Концерт Машины Времени 11 декабря. Праздник начина

Я так хочу, чтобы жил тот, кто бросит лучик света
В этот брошенный-брошенный богом мир.
А.Макаревич

-Концерт "Машины Времени"? -"Машине" 40 лет? - такие реплики можно было услышать весной, когда группа Машина Времени заявила о точной дате концерта в Москве в честь 40-летнего юбилея. Музыканты отправились на полгода в турне по городам России, заключительным в этом цикле выступлений классиков русского рока стала, конечно, столица, концерт состоялся 11 декабря в СК Олимпийский.

40 лет - все-таки возраст приличный, Машину Времени слушают поколения в буквальном смысле "века нынешнего" и "века минувшего": в Олимпийском двумя рядами ниже меня сел пожилой мужчина лет 75-ти, чуть позже сбоку подсели отец с сыном, передо мной была, судя по всему, полная семья, рядом выше я заметила мальчика лет 7-ми, тоже с родителями. Да что далеко ходить, я сама на концерт пришла с папой.

Пока ряды заполнялись, в зале играли... вальсы Шопена. А сам концерт состоял из 2-х частей: поздравления "машинистов" от группы Чайф, Ума2рман, Серьга, например. Причем Владимир Шахрин замечательную фразу сказал: "На Машине Времени вырос весь русский рок, Машина как будто стала фундаментом для этого причудливого, странного здания. Но фундамент получился добротный, это я вам как специалист по фундаментам говорю". И в целом, выступление группы оранжевого настроения получилось разнофактурным и запоминающимся, как всегда, впрочем: песня "Рок-н-ролл этой ночью" была исполнена сначала в более или менее привычном формате, какой мы и привыкли её слышать; затем Шахрин предположил "как минимум на 75-летие Машины Времени выйти на эту сцену бодрыми старцами [...] быть может, чуть медленнее" (спеть) и исполнил тот же "Рок-н-ролл", вернее, часть его, но уже стилизовав под "старческое бодрое" исполнение; потом, на случай если "наш президент любит музыку потяжелее", последовала вариация песни в стиле панк. Заключительной версией Шахрин сделал вариацию "для интеллигентной публики, которая сейчас с негодованием смотрит на это безобразие", сыграв все ту же композицию в ритме вальса. Не шопеновского, правда, но интеллигентная публика и не очень оценила. Забавно было то, что вид у Шахрина был по время исполнения как у довольного кота, он чуть не жмурился от восторга. И я его прекрасно понимаю, сама наслаждаюсь, когда играю песни Макаревича.

Довольно интересное ощущение получилось во время выступления Светланы Сургановой (песня "Далеко"). Несмотря на то, что во время ее исполнения, как всегда, не возникло рези в барабанных перепонках от слишком мощного для моих ушек звука, в грудной клетке появилась вибрация, похожая на сопутствующую, например, взлет самолета или резком всплеске адреналина; благодаря этому элементу живого выступления, песня как будто наполнилась воздухом, начала сокращаться как мышца, дышать вместе со слушателями...

Последними их приехавших групп выступил "Рубль". Вторая же часть концерта, которую, собственно, отыграли "машинисты", началась с песни "Праздник начинается сейчас", причем появление музыкантов на сцене было похоже на перевернутый финал Прощальной симфонии Глюка: сначала в луче софита появился Макаревич, вслед за ним также после вспышек направленных на них потоков света - Кутиков, Маргулис...

Концерт стал бесподобным и благодаря зрителям: во-первых, представьте традиционную картинку на рок-концертах: во время медленной и всеми любимой композиции ("Свеча") в зале появляются огоньки зажигалок, светящиеся экраны мобильных телефонов... Но достаточно редко таких светлячков в зале настолько много, что они похожи на низкое звездное небо в горах...

Перечислять причины, почему юбилейный концерт группы удался, можно еще долго. Я только хочу сказать, что Макаревич, судя по тексту одной из песен из нового альбома, выпущенного того же дня, хочет, "чтобы жил тот, кто бросит хоть лучик света" в этот мир. Вряд ли Андрей Вадимович имел в виду себя, тем не менее, в мой мир он бросил не лучик, а целую горсть лучей света, разбросанных по всему спектру радуги.

Dec. 13th, 2009


Рецензии