Двенадцать дней Москвы
Рейс 900 «Челябинск-Москва»
Я улетала из дома рано утром, в начале седьмого. Это по уральскому времени. А по Москве – в четыре с копейками. Даже метро еще не ходит. Хотя, метро мне тогда было и не нужно, в это время я поднималась по расхлябанному трапу в самолет в челябинском аэропорту «Баландино». Страха не было, была полная уверенность, что эта железная дура Туполев не взлетит, потому что огромные тяжелые предметы летать не должны в принципе, это как-то против природы. Поэтому на свое место у окна я уселась с чувством легкого превосходства над остальными пассажирами – я-то знала, что мы никуда сегодня не полетим.
Рядом со мной через кресло сидел пожилой армянин и внимательно разглядывал малахитовые бусы, браслеты и сережки. Их было бесчисленное множество, видимо, на всю женскую часть семьи. Я вспомнила прилавок с такими побрякушками в аэропорту – видимо, этот молодящийся носатый старик за время пребывания на Урале (в командировке, что ли, был?) не купил своим подарки, а перед самолетом вспомнил об этом. Сейчас он вертел в руках грубо сделанный браслет и с пристрастием всматривался в продолговатые бусины. «Смотри, да? – сказал он мне, - С браком продали!» Я пригляделась – действительно, на одной бусине была большая трещина. «А я и не посмотрел» - сокрушал мой армянин.
Я выглянула в окно. Грузовая машина, из которой уже перекидали в недра самолета наш багаж, независимо ехала по полю, а водитель – молодой парень – громко что-то кричал другому мужику, который шел рядом. Начинало светать.
«Смотри, - снова привлек мое внимание сосед, - Нравится?» Он протянул мне такие же зеленые сережки, тоже грубо вытесанные из камня, но выглядевшие уже лучше за счет своего маленького размера. «Да», - честно ответила я. «Ну вот, - удовлетворенно проворчал восточный старик, - дочке подарю».
Самолет тем временем медленно поехал по полосе. Развернулся, постоял немного. И начал разгоняться уже по-настоящему. Салон мелко и сильно задрожал, а я вцепилась в ручки кресла, потому что показалось – от этой тряски сейчас раскрутятся все болтики и гаечки, и у нас сначала отвалится крыло, потом хвост, потом еще что-нибудь. Самолет подрожал-подрожал, разогнался до бешеной, почти космической скорости и вдруг стал отрываться от земли. Страшно почему-то не было, был непонятный восторг от новых ощущений. Меня приятно вжало в кресло. Я посмотрела на своего соседа – он безмятежно, как младенец, спал. Даже бусы свои не убрал, а так и держал в руках. Я улыбнулась.
Самолет набрал нужную высоту и завис в воздухе. Ощущение вдавленности в кресло прошло. Было странно ощущать себя между небом и землей и при этом чувствовать под ногами твердую опору. А еще было странно видеть облака сверху. Мне кажется, когда Он создавал мир (не знаю, кто этот Он, но кто-то же мир создал), Он не рассчитывал на то, что люди научатся летать, как птицы, и увидят его мастерскую изнутри. Это как заглянуть в подсобное помещение, где мастер работает, делает то, что люди потом видят только в готовом виде. Я видела пушистые нежные облака под собой, под моим самолетом, и чувствовала себя так, будто на миг увидела Его самого.
А потом облака расступились, и под нами стали медленно проплывать города. А может, большие деревни. В неярком утреннем свете они смотрелись как-то по-настоящему живыми, дышащими. Не могу этого объяснить, но я привыкла верить своим ощущениям. Мне кажется, спустить мы ниже, можно было бы разглядеть дым из труб и маленькие точечки – людей и машины.
Главная стюардесса объявила по громкой связи: «Полет проходит нормально, высота – 4000 метров над уровнем моря, температура за бортом – минус 40 градусов». Последняя информация для меня лично была лишней. Сразу же я стала думать, что будет, если мы не долетим. Погибну я от столкновения с землей на большой скорости, или раньше – замерзну и задохнусь в ледяном разреженном воздухе.
Нас накормили завтраком – довольно безвкусным, но интересным. Я не летала раньше в самолетах, поэтому мне все тогда было интересно.
Соседа моего им накормить не удалось. Стюарды честно откинули перед ним столик и оставили набор еды, но старик не проснулся, а лишь стал громче храпеть. Мужчина-стюардесса попробовал его разбудить – ничего не вышло.
Потом я сама уснула – все-таки встала я в тот день очень рано, да и переживаний хватало. Мне снился какой-то медленный и вязкий сон, совсем не относящийся ни к самолету, ни к Москве, вообще ни к чему. Черт его знает, что мне тогда снилось.
Проснулась я от объявления о грядущей посадке. Просили застегнуть ремни. Я свой и не расстегивала – было ощущение, что как только я его расстегну, меня оторвет от кресла и утянет куда-нибудь к потолку. Ремень моего соседа – он так и не проснулся – проверил тот самый мужчина-стюардесса. Ой, вспомнила, это называется «бортпроводник». Весь полет голову ломала, слово из головы вылетело.
Мы стали садиться. Ощущение было обратное тому, которое я испытала при взлете. Там меня вжимало в кресло, а здесь я как будто зависала над ним в нескольких сантиметрах и существовала в почти свободном полете. Я снова вцепилась в ручки сиденья, но скорее уже по привычке. Страха не было.
Мы пролетали над Москвой-рекой, над зелеными парками, над вьющимися дорогами. Когда были уже совсем низко, я увидела рабочих в ярких куртках, они что-то делали в большой разрытой яме. Крохотные, как муравьи, они таскали какие-то шланги и ковырялись в земле. Позже, через 2 или 3 часа, когда я поеду из пригорода в саму Москву, увижу этих же рабочих вблизи, совсем рядом с дорогой. И покажется, что ничего не изменилось за то время, что я на них не смотрела.
Через 2 часа 20 минут после взлета мы сели в аэропорту Шереметьево-2. Было 6:35 по Москве. Если забыть про разницу во времени, получится, что я летела всего 20 минут.
Как только шасси нашего самолета коснулись летного поля, мой армянский сосед (почему армянский – я потом видела, как он стоял у стойки регистрации на Ереван) проснулся так же внезапно, как уснул. Причем малахитовые побрякушки продолжил рассматривать с таким независимым видом, как будто не прерывался на два часа.
Я выглянула в иллюминатор. Самолет ехал еще быстро, и так же мелко и яростно трясся, как в начале, но уже сбрасывал скорость. Рядом не торопясь шли мужики в форменных жилетках и с огромными «башмаками» в руках. Башмаки – не те, которые надевают на ноги, а те, которые подставляют под колеса самолета, чтобы он не укатился куда-нибудь не туда. В соседний ангар, например. А почему нет? Наверняка у каждого самолета есть любимый механик или пилот.
Мы остановились. Я подхватила свою черную замшевую сумку и вышла вслед за восточным соседом на трап. Он тоже был какой-то хлипкий, так что ступать страшно. Если бы я вдруг стала владельцем Аэрофлота, в первую очередь заменила бы все трапы. А может, и не заменила бы. Когда у человека в жизни вдруг что-то появляется, он редко делает то, о чем думал, пока у него этого не было.
Московская земля встретила меня утренней прохладой и улыбающимися служащими аэропорта. Багаж с ленты я забирала одной из последних, потому что просто не узнала свою сумку. В челябинском аэропорту ее умотали черным полиэтиленом, так что опознала я свой багаж только по ручке и тому факту, что больше вещей на ленте не осталось.
Потом, пока ждала несколько часов своего встречающего, сидела в кресле в зале прилета. Долго не могла понять, почему все поголовно мужчины смотрят куда-то поверх моей головы. А потом посмотрела сама и поняла – так в витрине был выложен весь ассортимент табачного киоска. А после полета мужикам, видимо, больше всего на свете хотелось курить.
ВГИК
ВГИК – это цель моего пути. То, зачем я отправилась в Москву. Я хотела там учиться на сценарном факультете, причем учиться бесплатно, потому что столько, сколько они берут даже за заочное обучение, у меня нет, и я даже не представляю, где столько за небольшой промежуток времени можно взять. Нет, конечно, представляю, но там мне брать не хочется.
Итак, я приехала во ВГИК. Улица Вильгельма Пика, 3. На проспекте Мира есть указатель «Улица В.ПИКА» и стрелочка. Находчивые студенты уже давно его модернизировали – замазали белой краской точку и вторую опорную палочку у буквы «П». Получилась «Улица ВГИКА» А так оно и есть, потому что главная достопримечательность тех мест – именно кинематографический институт.
ВГИК я представляла себе по фотографиям и рассказам. Он казался мне массивным, каким-то монументальным даже, огромным зданием. В реальности – не такой уж большой и солидный. Но уже одно сознание того, что это ВГИК, делало его в моих глазах великим и не поддающемся критике.
Внутри – широченные коридоры и портреты классиков кино на стенах. Почти никого не знаю, но почему-то не стыдно. А вот таблички на дверях мастерских здорово будоражат. Почему-то ярче всего впечаталась в память «Мастерская Алексея Учителя» на втором или третьем этаже.
Документы взяли, пропуск выдали… Я приехала последней, порядковый номер 59. Но уверена была, что в творческом плане – буду одной из первых.
ВГИКу я не понравилась сразу, и сейчас понимаю почему. Этому институту столько лет и столько великих прошло через него, что у него давно появилась своя энергетика и свой непонятный нам разум. Он сам ставит подножки и подбрасывает соломинки помощи. Наши с ним отношения были обречены на провал.
Я приехала в Москву полностью уверенной в себе и в результате поступления. Приехала с настроением: а я вам тут щас ка-ак поступлю! ВГИК же привык к тому, что его любят, обожествляют и боятся. И хотят. Хотят бешено и часто безответно, и только он решает, кого сделать своим фаворитом.
Я, конечно, тоже его хотела, но была уверена, что и он меня захочет, как только узнает. А он еще на входе почувствовал мое настроение и не захотел узнавать. У меня было ощущение, что я гордой походкой вошла в массивные двери, а меня сразу же окатили ледяной водой. И я задом попятилась обратно – мокрая, трясущаяся от холода и рыдающая.
Он знал, что если мои работы дойдут до мастеров – меня возьмут. Потому что писать я умею неплохо, правда, редко этим пользуюсь. Потому что чтобы написать по-настоящему хорошо, мне нужно сидеть и выверять каждое предложение, и тратить на это все кучу времени, и многое править. А мне лень.
Но на первом же экзамене я выложилась по полной. Я написала хорошее эссе. Смешное и очень постановочное, как раз такое, о каких нас просили на консультации. Было дано шесть часов, а я справилась за два с половиной. Перечитала, поисправляла ошибки и сдала работу.
А через два дня в списке поступающих напротив своей фамилии обнаружила – работа снята с проверки. И сразу догадалась, почему – я поставила в конце дату.
Нас таких оказалось несколько – тех, кто отметил свои работы какими-то знаками, которые предположительно могли указать проверяющему на авторство. Кто-то что-то нарисовал, кто-то писал разными ручками, кто-то вообще в конце расписался. А я поставила дату.
Подсознательно на экзамене у меня мелькнуло в мозгу – а вдруг нельзя? Но я не послушала свое подсознание, потому что была уверена в качестве своей работы, и не верила в то, что из-за каких-то цифр ее могут не проверить. Да и вообще – замазкой пользоваться нельзя, не переписывать же пять страниц?
Когда я вышла из приемной комиссии и осознала, что это ВСЁ, что я сошла с дистанции, мне захотелось разреветься. Но я представила, как сейчас почти нежно и по-отечески улыбается, глядя на меня, ВГИК, и отказалась от этой затеи. Мысленно показала ему язык и уселась на подоконник.
Подоконники во ВГИКе очень широкие, может уместиться куча народу. А я сидела одна. У меня еще не было здесь друзей, они просто не успели завестись. Я была одна, и мне было так одиноко сидеть на белом пластиковом подоконнике, а за окном шел дождь.
Теплый летний дождь ласково умывал улицы и пыльные машины. И ласково шуршал по листве. Не сильный и очень мелкий. Казалось, кто-то сверху решил погладить рубашку, и попщикал из распылителя мимо гладильной доски.
Было жаль мечты – выдуманной и взращенной силой моего воображения. И вместе с тем – я чувствовала превосходство над другими поступающими – и над двоечниками – ведь у меня оценки не было, и над теми, кто экзамен сдал – я вполне могла оказаться лучше их, просто об этом никто не знал.
Выходя из ВГИКа, я подумала: «Думаешь, так просто со мной справился? Не надейся. Я вернусь». И почувствовала, как он насмешливо улыбается. «Черта-с-два! Живи без меня», - разозлилась я. И ушла.
А может быть, я все это себе придумала. И про разум ВГИКа, и про собственный талант. Может быть. Но тогда, по крайней мере, я УМЕЮ выдумывать, а это уже неплохо.
Аркадий Яковлевич
Так звали моего мастера. Точнее, должны были звать. Если бы я не поставила ту самую злополучную дату. Но я верю в судьбу. Значит, так надо и так должно было быть.
Аркадий Яковлевич очень понравился мне на консультации, когда еще в самом начале сказал: «Очень мало блондинок, это огорчает». А еще – что на сценариста не надо учиться, потому что научить этому, если ничего не заложено, нельзя. А если заложено – то ты и так писать можешь. И если когда-нибудь принесешь на киностудию ХОРОШИЙ сценарий, никто у тебя диплом ВГИКа не потребует.
Я тогда открыла тетрадочку и стала за ним записывать. И думала, что теперь буду записывать пять следующих лет. Я даже этот первый экзамен писала в расчете именно на НЕГО, что он будет читать мою работу.
Я пролетела. Что ж. Очень жаль, Аркадий Яковлевич, чего мне по-настоящему жаль, так это того, что мы с вами так и не пообщались нормально.
А еще… Мне непонятна лишь одна вещь. Я много слышала и читала о том, как Герасимов, чьим именем и назван ВГИК, отбирал для себя студентов. Всегда сам, никому не позволяя вмешиваться. И всегда заступался, и даже ставил на карту собственную работу и профессию, если считал человека талантливым. Так почему тот же мой мастер Аркадий Яковлевич не пришел в приемную комиссию и не сказал: ребята, а дайте-ка мне почитать те работы, которые вы отбраковали из-за оформления? Я понимаю, он не должен был этого делать, это не входит в его обязанности, но ведь он мог…
В общем, со ВГИКом оказалось покончено уже на шестой день моего пребывания в Москве. Я обменяла билет и зажила совершенно свободной жизнью. Делала, что хотела, ходила, куда ноги несли, и ни от кого не зависела. Оказывается, это так здорово – ни от кого не зависеть.
Воробьевы горы
Воробьевы горы стали моим любимым местом в Москве. Мне всегда было там хорошо и спокойно – и когда солнышко светило, и когда дождик моросил. Такое ощущение, что я уже бывала там когда-то давно и была счастлива. Я полюбила возвращаться туда – одна или с кем-то. Брести без цели по широким автодорогам и узеньким, лишь для пешеходов, тропинкам. Подниматься на смотровую площадку, из последних сил напрягая нетренированные ноги. И смотреть. Смотреть на Москву сверху, и вбирать ее в себя, и говорить с ней. Она, правда, редко отвечает – правильно, 12 миллионов жителей, попробуй ответь всем. Но ее чувствуешь. Чувствуешь ее настроение, ее энергетику. Чувствуешь, что она дышит и живет. И ты тоже – дышишь и живешь.
Многим некомфортно в больших городах – сказывается «эффект муравейника», когда никто тебя не замечает, и ты одинок в толпе. Не знаю, по-моему, Москва не такая. Нет, она может, конечно, быть такой, но обычно она другая. Она живет как единый организм, и я всегда чувствовала себя вместе со всеми, внутри всех. А может, она просто приняла меня, уж не знаю почему. ВГИК отбраковал, а Москва приняла.
Одна моя подруга была в Москве прямо передо мной и предупреждала: «К тебе все время будут клеиться мужики. Ко мне постоянно приставали. Они как-то распознают во мне провинциалку, и зовут показать город или сводить в кафе. Так что готовься!»
А у меня спрашивали дорогу. Причем, я бы еще поняла, если бы это были какие-нибудь молодые люди, сами приезжие. Но нет, могла остановить бабулька или из машины на перекрестке кто-нибудь высунуться. Я была в Москве своей, хотя до сих пор не знаю, как мне это удалось.
О чем я там мечтала
Однажды вечером я иду в магазин через дорогу за салатиком «Мимоза». Светофора нет, только пешеходный переход. Машины несутся как сумасшедшие. Я стою и жду. И вдруг рядом со мной тормозит какая-нибудь не очень дорогая иномарка. И стоит. И я стою, потому что жду промежутка в этом нескончаемом потоке машин. Из иномарки (пусть это будет что угодно, только не Мицубиси, такая машина в моей жизни уже была, неинтересно) выходит молодой человек. Или не молодой, но хотя бы не старше 35. Подходит и о чем-нибудь заговаривает. О погоде, о машинах, о салате, да о чем угодно. И разговор продолжается 5 минут, или полчаса, или еще дольше. А потом он берет у меня пакет с салатом, открывает передо мной переднюю дверь, и мы уезжаем. Куда угодно – в ресторан, в парк, в ночной клуб. Или просто колесить по ночной Москве. Мне так хотелось этого, что я даже почти поверила в свою выдумку. И когда выходила вечером в магазин, внимательно всматривалась в лица водителей.
Но ничего не произошло. Это даже странно. Мои мечты довольно часто сбываются, и даже буквальней, чем мне бы хотелось.
Метро
Метро я сначала побаивалась. Мне все время казалось, что я упаду с эскалатора. Поэтому когда ехала вниз, слегка наклонялась назад, а когда вверх – вперед. И крепко держалась за поручень.
В первый же день я вообще застряла в «валидаторе» - так по-умному называется турникет, на карточке метрополитена прочитала. Зашла не в тот, к которому эту самую карточку приложила. Мой встречающий тогда сказал: «Аккуратней. Не расплатимся». И я стала ходить аккуратней, а то ведь правда что-нибудь окончательно и бесповоротно сломаю.
В метро можно наблюдать Москву изнутри. Оно как зеркало, которое отражает все лица и гримасы москвичей. Вот пожилая дама, бабушкой язык не повернется назвать, едет явно в сад или на дачу. С собой авоська на колесиках, и спортивный костюм на ней не первой свежести. Но глаза и губы аккуратно подведены, ногти накрашены бесцветным лаком, в ушах и на шее дорогие украшения. Когда выходит, надевает рабочие перчатки и только после этого подхватывает свою сумку. Вот молодая пара – он во всем черном, с претензией на дьявольщину, она, по контрасту, в розовом. У обоих ирокезы. Ведут себя немного вызывающе, но в рамках. Вот целая семья – громоздкий папа, худая высокая мама и сильно похожая на нее девочка. Едут, наверное, с пляжа, потому что очень, ну просто очень открыто одеты. И никто не обращает внимания. Мне кажется, зайди такая семья, к примеру, в челябинский трамвай, и какая-нибудь старушка обязательно подошла бы и высказала все, что она думает по этому поводу.
Ого! Заходит парень в костюме Ван Хельсинга. Держится корректно, вампиров в салоне не ловит. Куда-откуда едет – поди догадайся. А может, просто решил мир спасти.
И что поразительно, все читают! Ну вообще все. От 12-летних детей до дряхлых дедушек, от журналов с картинками до толстенных детективов. Я в эту читающую атмосферу потрясающе вписалась. Сначала доставала книгу, только когда удавалось сесть на скамейку в вагоне, а потом, когда попривыкла к метро – уже как только входила в поезд. И даже стоя, читала, облокотившись на дверь с надписью «Не прислоняться». А книгу убирала, только совсем выходя из метро, потому что пока поднимаешься на эскалаторе, можно прочить еще почти целую страницу.
Москвичи
Москвичи попадаются разные. Но условно по отношению к нам, не-москвичам, я бы разделила их на четыре категории.
Первая – коренные жители столицы, базируются в старых домах в центре или, наоборот, в пригороде. Очень вежливы, внимательны, показывают дорогу, причем правильно, не наступают на ноги и уж тем более не хамят. По праву чувствуют себя дома и поэтому от вида иногородних гостей не раздражаются.
Вторая категория – те, кто в Москве недавно, по плотно, либо те, кто здесь довольно давно, но по недалекости ума еще не успел этого осознать. Эти бесятся от вида нерусских гастарбайтеров, толкаются в метро и нервничают, когда ты долго выбираешь что-то в очереди в магазине. Именно представители второй категории стали героями анекдотов типа «Понаехали тут!» Те, кто чувствуют себя полноправными хозяевами столицы, никогда такого не скажут, потому что не бояться, что их из Москвы прогонят, и придется возвращаться в родную деревню Новоебуново (Прошу прощения за жаргон, очень уж слово колоритное, от одного оператора подцепила).
Третья категория – стабильная, такие люди обязательно встречаются в любом городе, и столица не исключение. Это вечно недовольные жизнью пенсионеры и пенсионерки. Надо признать, их немного, но видимо от этого они в Москве особенно агрессивны. Попробуй не уступи дорогу бабушке из третей категории! Сожрет и косточки выплюнет. Так что на всякий случай лучше уступать всем, чтоб ненароком не нарваться.
В четверную категорию я отношу всех остальных москвичей, дела с которыми не имела. Потому что – а с многими ли можно успеть пообщаться за двенадцать дней? Думаю, нет. Так что… Может быть, эту классификацию я еще когда-нибудь продолжу.
Дэн
Боже, как он мне нравился! Он был из тех, кто мне нравится подсознательно и генетически. Типаж моего папы, может быть, даже лучше. Я на таких мальчиков неосознанно западаю.
Дэном звали моего соседа в общежитии. Вообще-то он был Денис, но ему больше нравилось Дэн. Поступал на актерское. Постоянно гримасничал, лицедействовал, что-то изображал. Я была уверена, что его возьмут.
Когда играли в карты, мы садились с ним друг напротив друга и играли в паре. Все время выигрывали. Он смотрел, всегда чуть прищурив глава, и я млела от этого взгляда.
Я выходила с ним в курилку, и слушала его байки, и смотрела почти подобострастно. А однажды вечером, после проваленного экзамена, он сказал: завтра уезжаю. И правда уехал.
Эх, Денис, Денис.
Красная площадь
Очень боялась, что с Красной площадью у меня сложатся примерно такие же отношения, какие описывает Венечка Ерофеев в своей «Москва-Петушки», когда он каждый день ходил мимо и даже выпивал где-то недалеко, но площадь так не разу и не видел. Поэтому я в центр столицы побежала в первый же свой свободный день, а был это выходной. И попала, конечно же, в момент, когда площадь была перекрыта и перегорожена для какой-то блатной экскурсии, что ли. Походила вокруг, поразмышляла над незавидной судьбой узника Мавзолея (сколько лет после смерти несчастный вождь приносит стране деньги? Вход-то на вернисаж платный) и убралась восвояси.
Собор Василия Блаженного тоже почему-то впечатления не произвел. Большой храм в модном розовом цвете. Какой-то немного несуразный и слишком аляпистый. И стоило за это творение зрения лишать…
Все-таки я приехала туда еще раз, уже ближе к финалу своего пребывания в Москве. Площадь была открыта, и я медленно ступила на вековые камни мостовой. Когда-то здесь выбивали звонкую дробь подкованные лошади, везли хлипкие деревянные повозки. Потом шуршали каучуковыми шинами первые автомобили. И уже много веков здесь ходят люди. Разного происхождения, воспитания, образования. Умные и глупые, красивые и не очень. Древняя площадь помнила все. Камни, как мощнейший компьютер, держали в себе информацию нескольких веков, и сейчас, едва ступив на мостовую, я тоже попала в их базу данных. И всем телом ощутила это. Я – частичка мира. Для тех, кто проходил здесь до меня, я – это будущее, те же, кто пройдет здесь после, назовут меня прошлым. А пока я – настоящее, я жива и я благодарна за это природе и судьбе. И мой файл теперь тоже надежно закодирован во вселенской паутине информации.
Общага
Улица Бориса Галушкина, дом 7. Комната 1210. Звонок слева, но вообще-то у нас всегда открыто. Здравствуйте, заходите, очень приятно. Вот здесь мы и живем. И нам совсем не мешает, что напротив нашей двери вечно пахнущий почему-то свиным комбикормом мусоропровод, и что холодильник нельзя открывать, потому что кто-то до нас забыл там грохотку яиц, и что ни штор, ни покрывал у нас нет в принципе, потому что мы – абитуриенты. На этаже живут только абитуриенты и почему-то китайцы, под звонками на их дверях аккуратные бумажки типа «Линь Ху», «Чу Ань», «Гэ Хень». Однажды мне понадобился утюг, и я пошла поспрашивать его у соседей. Стукнулась в комнату 1208, заглянула. На полу, скрестив по-турецки ноги, сидели два китайца в европейской одежде и палочками с аппетитом уплетали «Доширак». Зрелище, признаться, не для слабонервных.
- Ребята, у вас есть утюг? – с легким дрожанием в голосе спросила я.
- А? – отреагировали на меня «ребята».
- Утюг, чтоб гладить, - объяснила я и сделала в воздухе характерный жест правой рукой.
- А! – понял тот китаец, что покрупнее, - Неть.
Я ретировалась спиной вперед.
Потом, правда, мы с соседями-китайцами почти подружились, и так как наша комната была ближе всего к общему балкону, они частенько стали заходить к нам за зажигалками. Что им нужно, тоже показывали жестами.
В нашей 1210 живем мы дружно, на восемь человек – один чайник, нож, зеркало. Туалет и ванна, тоже, конечно, в единичном экземпляре. Но мы не жалуемся, потому что все молодые, и трудности быта воспринимаем практически как необходимое условие жизни в московской общаге.
Мы – это четверо сценаристов – Анька, Маринка-белоруска, я и Женька (последний – молодой человек 24 лет), тот самый актер Денис, продюсер Леша, режиссер Дима и художник-аниматор Таня. Скоро Аня и Марина уедут, а ряды наши пополнит еще один режиссер Кристина. Комнату мальчишек покинут Леша и Денис (вот этого мне жаль больше всего). Да и я тоже уеду. Кстати, поступят из всех нас только двое – сценарист Женька и режиссер документалистики Кристинка. Вот интересно – станут они через десяток лет знаменитостями мирового масштаба, а я их помню по совместному выпивону в общаге. Прикольно.
Открытым остается вопрос, кем я сама буду через десять лет. Станут меня узнавать на улицах и регулярно показывать по телевизору или только собственные дети и муж будут говорить: мамочка, ты супер. Честно говоря, я даже не знаю, что предпочтительнее.
Один мой день
Уже который раз просыпаюсь оттого, что одна из моих соседок собирается на экзамен. Время – начало десятого. Елки, а нельзя пакетами потише шуршать? Отворачиваюсь к стенке и погружаюсь в сладкую полудрему.
Выныриваю примерно через час. Тишина… Все, кому было надо, разошлись и придут теперь не скоро, те, кто остался – мирно спят. Соскребаюсь с постели, потягиваюсь. Так. Задача № 1 – чайник. № 2 – вымыть голову. № 3 – придумать себе план на день. Будем действовать по схеме.
Выхожу в коридор, прислушиваюсь перед комнатой мальчишек. Вроде тихо. Стараюсь неслышно открыть дверь, но она, стерва, все равно скрипит. Однако соседей наших такой мелочью не поднимешь. С утра – заходи и хоть полкомнаты выноси – не шелохнутся.
Тихонько и быстро прокрадываюсь к столу, отрываю чайник от розетки. Привез его с собой наш режиссер из Чувашии, он поступает во ВГИК уже в четвертый раз и лучше остальных знает, что может пригодиться в первую очередь. Спит он, как и все, кому не надо на экзамен, допоздна, поэтому по утрам приходится вот таким наглым образ чайник воровать. Тороплюсь еще и потому, что не накрашена, и показываться кому-то в таком виде ой как не люблю.
Включаю у себя в комнате добытый чайник и начинаю собираться в душ. Снимаю свои босоножки и выуживаю из-под кровати соседки Таньки ее голубые сланцы. Она единственная из девчонок, у кого есть тапки, в которых можно залезть в душ. Душ у нас, кстати, на удивление очень приличный, даже с занавесочкой, чтоб вода на пол не лилась. Правда, одна проблема: когда я остаюсь одна в комнате и мне надо помыться, приходится брать с собой паспорт. Нет, никто у меня там его не спрашивает, просто в комнату нашу, пока там никого нет, может кто угодно заглянуть. А мне еще домой лететь.
В общем, я вышла из душа, нарисовала лицо, позавтракала. И придумала, что пойду сегодня в Третьяковку. Тут как раз соседка вернулась – она ездила в Детский мир покупать себе недостающие краски перед экзаменом. Танька – будущий художник, поэтому ей-то в Третьяковку сам бог велел, так что идем вместе.
У музея нас встречает длинная очередь, в основном, из иностранцев. У них посещение Третьяковки наверняка входит в обязательную программу визита в Москву. А мы притащились по доброй воле. Билет мне, правда, достался совершенно бесплатно: оказывается, два дня в месяц студентов они пускают любоваться на мировые творения абсолютно даром.
Танька зависает почти у каждой картины – рассматривает детали, читает, какая техника. Я перемещаюсь быстрее – подхожу только к тем работам, которые как будто шепчут: подойди. В целом, большого впечатления Третьяковка не произвела, однако еще раз после питерского Русского музея я убедилась, что Куинджи – гений.
Около одной из картин – какая-то массовая сцена русской жизни – встретились два иностранца-англичанина и русский бородатый мужик с маленьким сыном. Англичане прочитали надпись, чего-то недопоняли и вслух стали задавать друг другу какой-то вопрос. Неожиданно им ответил русский мужик – на чистом английском, очень подробно, обстоятельно и, видимо, интересно, потому что оба иностранца слушали, открыв рот. Сын мужика крутил головой по сторонам – видимо, для него поведение папы сюрпризом не было. Англичане восторженно благодарили: «сенкью, сенкью вери матч!» А мужик уже по-русски рассказывал сыну историю той же картины.
По Третьяковке мы ходили безумно долго, потому что сделана она, чтоб люди особо не плутали, своеобразным длиннющим коридором – одна комната переходит в другую, и приходится обойти все. Обошли. Последние несколько залов, я бы даже сказала, обежали. Кроме того, у Таньки болел зуб, и это тоже наложило свои впечатления на великие картины.
Вышли, решили зайти куда-нибудь поесть. Попался «Макдональдс». Это был первый и последний раз, когда я там ела. Не то чтобы невкусно, но как-то очень не полезно – даже по цвету пищи чувствуется. Единственное, что мне так ну очень понравилось – это молочный коктейль.
Была середина дня, все столики заняты. Мы вышли с пакетами еды на какую-то площадь, сели на лавочки и пообедали на свежем воздухе. Хорошо.
Зазвонил телефон. Мой челябинский знакомый подробно выспросил, как у меня дела, и сказал, что соскучился. Я сказала, что тоже.
Мы побрели к метро. Начал накрапывать мелкий дождик, но настроение все равно было замечательное. Я в Москве, я – сама по себе, дома по мне скучают… Чего еще надо?
Дождь потихоньку расходился, и мы пошли быстрее. Ребята-киношники на открытой всем ветрам площадке спешно сгребали в машины свое дорогущее оборудование. Актер в старомодном костюме, сцену которого не успели отснять, грустно стоял под зонтиком – берег грим. Хотя вряд ли он ему сегодня понадобиться… Девушка с длинными волосами руководила процессом сборов – что-то кричала, бегала от одной группки к другой. В руках у нее была синяя изолента – она все хотела замотать какой-то ящик, но ее все время отвлекали.
В метро было как обычно. Только на выходе – толпа народа. Те, у кого не было зонтиков, очень не хотели выходить под дождь и пережидали его под крышей. Так что тем, у кого зонтики были, приходилось плечами и локтями не очень вежливо рассекать людской поток.
В нашем переходе на ВДНХ как всегда расхаживали восточные парни с табличками «куплю сотовый дорого». Их было много, и расхаживали они в полном составе каждый день. Интересно, хватало на всех телефонов?
В общаге мы стянули мокрые шмотки с себя и в очередной раз чайник у парней. Заварили лапшу. Черт, как она надоела. Но есть, несмотря на макдональдский обед, хотелось. И мы ели.
Потом я спала. Я часто спала там днем, отсыпалась чуть ли не за весь последний год. И впрок – за следующий.
Вечером пошла прогуляться, одна. Мне нравилось гулять одной. Нравилось чувствовать себя одинокой и независимой. Я медленно шла по парку. Компания нерусских ребят на скамейке весело окликнула низким сочным голосом: «Дэвушка! Иды к нам!» Я – не поворачивая головы и не убыстряя шага – прошла мимо. «Ты что! – за моей спиной перебил сочный голос другой, не менее интересный, - это – женщина!» Не знаю, что незнакомец имел в виду, но стало почему-то очень приятно и спокойно.
Я вернулась домой в начале двенадцатого. Сегодня в карты почему-то не играли, все расползлись по кроватям сразу. Танька пичкала всевозможными таблетками неутихающий зуб (она еще не знает, что боль сама так и не пройдет, а завтра ей придется пойти к доктору, который этот самый зуб ей будет долго и мучительно рвать), Анька уже спала, Маринка читала мою книжку Франсуазы Саган. А я… А я думала. Не знаю, о чем. Но я помню себя на общаговской кровати – в просторной футболке, с распущенными волосами, подобранными под себя ногами. Я там все время витала в своих мыслях. Однажды сосед Женька что-то обсуждал с нами, спорили, и девчонки отстаивали свою точку зрения, а он свою. Я молчала и думала о своем.
- Ксюш, - позвал он с характерной московской растяжкой, - а ты случайно не замужем?
- С чего ты взял? – удивилась я.
- Да просто мы тут спорим, кипятимся, а ты сидишь такая серьезная, как будто над проблемой, как будто что-то такое знаешь…
Что я «такое» тогда знала? Абсолютно ничего. Но я все время пыталась что-то понять. Что? Да какая разница. Ведь я так и не поняла.
Ростокинский акведук
Москва поразила меня своими бесконечными и многочисленными парками. В центре мегаполиса чуть ли не в каждом закоулке притулился зеленый уголок. Рядом с нашей общагой тоже парк. Даже канал какой-то там протекал. Парк очень милый, сильно зеленый, с густыми зарослями, многочисленными тропинками, скамеечками по кустам и открытой площадкой с клумбами в центре – в общем, гуляй-не хочу. Я и гуляла. Почти каждый вечер я ходила туда обдумывать свою уже двадцатилетнюю жизнь и дни в Москве в частности. Однажды пошла утром, не рано, часов в десять. И увидела кучу молодых мамочек с колясками – с одной стороны к моему парку вплотную примыкал жилой микрорайон. Получается – вышел из городской квартиры, десять метров прошел – и наслаждайся. Здорово. Я тоже так хочу – с ребеночком в коляске, с квартирой вон в том доме, и чтоб муж звонил периодически и спрашивал: «Ну, как вы там?» Может быть, поэтому и турнул меня ВГИК, что хочу-то я на самом деле другого.
Я не знаю. Но последнее время, как раз после Москвы, у меня появилось ощущение, что мой нерожденный еще сын торопит меня, что ему надоело прохлаждаться в невесомости и хочется на землю. А я все никак не могу выбрать ему папашку.
Парк этот мы довольно долго не знали, как называется. А потом в центре, прямо среди клумб, обнаружили большой уродливый камень, на одной стороне которого было написана какая-то дарственная от правительства Москвы, а на другой вдавленными буквами «Ростокинский акведук». Неверное, это и есть название. А может, просто то самое правительство не знало, куда камень еще приспособить. В любом случае, к месту этому я очень привязалась.
Книжные
Боже, что делали со мной московские книжные магазины! Я прилипала к полкам и начинала медленно передвигаться по корешкам. У меня потрясающий преподаватель по зарубежной литературе, я поняла это здесь, когда имя практически каждого автора отзывалось в моем мозгу радостным звоночком: знаю! Сумка моя на обратном пути потяжелела только за счет книг, хотя я старалась выбирать в мягкой обложке и форматом поменьше.
Если я заходила в книжный – не могла сдержаться, обязательно что-нибудь покупала. А потом прочитывала чуть ли не половину по дороге домой в метро. Потрясающе.
Книжный на Лубянке, на проспекте Мира, на Арбате… Часто я покупала книги, которые вполне могла найти и в Челябинске, но почему-то брала их в Москве. Стопка на моей тумбочке в общаге росла с каждым днем. Благо, по дороге домой меня не заставили платить за перегруз багажа…
Рейс 899 «Москва-Челябинск»
У меня туфли на каблуке, тяжеленная сумка и час лишнего времени в запасе. Говорят, вечером на Ленинградском шоссе такие пробки! А может, я путаю, не на Ленинградском, но в общем на том, по которому автобус идет от станции метро Речной вокзал до Шереметьево-2. Но то ли мне просто повезло, то ли знатоки нагло врали – я ни одной пробки ни застала. Так что в аэропорт приехала на полтора часа раньше, чем нужно, то есть за два с половиной до самолета.
С Москвой я попрощалась еще утром. Съездила на любимые Воробьевы горы и прогулялась по проспекту Мира. А накануне облазила целиком ГУМ и ЦУМ. ЦУМ мне совсем не понравился – ценников на шмотках нет, а про каждую спрашивать – это с ума сойдешь. Тем более что и спрашивать-то смысла нет – первая же вещь, которую я там увидела, была маленькая тряпочка, на теле долженствующая играть роль суперизящной кофточки, и стоила она 21 тысячу рублей. Елки, да мне мама такую тряпку за пять минут сварганит за шоколадку, а можно и без нее. Нет уж, ребята, увольте, я столько не зарабатываю. А если бы и зарабатывала… Ну вы меня поняли.
Зато ГУМ я обожаю. Открытое пространство, массивные лестницы и отделы на любой вкус. Я не могла там вырвать себя из обувных салонов – кожаные туфли буквально светятся качеством. Я купила маме абсолютно безумную огромную сумку, на которую теперь с нескрываемым раздражением посматривают мои бабушка с дедушкой. Но сумка вообще-то потрясающая – вместительная, плетеная, с аккуратными цветочками. Надеюсь, маме нравиться.
Итак, я в аэропорту. Сижу в накопителе, грызу яблоки и читаю Кэна Кизи. Вообще-то, я его уже читала, еще в школе, но ТАКОЕ можно и повторить. Хочется спать.
На летном поле некоторое время стою под всеми ветрами. Я не люблю толкучку, поэтому не лезу на трап вместе со всеми, а тихонько пережидаю человеческую лавину. Рассматриваю самолеты, прощаюсь с Москвой.
На меня заинтересовано поглядывает молодой человек с маленьким трилистником Мицубиси на лацкане пиджака. Отворачиваюсь. Но вообще – ничего парень. Значок, опять же. Поворачиваюсь.
На носу самолета вдруг открывается окно, по пояс высовывает пилот и начинает с невозмутимым видом протирать тряпкой снаружи стекло. Интересно, а в воздухе он так же делает?
В салоне у меня снова место у окна, только уже с другой стороны. Совсем не удивляюсь, когда рядом оказываются тот парень со значком и его приятель. Говорю же, мои желания исполняются. Иногда я даже не успеваю пожелать.
Рейс у нас в полночь, и за окном иллюминатора уже совсем темно, видны только фонари, которые обозначают нашу полосу. Мы выезжаем на нее. Останавливаемся и очень долго ждем, видимо, скопилась воздушная пробка и мы пропускаем кого-то. Интересно, как пилоты летят в темноте? Нет, я понимаю, что по приборам, но что-то же видеть они должны? Может, у них на носу есть специальный фонарь и вентилятор для разгона облаков?
Взлетели. Москва безумно красивая сверху. Переливается огнями и манит обратно. Заставляет почувствовать, какой ты дурак, что оставляешь ее… Какая же я дура.
Я вернусь, Москва. Я обязательно вернусь. Я вернусь, потому что не может быть по-другому. Потому что я хочу гулять в том парке с непонятным названием, и снова поехать на Воробьевы горы, и прийти с ребенком в Детский мир. Приду.
Я смотрю на нее сверху и вижу серебристую змейку Москвы-реки, движущиеся точечки автомобилей, и все-все огни. Она ВСЯ светится. Она умеет так – вся светиться.
Мои размышления прерывает сосед со значком (он сидит через того, второго, от меня):
- Вам какой сок?
- Апельсиновый, – вздыхаю. Москва уходит под облака и в темноту.
- Хотя нет, - передумываю я, и, чтобы привлечь внимание, легко касаюсь его руки, - Томатный.
Он смотрит на меня очень внимательно. А я – на него.
Он отводит взгляд и лезет в свой пакет. «Боже, наверное, он напишет мне записку», - неосторожно загадываю я. И он написал. Когда через спящего приятеля он протянул мне листок бумаги, я сильно вздрогнула, потому что только что сама прокрутила этот сюжет в воображении, и он моментально воплотился в жизнь. Надо завязывать с фантазиями.
Руслан оказался из одного со мной города, в Москву летал на какое-то совещание, что ли, по делам своей компании, я не вникала особо. Хотя думаю, что совещались они там меньше, чем укрепляли партнерскую дружбу старым проверенным способом совместного возлияния. А может, я не права.
Мы исписали с ним несколько листов бумаги малозначимыми фразами и решили отложить общение до приземления, потому что приятель Руслана проснулся, и передавать записки через него нам было неудобно.
Мы сели в Челябинске. Было еще очень рано, около пяти утра. Только сошли с трапа – и в атаку бросилось полчище комаров. Только теперь я поняла, что за все свои московские каникулы встретила всего парочку этих тварей, да и те были какие-то вялые и не особо усердствовали в кровопитии. Интересно, они там мрут от массовой загазованности? Или просто не залетают в опасную зону?
Отмахиваясь от рослых уральских насекомых, мы загрузились в автобус. Ребята даже довезли меня до дома, правда, довез не Руслан, а этот самый его приятель, потому что у него на стоянке аэропорта обнаружилась какая-то отечественная тачка (Странно, мужики-то ведь иномарками торгуют). Причем сначала мы завезли домой Руслана, поэтому все дорогу до моего района мне пришлось развлекать второго мужика разговорами. Благо, доехали моментально, город-то пустой.
Руслан тогда взял у меня телефон и клятвенное обещание, что я с ним обязательно встречусь. Я бы встретилась, честное слово, но он так и не позвонил. Не знаю, может, утром он протрезвел и застыдился, а может, просто не вспомнил, проспавшись, о факте моего существования. Что ж. Зато до дома добралась дешево и сердито.
P.S.
Когда через пару дней я зашла, соскучившись, но еще пребывая в отпуске, на работу, меня дружно спросили:
- Ну что? Поступила?!
- Нет… - потупилась я.
- Ура! – завопили девки, - Ты остаешься с нами!
Вот и расстраивайся после этого…
август 2007, Челябинск
Свидетельство о публикации №209122000442