Одесские истории. 1. И круг замкнулся

Поскольку самые яркие мои годы – студенческие – прошли в Одессе, множество историй из моей жизни связано именно с этим удивительным городом. Когда-то я их собрала в голове, систематизировала и начала потихоньку записывать, дав общее название «Одесские истории»...


Я практически не могу выбрасывать ненужные бумажки. Рука не поднимается – а вдруг именно в этой старой газете написано что-то очень важное. Или на обороте этого календарного листка позабытый, но такой нужный телефон… Но иногда это всё-таки приходится делать, и процесс выбрасывания превращается в увлекательное изучение прошлого.
Разбирая бумаги в очередной раз, я наткнулась на обрывок газеты «Труд» за 1991 год с небольшой корреспонденцией на последней странице. Там рассказывалось о трагической смерти известного одесского коллекционера. Старого человека, а было ему уже за девяносто, грабители привязали к стулу в его собственной квартире и стали снимать со стен драгоценные картины и гравюры, забирать книги с полок – собрание всей его жизни. Старик от увиденного умер.
Вроде бы, где я, а где Одесса. Но дело в том, что на даче именно у этого самого коллекционера по имени, ну, скажем, Иван Александрович, я жила, когда училась на втором курсе университета.
Он, известный врач, тогда уже от дел отошёл и занимался исключительно коллекцией. Я, юная провинциальная девочка, именно в его квартире впервые увидела шедевры старых мастеров, первопечатные книги-инкунабулы, старинные гравюры и великолепный коллекционный фарфор. А строгая, прямо-таки торжественная мебель и гобелены меня просто сразили.
На роскошной пятикомнатной даче на седьмой станции Большого Фонтана меня поселили в… прихожей. Но это было только название - прихожая. На самом деле в ней стояло кресло-качалка старинной венской работы, комод с полутора дюжинами книг дореволюционного издания (там впервые я прочитала Гоголя в «подлиннике»), широкая металлическая кровать с шишечками и большая красивая русская печка, которую смогла топить даже я, городское дитя.
Даже сад был здесь коллекционный. Редкостные деревья и кустарники, среди которых встречались и реликтовые, посыпанные необычным – розовым – песком дорожки – всё меня удивляло. Даже гости приезжали к Ивану Александровичу необыкновенные! Он познакомил меня с Марией Капнист – внучкой известного русского баснописца времён Державина, известной киноактрисой (помните колдунью Наину в сказке «Руслан и Людмила»?). Она поразила меня (тогда!), что в возрасте шестидесяти лет свободно прыгала через скамейку, чего не умела я, и была резва, как белка. Она не таясь говорила о многих годах, проведённых в сталинских лагерях, была независима и по-юношески хулиганиста. Я услышала семейные истории известного армянского композитора Спендиарова из уст его дочери…
Это теперь я отношусь к этим рассказам, как к драгоценным искрам, рассыпавшимся в ночи, и страшно жалею, что  почти ничего не запомнила. А тогда они мне казались обыденными и не всегда интересными.
Я жила на этой даче два или три месяца – потом мне дали общежитие. Иван Александрович расставался со мной неохотно – и дом как бы охраняла, и двадцать рублей платила ежемесячно. Тогда он мне показался скрягой, теперь я понимаю, что все его средства «съедала» огромная дорогая коллекция, которая стала через много лет причиной его такой ужасной смерти.
Так – чтением уголовной хроники – замкнулся круг моего короткого знакомства с одним из самых удивительных людей Одессы, человека, другом которого был Куприн, на диване которого отдыхал Бунин, которому читал свои произведения Юрий Олеша… такой странный круг жизни…


Рецензии
Это прекрасное воспоминаниие. Так редки люди, которые ставят духовное выыше материального. Вплоть до смерти.
Это воспоминание характеризует и Вас.
Что касается меня - буду продолжать читать ваши рассказы дальше.

Игорь Коровин   30.05.2014 19:39     Заявить о нарушении
Спасибо большое за бесценные Ваши слова.

Александрина Кругленко   31.05.2014 01:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.