Отдельный авиационный корпус

(черновик скучной писанины, переполненной специфичными техническими терминами)


В современной авиации, как впрочем, и в стародавние времена с момента ее робкого зарождения и бурного зачатия братьями Райт, всегда и повсеместно применялись, применяются, и будут применяться только самые последние достижения науки и техники, самые передовые материалы и изобретения, самые надежные комплектующие, самые-самые… и т.д. и т.п. Именно поэтому, самолет – самый безопасный вид существующего транспорта! И поставить рядом с ним на сегодняшний день, хоть чего-нибудь приблизительно похожее по надежности, НЕЧЕГО! Кроме шуток!!!

В многострадальном автопроме, если какая-либо деталь для машины не прошла «входной контроль» на автосборочном заводе, то ее не выбрасывают на свалку и не списывают в утиль. Зачем?! Отвергнув явный брак и частично удалив его с ленты сборочного конвейера, этот хлам заботливо отправляют в магазин «Автозапчасти», где легко и просто, а так же без зазрения и каких-либо отголосков совести, шустренько реализуют откровенный неликвид, как самое обычное и качественное изделие.

Уверен, что все «счастливые» автовладельцы отечественных «ласточек», уже давно осознали и прочувствовали на себе и своей машине прописную истину, что «заводская деталь» (поставленная на машину при сборке на конвейере) служит гораздо дольше, нежели приобретенная в магазине «Автозапчасти». Согласны?!

В авиации не так!!! Там каждая деталь уникальна. Она имеет свой порядковый или серийный номер и «личный» паспорт со множеством  печатей и штампов Во как!

Каждый блок, агрегат или отдельно взятая деталь прошли кучу всевозможных проверок, подверглись независимому многоступенчатому контролю. А после, были представлены на строгий суд и приемку военпреду (представитель заказчика, который ставит окончательную подпись и личную печать, принимая или отвергая данное изделие). Поэтому за любой брак в авиации существует ПЕРСОНАЛЬНАЯ ответственность  и виновный находится легко и быстро.

Кому охота предстать перед судом и получить приличный срок за человеческие жизни?! Никому! Поэтому, качество авиационных деталей в миллионы раз выше, чем в любой другой отрасли машиностроения. Существует такое понятие «авиационные допуски» - когда каждая деталька вытачивается с микронными погрешностями и встает на свое место в сложном механизме тютелька в тютельку, а не болтается как дерьмо в проруби, разбивая посадочное место паразитными вибрациями и огромными зазорами, ведущими к возникновению ударных нагрузок и гарантированному снижению срока службы…

При установке любого агрегата или блока на борт самолета, производится ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ запись в формуляре конкретно данного самолета, фиксирующая все подробности и обстоятельства, поставленной детали, которая именно с этого момента становится составляющей частью авилайнера.

При выходе из строя данной детали – поломка, разрушение, отказ в устойчивой работе и т.д., она безжалостно снимается с борта (вычеркивается из формуляра) и ВМЕСТЕ с «личным» паспортом отправляется на завод-изготовитель с грозной рекламацией, карточкой неисправностей и т.д. и т.п. А на самолет ставится очередная исправная НОМЕРНАЯ деталь с обязательной записью во всех установленных документах. Все строго! Полный порядок, идеальная система контроля и отчетности! Авиация, куда деваться?! На кону стоят человеческие жизни!!!

А как иначе?! Ведь самолет – это не банальная машинка, сломается в небе, на обочине не припаркуешься! Знак «аварийной остановки» не выставишь! …а будешь валиться с голубых небес на грешную землю, на головы беззаботных сограждан, перепахивая гектары плодородной почвы… а это не есть правильно…

Т.к. все запчасти на самолете идеального качества и стоят огромные деньги (на безопасности никогда не экономят, поймите правильно), то держать на складах большое количество запасного обменного фонда всевозможных блоков и агрегатов, которые будут тупо лежать мертвым грузом – достаточно накладно. Посему, все изготовленные на авиационных заводах детали,  как правило устанавливают на новенькие самолеты, а количество запчастей очень ограничено. …очень-очень ограничено. Чего греха таить – нет запчастей в нужном количестве! Нет, хоть волком вой, хоть головой об стену бейся! Нету! Дефицит! Все идет на сборку новых самолетов! А в комплекты ЗИП жалкие крохи…

Поэтому ИАС (инженерно-авиационная служба) постоянно находится в «бодром состоянии» - при поломке дефицитной детали делай что хочешь, но обеспечь наличие исправных самолетов в полку и желательно 100%!!! Самолет должен в небе летать, оставляя в бескрайней синеве красивый инверсионный след (белый и пушистый), а не на бетонке стоять, устало свесив свои крылья…

Сломан самолет, но летать должен! А запчастей нет?! Что делать??? Снимать трусы и бегать?! …с истошными и душераздирающими криками, что все пропало?!

Можно попробовать, конечно, но строгое начальство такой живописной картиной вряд ли разжалобишь, а % исправной техники обеспечь любой ценой!!!

…а рядом на бетонке стоит аналогичный борт – брат-близнец, у которого межрегламентный ресурс закончился и он ожидает своей очереди на постановку в ТЭЧ. Или сдохла сложнейшая система, и ждем запчасти с завода-изготовителя, которые по почте уже выслали, но с другого конца нашей необъятной Родины (за 7 тысяч километров паровозом везут – долго, …иногда пару месяцев или еще дольше). Или ждет очереди на «заводской ремонт» в цехах завода-изготовителя… стоит самолет весь такой красивый …и даже как правило, исправный… А рядом толпа инженеров и техников рыскает, плотоядно облизываясь как стая голодных акул вокруг беззащитной и соблазнительной жертвы…

% исправности самолетов полка ежедневно в штабы наверх докладывается, чтобы там могли прогнозировать на случай внезапной войны и все такое... кто ж тебе позволит половину боевых единиц в ремонт вывести?! То-то и оно… так можно и должности вместе с погонами лишиться… И что делать?!

В результате, зам. САМого по ИАС (инженерно-авиационная служба) – аналог главного инженера, припертый к стенке необходимостью обеспечить необходимый % исправности боевых самолетов в полку, зажмурив глаза и мысленно перекрестившись, обреченно дает отмашку… И жертву начинают яростно рвать на части, суетливо разбирая и снимая все необходимое для функционирования его собратьев. …Потом все вернем… в лучшем виде…честно...

Жертвой на «разборку» был назначен 917-й борт. У него накрылась автоматика в топливной аппаратуре, и самолет был обречен длительное время стоять без движения, пока с завода-изготовителя не пришлют комплект новых «мозгов». А тем временем, усилиями трудолюбивых спецов, 917-й из новенького самолета, за пару дней превратился в отдельно стоящий авиационный корпус (как в старом анекдоте про танкистов).

Кто не знает или запамятовал, кратенько напомню: «В танковый полк приехала комиссия из Москвы и суровый генерал-инспектор в сопровождении комполка рыскает по территории и яростно дерет всех и каждого. На пути попадается огромная лужа, в которой лежит пьяный в слюни лейтенант. Генерал свирепеет и требует от офицера встать из лужи и внятно представиться. Летеха, еле стоя на ногах, докладывает: "Командир отдельного танкового корпуса лейтенант Раздолбаев." Генерал в недоумении спрашивает у комдива: «С каких это пор лейтенанты командуют танковыми корпусами??? Это же о-го-го какая величина?! Комдив заискивающе рапортует: «Лейтенант Раздолбаев двигатель на своем танке прошлой зимой запорол, пушку еще раньше сломал на стрельбах, ствол погнул при маневрах, гусеничные траки потерял, радиостанцию пропил… Один только танковый корпус и остался!»

917-й был полным собратом отдельного танкового корпуса, но только с авиационным уклоном.
Весь такой беленький, чистенький, блестящий снаружи, а внутри «консервная банка с гайками» - своего рода, «донор» для своих же крылатых собратьев. А куда деваться?! Боеготовность полка – это святое!

В принципе, сиротливо стоящий на стоянке полка самолет – склад запчастей в шаговой доступности, всех устраивал. Но лишь до момента, пока в штабе полка не появилась группа офицеров из соседнего полка.
- Здравствуйте, славяне, мы сами не местные, нас прислали к вам забрать самолетик один. Отдадите?!
- Не вопрос! Забирайте! Какую машину вам начислили передать?
- 917-ю!

В штабе воцарилась гробовая тишина, и лишь далеким и слабым эхом разнеслось на выдохе.
- …твою мать…

Когда первый шок и ступор от ошеломительного известия слегка отпустил, начштаба расплылся в самой дружелюбной улыбке, на которую был способен и залебезил перед дорогими гостями.
- Парни, на аэродром вам ехать пока рано. Займитесь теорией! Повторение - мать учения и все такое... Сейчас даю команду и вам мгновенно выделяют самый уютный учебный класс в штабе, группу квалифицированных специалистов… Пару недель посидите за партами. Освежите, так сказать, фундаментальные знания...
- Мы бы хотели сразу на стоянку борта…
- Какая стоянка? Какая стоянка, ребятушки? Чего вы там не видели?! Серый бетон, самолеты, шум двигателей, пронизывающий ветер, дожди и слякоть, бррррр! Еще успеете. Вы у нас в баньке были? Знатная у нас банька! Ой, знатная!!!

Пока командированных парней парили в банях, читали заумные лекции и откровенно водили за нос, спецы полка лихорадочно восстанавливали 917-й борт, отлавливая все самолеты на которые были установлены агрегаты и блоки с «донора». А как иначе?! Согласно записям в формуляре самолета на законное место надо возвращать именно те номерные приборы и агрегаты, которые входят в комплект более сложных устройств и прописаны в паспортах на эти системы. (непростая работенка, скажу я вам, ибо самолеты полка постоянно носятся по командировкам и поймать их на аэродроме не так то просто. Тем более что вместо снятого оборудования для 917-го, на разукомплектованный борт надо было воткнуть что-то взамен, а то половина эскадрильи встала бы на прикол).

Как только акт приемо-передачи был подписан и 917-й борт благополучно улетел к новому месту своей дислокации, толпа спецов алчно заскользила взглядами по стоянке полка, выискивая очередную жертву для почетной роли донора… «Разборка» forever!!! А что делать, когда ЗИПы в дефиците?

Самый оптимальный вариант глобального ремонта всего неисправного оборудования всех самолетов полка сразу – если какой-либо борт запланирован на «заводской ремонт» в цехах завода-изготовителя. (Есть такая практика, когда самолеты ремонтируются в заводских условиях руками квалифицированных рабочих, которые разбирают его до винтика, дефектуют изношенные детали, меняют все подозрительное с любыми следами символического износа и ставят все новенькое и свеженькое) Это же супер!

Следовательно, на 911-й борт, улетающий на заводской ремонт, с монаршего благословления командира естественно, ставят все неисправное, что накопилось в эскадрилье или в целом полку!!! На заводе все исправят, все сделают, хе-хе!

В результате, после процедуры тотальной замены всего исправного оборудования на «не совсем исправное», остается самое главное - уговорить экипаж потенциального катафалка, согласиться на почетную роль камикадзе и совершить откровенно рисковый рейс до аэродрома завода-изготовителя. Шутки шутками, но самолет искусственно доводили до состояния «помойки». И его способность держаться в воздухе могла быть обеспечена лишь за счет мастерства пилотов и фантастической надежности, заложенной в конструкцию самолета гениальными инженерами еще на этапе проектирования.

Честно говоря, лететь на «ЭТОМ» было весьма страшновато. Поэтому, как правило, среди экипажей бросался жребий. А в уши «счастливчиков» вливалась неутешительная информация о текущем состоянии самолета и проводилась разъяснительная работа с элементами банального торга.

Как правило, первым к командиру «аэроплана» подходил спец по РЭО (радиоэлектронное оборудование) и заискивающе глядя в глаза, начинал мягко мурлыкать.
- Короче, там небольшие проблемы со связью…
- Насколько небольшие?
- Ну, дальней связи вообще нет, остальная работает через раз и только по резервному каналу…
- Ёпт…
- На посадку заходите аккуратней и лучше ориентироваться визуально, т.к. система ближнего привода безбожно врет метров на тридцать вправо… высотомер дает погрешность метров на 800-т, пусть его там, на заводе посмотрят…
- РЛС??? (радиолокационная станция)
- Тоже «Ёк»! Ее с 902-й машины сняли. Помнишь, когда им в носовой обтекатель молния попала? Вот это она самая и есть…
- Совсем ухулели, что ли?!
- Литр! (авиационного спирта, естественно)
- Пять!
- Литр! Вся эта херь на безопасность полета почти не влияет…
- Хрен с тобой, по рукам! И по прилету на базу, пусть твои  орлы посмотрят телевизор моей тещи, а то цветность изображения пропадает. И дочке надо цветомузыку спаять, давно просит…
- Лады!
- Следующий!

Следующим подходит АОшник (спец по авиационному оборудованию) и уже разогретому и морально подготовленному командиру экипажа начинает резать правду матку, особо не стесняясь в выражениях.
- Курсовая система чудит – работает только один гироскоп, два стоят. Причем, стоят конкретно.
- Хоть один работает и то радует…
- Ага, работает… только за час полета дает погрешность в 20-ть градусов. Поэтому вы уж там «газку» поддайте, чтобы в небе долго не болтаться, а то улетите хрен знает куда…
- А инерциалка?! (Инерциальная навигационная система)
- Даже с упоров не встает... безнадега полная. БЦВМ (бортовая цифровая вычислительная машина) мертва, даже не включайте, а то предохранители погорят – где-то короткое замыкание?! Автопилот…
- А как на глиссаду аэродрома выйдем? Как сам аэродром завода найдем?
- По Ки-13 (древний и абсолютно бесполезный компас по прозвищу «рыбий глаз», по нему только Христофору Колумбу плавать …в Индию, по пути …через Америку, такая же точность). Штурман у вас опытный, не заблудитесь… в крайнем случае по звездам сориентируется… Во время войны наши деды, вообще, по железнодорожным путям летали... Про автопилот будешь слушать?
- Вот уроды!
- Да уж, техника нынче просто 3,14здец какая капризная – сложная в изготовлении и ломается все чаще и чаще. Не то, что раньше. Генератор левого борта под нагрузку не становится. На АБ (аккумуляторные батареи) тоже не надейтесь, их минут на 15-ть хватит, не более. …кстати, у вас кислорода на борту хоть залейся, баллоны совсем не травят, прикинь?!
- Вы уроды!
- Нууууу, не без этого конечно, но давай уж как-нибудь поменьше эмоций и поближе к делу. Ваши предложения, мистер?!
- Ведро!
- Пять литров и ни капли сверху!
- Рецепт фирменной «клюковки» раскроешь?
- Тогда три ...и рецепт! Но рецепт без права распространения в чужие уши, а только для личного пользования…
- Годится!

И так все по очереди… Последним, как правило, подходил спец по СД (самолет-двигатель) и, подводя итог всеобщей удручающей картины, вываливает основное.
- Демпфер рыскания не включайте, обмотка электродвигателя сгорела, и редуктор рассыпался… короче, из двух неисправных машинок… одну собрали и вам поставили... Давление в бустерной системе …медленно, но падает! Это плохо! Поэтому пошустрее там… не висите в воздухе до скончания веков и второго пришествия… не крутитесь на Харьковым, его красотами любуясь, а сразу же на посадку. Топливная система чудит, показание стрелок остатка топлива не соответствует действительности… но заправили вас как полагается, за топливо не переживайте, нигде не течет, хватит вам и туда и еще …на пару кругов, если чего…
- Е*ануться от восторга! Движки хоть тянут?
- Движки тянут превосходно! Особенно, левый…
- А правый?
- То же тянет… но левый лучше…
- Мде…
- По прилету на базу, проставляю канистру спиртяги! И давайте-ка в путь дороженьку, с Божьей помощью и нашим благословлением. А то пока стоим тут и пустое в порожнее гоняем, давление в гидрашке ниже критического упадет (гидросистема) и придется вылет на завтра переносить…
- …
- А за ночь наши ухари остатки исправного оборудования снимут и вообще, самолет от бетонки оторваться не сможет… На руках его на завод потащите???


Рецензии
Спасибо!! Отлично написано! Получил огромное удовольствие от прочтения!
Не понятен только один момент: как на завод гонят самолёт с неисправными модулями, снятыми с других бортов, если все номера модулей прописаны в паспортах и формулярах? На заводе разберут все до винтика и увидят что номера модулей не совпадают с паспортами! Да и если случится происшествие в воздухе с таким самолетом - кто-то ведь спросит: а почему все детали не родные, кто разрешил замену и взлет???

Не понятно только это, остальное все замечательно описано!

Иван Ре   02.10.2014 13:52     Заявить о нарушении
Уважаемый Иван, Вы безусловно правы в своем вопросе, но ответ очень прост - вместе с заменой исправного блока на неисправный, вносится изменение в формуляр!!! ...и все, получите новую комплектацию системы!
С улыбкой,

Алекс Сидоров   06.10.2014 07:14   Заявить о нарушении
На это произведение написана 51 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.