На одной дорожке с кардиналом
В лагере есть огромная клумба, ее окружает дорожка прямоугольной формы. По одной из сторон прогуливаюсь я, заучивая английские слова, по другой, думая о чем-то своем, митрополит Униатской церкви (он же кардинал католической, рукоположенный заочно) Иосиф Слипый. Это был высокий, крепко сложенный человек со спокойным выражением лица. Движения уверенные и четкие, несмотря на то, что он вынужден пользоваться палкой: по-видимому, какое-то серьезное заболевание ног, так как в лагере палку просто так не разрешают.
Ах, какие же прекрасные петунии были на той самой клумбе! Зэки обожают яркие , красивые пятна среди всей лагерной серости, поэтому за цветами был превосходный уход, лучше, чем в любой из садоводческих контор. Наверное. С тех пор петунии- мои самые любимые садовые цветы, хотя таких красивых я уже никогда не встречал.
Ну вот, собственно, и все о моем непосредственном знакомстве с кардиналом. Самое глупое и ужасное было то, что мы вели себя как воспитанные люди: я не мешал кардиналу думать, а он – мне учить английский. И тем не менее, я могу рассказать о нем многое, что я узнал от своих лагерных друзей, не бывшими такими же щепетильными идиотами, как я.
Однажды у кардинала спросили, сколько языков он знает. Он задумался. «Ну, латынь, древнегреческий, итальянский я знаю, это просто профессиональное. Испанский, французский, немецкий, английский- основные европейские языки, их обязательно знать. К сожалению, на шведском, финском, голландском разговаривать не могу, только читаю…»
-А когда же вы изучили русский?
Кардинал засмеялся. «Знаете, я никогда специально не изучал русский, польский и литовский. Я как-то знал их с самого детства».
При митрополите Шептицком Иосиф Слипый был вторым человеком в униатской церкви, руководителем духовной академии, в значительной степени ответственным за связи с «братскими» католическими церквями Восточной и Центральной Европы. В годы немецкой и советской оккупации униатская духовная академия зачастую оказывалась единственным учреждением, где могли готовится священники для этих стран. Придется сказать несколько слов о митрополите Шептицком. Этот человек очень соответствовал нашему представлению о «святом». Он жил в маленьком одноэтажном деревянном домике. Вся его обслуга состояла из пожилой украинки, готовившей ему пищу и прибиравшей в доме. Никакой охраны. Впрочем, это не означало, что он совершенно оставался безо всякой защиты. Без всяких распоряжений и указаний, соседи добровольно и зорко наблюдали за приходящими к митрополиту и в подозрительных случаях собирались возле дома, чтобы в случае чего, придти на помощь. А придти к нему мог любой. Этим не злоупотребляли и являлись только в исключительных случаях. Шептицкий принимал всех. Можно упомянуть и о мелочах: например, он сам стирал свою одежду , умело и с видимым удовольствием колол дрова, сердясь когда кто-то старался ему помочь, однако принимал эту помощь с благодарностью, если загруженность делами не оставляла ему времени. Не удивляйтесь, что он обладал тем, о чем только могут мечтать многие диктаторы, опирающиеся на карательные органы и усиленную пропаганду в СМИ- духовным авторитетом. Авторитетом непререкаемым не только в пределах униатской церкви, но даже среди верующих других конфессий и даже (увы) в определенной степени среди атеистов и коммунистов. Надо сказать, что Шептицкий не был мягкосердечным и «добреньким» , напротив, нетерпим, особенно к проступкам священников. Никакой демократии, никаких совещаний и дискуссий, он принимал решения единолично, а все остальные покорно выполняли их. По-видимому, его решения были все-таки верными, а Униатская церковь , в целом, благополучно просуществовала до самой его смерти. Эх, посмотреть бы документы КГБ о его смерти!
Иосиф Слипый стал митрополитом практически автоматически, можно сказать, в результате посмертного распоряжения Шептицкого. Никто и не сомневался в его праве. Чекисты решили, что настал благоприятный момент. Слипому предложили разорвать унию с Ватиканом и воссоединиться с Православной церковью. Однако он отказался. Тогда его арестовали , а в церкви выбрали «съезд» (весьма немногочисленный) священников униатов (причем, говорили, что собрали даже тех, кого Шептицкий в свое время лишил сана), он то и принял «нужное» решение. Самого Слипого судили за «сотрудничество» с немецкими оккупантами, причем основным доказательством оказался снимок, на котором Слипый изображен сидящим на фоне веселящихся немецких офицеров. Даже при рассмотрении газетных копий опытный фотограф может уверенно утверждать, что это был довольно неумелый фотомонтаж. – различные условия освещения и использовались явно разные объективы. Органы КГБ (особенно провинциальные) не слишком умело работали в то, до-компьютерное, время. Возникает вопрос, отчего основой обвинения сделали эту фальшивку, а не привели поддельных письменных документов и показаний «свидетелей»? Дело в том, что Шептицкий категорически запретил всем священникам-униатам вступать в какие-либо контакты с властями. Все необходимые контакты должны были происходить исключительно через него. Поэтому, кстати, никакого впечатления подлинные снимки Шептицкого, беседующего с немецкими офицерами или с советскими властями, не произвели бы. А вот снимок Слипого, беседующего с немецкими офицерами, предполагалось, произведет нужное впечатление.
Но на деле- не произвело!
Слипый сидел, а униаты упорно считали его главой церкви. Удивительное положение: церкви, где служили священники, принимавшие участие в «съезде», стояли пустые, как в абсолютно атеистической стране, однако там, где служили не запятнавшие себя священники – были переполнены. Особенно обидно для чекистов было то, что послания митрополита, доходившие до верующих через надежных людей (в каждом лагере сама собой вокруг митрополита создавалась своеобразная «свита» из священников, необязательно униатских), предостерегали верующих от контактов с подпольными группами, полагая это несовместимым с духом христианства; при этом объективно поддерживали ненасильственное сопротивление, в частности разрешая , в случае необходимости, церковные обряды проводить самим мирянам (церковным старостам и так далее), не имеющим сана священника. В результате униатов не удавалось уличить в какой-нибудь связи с «бандеровцами». А вот люди, завербованные чекистами и яростно выступавшие против Ватикана, вдруг оказывались наводчиками и даже организаторами многочисленных тогда покушений и диверсий, происходивших гораздо чаще на территории всей Украины, ноне там, где преобладало униатское население!
Со Слипым пытались «заигрывать». Его освободили, но это ничуть не «улучшило» положение. Его снова посадили и попытались «переубедить». Не помогло.
Наконец, терпение чекистов лопнуло. Его переодели в полосатую одежду и перевели на «спец». Это тюрьма «камерного» типа: бетонные одноэтажные бараки, с крышей из бетонной плиты. Улавливаете основную мысль? Летом крыша буквально раскалялась и в камерах становилось невыносимо жарко. Зато зимой на потолке камер осаждается вода или даже иней. Интересный медицинский эксперимент: какие заболевания и насколько быстро возникают в такой обстановке и вообще , сколько лет реально прожить в таких условиях?
Конечно, кардинала послали на «спец» не для эксперимента. Спасти его могло только чудо.
И, представьте себе, чудо произошло. Да еще какое!
В Риме новым папой стал Иоанн 23. Одним из первых своих шагов он сделал снятие отлучения от церкви коммунистов. Не буду описывать как и кто убедил Политбюро сделать хоть какой-то ответный жест. И весьма практичное Политбюро решило, что самым дешевым будет отправить на Запад кардинала.
С Иосифа Слипого снимают полосатую робу, одевают цивильный костюм (говорили, что один из руководителей лагуправления для этого пожертвовал своим!). В купейном вагоне обыкновенного поезда его отправляют под Москву, опять таки в лагерь. Но в какой! Никаких вышек с автоматами, никакой колючки и вспаханных полос. Разумеется, высокий забор и проходная, но в ней сидит дежурный в штатском. Плюс прямо-таки ресторанное питание с приличным набором блюд и отдельные комнаты (язык не поворачивается назвать их «камерами»). Был под Москвой такой лагерь для не слишком проштрафившихся номенклатурщиков как нашей, так и братских стран. Интересно, что с ним стало сейчас?
Конечно, Слипого поместили туда не для того, чтобы убедить в преимуществах социалистического строя. Просто перед отправкой на Запад его необходимо было немного подкормить и привести в «божеский вид». Это заняло примерно месяц или полтора. После этого с кардинала снимают и безжалостно выкидывают на помойку костюм одного из начальников лагерей и надевают, сшитый по мерке в одном из лучших ателье Москвы, отличный «сьют».
Затем самолет Москва- Рим. Дальнейшая его судьба уже никак не зависела от Советского Правительства.
Не так давно я заглянул в Википедию и увидел там знакомую фотографию , со знакомым текстом о «сотрудничестве с немецкими оккупантами». Ребята, вы все перепутали. Эта фотография сюда никак не относится. ЕЕ место в разделе «методы работы КГБ-НКВД прошлого века».
И последнее. Вам никогда не кажется, что вы немножко подонки?
Свидетельство о публикации №209121800819