Гипермеркантилизм как угроза промышленной безопасн

Гипермеркантилизм как угроза промышленной безопасности

19 марта 2007 года произошла авария на шахте Ульяновская. В результате взрыва метана и угольной пыли погибло 110 шахтеров. В результате расследования были выявлены многократные нарушения правил техники безопасности, а также модификация системы безопасности произведенная для получения дополнительных объёмов добытого угля.
24 мая 2007 года аналогичная авария произошла на шахте Юбилейная, унесшая жизни 39 шахтеров. Расследованием были выявлены регулярные нарушения техники безопасности, как со стороны руководящего состава шахты так и со стороны шахтеров.
17 августа 2009 года из-за необдуманных технических решений руководства СШ ГЭС, а так же не проведенного должным образом ремонта один из гидроагрегатов разорвало напором. В результате аварии погибло 75 рабочих станции, а также нанесен материальный ущерб на сумму более 7 миллиардов рублей.
Что общего у всех этих аварий? Все эти аварии произошли на предприятиях с частным капиталом, на предприятиях управляемых коммерческими структурами. А что объединяет коммерческие структуры? Их цель – получение прибыли и зачастую эта цель ставится выше таких интересов как жизнь и здоровье работника. В целом, поведение предпринимателя лучше всего укладывается в такое малоупотребимое понятие как меркантилизм.
Первоначально меркантилизм это система взглядов экономистов XV—XVII вв., ориентированная на всестороннее ограничение импорта товаров, запрет на вывоз золота и серебра из страны (Нарушение запрета каралось смертной казнью). Главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса и аккумуляцию денежной массы. В марксистской интерпретации меркантилизм выражал интересы крупных торговых монополий, позволяя им долгое время находиться вне конкурентного поля.
В период классического и позднего средневековья меркантилизм был исключительно актуален в силу неразвитости экономических связей между государствами и общей агрессивной националистической направленностью их политики. Опора на собственные силы, считалась большим благом и наилучшим способом сохранения независимости средневекового монархического государства. Политика меркантилизма была полезна для достижения автаркии и усиления государства по сравнению с другими странами не только в военном отношении, но и в сравнении размера казны. Государству и международным компаниям необходимо поддерживать определённый уровень ликвидности для успешного ведения внешней торговли особенно в условиях неразвитости денежного рынка. Как указывает Кейнс , приток золота удешевляет деньги и обеспечивает низкие процентные ставки. Это в свою очередь увеличивает инвестиции и поддерживает занятость в государстве.
Однако в процессе развития государств и международных отношений даже такая устоявшаяся система взглядов как меркантилизм претерпела изменения в сторону либерализации и обеспечения потребностей населения не только за счет средств собственных производителей, но и за счет производителей из зарубежных стран. 
Если проводить параллель между монархическим государством периода классического и позднего средневековья можно и современной фирмой то можно, к сожалению, увидеть много общего.
В первую очередь небывалая тяга к постоянной аккумуляции денежных средств. Средства, полученные юридическим лицом в процессе деятельности, зачастую идут в карман учредителей и руководства организации. Как показывает практика, единицы вновь создаваемых юридических лиц создают и поддерживают фонды социального и производственного развития.
Для угольных компаний такое отношение к ведению дел приводит к быстрому износу основных производственных средств, дополнительной нагрузке на персонал и недостаточному надзору за безопасностью на собственном предприятии.
Безусловно, одним из важнейших аспектов деятельности любой коммерческой организации является поддержание её платежеспособности, однако постоянное зацикливание юридического лица на удержании финансового баланса приносит не меньше вреда его развитию, чем средневековые законы о запрете вывоза золота и внешней торговли для роста качества и количества товаров народного потребления в отдельных государствах.
Для промышленных предприятий и угольных шахт в частности характерно желание руководства этих предприятий не просто поддержать платежеспособность, но и во много раз повысить прибыль от деятельности. Для угольных шахт это приводит к самому широкому спектру последствий: от закупки горно-шахтного оборудования, не адоптированного к работе в угольных пластах насыщенных метаном до сознательного игнорирования норм безопасности ведения горных работ и поставления шахтера в положение, когда он вынужден допускать нарушения, что зачастую приводит к взрывам и несчастным случаям. В качестве еще одного примера неразумной и пагубной погони за дополнительными средствами может служить целый комплекс аварий, увенчавшийся 17 августа 2009 года катастрофой на Саяно-Шушинской ГЭС, в результате расследования аварии было выявлено, что хотя станция и перенесла капитальный ремонт в начале года, средства на него были «сэкономлены» руководством станции, в результате такого ремонта крышка закрывавшая турбину была закреплена ненадлежащим образом, из-за чего и произошла авария.
 Вышеописанные события выходят за рамки нормального поведения представителей организаций, превращая сущностный меркантилизм коммерческой организации в аморальный гипермеркантилизм – извращенное понимание и реализацию экономических интересов. Для такого поведения представителей организации характерно легкомысленное отношение к жизни и здоровью работников организации, подчинение всех усилий на реализацию своих корыстных  интересов, не смотря ни на что. Для данного поведения характерно превратное понимание принципа рациональной точности управления, указывающего, что расходы на устранение проблемы не должны быть выше расходов в связи с последствиями проблемы. Менеджментом организаций этот принцип трактуется как возможность игнорировать предписания государственных органов надзора и возможность не заботясь о повышении безопасности наращивать объёмы производства.
Такая проблема, так или иначе, назревает всегда, ещё в 1979 году Департаментом Юстиции США был издан доклад «Преступное поведение корпораций», в котором указывалось, что: «Социо-культурная обстановка, в которой работают современные американские корпорации, фактически поощряет неэтичное или преступное поведение. Нарушение законов может стать нормой поведения в среде некоторых корпораций», - при этом следует отметить, что в зарубежной практике корпорация является самостоятельным субъектом преступления и несет полную ответственность по уголовному закону.
В отечественной практике руководство организаций редко несёт уголовную ответственность, даже будучи виновными в сложившейся на предприятиях ситуации.
На сегодняшний день гипермеркантильный подход организаций, как крупных, так и малых, регулярно приводит к жертвам среди работников и иных лиц не связанных с организациями трудовыми отношениями. Для изменения данного положения предлагается введение отдельного состава преступления, который поможет оградить население от аморального поведения организаций с помощью механизма общей превенции уголовного права:

Статья 214; Гипермеркантилизм
1.Гипермеркантилизм, то есть подчинение коммерческой структуры целям получения сверхприбылей, сопряженное с нарушением правил техники безопасности, правил ведения определенного вида работ, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью либо крупного ущерба
Наказывается…
2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека
наказывается…
3.Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

Кроме того предлагается введение Кодекса предпринимательской этики, аналогичного кодексу об адвокатской этике и объясняющего деятельность предпринимателя не только с экономической но и с правовой точки зрения.


Рецензии