Лесная школа

               
    Какое у меня было детство? Счастливое, грустное, безмятежное,  тяжелое?    Долго я искала ему эпитет и нашла  -  выездное.  Потому что все мое детство меня вывозили в выездные детсады, санатории, лесные школы. Так государство помогало родителям поднимать детей, рожденных или в войну или сразу после нее.

    Лесная школа, куда я попала, была недалеко от Москвы, в сосновом бору.  Здание небольшое, примерно на четыре группы учащихся. Половина здания была бытовая: спальни, столовая, а другая - учебные классы и даже маленький актовый зал, для  праздников и церемоний.

    1.НЕПОНИМАНИЕ
    Кроме учителей у нас была воспитательница, пожилая женщина, бывшая фронтовичка. К своим воспитанникам она относилась внимательно, заботливо, а ко мне  даже как-то  особенно тепло, наверно потому, что я была маленькая и худющая.

    Перед сном она выстраивала всю нашу группу  перед туалетом и  почему-то  парами запускала туда, а остальные в это время стояли и ждали своей очереди.

    -Ну, никто больше не хочет?- произнесла она, запустив последнюю пару.  Все молчали.Она как-то грустно вздохнула, устала, наверное, день-то был длинный. И тут мне стало ее очень жалко, я бросилась к ней, обняла  за талию и воткнулась в теплый живот.

    -Ну,-  зло сказала она, отстраняя меня,- чего  же ты молчала? Иди.               

     От неожиданности я заплакала и  пошла, понимая, что ничего не смогу ей объяснить. Потом в жизни  всякий раз  удивлялась, когда мое теплое отношение  почему-то  воспринималось как корыстная расчетливость, но тогда это было в первый раз и очень обидно.

    2. СКАЗКИ
    Вот мы уложены  спать: девочки в одну комнату, мальчики в другую. Свет гасится и строгий голос произносит:                -Сейчас же спать и никаких разговоров! Дверь закрывалась, несколько секунд тишины, а потом раздавалось:               

           - Ну, давай рассказывай!               

    Это я каждый вечер перед сном рассказывала сказки, причем мои слушатели любили мои сказки «из головы» больше остальных.  Мне самой  нравились  эти сказки, было интересно придумывать, а самое интересное в них было то, что начиная, я никогда не знала, чем же они закончатся.

    3. КТО ГУДИТ?
   
    Кормили нас в столовой, рассаживая за низенькими квадратными столиками.    Что за еда была - не помню, но компот из сухофруктов был всегда вкусным. Выдавали его после первого и второго. Правда, тут надо было не зевать, потому что сосед мог плюнуть в твой стакан и все… Он, смеясь, забирал его, зная, что я уж точно не буду протестовать. Вот и на сей раз я осталась без компота. 
   
   Сижу, жду, когда все доедят и  нам разрешат встать из-за стола.  Вдруг  слышу раздраженный голос воспитательницы:
 
           - Кто гудит?-               
"Надо же" думаю "кто-то гудит". "Чем это он гудит? И почему я не слышу?"       

   А сердитый голос приближается и вот он уже прямо за моей спиной:
 
          -Кто гудит, я сказала сейчас же перестать!
 
   "Ну,все,сейчас кому-то здорово влетит" подумала я и,вдруг, с ужасом поняла, что «гужу» я. Пока я сидела и грустила о компоте, нос мой гудел какие-то мелодии. Как хорошо, что Она была позади меня и не могла видеть моего  лица!               

     Гудение прекратилось, успокоенная воспитательница повела нас в классы.

    4. САМЫЙ ГРУСТНЫЙ ДЕНЬ
   
    Было утро. Все давно проснулись, девчонки уже прыгали с кровати на кровать, а взрослых почему-то не было. Но вот дверь открылась и вошла воспитательница, она плакала. Сразу все затихли:  что-то случилось…
   
          -Запомните, дети, это - самый грустный день в вашей жизни!  сказала она, на секунду смолкла,а потом добавила  сдавленным голосом: - Сегодня умер  Сталин…

     В этот день уроки все отменили, и нас повели в актовый зал прощаться со Сталиным.  Сталин, точнее его бюст, всегда стоял на тумбе справа от сцены. В тот день тумбу перенесли на сцену. Черная лента обвивала тумбу.  А по обеим сторонам  Сталина стояли две девочки-пионерки – почетный караул.               
   
      Грустно нам не было, но весь день  был каким-то пустым и непонятным.  Взрослые, казалось, совсем забыли  про нас, плакали, собирались кучками и негромко переговаривались. Мы слышали обрывки разговоров:   
 
          -Что-то теперь будет?-
          -Страшно-то как… Наверно опять война…
          -Без него все прахом пойдет…

      У меня сохранилась одна фотография того времени: я сижу за партой, на голове у меня две смешные косички, которые я сама вымучила. Похожа я  там на воробья, который случайно уцелел после встречи с кошкой…


Рецензии
Да, времечко было. Самое страшное, это - непонимание. Не зря же говорят: - Жить можно, если тебя понимают!
Черствость людей, занятость их собой, тупое служение должности, мне никак не понятны до сих пор? Ладно бы, эти люди жили как-то лучше, чем ты, но ведь не видно разницы, а порой, даже и хуже они живут, если это можно, вообще, считать жизнью.
Трудно Вам было и, дай Бог, чтобы сегодня было бы у Вас всё хорошо!
Иван.

Иван Атарин   24.01.2010 00:42     Заявить о нарушении
Ванечка, спасибо, что зашли в гости! Я тоже время от времени читаю Ваше "Детство." Ведь не пожаловаться кому-то хочется, правда? А рассказать, как оно было... Спасибо за добрые слова,и живется мне весело с двумя внуками и двумя внучками,так между ними и бегаю. Вот с одной внучкой опубликовали "Как мы сочиняли сказку", посмотрите, вроде интересно получилось, а может быть только нам было интересно... С теплом

Ая Аронина   24.01.2010 12:20   Заявить о нарушении