Аристотель и Евреи

Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкидики) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику, биологию.


Джулио Бартолоччи, Bibliotheca magna rabbinica, цитируется по: Раппель Дов. Семь премудростей. Споры об изучении светских наук в еврейской педагогической литературе до периода Гаскалы (ивр.), с. 47-48: "Аристотель, глава философов, грек из города Стагира, в стране Македонии. Когда ему было 13 лет, он жил в городе Афины и был учеником Платона. А его учеником был Александр, царь Македонский, который завоевал Иерусалим в дни Шимона Праведного. И говорили мудрецы Израиля, что в Иерусалиме была найдена сокровищница книг Соломона, царя Израиля, и в этих книгах написано, что Аристотель украл всю его мудрость [Соломона], но примешал к ней некоторые свои дурные мнения, такие, как предвечность мира.

И сказал автор книги "Цепь традиции" ("Шальшелет а-кабала"), что Йосеф ибн Шем Тов в предисловии к "Книге Этики" ("Сефер а-мидот") говорит, что он видел в Египте книгу, в которой написано, как Аристотель в конце своей жизни признал истину всего, что содержится в Торе Моисеевой, и перешел в Иудаизм.

Сказал Алиркош своим ученикам: вам следует знать, что большая часть мудрости философии пришла к нам от мудреца Аристотеля, который был евреем из потомков жителей Иерусалима, из сынов Кулии, из колена Биньямина".


Иосиф Флавий сохранил об Аристотеле (Contra Apionem, I, 22) очень интересное место из сочинений Клеарха из Сол, ученика Аристотеля. Флавий пишет: "Елеарх (Клеарх), ученик Аристотеля и философ-перипатетик, равного которому не было говорит в первой книге "О сне", что его учитель, Аристотель, рассказал про одного иудейского мужа следующее: распространяться много было бы слишком долго, но не бесполезно будет изложить таким же способом замечательную философию, которой обладал тот человек. "Я знаю хорошо, сказал он, "ты, Гиперодих, наверно подумаешь, что я тебе рассказываю чудо или нечто, похожее на сновидение". Гиперодих почтительно ответил: "Потому-то и расскажи; мы с напряженным вниманием будем тебя слушать". — "Итак, — сказал Аристотель, — согласно требованию риторов и дабы не согрешить против учителей повествования, остановимся сперва на его происхождении". — "Говори, — сказал Гиперодих, — если тебе угодно так". — "Тот человек, — начал Аристотель, — был по происхождению иудеем, родом из Келесирии. Эти люди ведут свое начало от индийских философов. У индийцев, как говорят, философы называются каланами, а у сирийцев иудеями. Последние получили свое имя от страны, которую они населяют и которая называется Иудеей. Имя же города их очень мудреное — они называют его Иерусалимом. Вот этот человек, который многих считает своими друзьями и из своей отдаленной от моря родины часто спускался в приморские города, был греком не только по языку, но и по духу. В то время мы находились в Азии. Туда пришел и он и, познакомившись с нами и с некоторыми другими преданными науке лицами, начал испытывать их в мудрости. Но так как он сошелся с людьми, из которых многие отличались глубоким знанием, то он преимущественно делился с ними тем, чем сам обладал".

Таков, по сообщению Клеарха, рассказ Аристотеля. Он сам прибавляет к нему подробности более специального характера об удивительной его умеренности в пище и вообще об образе жизни этого еврея.

Очевидно, Аристотеля поразило строгое соблюдение этим евреем законов о пище. Гутшмид (стр. 579—585) полагает, что еврей, о котором здесь говорится, тот самый маг и чудотворец (изгонитель бесов; см. Иосиф Флавий, "Древн.", VIII, 2, § 5), который, пользуясь, вероятно, внушением, извлек своей палочкой в присутствии А. душу из тела спящего младенца и возвратил ее потом обратно в тело (Прокл, Комментарий к "Республике" Платона, X). По мнению Гутшмида, Иосиф Флавий намеренно опускает эту часть рассказа.

Среди тех еврейских кругов, которые ясно сознавали антагонизм, существовавший между эллинизмом и еврейством, было распространено предание, будто Аристотель говорил: "Я не отрицаю откровения евреев, ибо вижу, что недостаточно знаю его; я занимаюсь только человеческим, а не божеским знанием" (Иегуда Галеви, Кузари, IV, 13; V, 14).

Маймонид постарался гармонизировать аристотелизм с Иудаизмом.

Иосиф бен-Шем-Тоб уверяет своих читателей, что он узнал из одной древней книги, будто Аристотель в конце жизни перешел в еврейство ("ger zedek").


Приписываемое Клеарху сообщение принимает у Авраама Бибаго следующий вид: Аристотель был евреем из колена Вениаминова и родился в Иерусалиме, в семействе Саллу (Нехем., 11, 7). В подтверждение этого сообщения приводится свидетельство Евсевия, в сочинениях которого находится, однако, только вышеприведенный рассказ Иосифа Флавия.

Согласно другой версии, Аристотель заимствовал свою философию из произведений царя Соломона, присланных ему его царственным учеником, Александром Македонским, нашедшим их в Иерусалиме после завоевания этого города.

С указанной легендой об Александре связано также знаменитое "Письмо Аристотеля" к Александру. Тут Аристотель отрекается от всех своих прежних учений, так как некий еврейский мудрец убедил его в их неправильности. Главным своим заблуждением он признает утверждение, будто истину можно узнать лишь путем разума, тогда как на самом деле одно только божественное откровение является верным путем к познанию истины. Это "Письмо" находится в приписываемой Аристотелю книге "толщиной в две ладони", в которой он под влиянием еврея Симона отказывается от своих воззрений на судьбу души после смерти, на вечность мира и тому подобные вопросы. В первый раз упоминание о существовании этой книги встречается у писавшего около 1370 Хаима из Бривьески, который вполне определенно заявляет, что слышал от Авраама ибн-Царцы, будто последний получил эту книгу от визиря Ибн-аль-Катиба. Он не сообщает, был ли написан этот апокриф на арабском или на древнееврейском яз.; др.-еврейское "Письмо" в том виде, в котором оно дошло до нас, не похоже на перевод.

Вместе с Хаимом можно с уверенностью принять, что упомянутый Симон является не кем иным, как Шимоном Праведным, о предполагаемых сношениях которого с Александром Великим сообщают древнейшие еврейские источники (Иома, 69а).

Тождественна по своему содержанию с этим письмом и "Молитва" Аристотеля, которую в течение 16 в. вписывали в свои молитвенники польские бахурим (Иссерлес, "Респонсы").

Другое "Письмо" Аристотеля содержит в себе мудрые политические советы. Он советует монарху покорить сердца, а не только тела своих подданных (предисловие к "Sod ha-Sodoth").

Небольшое сочинение под заглавием "Яблоко", также приписываемое Аристотелю, проникнуто подобной же тенденцией. В этом сочинении Аристотель ссылается на "первых философов", Ноя и Авраама.

Эти приписываемые Аристотелю произведения снискали ему уважение каббалистов, как доказывают очень лестные отзывы Моисея Ботареля (комментарий к "Sefer Jezirah", 26б).

Являющийся переработкой индусской басни и распространенный в Средние века рассказ о романе Aристотеля с женой Александра, кончившемся чрезвычайно печально для первого, распространен был также в еврейских кругах и встречается в рукописном сочинении Иуды бен-Соломона Когена (3 в.);

Интересно, что в конце жизни, Аристотель действительно впал в опалу, имеет ли это событие к легенде о его романе с женой Александра?


Рецензии
анализ текста-гениальный!

Виктор Хажилов   27.12.2009 18:25     Заявить о нарушении
текст как тест, вообще-то слабоват
я статью не дописал ещё, хотел бы более подробно написать о влиянии античной философии на иудаизм, но пока нет времени, а это так, зарисовка

Андрей Зелев   27.12.2009 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.