Про гусеницу

Вдруг пришла мысль написать серию маленьких философских рассказов. Накопились кое-какие мысли и наблюдения. Просто так выложить отдельные фразы показалось неинтересным. А вот облечь их в форму почти детских сказок - это довольно просто и, на мой взгляд, мило. И почему-то главным героем захотелось сделать гусеницу. Не знаю, чем объяснить свой выбор, но мне кажется, что именно гусеница, как символ неконечной формы одного и того же существа, очень подходит для мыслей, которые я хочу выразить в своих рассказах.

Обретение смысла.

 Жила-была гусеница. Её самым любимым занятием было, удобно устроившись на веточке, жевать сочный листик. И ни дождь, ни ветер, ни жаркое солнце не могли отвлечь её от этого. Так проходили все дни. И никогда гусеница не задумывалась о том, зачем она живёт и что будет с ней дальше.
    Но однажды к ней на веточку присело большое и очень красивое крылатое существо.
    - Ты кто? – спросила гусеница.
    - Я – бабочка, - ответила гостья.
    - Какая же ты красивая! – восторженно пролепетала гусеница. – Ах, как бы и я хотела иметь такие замечательные разноцветные крылья!
    - Ты будешь такой, - бабочка улыбнулась.
    - Неужели? – гусеница явно не поверила красавице.
    - Обязательно будешь, – бабочка помахала крыльями и продолжила, - скоро ты покроешься плотной оболочкой, и именно тогда произойдёт твоё превращение. Потом ты вылупишься – словно родишься заново и полетишь навстречу радостным впечатлениям.
    Сказав это, бабочка снова взмахнула крыльями и полетела. И, улетая, прокричала напоследок удивлённой гусенице: «Помни, я – твоё будущее!»
    Гусеница зачарованно смотрела ей вслед. Ей очень понравились слова бабочки и теперь, жуя очередной листик, гусеница размышляла о том, как однажды она раскроет большие радужные крылья и покинет давно привычный маленький мир, став прекрасным существом.
    Так гусеница обрела цель и смысл жизни…

Что Бог ни делает…

 С тех пор, как гусеница обрела смысл жизни, она стала относиться к себе намного внимательней и бережней. Ведь ей предстояла такая великая цель – стать красивой бабочкой!
    Гусеница больше не грелась беспечно на солнышке. Теперь, прежде чем удобно расположиться на веточке, она внимательно осматривалась: не мелькает ли зловещая тень какой-нибудь голодной птицы. И только как следует убедившись, что ей ничего не грозит, гусеница принималась за трапезу.
    Но однажды у гусеницы сильно разболелась голова, и ей совершенно необходимо было полежать под солнечными лучами. Но, как назло, невдалеке сновали ласточки, выглядывая добычу. Сначала гусеница побоялась выползать на открытое место, но голова болела так сильно, что желание избавиться от боли, в конце концов, пересилило страх.
    И гусеница выползла на край веточки, под тёплые и ласковые лучи полуденного солнца.
    Но, увы, удача оказалась не на её стороне. Не успела она пристроиться на листике, как почувствовала, что её тельце словно перехватили клещами: это одна из ласточек зажала гусеницу в своём клюве.
    Гусеница обречённо вздохнула, подумала, что никогда ей уже не стать бабочкой и приготовилась к смерти.
    Но тут произошло странное: совсем рядом пронеслось что-то огромное, страшное и ужасно громыхающее. Ласточка, то ли от удивления, то ли от испуга раскрыла клюв и гусеница, освободившись, шлёпнулась на землю.
    Потом она лежала на земле и думала: что же такое напугало ласточку. И вдруг мимо неё пробежал знакомый муравей. Гусеница вежливо поздоровалась и спросила, не знает ли он, что это такое громыхающее могло летать над деревьями. Муравей был очень умный. И он сказал ей, что это была такая большая птица, которую сделали великаны – хозяева деревьев. Эта птица летает над садом и поливает его специальным дождём, от которого умирают все гусеницы. И теперь вот все родственницы нашей гусеницы погибли, и муравьям предстоит огромная работа по уборке.
    И тут гусеница поняла, какой счастливый билет ей в жизни выпал. Ведь, если бы её не схватила ласточка, она тоже бы лежала сейчас бездыханная там, под деревьями.
    Так гусеница сделала очень полезный вывод: не всё плохое так уж и плохо – могло быть ещё хуже.

Не всё то золото…

Оправившись немного от жуткого приключения, гусеница стала раздумывать, что же ей делать дальше. На старое дерево возвращаться не стоило. И гусеница решила отправиться на поиски нового дома.
    Но куда идти? В какой стороне её ждёт спокойная жизнь и мягкие сочные листики? Гусеница пожалела, что не спросила об этом у умного муравья. Но что поделать. Надо поискать тех, кто смог бы ей помочь.
    И тут гусеница услышала, как к ней кто-то обращается:
    - Кхм, барышня, позвольте вас спросить, что вы тут делаете? Я вас тут раньше не встречал.
    Гусеница обернулась на голос. Она увидела, как из земляной норки вылезает какое-то странное существо. С виду вроде тоже гусеница, но какое-то бледное и ужасно некрасивое. А, к слову сказать, наша гусеничка считала себя (и не зря) красавицей. У неё была пушистая рыженькая шубка с золотистыми пятнышками, а на голове маленькая, тоже сверкающая золотом корона.
    Но она была очень воспитанной гусеницей, поэтому ничем не показала, что незнакомец ей не понравился, и вежливо ответила ему:
    - Я здесь оказалась случайно, меня хотела съесть ласточка, но, к счастью, выронила из клюва. Но теперь я не знаю куда идти, где искать себе пристанище.
    - Сударыня, - странное существо уже полностью выбралось из норки и это не прибавило ему привлекательности, - я могу вам помочь и проводить вас до ближайшего подходящего дерева.
    Гусеница задумалась. Ей всегда казалось, что не стоит доверять незнакомцам, тем более таким некрасивым с виду. Но, решив, что другого выхода нет, уже собралась, было, согласиться, как вдруг раздался лёгкий треск и на полянку приземлился ещё один незнакомец. Он был намного приятней странной бледной гусеницы-из-под-земли. У него были изящные тонкие ноги, и очень красивые большие глаза.
    - Здравствуйте, прелестная незнакомка! – нежным голосом сказал незнакомец.
    - Здравствуйте, а как вас зовут? – осведомилась гусеница.
    - О, я – кузнечик: всем известный певец и музыкант. После этих слов красавец вывел сложную руладу на зазубринках, которые были у него на ножках. Гусеница пришла в полный восторг.
    - Могу ли я чем-нибудь помочь вам? – спросил кузнечик.
    - Ах, да! – гусенице было приятно его внимание. – Мне нужно найти дерево со свежими листьями, чтобы обустроить там домик.
    - Конечно, конечно, я провожу вас! – С этими словами кузнечик хотел галантно предложить гусенице свою лапку.
    Но неожиданно в траве послышалось шуршание, и из зарослей выбежала огромная мохнатая крыса. Её острые зубы не предвещали нашей милой компании ничего хорошего. Гусеница совсем растерялась. Таких ужасных зверей она не видела никогда. Она хотела попросить помощи у кузнечика, но, оглянувшись, увидела, что он уже скачет прочь на своих длинных ножках, совершенно забыв о ней.
    Гусенице уже было показалось, что мохнатый монстр сейчас съест её, но вдруг почувствовала, как кто-то обхватил её и тащит вниз, под землю. Гусеница зажмурилась от страха. Но когда, очутившись в норке, она открыла глаза, то увидела, что это земляной червяк (так он представился) затащил её сюда, чтобы спасти от крысы.
    Так гусеница поняла одну важную вещь: не всякая внешняя красота является истинной.

И враг не всегда страшен

Благородный земляной червяк, спасший нашу гусеницу от крысы, проводил её до опушки леса, в котором она могла найти себе новый домик. Лес был невероятно красив: сосны, клёны, берёзы, вязы, орешник… У гусенички от такого разнообразия даже закружилась голова. Она была в растерянности и не знала, что ей выбрать.
    Немного осмотревшись и поразмыслив, решила гусеница устроиться на очень привлекательном с виду клёне: у него была густая ярко-зелёная крона. Гусеница добралась до его ствола и полезла вверх. Это был довольно трудный путь. Гусеничке никогда ещё не приходилось так долго ползать по деревьям. Раньше она просто переползала с веточки на веточку, а теперь нужно было преодолеть огромное для неё расстояние. Но она была упорной и, к тому же, очень хотела кушать. А зелёные листики так аппетитно смотрелись и манили своей свежестью.
    Но чем ближе гусеница подползала к облюбованной веточке, тем больше её настораживал странный звук, идущий с той стороны. И когда она уже была у цели, то с ужасом поняла, что была не единственной присмотревшей эту ветку в качестве дома. Здесь уже были жильцы: прямо посредине, в самой гуще листьев, располагалось птичье гнездо, в котором пищали птенцы.
    Гусеница впала в уныние. Теперь ей придётся ползти назад и подыскивать другое дерево. Хорошо, если по дороге родители пернатых малышей не сделают из неё корм для своих детишек. И она уж было собралась пуститься в обратный путь на землю.
    Но, неожиданно ей в голову пришла удивительная мысль: а почему бы не устроить свой домик рядом с гнездом? Так, чтобы хозяева её не заметили. Зато она тогда была бы избавлена от угрозы быть съеденной другими птицами. Ведь родители птенцов свой домик от чужих охраняют.
    И гусеница решила рискнуть. Она выбрала место сбоку под гнездом, где было много хороших свежих листьев, свернула из одного из них себе домик, уютно свернулась калачиком и уснула. От переживаний последних дней гусеничка ужасно устала.
    Ей снились удивительные, наполненные приключениями сны. Она видела себя красивой бабочкой с разноцветными крыльями, летающей в голубом небе с пушистыми белыми облаками.
    Вот так, сама того не зная, гусеница применила в жизни одно спасительное правило: иногда, если хочешь уберечься от врага, попробуй спрятаться у него за спиной.

Добро – это общая радость

Обретя новый домик, гусеница зажила спокойно и сытно. Ей совсем не мешали громко пищащие птенцы, которые постепенно обрастали смешным пухом. Родители птенцов её не замечали, а посторонних птиц гусеница никогда возле дерева не видела.
    Хотя, у неё был ещё один сосед – паучок. Он был не из противных серых больших пауков, которые могли бы обидеть или даже съесть гусеницу. Нет, он был совсем маленький, неприметный и жил в расщелинке коры, недалеко от домика гусеницы. Общались они мало. Паучок, похоже, был очень стеснительным и редко выходил из своего укрытия. Лишь иногда при встрече они вежливо здоровались друг с другом. Гусеница непременно спрашивала:
    - Как поживаете, дорогой сосед?
    На что паучок всегда отвечал:
    - Спасибо, хорошо? – и тут же скрывался в своём убежище.
    Однажды, послеобеденную дремоту гусеницы прервал чей-то неприятный скрипучий голос. Гусеничка прислушалась. И то, что она услышала, ей совсем не понравилось. Она выползла из домика и увидела вот что.
    На ветке, возле расщелинки паучка, сидела большая зелёная муха. Она пыжилась от самодовольства и говорила очень нехорошие вещи:
    - Ну что, дурачок-паучок, где твои глупые родственники? Ну, посмотри на меня, какая я большая и сильная. И что ты мне можешь сделать? Ты, маленькая глупая букашка!
    И так далее. Паучок пытался ей что-то возразить, но муха не давала ему сказать ни слова.
    Гусеница сильно разозлилась. Ей стало не только жалко паучка, но и было очень противно наблюдать это мушиное бахвальство.
    - Послушайте, неуважаемая муха! Как вам не стыдно! Вы пользуетесь тем, что мой сосед не большой и кровожадный паук, а маленький и беззащитный! Вон там, на соседней ветке живёт тот, кто вам нужен: огромный паук-крестовик. Вот летите туда и высказывайтесь там. Я посмотрю, как он с вами поступит!
    С этими словами гусеница довольно сильно толкнула наглую муху. Та, опешив от напора, свалилась с ветки и, возмущённо жужжа, улетела.
    - Спасибо вам большое, милая гусеница, - прошептал паучок и скрылся в расщелинке. А гусеница отправилась назад в домик и снова легла спать.
    А утром её ждал сюрприз. Когда она вышла погулять, то увидела фантастическую картину: края её домика были украшены великолепными жемчужными кружевами из тончайшей паутины. И на них маленькими бриллиантами сверкали капельки утренней росы. Зрелище было столь великолепным, что у гусенички перехватило дыхание от восхищения.
    Вдоволь насмотревшись, она подошла к домику паучка и спросила:
    - Дорогой сосед, неужели вы это сделали для меня?
    - Да, мне очень хотелось отблагодарить вас, но я только лишь умею плести паутину, и поэтому сделал вам в подарок это украшение, - смущённо ответил паучок.
    Гусеница от души поблагодарила его и стала снова любоваться обретённой красотой.
    Теперь гусеница точно знала, что, делая добро, делаешь его не только для других, но и для себя.

Происшествие с далеко идущими последствиями

После того, как гусеница помогла паучку, она поняла, что может постоять не только за себя, но и за других. У неё появилась уверенность в своих силах и даже некоторая, немного безрассудная, отвага поселилась в душе.
    И совсем скоро ей представился случай проявить свои вновь открывшиеся способности на деле. А произошло это так…
    Птенцы в гнезде постепенно оперились и наступило время им учиться летать. И теперь каждое утро начиналось с того, что птицы-родители громкими криками поощряли успехи своих отпрысков в лётной науке. Малыши были смышлёными и довольно быстро осваивали воздушное пространство, с каждым разом всё дальше и дальше улетая от гнезда. И вот однажды, когда птицы улетели довольно далеко, гусеница услышала чей-то еле слышный голос, который просил о помощи:
    - Кто-нибудь, помогите, пожалуйста, помогите!
    Голос слышался со дна гнезда. Гусеница сначала было засомневалась, стоит ли ей лезть туда. Ведь птицы могли вернуться в любой момент, и тогда её мечта стать бабочкой так и осталась бы мечтой. Но потом ей стало стыдно. «Чего это я?» – подумала она. «Я же смелая и сильная гусеница. Если кто-то просит помощи – я должна помочь». И она отважно полезла на край гнезда.
    Когда она сверху глянула вовнутрь, то увидела на самом дне, в пуховой подстилке гусеницу, очень похожую на неё. В такой же рыжей шубке, только очень потрёпанной, и золотистая корона на голове была поникшей.
    Наша гусеничка поняла, что обязана помочь другу и избавить его от печальной участи оказаться быть съеденным птицами.
    Но как это можно было бы сделать? И тут она вспомнила про паучка. Гусеница посмотрела в сторону его домика и увидела, что сосед греется под лучами солнца возле расщелинки.
    - Дорогой паучок! Мне нужна ваша помощь! – прокричала гусеница.
    Паучок стряхнул с себя дремоту и направился к ней.
    - Что случилось, соседка? – паучок сильно запыхался от быстрого бега, но был полон решимости помочь.
    - Не могли бы вы сплести паутинную верёвку и сбросить её на дно гнезда? Посмотрите, там одна гусеница в беде, её надо вытащить!
    Паучок без промедления начал плести верёвку и сделал её длинной и крепкой. Гусеница привязала к её кончику кусочек коры и сбросила это простое спасательное средство в гнездо.
    Пострадавшая гусеница внизу обвязала верёвку вокруг себя и паучок вместе с гусеничкой вытащили бедолагу из гнезда.
    Потом наша гусеница предложила поселиться неожиданному гостю рядом с ней на веточке. И теперь они ночи напролёт болтали на самые разные темы и вместе лакомились сочными листьями. И мечтали о том, как станут красивыми бабочками и полетят навстречу новой жизни. И гусеница уже не могла себе представить, как она жила раньше без такого хорошего друга и собеседника.
    Вот так гусеница поняла, как это важно: не струсить, не отступить перед опасностью, а суметь оказать помощь и обрести в жизни не просто друга, но и наполнить свою душу присутствием близкого существа.

Окончание истории

Всему в нашем мире свойственно через перемены обретать законченные формы. Вот и для наших гусениц наступило такое время...
    Однажды вечером они почувствовали, как им невероятно хочется спать. Тело стало каким-то вялым и начало постепенно покрываться плотной оболочкой-коконом. Гусеницы приняли это как неизбежность и покорились судьбе. Последними их мыслями, перед тем как заснуть, были мечты о новой интересной жизни. А потом наступил сон: не очень долгий, но крепкий.
    А лето шло своим чередом. То стояли солнечные дни, то шёл дождь, а гусеницы мирно спали в своих оболочках.
    Птенцы совсем выросли и разлетелись из гнезда. Маленький паучок очень скучал один, но каждый день проверял: не произошло ли чего с куколками, нет ли каких изменений. И терпеливо ждал…
    И вот однажды, проснувшись утром, услышал паучок странный звук. Он выглянул из своей расщелинки и увидел что коконы треснули и из них пытаются выбраться какие-то непонятные существа.
    Устроившись неподалёку, паучок стал наблюдать за происходящим. Твёрдые оболочки распадались на части. И те, кто вылуплялись из них, совершенно не были похожи на знакомых гусениц.
    Когда существа совсем освободились от тесных коконов, то стало ясно, что теперь это бабочки: очень красивые, с большими разноцветными крыльями. Вот такая метаморфоза произошла с нашими милыми пушистыми гусеницами.
    Они были ещё очень слабенькими. Их крылышкам надо было обсохнуть на солнце и окрепнуть. Но паучку уже не терпелось выразить своё восхищение. Он подошёл к ним и произнёс:
- Здравствуйте, милые гусеницы… Ой, прошу прощения, бабочки! С возвращением! Я очень рад вас снова видеть!
- Здравствуй дорогой паучок! Ты наверно очень скучал тут без нас? Как дела? Что нового?
Паучок вздохнул и ответил:
- Птенцы улетели… И вы, наверно, тоже улетите?
    И такой у него был грустный вид, что бабочкам стало его жалко. Он ведь всегда был и остался хорошим и верным другом.
- Не грусти, мы не будем никуда улетать надолго, а останемся жить здесь, на этом дереве.
    Бабочки посмотрели друг на друга и вдруг поняли, что они не только немного разные, но и то, что им очень хочется быть вместе и никогда не расставаться.
    А всё дело было в том, что, став бабочками, они обрели индивидуальность: одна стала мальчиком, а другая – девочкой. Оба были очень красивы: яркие крылышки обсохли и расправились и теперь сверкали всеми цветами радуги. Сердца бабочек переполняло ликование и желание полёта.
- Не грусти, паучок! – ещё раз сказала бабочка-девочка. - мы станем летать в округе, искать цветы с вкусным и сладким нектаром. Но всегда будем возвращаться сюда, на наше дерево и рассказывать тебе о том, что увидели за день. И ты ещё понянчишь наших деток.
    Бабочки взмахнули крыльями и полетели к ближайшему лугу. А паучок смотрел им вслед, смахивая с глаз счастливые слезы…
    Вот так осуществилась мечта нашей гусенички. Ведь она очень этого хотела и пронесла веру в исполнение своего желания через испытания. И радость свободного полёта была ей достойной наградой!


Рецензии