от волков защищаться.

           - А как же ты теперь без ножа?

          - А я теперь большой стал,  не боюсь.

Маринка  тихо шепнула учительнице:

        - А  можно, я потом Вам подарю подарок, а то я его дома забыла.

       - Не переживай, Мариночка, у нас ещё много будет праздников, - успокоила её учительница.

       Ребятишки с аппетитом уплетали праздничное лакомство. Не избалована деревенская детвора тортами! Маринка  завернула недоеденный кусок  для младшего брата. И, когда все крошечки были аккуратно съедены, дошло дело  и  до чая. По очереди  макали батон в варенье, в мёд. Шутили, смеялись.

      Потом состоялся  новогодний концерт и  дискотека, со всеми подобающими для этого случая атрибутами: хороводом вокруг ёлки, поздравлением Деда Мороза и Снегурочки, весёлыми конкурсами. Ведущая , старшеклассница Аня, предложила выбрать из числа учителей «добрую фею», которая по сценарию должна  будет раздать школьникам новогодние подарки.

        Голосование по выбору феи устроили тоже по-новогоднему: поставили под ёлкой картонные коробки, и каждый имел право взять листок бумаги, скомкать его в импровизированный снежок и бросить в именную коробку-корзинку с именем учителя. Вся  церемония голосования проходила под весёлую, громкую музыку. Ученики бегали, суетились, сбивая друг друга, сминая белые листочки бумаги и наполняя корзины. 

       Когда музыка стихла, ребята расступились; стало видно, что «корзинка» с именем  Надежды Ивановны доверху наполнена «снежками». Рядом, по иронии судьбы, стояла коробка директора школы, и в ней не было ни одного «снежка». Вдруг к елке подбежала третьеклассница  и бросила снежок в корзину Надежды Ивановны, но он скатился и упал в пустую коробку директора. Ученица увидела, вернулась, достала упавший снежок и осторожно водрузила на «снежную гору» Надежды Ивановны. Но неугомонный «снежок» опять упал в коробку директора. Добросовестная ученица  достала его и положила рядом с коробкой Надежды.

      Наблюдавшие ребятишки беззаботно смеялись над происходящим. И только учителя  сконфужено молчали  и поглядывали на Наталью Викторовну.  Началась церемония коронования феи в самодельную корону из фольги с длинным шлейфом из тюля.  Потом спохватились: где же Наталья Викторовна -  у неё же ключ от кабинета с подарками!

    Надежда Ивановна тихонько постучалась и зашла в кабинет директора. Наталья Викторовна сидела за столом с глазами, полными слёз, сжимая в руке носовой платок.

               - Наталья Викторовна, ну что Вы, это же шутка, не обижайтесь! -  ласковым тоном обратилась к ней новоиспеченная фея.

               - Вот вы все считаете, что я - злая,  бесчеловечная, а, думаете,  легко быть директором? Если бы Вы знали, сколько мне пришлось сил потратить, чтобы деньги выбить на приличные новогодние подарки?! А ёлка? Её же  надо спилить, привезти, установить – вот и кланяешься всем в ножки... Компьютер вот выпросила у сельсовета... Я ж не для себя, я же для всех! Вот, думаю, научусь, чтобы не стыдно было перед учениками, а потом  его в классе установим. Стараюсь, стараюсь, сил не жалею, а вы! - и она по-детски разрыдалась, уткнувшись в сложенные на столе руки. Надежда Ивановна гладила её по голове, пытаясь утешить.

    Возвращаясь домой со школьного вечера, Надежда Ивановна встретила изрядно подвыпившего отца Васьки Бронникова. Он остановился и упёрся глазами в учительницу:

- Надежда Ивановна, а я к Вам!

                - Что-то случилось?

               - Да, вот,  не могу вспомнить  имена генералиссимусов.

              - Кого? – не поверила своим ушам Надежда.

             - Генералиссимусов, - с трудом выговаривал заплетающимся языком Бронников.-  У нас же в стране генералиссимусов пятеро было? Так?

            - Ну?

           - Троих помню: Сталин, Суворов, Пётр Первый, а кто ещё два?

           - Постойте, во-первых, Пётр Первый не был генералиссимусом: он указ издал о присвоении  звания. Точно знаю, что Шеин, Меньшиков, Сталин, Суворов носили звание генералиссимуса. А вот кто был пятым - не знаю.

         -  Как это - не знаете?! - покачиваясь, возмутился Васькин отец.

         - Так я же географию преподаю, а не историю!

        -  Ну, и что? Вы же учительница, вы  должны знать!

       - Должна, наверное! - усмехнулась Надежда Ивановнаю - Знаете, что:  я дома найду ответ, и завтра Вам через Васю передам, хорошо? Потерпите до завтра?

        - Потерплю, - согласился Бронников и пошел прочь.

         Надежда смотрела ему вслед и думала, что порою бывает очень тяжело соответствовать званию учителя. А ведь всё могло сложиться совсем по-другому, если бы много лет назад она послушала свою мать и поступила бы учиться на врача.

        Рано утром Надежда проснулась от надрывного лая собак и обнаружила в почтовом ящике самодельную яркую открытку от Марины, в которой, среди еловых веток, были написаны поздравления и пожелания. А в самом низу была приписка: «Когда я вырасту, я тоже стану такой же доброй и умной учительницей, как Вы».  Надежда улыбнулась и подумала: нет, не права была её мама! Надежда  тогда выбрала единственно правильный путь и  нашла своё место в  жизни.
     Она закуталась покрепче в шаль и пошла искать в энциклопедии имена генералиссимусов.


Рецензии
Грустный рассказ.Напоминает голодные двадцатые годы в деревне. И сейчас повторяется, голод и пьянство.

Владимир Тарасов 2   15.02.2011 22:33     Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир!
Спасибо за теплый отзыв, за понимание. По правде Вы посмотрели не самые мои лучшие работы, ну вот так вот вышло, послабее рассказы тоже имеют право жить. :))
Рада знакомству. Непременно забегу к Вам, полюбопытствую.

Наталья Килоч   16.02.2011 06:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.