Права человека и социальные конфликты в россии

       
     Лозунг "соблюдения и обеспечения защиты прав  человека"  был
доминирующим в  годы  перестройки  в СССР,  но оказался преданным
забвению в последующем.  Этот  аспект  анализа  проблем  социаль-
но-экономического развития России,  к сожалению, еще не привлек к
себе надлежащего внимания общественности,  в том числе и научной.
В то же время 37%  опрошенных ИСПИ РАН в 1995 году назвали соблю-
дение и защиту прав человека в качестве идеи,  способной  лечь  в
основу  консолидации общества и политики возрождения страны.  При
этом этот показатель уступал лишь идее справедливости (44%  отве-
тов) и опережал (36%) идею порядка, которые, на наш взгляд, также
не противоречат концепции соблюдения и гарантий прав человека,  а
лишь дополняют, конкретизируют ее.
     По нашему мнению, несоблюдение, более того, грубые нарушения
прав  человека является одним из главных конфликтогенных факторов
общественного развития, следствием его противоречий.
     Оговоримся особо,  мы не разделяем мнения,  что ранее-де,  в
СССР не существовало определенных проблем в этой сфере,  однако и
ныне ситуация не стала менее тревожной.
     Подчеркнем в этой связи следующее обстоятельство. "В услови-
ях создания основ рыночной экономики Россия столкнулась с серьез-
ными  социальными  последствиями,  выраженными в падении реальных
доходов населения,  ухудшении экологической  обстановки,  высоком
уровне заболеваемости и недостатке лекарств, росте неблагополучия
по другим показателям... Это создает угрозу для выживания большой
части населения,  для их права на жизнь, которое государство не в
состоянии обеспечить в полной мере".  (См.: Права человека в Рос-
сии.  Международное измерение. Выпуск 1. М. - 1995. - С. 38).
     Приведенная цитата взята не из оппозиционного издания,  а из
официального документа  -  специального доклада,  представленного
МИДом России в конце 1994 году Комитету ООН по правам человека, и
касается одного из главных прав - права на жизнь.
     По нашему  мнению,  в  настоящее  время не имеется не только
добротной основы,  но даже приемлемого теоретического  конструкта
создания действенного  механизма  защиты  прав человека в России.
Способствует этому и явная недоценка как остроты,  так и социаль-
ной значимости проблемы соблюдения,  гарантий и защиты прав чело-
века.
     Известно, что  западная  социология,  начиная  с 70-х годов,
большое внимание уделяла социальной статистике,  проблемам качест-
венно-количественного анализа происходящего.  Аналогичные попытки
в этом направлении предпринимались и в нашей стране.
     При этом  эмпирические индикаторы (количественные переменные
характеристики социальной реальности), рассматриваются и зарубеж-ными, и  отечественными исследователями как инструмент измерения,анализа, и как средство воздействия на социальную жизнь, призван-
ное указывать на "болевые точки" общественного развития.
     Предлагались, в частности, индикаторы качества жизни населе-
ния, его удовлетворенности,  уровня бедности и т.д. Отечественные
социологи еще в конце 80-х годов ставили вопрос и о необходимости
разработки  показателей  (индикаторов)  социальной конфликтности,
необходимых для диагностики предконфликтных и конфликтных  ситуа-
ций, выявления социальных антагонизмов, недовольства и социальной
напряженности. Ныне, необходимость в наличии подобных индикаторов
напряженности актуальна как никогда ранее.
     Не претендуя на всестороннее освещение этой проблемы, предс-
тавим ряд показателей, на наш взгляд, позволяющих углубить анализ
социальных процессов, а также стать основой для социально-полити-
ческого прогнозирования.
     При этом мы будем говорить лишь об  обобщенных  показателях,
хотя они  нуждаются в более детальной региональной привязке и ин-
терпретации.
     Далее мы будем пользоваться официальными данными ВЦИОМ,  ко-
торые, позволяют проиллюстрировать динамику общественных настрое-
ний на протяжении 1996 года и в начале 1997 г.,  которые в значи-
тельной степени будут детерминировать конфликтную ситуацию в  те-
кущем году.
     Об интегративной  оценке  населением  социально-политической
реальности дает представление распределение  ответов  на  вопрос:
"Если говорить в целом, в какой мере вас устраивает сейчас жизнь,
которую вы ведете?" (в процентах без числа затруднившихся с  от-
ветом)
¦   Г о д ы              1996                1997  ¦
¦   М е с я ц ы           I    III   V   VII   IX    XI     I   ¦
¦                ¦
¦1. Вполне устраивает    2,2   2,1  2,3  2,8   2,7   1,4   1,5  ¦
¦                ¦
¦2. По большей части                ¦
¦   устраивает           5,9   6,4  8,2  8,4   8,6   6,8   7,8  ¦
¦                ¦
¦3. Отчасти устраивает,                ¦
¦   отчасти нет         34,7  30,0  32,0 31,2 32,2  28,1  27,1  ¦
¦                ¦
¦4. По большей части                ¦
¦   не устраивает       29,8  32,1  31,4 31,8 31,5  33,8  32,9  ¦
¦                ¦
¦5. Совершенно не                ¦
¦   устраивает          24,2  25,4  23,5 22,1 23,6  28,3  29,1  ¦
     Нетрудно заметить как последовательное уменьшение сумм пози-
тивных оценок ситуации (две первые строки таблицы),  так и увели-
чение сумм негативных оценок,  что свидетельствует о неудовлетво-
ренности условиями своего существования более половины респонден-
тов, является крайне высоким показателем и может при определенных
условиях действительно привести к  социальному  взрыву  с  трудно
предсказуемыми последствиями.
     Более конкретно о причинах подобной удовлетворенности позво-
ляет судить распределение ответов на вопрос "Как бы вы оценили  в
настоящее время материальное положение вашей семьи?"

¦   М е с я ц ы       I    III   V     VII   IX    XI      I    ¦
¦                ¦
¦1. Очень хоро-                ¦
¦   шее и шорошее    3,7   4,6   4,9   4,4   5,0   4,8    4,0   ¦
¦                ¦
¦2. Среднее         42,3  41,5  42,5  40,8  43,4  37,0   39,6   ¦
¦                ¦
¦3. Плохое          38,9  38,5  38,1  40,8  36,8  39,2   39,4   ¦
¦                ¦
¦5. Очень пло-                ¦
¦   хое             12,4  13,7  12,1  12,4  12,8  15,7   14,6   ¦

     Причем, в январе текущего года зарплату своевременно и  пол-
ностью за предыдущий месяц получили лишь 27,1% работающих респон-
дентов (на 2,4%  меньше,  чем в ноябре 1996 г.), а не получили ее
вовсе - 40,2%.  Таким образом, трудовые и социально-экономические
права нарушались более чем у 70% работающих.
     Для сравнения отметим, что в марте и сентябре 1993 года, в
месяцы, предшествовавшие значительному обострению политического
противоборства, в связи с чем эти  показатели  можно  принять  за
предельно допустимые величины, материальное положение своих семей
как плохое оценивали 35,3% и 32,7% респондентов, а очень плохое -
8,1% и 8,3%.
     Эксперты ИСПИ РАН называют "крайне опасной" тенденцию усиле-
ния расслоения населения по уровню доходов и материального благо-
получия, поскольку "имущественное положение  граждан  становится,
или уже стало,  главным критерием их социального статуса", а об-
щество разделилось на небольшую группу сверхбогатых и подавляющую
часть бедных и беднейших слоев.
     Вот как иллюстрирует это положение предложение  респондентам
дать самооценку своего материального уровня и общественного поло-
жения на гипотетической 10-баллной шкале (1 - самые высокие, 10 -
самые низ кие показатели),  сравнив его с тем положением, которое
они занимали на ней пять лет назад:

¦          ¦    Материальное      ¦        Общественное        ¦
¦  шкала   ¦  1991       1996     ¦  1991     1996     2001    ¦
¦          ¦                ¦                _5(ожидание)_0 ¦
¦  1          0,4       0,2         0,7       0,3      1,3     ¦
¦  2          3,1       0,4         2,0       0,8      2,2     ¦
¦  3         11,1       2,7         8.9       2,8      4,4     ¦
¦  4         14,7       5,0        10,1       6,3      6,7     ¦
¦  5         30,8      19,0        30,4      21,3     21,4     ¦
¦  6         16,1      12,9        13,8      12,1     11,7     ¦
¦  7         10,8      18,3        13,6      15,7     11,4     ¦
¦  8          6,7      21,3         8,8      17,1     12,9     ¦
¦  9          3,2      10,0         4,6      10,5      7,7     ¦
¦ 10          2,3       8,8         4,4      10,7     13,1     ¦
_ш2
     Социально-политическая ситуация осложняется тем, что, "ухуд-
шается соотношение численности бедных и "обеспеченных" слоев  на-
селения", идет "вымывание" так называемого "среднего класса", что
иллюстрирует ранее праводимая  таблица  самооценки  респондентами
уровня материальной обеспеченности их семей.
     По размеру средней зарплаты,  отмечают эксперты ИСПИ, в раз-
ряд бедных попадают работники сельского хозяйства, культуры и искусства,  образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения,  науки и научного обслуживания и некоторые
другие категории населения,  причем  наблюдалось  смещение  черты
бедности "в сторону работоспособного и занятого населения",  сле-
довательно более молодой  и  социально-политически  активной  его
части.
     На основании  данных эмпирических исследований,  аналогичных
продеменстрированным нами в таблицах,  авторский  коллектив  ИСПИ
делает вывод  о  том,  что в обществе "идет накопление потенциала
социального протеста,  о чем свидетельствуют... данные о негатив-
ном отношении россиян к курсу реформ и действиям властей".
     Похоже, что  ныне это осознает и наше политическое руководс-
тво. На встрече с примьер-министром 24 февраля 1997  года  Прези-
дент России  подчеркнул,  что "многие россияне не довольны прави-
тельством... Опрос общественного мнения показал,  что таких недо-
вольных более 50%" ("Незвисимая газета", 25 февраля 1997 г.).
     Показателем ухудшения  ситуации  в этой области является на-
растание протестных выступлений против нарушения социально-эконо-
мических и иных прав граждан. Они становятся все более массовыми,
охватывая новые социальные группы.  Акции протеста происходят  не
только на предприятиях и в регионах, но и принимают всероссийский
организованный характер  выдвижения  требований  к правительству,
проведения пикетирования Дома правительства России. В январе 1997
года о готовности личности участвовать в подобных акциях протеста
заявляли 26,6% респондентов.
     По данным опросов,  вероятными массовые выступления протеста
против  дальнейшего падения уровня жизни в регионах своего прожи-
вания в январе 1997 г.  считали 30 процентов опрошенных (в январе
1996г.  таких  было  22,7%).  Некоторую "стабилизацию" протестных
выступлений в конце 1995 г. - начале 1996 г. мы связываем с элек-
торальными ожиданиями населения,  ибо (данные за май 1996 г.) 65%
респондентов считали,  что с помощью выборов можно изменить жизнь
в стране к лучшему.
    Причем проблематика соблюдения прав человека (преимуществен-
но  социально-экономических) привлекла внимание государственных и
политических деятелей России лишь с сентября 1995 г.  в  связи  с
начавшейся кампанией по выборам депутатов в Государсвенную Думу и
Президента России.
     Своеобразным контрольно-прогностическим  показателем  оценки
состояния дел в этой сфере является распределение ответов на воп-
рос "Как вы считаете,  какое из  приведенных  высказываний  более
всего соответствует сложившейся ситуации?":
¦   М е с я ц ы        I    III    V    VII    IX     XI    I   ¦
¦                ¦
¦1. Все не так                ¦
¦плохо и можно                ¦
¦жить                8,4   9,1   11,3  11,9  11,0    7,5   7,7 ¦
¦                ¦
¦2. Жить трудно,                ¦
¦но можно тер-                ¦
¦петь                49,4  47,3   45,3  48,3  49,6   43,0  40,8 ¦
¦                ¦
¦3. Терпеть наше                ¦
¦бедственное по-                ¦
¦ложение уже                ¦
¦невозможно          35,5  37,6   35,8  32,7  30,9   42,6  45,3 ¦
_ш2

     Анализ содержания таблицы подтверждает  вывод  о  достаточно
высоком уровне социальной напряженности в обществе, чреватой, при
отсутствии адекватного механизма и  возможности  ее  деэскалации,
"снятия" лежащих в ее основе социальных противоречий,  дальнейшим
обострением социальных конфликтов.  Отметим при этом, что показатель оценок "терпеть наше бедственное положение  уже  невозможно"
самый высокий  за все время проведения опросов с марта 1993 года.
Кстати сказать,  в марте и сентябре 1993 года он составлял  соот-
ветственно 34,5 и 34,7 процентов.
     В подтверждение этой гипотезы приведем  следующие  факты.  В
январе 1997 г. ВЦИОМ был повторен ранее проводившийся целевой оп-
рос, посвященный  оценке населением качества жизни.  Укажем ответ
только на следущий вопрос,  непосредственно  касающийся  проблемы
соблюдения  прав  человека  в  нашей  стране (данные приводятся в
сравнении с январем 1995 г. и 1996 г.):

     _1"Чувствуете ли вы себя в нашем обществе свободным человеком?"

                _21995 г.    1996 г._0  _21997 г.

да                12         14       14
скорее, да                17         19       22
скорее, нет                29         26       26
нет                14         15       14
_ш2
     Несмотря на кажущуюся позитивную динамику,  она не в состоя-
нии скрыть того факта, что около половины респондентов не ощущает
серьезных позитивных перемен и не верит в возможность защиты сво-
их законных прав.
     Таким образом  можно  констатировать крайне низкую эффектив-
ность практической реализации функции "социального  государства",
провозглашаемого в Конституции РФ.  Концепция же "социального го-
сударства", по нашему мнению, явилась в 50-60-е годы прагматичес-
ким ответом  Запада  на угрозу возникновения серьезных социальных
конфликтов и социальных революций.
     Проиллюстрированная динамика  оценок  населением  социальной
действительности в совокупности с выяснением причин столь  низкой
ее оценки должна была бы стать основой для выработки и реализации
государственной социальной  политики,  направленной  на  снижение
уровня  социальной  напряженности,  что,  однако,  отсутствует на
практике.
     Если же  к  низкой  оценке  респондентами окружающих условий
жизни добавить известную хроническую "усталость" населения,  выз-
ванную продолжительной  деградацией социально-экономической сферы
жизнедеятельности общества,  то все эти обстоятельства в совокуп-
ности повышают  вероятность весьма острых социальных конфликтов в
будущем. Что и стало особенно очевидно к началу 1997 года.
     Причем опасность  непредсказуемости исхода такого рода конф-
ликтов возрастает в связи с отсутствием в настоящее время  в  об-
ществе механизмов "снятия" наиболее острых противоречий.
     В этой связи мы полагаем, что правозащитная деятельность, то
есть деятельность _1общественных_0 и государственных органов и инсти-
тутов по обеспечению соблюдения и защиты прав граждан, хорошо из-
вестная, прежде всего,  в высокоразвитых странах  мира,  является
фактором (механизмом) смягчения социальных коллизий, стабилизации
общественных отношений и  предотвращения  возникновения  разруши-
тельных социальных конфликтов.
     Правозащитная функция, на наш взгляд, должна быть органичес-
ки присуща всем общественным и политическим объединениям граждан,
образующим основу,   костяк  гражданского  общества,  призванного
обеспечивать согласованное решение проблем и задач  общественного
развития.
     Абстрагируясь от слабости и состояния  крайней  неразвитости
"гражданского общества"  и его институтов в нашей стране,  предс-
тавляется возможным отметить,  что одним из  главных  приоритетов
развития России  в настоящее время является "снятие",  уменьшение
социальной напряженности и создание условий для роста благосостояния населения.
     Думается, это направление деятельности должно стать  домини-
рующим для  Политико-консультационного  Совета при Президенте РФ,
образованного в июне 1996 г.  Однако его предшественник - Общест-
венная палата при Президенте,  - не проявлял должной активности в
этом плане и вряд ли оставил по себе добрую память в сердцах сов-
ременников в этой связи.
     Реализация правозащитной функции в  деятельности  об-
щественных объединений сталкивается с целым рядом трудностей.
     Одна из них, быть может, главная - это непонимание и недоо-
ценка важности  и  общественной  значимости как самой защиты прав
человека, так и осуществления ее на практике.
     Другая трудность - это отсутствие представления о содержании
(концепции) правоохранительной деятельности общественных  объеди-
нений.
     И заключительная - отсутствие апробированного, в том числе и
нормативно закрепленного, механизма защиты прав граждан, гаранти-
руемых Конституцией и законами России.
     Создание такого механизма, и прежде всего с участием органов
власти, то есть с введением в компетенцию тех или иных  государс-
твенных органов  определенных _1обязанностей_0 по отношению к гражда-
нам и их общественным объединениям,  может стать одной из практи-
ческих задач общества и государства.
     Как представляется, подобный подход может создать основу для
прерывания исторической  тенденции политической радикализации на-
шего общества и сформировать реальный алгоритм достижения  нацио-
нального согласия.
     Анализ же российской политической жизни показывает, что ныне
каждая из  политических  партий  (которые,  за исключением КП РФ,
точнее называть прото-партиями), отражает и пытается защищать ин-
тересы лишь одной или нескольких социальных групп,  при этом, как
правило, неизбежно входит в противоречие с интересами других  со-
циальных групп и политических объединений.  Причем каждая из про-
то-партий по-разному трактует саму идею гражданского  (националь-
ного) согласия, стремится объявить свою монополию на истинность и
укрепить ее в  острой,  подчас  -  конфронтационной,  полемике  с
представителями других политических объединений.
     Обращение же властных структур и политических объединений  к
сфере защиты прав граждан, зафиксированных в Конституции и других
законах РФ - заметим,  попутно, что международно признанные нормы
в области  прав человека являются единственными известными в нас-
тоящее время "общечеловеческими ценностями",  - позволит  перейти
от политической радикализации, неизбежно, помимо воли ее участни-
ков,  ведущей к конфликту,  способному перерасти и в  вооруженное
противоборство, к выработке действенных основ гражданского мира и
согласия в обществе. И тогда один из главных конфликтогенных фак-
торов может стать фактором деэскалации социальной напряженности в
обществе.
     В этой  связи  проблема  соблюдения,  гарантий и защиты прав
граждан требует к себе постоянного пристального внимания как  ор-
ганов государственной власти, так и общественности, в том числе и
научной, а также представителей различных политических  партий  и
движений, средств массовой информации


Рецензии