Классик, отец классика. О художнике Л. Пастернаке

                «Мне часто думается: Бог
                Свою живую краску кистью
                Из сердца моего извлек
                И перенес на ваши листья...»
                Борис Пастернак
Взаимоотношение культур России и Германии имеет давнюю и богатую историю.
Можно даже говорить о взаимной укоренённости культур этих стран.
Пример этого - судьба выдающегося русского художника Леонида Пастернака, отца Нобелевского лауреата поэта Бориса Пастернака.

Пастернак состоялся как художник в период «золотого века» русского искусства. Его современниками были И. Репин, В.Васнецов, Н.Ге, В.Поленов, принявшие его в свой круг.
Это было время «хождения в народ», время интереса к человеку, время, когда Россия «вынашивала» революцию. Разнообразно творческое наследие художника, но более всего замечательны портреты. Именно в них Пастернаку удалось запечатлеть огромный мир в хронологической последовательности событий и имен.
Обычно героями его портретов становились люди творческие, известные (В.Ключевский и П.Кропоткин, И.Левитан и К.Коровин, С.Рахманинов и А.Скрябин, Макс Либерман  и Ловис Коринт, А.Бенуа и И.Бродский,   Л.Толстой и М.Горький, А.Эйнштейн и И.Мечников, Р.-М.Рильке и  Ф.Шаляпин)
.
Родился Леонид Пастернак  4 апреля 1862г. в Одессе. Отец содержал на еврейской окраине города постоялый двор. Мать была простая, не очень грамотная, но умная и волевая женщина.
Леонид – младший из шести детей и самый любимый. Рисовать Леонид начал очень рано, но родителей это не радовало. Они хотели видеть его либо аптекарем, либо врачом, либо присяжным поверенным. А он вытаскивал из печи остывшие угольки и разрисовывал ими все вокруг.

Потом Леонид постигал азы живописи в Одесской школе рисования (1879-81гг.). Для спокойствия родителей он поступает на медицинский факультет Московского университета, надеясь параллельно заниматься живописью, потом переводится на юридический факультет.
После неудачной попытки поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Пастернак проходит в 1883 г. по конкурсу в знаменитую Мюнхенскую королевскую академию художеств.
Это было два года напряженного и вдохновенного труда. Пастернак закончил с медалью натурный класс. Мюнхен с его великолепной Пинакотекой оказал огромное влияние на формирование юноши как художника.

В Москве Л.Пастернак становится  участником  выставок Товарищества передвижников.
Правда, старшее поколение передвижников упрекало его в отсутствии критического взгляда на действительность, и художника  не приняли в члены Товарищества.
Зато уже в 1889г. знаменитый Павел Третьяков прямо с выставки приобрел картину Л.Пастернака «Письмо на родину». Это позволило художнику побывать в городе своей мечты - в Париже.
К этому времени Пастернак уже женат на замечательной женщине Розалии Кауфман, известной в России пианистке, с детства концертировавшей по всей Европе. Их объединяла большая любовь. Розалия даже пожертвовала своей творческой карьерой, чтобы всегда быть рядом со своим мужем.

Через год, 29 августа 1890 г. родился первенец – Борис, в будущем замечательный российский поэт.
Пастернак сближается с молодыми талантливыми художниками: В.Серовым, И.Левитаном,
М. Нестеровым и К.Коровиным. Он много работает над собой.
Стиль художника становится изысканным и свободным. Его работы выразительны, естественны и динамичны, они прекрасно передают настроение изображаемой модели или пейзажа.
Художник начинает применять новую технику – сочетание темперы и пастели, много рисует углем.

Картина Л. Пастернака «Дебютантка» привлекла внимание Льва Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями семьи Л.Толстого в Ясной Поляне.
Леонид много рисует писателя в кругу семьи и знакомых, он создает иллюстрации к произведениям Толстого, в том числе непревзойденные иллюстрации к роману «Воскресенье». Они были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 г., а картина художника «Накануне экзаменов» была приобретена Люксембургским музеем в Париже.

С 1894 г., в 32 года, Пастернак уже профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда некогда его даже не приняли учеником. Он остается на этом посту более четверти века. Материальное положение семьи, где к 1902 г. подрастало уже четверо детей, укрепилось.
 В 1905 г. Леонид Пастернак избран действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств. Он успешно участвует в международных выставках в Мюнхене, Вене,  Париже,  Дюссельдорфе, а в России - в выставках «Мира искусства», «Союза 36 художников», «Союза русских художников» и многих других.

Октябрьскую революцию Пастернак встретил с энтузиазмом. Откликнувшись на призыв «нести революцию в массы», он создает альбом с зарисовками портретов Ленина и других деятелей послереволюционных лет.
Позднее реалии тогдашней советской жизни обернулись для художника горечью и разочарованием.
В связи с необходимостью серьезного лечения жены Леонид Пастернак с частью семьи уезжает в 1922 г. в Берлин. Уезжали лишь на время, но оказалось – навсегда.
Старший сын Борис остался в СССР и долгие годы остро тосковал по семье.

Германия, еще не придавленная нацизмом, знаменует новый этап в жизни и творчестве Леонида Пастернака. Многое пришлось начинать сначала, и всё же новая жизнь художника складывалась достаточно благополучно. Художник получил возможность много и успешно работать, выставлять свои картины, жить в атмосфере больших интеллектуальных интересов.
Он быстро окунулся в местную творческую среду, выставлялся в Берлинском Сецессионе, сблизился  со знаменитыми немецкими импрессионистами Максом Либерманом, Ловисом Коринтом, Максом Слефогтом и другими мастерами, которые, по его мнению, стремились к гуманистическим идеалам в искусстве.
Восторгаясь импрессионистами,  «пока единственными создателями новых ценностей в цепи эволюции живописи», Л.Пастернак так и не принял искусство экспрессионистов, видимо помня преследования со стороны «левых» художников ещё в советской России.
Художник продолжал работать в жанре портрета, писал пейзажи Берлина и Мюнхена, натюрморты, интерьеры. Он осваивает технику литографии.

В 1924 г. он участник выставок русского искусства в Голландии и в США. В 1927 и в 1932 гг. состоялись его персональные выставки в Берлине. Было много интересных тем и проектов, которые художник собирался завершить в Германии.
Пастернак успешно проявил себя в Германии и как писатель. В 1923г. вышел в свет прекрасный очерк Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве», а в 1932 г. была издана его книга воспоминаний о Л. Толстом, но позже большая часть тиража погибла при публичном сожжении книг нацистами.
 В середине 30-х годов оставаться в нацистской Германии становится невозможно. Возникли мысли вернуться в Москву, где жили его сыновья, куда звали старые друзья, а власти обещали устроить большую выставку к его 75-летию.

Около 20 лет прожил Леонид Пастернак в Германии, ставшей фактически его второй родиной, но угроза преследований или насильственного выселения становилась всё более реальной.
Уже картины Пастернака были упакованы и находились в советском посольстве в Берлине, но советские чиновники не торопились с выдачей визы.
Не дождавшись решения из Москвы, Л. Пастернак в 1938 г. уезжает к дочерям в Лондон, а после кончины жены (август 1939г.) переезжает в Оксфорд.
Здесь старый и больной художник узнает о победе над фашизмом, и здесь 31 мая 1945 г. он умирает в возрасте 83 лет. В Оксфорде ныне находится музей–квартира Пастернака.
В 50-е годы прошли мемориальные  выставки работ Л. Пастернака в Германии и Англии. А в 1987 г. выставки работ Л.Пастернака прошли и в нескольких городах США.

В 1975 г. в издательстве «Советский художник» вышла замечательная книга Леонида Пастернака «Записи разных лет», подготовленная к изданию его детьми.
Первая  персональная выставка Леонида Пастернака в СССР открылась в Третьяковке лишь в декабре 1979 г., а к 140-летию со дня рождения художника там же в 2002 г. с успехом прошла обширная выставка «Художник Леонид Пастернак в России и Германии».
Леониду Осиповичу Пастернаку, художнику, оставившему заметный след в искусстве XX века, было много дано судьбой: любящие родители, любящая и преданная жена, красивые и способные  дети (Борис – поэт, Александр - архитектор, Жозефина - философ и поэт, Лидия - ученый-химик, поэт и переводчик). К нему пришло мировое признание как художника. Работы Леонида Пастернака находятся  во многих музеях и частных собраниях буквально по всему миру.
Сам художник любил повторять: «Смерти нет. Смерть не по нашей части». По отношению к его искусству это верно – оно живет.
               


Рецензии
Очень ёмко,хорошим слогом!

Виталий Нейман   31.05.2015 18:11     Заявить о нарушении
Благодарю за краткий и ёмкий отклик.
В. К.

Койфман Валерий   05.06.2015 08:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.