Hana Korosu- цветок смерти японский

Сакуры цветок бутон набивает
Шелкопряд для нее лишь готовит шелк
Сямисэн ждет пальцев ее…

Осара Надзцуко
П Р О Л О Г

В дорогом охайо еще горел свет, не смотря на глубокую ночь. В одной из комнат в голубом цвете (чтобы даже ночью можно было наслаждаться цветом неба и волн), на дорогих циновках сидела женщина. Ей было около двадцати лет, облаченная в дорогое кимоно гейши так же цвета неба, оби, расшитое сакурой, два веера, длинные черные волосы рассыпаны по плечам, на лице - ни следа макияжа. Несмотря на юный возраст, она уже заслужила и по праву звание лучшей гейши Японии, теперь же ей было позволено взять ученицу. Перед ней сидела маленькая девочка, лет пяти, грязная, ужасно пахнущая рыбой. Она с восхищением взирала на великую гейшу, на ее кимоно, на комнату где они сейчас находились - пол устлан светло голубым, стены и потолок темнее, по стенам висели  миниатюры, воспевающие красоту природы и прелесть провинциальной жизни, в правом углу стояла красивая ширма, расписанная белой сакурой на фоне горы Фудзи.
- Что ж - нарушила молчание мамея – здравствуй.
- Здравствуй - склонила голову девочка.
- Тебе известно кто я, верно. Господин Токку,  который привез тебя с отдаленного острова не мог не сказать тебе кто я.
- Да, госпожа.- Девочка опять поклонилась - Господин Токку сказал мне кто вы такая.
- Тебя продали в мое охайо, я буду обучать тебя.- Гейша встала -  ты хочешь учиться искусству? Если нет, я оплачу тебе дорогу домой, я не буду заставлять тебя.
- Мне некуда идти, мои родители погибли, а дедушка любит сакэ - горестно покачала головой девочка и ее грязные волосы растрепались - почему вы хотите учить меня? Что, во всей Японии не нашлось лучше?
- Нет - улыбнулась гейша - ты особенная.
- Чем, госпожа Осара?- ее зеленые глаза уставились на красавицу гейшу с удивлением, сердце ее затрепетало.
- Глаза твои - словно луга, волосы огонь - редкое сочетание. Огонь будет защищать от другого огня, луга же даруют спокойствие  и стремление расти. Я сомневаюсь, что ты поняла меня, Хацу-тян. Но тебе суждено стать великой гейшей.
- Лучше чем вы?
- Лучше чем я - улыбнулась мамея Осара – а теперь смотри - она снова опустилась, подобрав под колени шелк кимоно, на циновку, напротив девочки, изящным движением руки, так, чтобы шелк кимоно чуть приоткрыл запястье, вынула из оби один из вееров.
- Веер гейши это как нераспустившийся цветок сакуры - даже в свернутом состоянии прекрасен. Веер - душа гейши, им гейша может выразить все, что хочет сказать в это мгновение. Естественно веер подбирается под кимоно, как и оттенок румян, теней, оттенок оби и различные гребни.  Мой веер бело-голубой. Раскрывать и держать веер большое искусство, ибо тем положением, в котором находится веер в руке гейши, она выражает свое отношение к человеку. Смотри - она перевернула веер сложенной тканью к себе и к девочке - если так, то ты к нему равнодушна, если так- она перевернула веер черными креплениями к себе и к ученице- то человек тебе нравится. Если так - она перевернула веер вверх  ногами - ты его презираешь.-
Девочка  слушала, раскрыв рот и распахнув глаза, изо всех сил стараясь запомнить что говорила великая Осара, но была глубокая ночь, а девочка не спала уже три дня. Она начала тереть глаза и зевать, но пыталась делать это тайно,  чтобы не разгневать свою мамею.
- Ты устала?- ласково спросила госпожа Осара - это и неудивительно, ты три дня не спала! Пойдем со мной, я покажу тебе комнату, где ты будешь спать.- Гейша выставила одно колено вперед, и только потом поднялась в полный рост. Девочка попыталась повторить и заслужила хлопки в ладоши.
- Прекрасно! Знаешь, я на первом таком уроке от своей мамеи, Китты  получила подзатыльник.- Девочка прыснула, но тут же закрыла рот. Осара улыбнулась - Цветок сакуры набил уже бутон.-

Так началась моя история, история гейши Хадзцумомо, которая так и осталась майко, которая порхала как бабочка, но жалила как пчела.… Теперь я поведу рассказ от первого лица.  Волею Аматэрасу я попала в потаенный мир, хрупкий как китайский фарфор, тонкий, как лепесток сакуры, прекрасный как переливы шелка, загадочный и древний как гора Фудзи. Я не Нитта - Саюри, самая «знаменитая» гейша, которая утверждает, что без своих тайн    наш мир погибнет. Мы- не актеры театра кабуки, или театра Но, нам не нужна лишняя таинственность будто это какой-то религиозный культ. А именно так окружили гейш после Осары Надзцуко и меня, Хадзцумомо. Гейши, которые сохранили лишь свое название. Но обо всем попорядку. Сначала я расскажу кто такая мамея. Это гейша, которая добилась великого признания и уважения (ее покровителем - не данна! - (это разные вещи)- был сам император Японии). Слово « мамея» означает « госпожа ставшая сакурой», это высшая похвала, которую может получить гейша за свое искусство. Само слово означает «женщина дающая искусство». Действительно, мы продавали игру на сямисэне, танцы, пение, стихосложение, а не свое тело.  Ну что ж, за мной, я открываю двери в наш мир, милости прошу…

Глава первая.
Танцы с веерами

Я проснулась на мягкой циновке. Посмотрела вверх - потолок цвета майской травы, пол был изумрудный, а стены украшенный росписью. Рядом со мной лежало сложенным зеленое кимоно, расшитое простым (но мне казалось роскошным) узором. Потом у меня будут кимоно, которые даже не носила императрица, настолько прекрасны они будут. Оби было белым, на нем сверху лежали белые, как снег носочки, а рядом стояли шлепанцы.
- Доброе утро, Хацу-тян - поприветствовала меня девушка лет пятнадцати - я пришла чтобы помочь вам вымыться. - Я была настолько заворожена кимоно, что даже не возразила против того, что меня будет мыть девушка, не мама. Пока она драила тело, умасливала его маслами и благовониями (тоже самое происходило и с волосами) чтобы отбить запах рыбы, я лежала в лохани и мечтала о своем новом кимоно, не представляя, что когда – то оно будет для меня слишком простым. Когда я была вымыта, мои волосы высушены и уложены на один бок, служанка приступила к моему облачению. Скажу вам честно это целый ритуал, потом, в своей жизни я много раз его проходила.  Сначала на меня одели что-то на подобие штанов- они до колен и до пояса, затем на это набросили белоснежную и прозрачную накидку, потом, светло-зеленую накидку, которая крепилась на пуговицах-невидимках, и только потом то кимоно, которое я видела сверху. Служанка одела мне на ноги носочки и шлепанцы. Я же стояла с закрытыми глазами, наслаждаясь шелком на своем теле, его прикосновениям к моей коже, которые я сравнивала с касанием ветерка. Раньше я не могла представить, что одежда может доставить такую радость. До этого момента радостью была редкая еда в нашем старом домике, где жила я и жил мой дедушка, который очень любил сакэ. Мы часто голодали, даже когда была рыба «чтобы узнать пустоту»- как говорил он мне. Я тряхнула чистыми волосами - пора забыть об этом, теперь я буду учиться у великой Осары.
Видимо я простояла так долгое время, потому что раздался тихий стук, потом двери раздвинулись, и появилась мамея. Я упала на колени и услышала суровое - Встань, ты не служанка!- я, старалась скопировать ее вчерашний подъем, встала и низко склонила голову.
- Ты усвоила вчерашний урок.- Тепло улыбнулась мне госпожа - прекрасно.
- Вы так думаете?- спросила ее я
- Да, я так думаю, сядь.- Она грациозно опустилась на циновку и пригласила меня повторить. Я, насколько сумела, повторила.
- Подниматься к солнцу у тебя получается лучше, чем падать низко.
- Это плохо?- я подняла на нее испуганные глаза, жутко боясь разгневать госпожу. Дома дедушка часто колотил меня, просто так, без причины.
- Нет, это значит, что как бы река твоей жизни не петляла, она никогда не пересохнет, а ты никогда не спустишься в самый низ.
Я не совсем поняла, что она говорит, поэтому нахмурилась и приложила палец ко лбу. Эта привычка останется со мной на всю жизнь, так я «осмысляю» что-то непонятное себе до нынешнего момента.
- Философию мы будем изучать позже - улыбнулась Осара, - теперь же, моя дорогая держи два веера - будем танцевать.
- Танцевать?- я округлила глаза - Как настоящие - пренастоящие гейши?-
- Да - со смехом ответила мамея - смотри.- Она хлопнула в ладоши и по комнате поплыла мелодия. Изящно и неспешно, как полноводная река ее ладонь вынула из оби один веер, при этом мамея покачивалась, как стебли бамбука на ветру.  Второй рукой, так же медленно и изящно достала второй веер. Госпожа Осара была сегодня в золотом кимоно расшитое черными нитями, а веера были черные с золотыми драконами, движения ее рук и веера раскрылись. Мелодия начала все убыстряться, и движения ее тела начали походить на зимнюю вьюгу, распущенные волосы вихрем кружились вокруг гейши. В эти мгновения я поняла, почему она стала, такой…… я не могла подобрать одного слова, которое подошло бы ей. Мелодия все убыстрялась, мамея кружилась, подбрасывала веера, скрепляла их в один веер, рукава ее кимоно, словно ветер, разгоняющий тучи. Я не могла налюбоваться на нее, даже сейчас, когда уже прошло столько лет, я не могу забыть этот танец в солнечное утро.
- Теперь давай ты - остановилась мамея, и, замерла музыка
- но… я … не могу, не запомнила как!- я закачала головой
- На, возьми - улыбнулась мамея и протянула мне два небольших веера - они были темно-зелеными расшитые белыми цветами сакуры, простенькие, но для меня невиданная роскошь.
- Музыка будет медленной, ты же попробуй почувствовать каждый аккорд и движениями своего тела выразить свои чувства, которые тебе навивает мелодия. Запомнила как я держала веера?
-  Д..да, вроде бы да.- Пробормотала я.
- Ничего страшного если ты ошибешься, или уронишь веер, это же учеба.
- А если я поломаю веер?-
- Ничего страшного. Ты  готова?- она приготовила ладони для хлопка.
- мамея! Я боюсь!- вдруг вскрикнула я, как –будто увидев призрака..
- Почему?- удивилась молодая красавица
- Я боюсь поломать веера.-  Осара тепло улыбнулась мне, привлекла к себе- Моя дорогая, я в свое время сломала пятьдесят вееров.
- Знаете-  я сказала с неизвестно откуда взявшейся храбростью- я не готова пока ломать веера.- и съежилась. Я дома часто получала за свой острый язык, а дедушка меня называл «злючкой».
- А ты слишком взрослая для пятилетней девочки, Хацу-тян.
- Вам это не нравится?
- Ох, как будут страдать от твоего язычка остальные гейши.- Покачала головой моя мамея.- Твой язык как сюрикены - я не совсем поняла, что это такое, но сделала умный вид.
- Мамея Осара - сан, а можно вас попросить?
-О чем угодно Хацу - тян.- ее улыбка как солнце ослепила меня.
- госпожа станцуйте мне еще раз.- Она улыбнулась.
- А давай вместе, Хацу?- Мне стало уже не так страшно. Если честно, я боялась показаться неуклюжей коровой, наступить на свое кимоно (или что хуже порвать его), поломать веера. Я боялась, что разочарую свою госпожу, и она бросит меня или будет бить. Неизвестно чего больше я боялась ее гнева или слез.
- Ну, так что, мы будем танцевать?
- Да.
-Возьми веера и резко раскрой их.- Я сделала так, оказалось, мы с мамеей открыли одновременно. Заиграла музыка. Я старалась, как могла, пару раз роняла веера, но старалась прочувствовать каждый аккорд этой мелодии, иногда чтобы полностью слиться со звуками сямисэна закрывала глаза, но чаще всего смотрела на Осару, она казалась мне богиней, красавицей которую мне никогда не оставить позади.
- Станцевала ты не совсем хорошо, но у нас есть время научить тебя.- Я улыбнулась и тут вбежала служанка- Госпожа Мамея, к вам приехала Ойко-сан.-  Осара побледнела - Впусти ее. Пусть подождет меня в Сакуровой беседке, я скоро буду-



Глава вторая.
Птенец и змея.

- А кто это, мамея?- спросила я, пока Осару переодевали в черное кимоно с красными драконами. Оби было черно-золотым.  В мои волосы вплели веточку сакуры, и я не могла оторвать от себя взгляда, так же мне разрешили подкрасить губы, и гордости моей не было предела.
- Это моя старая подруга - и мамея хищно улыбнулась в зеркало.
- Вы не любите ее.- Догадалась я.
- Я хочу тебя попросить - мамея повернулась ко мне, изящно сложив втянутые вдоль тела руки - не сдерживай остроту своего язычка.
- Вы хотите чтобы она плакала?
- Да - улыбнулась мамея - и горько. Потом расскажу тебе все это.
Мы шли  по каменной дорожке, нас окружали красивые белые и розовые деревья сакуры, зеленые лужайки на которых одиноко стояли камни, красивые беседки прямо на воде,  к которым вели дорожки прямо на воде из камней или дерева. И отовсюду лилась музыка, позже мамея объяснила, что музыканты скрываются в нишах и каждый час сменяют друг друга. Я вертела головой, но не знала, что меня ждет еще большая красота. Сакуровая беседка на вид ничем не отличалась от другой беседки- циновки, столик, но потолок представлял собой ветви сакуры рядом растущих деревьев.   Ойко была уже там. Этот момент я запомнила на всю жизнь - она сидела в синем кимоно, ее прическа состояла из косы, уложенной вокруг волос. У нее были узкие голубые глаза,  презрительно поджатые губы и вздернутый носик.  Ее руки были неестественно белы (потом я узнаю что она пудрит себе руки от того что на них ужасные врожденные родовые пятна), но на лице не было грима. Она презрительно сморщила носик при виде меня – Осара, от нее воняет рыбой.
- А ваши руки слишком белые, госпожа -  обиженно сказала я, когда мы сели в беседку. Она холодно уставилась на меня - Ты про нее говорила?
- Да - невозмутимо ответила Осара даже не глядя на гостью разливая терпкий зеленый чай с жасмином. Внутри все было сделано в зеленых тонах, на стене около которой мы сидели изображены волны моря в шторм, зеленые циновки, изумрудный стол, черный чайник. Доносилась приятная умиротворяющая мелодия, в которой если прислушаться были слышны напряженные нотки. Ойко рассматривала меня, а мамея мне потом расскажет, что в глазах ее был страх. Я же была еще очень мала чтобы читать по глазам. Ойко напала на меня:
- Радуйся что ты не в моем охайо!- презрительно бросила эта гейша - я б тебя так не рядила как Осара. Ты развращаешь девочку.
- Я сама решу, как мне воспитывать мою майко. – твердо сказала мамея подвигая к ней  чай.  – Зачем ты приехала?
- Неужели ты не рада старой подруге? – Ойко коварно улыбнулась.
- Радость понятие относительное и не всегда мы в полной мере выражаем ее.- Гостья скривилась
- видимо за это тебя всегда любила госпожа Тануко.
- Понять и постичь философию дано не многим, Ойко - тепло улыбнулась моя мамея - если бы ты больше времени проводила с госпожой Тануко, а не в бане ты бы понимала меня.
- Гейше не нужна философия.- Хмыкнула Ойко.
- Твое право так думать - склонила набок голову Осара - тем не менее твой визит всегда имеет цель.
- Я хотела посмотреть на юное дарование. Будущую гейшу.- Я встретила ее взгляд спокойно и в чем-то холодно. Она долго и пристально смотрела на меня, а мамея сжимала мою руку в складках своего кимоно. Я чувствовала, как она волновалась за меня, что меня могут обидеть. За меня еще  никто не волновался.
- у нее глаза словно луга. И она рыжая.- Она скривила нос – не думаю, что добьется успеха.
- Огонь не слушает воду, гореть ему или нет. – Сказала моя мамея
- Но огонь может быть потушен водой - сощурилась гостья
- Но земля сможет защитить огонь от воды, пока он не будет настолько силен, что ему уже не страшна будет никакая вода.-
- Это наша игра мамея, зачем губить юный огонек?
- Губить?  Чем же? Я не собираюсь ее спускать на тебя, у Хацу своя дорога.  А наша игра, вечное соперничество… Тебе никогда не стать мамеей, Ойко.-
- Ну конечно, я ведь не настолько близка с императором, он не приглашал меня на уединенную беседу в чайном домике.- Гостья придвинула к моей госпоже чашку
- Твои кинжалы слишком тупы, чтобы поранить меня.- Она налила чаю и пододвинула к ней. Я все еще не притронулась к своей, потом вспомнила и пригубила. Казалось, ничего вкуснее я не пробовала. Я наслаждалась чаем ,посматривая на свою госпожу и Ойко, мне очень хотелась чтобы эта вредная женщина ушла отсюда.
- Даже тупым кинжалом можно убить.
- но чтобы это сделать, нужно приложить усилие - улыбнулась моя госпожа, глотнув чая.
- Не спорю, усилия будут.
- Приступай, а я посмотрю. Слишком много раз тебе что-то мешало.
- Я поняла- прищурилась Ойко - ты воспитываешь ее, чтобы убить меня.
- Не ровняй меня под себя.
- Знаешь, а твой запах рыбы не отмыть.- Криво улыбнулась гейша
- Только вот почему-то ощущаешь его только ты.
-Он режет мой нюх, я привыкла вдыхать аромат жасмина- начала было Ойко
- вперемешку с сакэ, которое я пью - закончила за нее мамея с милой улыбкой.
- Ох, прости, я ошиблась. Пахнет от твоей ученицы.
- Госпожа- я со стуком поставила чашку- ваш язык как у змеи- длинен и без костей.
- Змея может спрятаться и больно жалить. Даже смертельно.
- А я вырывала змеям жало- гордо сказала я- мы с дедушкой это делали. Знаете змеи иногда заползают в жилище, гадят в еду и откладывают яйца в одежде. Поэтому мы вырывали жало, без него змея уже ни на что не способна.
Мамея про себя улыбалась, как рассказывала она мне позже, у гостьи был такой вид, что она сейчас при всем ее желании накинулась бы на меня и убила.
- Я слишком ловкая и умная змея и поймать меня весьма сложно.
- Я никогда не любила гоняться за змеями - по-детски сказала я-  я просто убивала их мотыгой.- Мамея не выдержала и расхохоталась в голос.
- Ох уж эти деревенские девки- ухмыльнулась Ойко- все вы льнете к Киото.
- Однако и ты, моя дорогая не уроженка столицы- снова улыбнулась Осара- не пытайся кидать в меня своими кинжалами.  В твою сторону летят мои сюрикены и в отличии от тебя, я бью в цель, верно, моя милая?- довольно улыбнулась мамея
- Я достигну своей цели. Всегда достигала.
- Ты? Когда же?
- вспомни выпускной танец.
-Аааа- потянула мамея якобы припоминая- это когда ты опозорилась?
- Больший позор пережила ты-
- Я с большим изяществом подняла веер, и закончила танец, несмотря на то что мои белый бок кимоно был в крови.. А кто лежал в груде своего шелка?- Ойко густо покраснела, видимо это было ее стыдом.
- Я удивилась- продолжала бить моя госпожа- когда увидела твой дебют. Я думала после такого позора Кавори-сан заберет свою дочь…- Гостья замолчала надолго. В ней кипел гнев, и он разгорался еще больше, когда она видела прекрасную Осару, облаченную в дорогое кимоно и при этом спокойную и хладнокровную. Я сидела и улыбалась - моя мамея победила эту вредину. Это чувствовалось.
-Мой отец не был рыбаком - пошла в наступление она
- Каждый из нас в чем-то рыбак, все мы пытаемся  поймать в свои сети побольше. Мы гейши - ловим славу и успех, мой отец- ловил рыбу чтобы прокормить меня и мать, твой отец- побольше денег и привилегий. Поэтому твой отец тоже рыбак. Пусть и не в прямом смысле.- Я ничего не поняла из сказанного, но ясно было одно - Ойко унижена, а моя госпожа победила.
- Ты… ты…
-Закончились кинжалы?- заботливо поинтересовалась Осара – у меня еще много сюрикенов.
- Зачем ты вплела ей в рыжие волосы белую сакуру? Она не идет ей! И вообще почему у нее веера в оби, как у гейши.- Накинулась Ойко на меня
- Госпожа- ответила я- а вам то что до этого? Как хочу, так и ношу веера.
- Да она и основ не знает!
- А разве у нас запрещено майко носить веера в оби?- приподняла бровь Осара. Ойко рассвирепела- Я тебя раздавлю- зашипела она и как ошпаренная кошка вылетела из беседки, затем приосанилась и мелкими изящными шажками, чересчур покачивая бедрами удалилась. На улице она села в повозку, и рикша увез ее…
- Ты молодец,- сказала она мне и тут у меня в желудке заурчало.
- Бедная!- воскликнула мамея - я же тебя не накормила, пойдем быстрее!


Глава третья.
Сын Аматэрасу.

После того как мы пообедали мы сели за чтение хокку. Это трехстишья, в которых нет рифмы, но есть созвучие и смысл построения слов в чем-то с математической точностью. Осара сама сочиняла хокку, которые пользовались большой популярностью в высших кругах Киото. Она воспевала природу:
- Ручей бежит голубой
 Тигр напиться решил
 Хижина в дальних горах.
- Госпожа, это очень красиво, но я ничего не поняла.
- Ну смотри- улыбнулась мамея- голубой ручей- это жизнь, тигр- зверь который жесток и кровожаден но ищет хижину в дальних горах. Каждый из нас в чем-то жесток и кровожаден, но каждый пьет из жизни и каждый хочет найти свою хижину в горах.
- Мамея, у меня разболелась голова, я же еще маленькая.- я изо все сил пыталась это понять, но в голове путались мысли.
- Ну хорошо.- улыбнулась она - можешь поиграть в моей комнате с моими гребнями и косметикой.- Я сломя голову побежала в желанную комнату. Разговор, который будет здесь описан, я знаю лишь с рассказов Осары. Я в это время чуть дыша вошла в ее комнату, с великим трепетом, как она меня учила, изящно села у зеркала и потянулась к гребням.

Мамея стояла у входа в сад в зеленом кимоно, на котором алыми нитками на спине был вышит феникс, также фениксы были вышиты на синем оби. Ее волосы красиво падали на один бок, она стояла прямо, и тепло, как дочь улыбалась идущему к ней мужчине. Он был высок и худощав, облачен в черно-зеленое мужское кимоно, доспехи самурая, шлем, он держал под мышкой, катана с тихим стуком билась о бамбуковые доспехи. Это был сам император Тохиро – сан, сын Аматэрасу, владыка Японии, ведший войну с разрушительными Нобунагами. Император был очень красив  и очень молодо выглядел, несмотря на свои сорок пять лет и покровительствовал моей мамее. Он  только что вернулся с войны, и первым делом остановил своего коня у охайо Осары, не во дворец, к своему сыну, а к моей красавице.
- Ну здравствуй, госпожа-сакура.- Император преклонил перед ней колено и низко склонил голову.
- Здравствуй- она улыбнулась и на ее щеках появились очаровательные ямочки.
- могу ли я насладится твоим обществом и танцем, небожительница? Моя душа истерзана битвами.
- У меня есть лекарство для вашей души, покровитель. – она улыбнулась - идемте за мной. – Они вошли в дом,  провела его по многочисленным коридорам и наконец, привела в красивую комнату, стены были расписаны драконами и фениксами, небольшой бассейн, обложенный зеленой плиткой, дорогое оружие висело на стенах. Играла очень медленная умиротворяющая мелодия, чайник из глины чуть испускал дымок, стояло на маленьком столике сакэ, васаби, рис и суши.
- ты как всегда радушная хозяйка. Из-за того что я твой покровитель?- спросил император  садясь и ложа катану рядом.
- вы же знаете, господин император, что я рада вам не только потому что вы мой покровитель или император- в его глазах блеснула надежда- вы близки мне как отец и брат.- надежда в глазах Тохиро угасла.
- У вас есть шипы, сакура.- Сказал он с болью
- Тохиро – сан, вы же знаете…- начала Осара укоризненно
- Прости, что опять начал этот разговор.
- Тохиро - сан, не вините себя. Надеюсь, тигр не очень сильно поранился об острые лепестки сакуры?- Спросила она с улыбкой
- Тигр уже не замечает ран от маленькой сакуры.
- Они глубоки?
- Они множественны.
- Что ж - сказала мамея поднимаясь - может быть танец сакуры хоть немного  залечит раны тигра?
- Надеюсь, Осара.- Она изящно поднялась, вынула два веера, мелодия изменила свое русло, стала более быстрой, она кружилась под музыку, а император не сводил с нее взора, ловя каждое движение красавицы. Она кружилась, ее запястья взмывали вверх с их продолжением- веерами, она чуть приседала, кружась, изгибая свой стан,  поворачивая веера, держала их боком, поднимая вверх и вниз, поворачивалась и снова изгибалась. Мелодия танца замерла, и на смену ей пришла другая, для беседы. Это означало, что танец  окончен. Мамея сложила веера, убрала их в оби - Сакэ?- спросила она императора
- Из твоих рук – хоть яд, мамея.
-Как прошла воина?- спросила она, пододвигая ему чашечку сакэ, наложив в его миску риса, положила васаби и придвинула императору
- Сложно сказать одним словом, не хорошо и не плохо. Жаль, мамея, что ты  гейша, ты  бы могла занять место подле меня в качестве советника. Твой план с горящими стрелами оказался превосходен, мы наголову разбили Нобунагов.
- Рада послужить вам, император - она улыбнулась и чуть поклонилась
- Как думаешь, что теперь предпримет отец Ойко?
- Ну вы не сможете открыто объявить что он изменник - она налила императору еще сакэ- прямых доказательств нет что он поставлял деньги Нобунагам. Я думаю, вам следуют отдалить его от себя, слишком уж много он о себе возомнил. Только предостережемся, вдалеке от Киото он будет плести интриги, я думаю, Тохиро вам будет несложно посадить его в какой-то мере под домашний арест.
-  Какой бы вы женой были.
- Тохиро!- гневно воскликнула Осара.
- прошу меня простить - он низко поклонился. И в этот момент ворвалась я…

Все это время я сидела в комнате мамеи.  Сначала я просто едва дыша рассматривала гребни, особо мне понравился изумрудный, к тому же мне пришло в голову что это подойдет к моему кимоно, я приподняла часть волос и заколола гребнем. Потом потянулась к тонким коротким полоскам, хранящимся в шкатулочке, взяла зеленые тени, а с румянами я перемудрила - они получились ярко - розовыми. Вы можете удивиться, откуда я знаю о нанесении макияжа, хотя моему обучению срок лишь день.  Я думаю для женщины, даже в таком возрасте не сложно понять, что тени - на глаза накладываются, румяна – на щеки, помада на губы, к тому же пока была жива мама, она часто красилась, и чтобы купить ей косметику мы часто голодали. И в этом виде я побежала искать мамею. И нашла…

Я ворвалась с криком – госпожа Осара, скажите, я правильно накрасилась?- император застыл, не донеся до рта очередную чашечку сакэ, а чашка чая мамеи покатилась по полу. В кабуки это называется «немая сцена» и здесь она была представлена в полной мере.  Когда оцепенение прошло, я рассмотрела в мужчине отличительные признаки императорского дома, по мере возможности  грациозно опустилась на колени и поклонилась. Император, не донеся до рта сакэ, повернулся к Осаре – что это, сакура?
Ее оцепенение прошло – это моя майко , Хацу-тян.
- Та самая?
- Да.
- Можешь подняться, бутон жасмина.- Я оставалась на месте.
- Поднимись, Хацу - ласково попросила Осара. Я поднялась.
- она так изящна, мамея.- сказал император
- благодарю вас - Осара чуть склонила голову.
- сядь подле меня, дитя.- Император похлопал возле себя. Я стояла в замешательстве, сам Тохиро – сан, сын Аматэрасу желает, чтобы я села подле него. Я очень боялась его доспехов и катаны, в моей памяти еще были свежи набеги ронинов на наши деревни, поэтому я устремила свой взгляд на оружие мужчины. Тохиро поймал направление моих глаз- Ты видела это раньше?- спросил он
- Да. Моя деревня не раз страдала от набегов
-Кого же?
- Они были в красных повязках на головах и очень грязные- я поморщилась.
- Ронины - подняла глаза моя мамея.
- А что они делали? Убивали, жгли дома?
-Нет, сын Аматэрасу, они просто приходили, шли в дома и все брали.  Мой папа не хотел отдавать ничего этим людям,  и они убили его, а маму сбросили в море. Дедушка же отдал им все, даже мою одежду.
- Она слишком многое пережила для пяти лет.
- Госпожа Осара, а эти люди найдут меня тут?
- Нет, Хацу- она ласково улыбнулась мне- а накрасилась ты весьма хорошо, если бы не этот тон румян.
- Я так и знала - стукнув кулаком по столу, произнесла я. Тохиро и Осара переглянулись и расхохотались. Я поддержала их звонким детским смехом.

Глава четвертая
Я одна в большом охайо.

Я стояла на крыльце охайо и со слезами провожала свою госпожу. Ее путь сегодня лежал в чайный домик императора. Она выглядела превосходно- белоснежное, как снег Фудзи кимоно расшитое черными птицами и синими драконами, оби ее было однотонное, лишь белый переливался с разными оттенками, ее черные волосы, вернее их часть была приподнята и заколота тонкой палочкой, черной, которую венчал золотой феникс. Из макияжа на ней была лишь помада. Гейши на ногах носят высокую обувь на танкетке, называется она обако, они очень высоки
, для того чтобы гейша не запуталась в складках кимоно к тому же мелкие изящные шажки в таких туфлях только красят гейшу. Она была прекрасна, словно Аматэрасу когда гордо садилась в личную повозку императора, а я стояла у крыльца и смотрела ей вслед. Я одна в большом охайо, если не считать многочисленных служанок и рабынь. Многие девушки охотно продавали себя моей Осаре, это была честь служить такой госпоже. Мне вдруг стало одиноко, я вернулась в охайо и служанка закрыла за мной двери. Я стояла и прислушивалась- никого, девушки заняты были стиркой, разбиранием кимоно госпожи, чисткой ее  обуви. Ее двери запирались на особый замок, который сделали лично для нее, а ключик она хранила в складках оби. У нее было слишком много завистниц, а гейша ее ранга не могла позволить,  чтобы ее кимоно были испорчены, гребни поломаны,  тушь, помада и тени изгажены. Я долго стояла около дверей, уж очень мне хотелось побыть одной в комнате Осары. Замок я открыть не могла, поэтому решила использовать «подручные» способы. Ну первое что мне пришло на ум были мои зубы.  Естественно в пять лет я не могла и представить, что зубы мои могут сломаться об твердое дерево дверей. Я огляделась- служанок не было поблизости, а мысли убежать у меня и не было. Моя госпожа была добра ко мне, и это мне нравилось, она даже напоминала мне маму. Потом уже, после своего замужества я пыталась вспомнить облик мамы, и всегда всплывало в моей памяти лицо моей Осары, в ту ночь, когда я впервые увидела ее, мою госпожу сакуру.  Итак, я вгрызлась своими зубами в дверь, помню вкус дерева и его запах- вкус был похожим, как мне тогда показалось на кальмара. После весьма продолжительного покусывания двери, я поняла, что это действо не принесет мне желаемого результата, топнула ногами и расплакалась. Я плакала очень горько, сама не понимая почему, но вместе со слезами крепла моя решимость проникнуть в комнату Осары. Я просто хотела почувствовать, что чувствует гейша, когда красится в одиночестве и настраивается на вечер.   Я разгуливала по охайо и горько плакала, одновременно искала то, чем можно было открыть двери.  Я брела по коридорам и вдруг запнулась о предмет, который оставили строители, что-то вроде молотка ( об этом я узнала позже).  Мне показалось что это очень хорошая мысль, слезы мгновенно высохли и  я побежала к комнате…
Я вспоминаю это сейчас, и меня охватывает стыд. Я открыла двери в покои мамеи, часть дверей я сломала молотком, часть выносила пинками. Для меня не было ничего запретного, я хотела попасть в святыню гейши. Итак, моя настойчивость была вознаграждена- двери поддались моим усилиям и вот я тут, туда куда стремилась. Я замерла-  комнату освещали масляные лампы- стены были расписаны морскими пейзажами, ширма с изображением цветущей сакуры на фоне горы Фудзиямы, дорогие циновки устилали пол, я увидела зеркало  в серебряной оправе овальной формы, и что-то вроде комода в ящичках которых хранились тени, тушь, подводки, различные гребни из белого нефрита, розового жемчуга, зеленого жемчуга, различных самоцветов – позже  я узнаю что это многочисленные подарки императора. Вдоль стен выстроились тонкие деревянные листы на которых красовались многочисленные кимоно Осары.  Я знала, что это были не все, и об этом свидетельствовали огромные сундуки, в которых хранились кимоно для особых случаев ( мамея расскажет мне об этом позже. По правую сторону от зеркала стол на котором хранились длинные полоски- оби. Я повторила манеру садится своей госпожи и улыбнулась сама себе в зеркало.  До приезда мамеи еще было много времени, а я хотела порадовать свою учительницу, чтобы она знала – я достойная ученица! Сегодня моя госпожа облачила меня в «роскошное» кимоно – голубое, расшитое пейзажами неба и белое оби. Я открыла ящичек, где хранились тени и задумалась- какие наложить на глаза. Мне понравились черные- они  красиво переливались серебряными частичками. Я взяла тонкие полоски, закрыла один глаз, придерживая его пальцем,  нанесла их на веки, как мне показалось ровно. Естественно накрашенными оказались и брови и лоб. Я не боялась, что меня будут ругать за то что я вошла в комнату мамеи, да и честно говоря я об этом даже и не думала. Я посмотрела в зеркало – Прекрасно- сказала я самой себе и точно также наложила остаток теней на другое веко.  Положив полоски в ящичек, я потянулась к другому ящику- там хранилась пудра. Она была в плотно закрытой коробочке, обитой красной шелком, я долго пыталась ее открыть, а когда открыла, просыпала половину на себя и вокруг. Только потом мамея покажет мне, что коробочка открывается легким нажатием. Я нашла кисточку для пудры, опустила ее в баночку, щедро обваляла в пудре и резкими короткими движениями стала  наносить на лицо. В итоге я скорее походила на демона, чем на младшую майко. И тут я вспомнила про румяна… Естественно выбрав самые яркие- алые.  Хорошо что меня не видели служанки- они бы перепугались. Затем я решила что мое оби не подходит к этому кимоно, поэтому выбрала черное- расшитое серебряными нитями.  Гейша не может завязать оби без посторонней помощи, ведь нужен идеально ровный узел, который украшает спину. Если узел был спереди- она не гейша. Но это я узнаю позже. Итак, я схватила это оби и принялась усердно и сосредоточенно наматывать на свою талию. Несколько раз я путалась и падала, но не  теряла усердия и сосредоточенности. В итоге оби покрывало все мое тело и венчалось пышным бантом на шее.  Все оставшееся время до приезда моей Осары я посвятила любованию на себя в зеркало, пока моя госпожа- сакура развлекала императора и его приближенных.  Однако, ночь близилась к полуночи скоро моя мамея должна была вернуться. Я убедилась в этом услышав оживленную беготню служанок. Настроение у меня было приподнятое…
               
                ****
Я помню глаза мамеи… Разумеется моя госпожа с наступлением ночи не потеряла свежести утреннего ветерка, макияж оставался все таким же идеальным, ни одного растрепавшегося волоска, кимоно все так же бело и чисто. Опираясь на рабынь, она сняла обако, и даже не взглянув на девушек, изящно и гордо , мелкими шажками начала свой путь к комнате.  И тут, из развалин дверей гордо выхожу я- Госпожа Надзцуко-сан, как я вам?- видя такую картину, Осара испытала по ее словам странные чувства- смех, ужас,  интерес. Но не гнев.
- Да, пора тебя всему учить. – Говорила она поправляя оби
- Вы учите.
- Хотя бы нефритовые гребни целы?- с полной безнадежностью спросила она
- Разумеется, госпожа- сообщила я с довольным видом
- это радует- тяжело вздохнула Осара- пойдем примем ванну, я устала, а с тебя надо смыть эту раскраску демона.
-Кико- обернулась она к подоспевшей служанке- пошли кого-нибудь за плотниками,  хочу дверь из сандалового дерева, заплачу двадцать тысяч йен.
- Да госпожа- поклонилась служанка.
- пойдем- улыбнулась Осара, я покажу тебе ванну гейши.

Глава пятая
Полночные купания

Мы с Осарой шли впереди служанок.  Девушки сзади сгорбившись, на вытянутых вперед руках и смотря себе под ноги несли кимоно, полотенца, гребни, мыла и притирания, масла, благовония. Замыкала процессию девушка из школы гейш- она будет играть на сямисэне.
- Расскажите мне мамея, как вы съездили?- Она улыбнулась- Как всегда.
-Хорошо? Этой вредной женщины не было?
- Была. Но она быстро ушла, едва стоило мне открыть веера.- Осара улыбнулась.
- Вы очень красива, госпожа, а она вредная-
- Спасибо- засмеялась молодая женщина изящно прижав ладошку ко рту.
- Госпожа, вы мне нравитесь.
- Ты мне тоже нравишься- сказала она потрепав меня по голове.
- Гейша должна быть чище чем снег на горе Фудзи, поэтому я принимаю ванну до и после каждого приема. Волосы гейши должны блестеть от чистоты, а не от грязи, тело гейши должно напоминать райский сад- настолько оно благоухает. Знаешь, некоторые гейши перебарщивают с ароматами- и тут она бросила взгляд на мои ноги- а ты неплохо копируешь мои шажки- Осара тепло улыбнулась.
- Я стараюсь, мамея.
Мы вошли  в огромную купальню, и мне показалось, что я попала на дно моря- пол, стены, потолок были выдержаны в голубом цвете, даже светильники были выкрашены в голубой цвет, стены украшали изображение водорослей, морских камешек, ракушек , девушка из школы гейш прошла в  угол, где для нее была расстелена голубая циновка и заиграла мелодию. Я назвала ее мелодией дождя, а когда сказала об этом мамее, получила похвалу.
К мой госпоже подошла одна из служанка- Госпожа, нам остаться или уйти?-
- Положите все вон туда- Осара изящно вытянула руку, указывая на широкий низкий стол, а масла и притирания вот сюда – и идите. В центре купальни стояла кругла большая ванна, наполненная ароматной и теплой водой, служанки расставляли баночки на  столике около ванны.
- Идите- приказала мамея. Как только за служанками закрылись двери, мамея помогла мне освободится от кимоно- Лезь в ванну, Хацу.- я послушалась, чуть не подскользнулась на полу, но все-таки благополучно залезла. Вода была теплой, и я наслаждалась прикосновениями к моему телу, пока моя госпожа освобождалась от кимоно, девушка из школы гейш сидела в углу, не подымая глаз,  да и я отвернулась. Осара вынула из своей головы палочку, и черные волосы упали ей на грудь и закрыли спину.
- Вы красивы, госпожа.
-Спасибо. – Она изящно залезла в ванну напротив меня, потянулась за мочалкой, взяла белую баночку, из которой очень приятно пахло, нанесла густую жидкость на мочалку- Это мыло, оно очень хорошо очищает кожу и помогает ей быть красивой.-
- А мочалка жесткая?- испугалась я. Дедушка мыл меня мочалкой сплетенной из тонких железных нитей, так что вместе с грязью с моего тела смывалась кожа.
- Нет, Хацу-тян она очень мягкая для лица и приятная. Ну сама подумай разве хорошо будет если ты, будущая гейша будешь ходить как демон?
- Нет. Мне скажут что я страшная.
- Да- хохотнула Осара и принялась стирать с меня краску, мочалка действительно была очень мягкой и мне понравилось прикосновения к моей коже, к тому же мыло приятно пахло. Потом Осара смыла мое лицо водой и от макияжа ужаса не осталось и следа.
- Тело вымоешь сама?
- Да, Осара-сан. Мне мыть этой мочалкой?
- Нет. Окуни ее в воду, да получше выжми! Лучше. Теперь возьми вот ту баночку, и рядом с ней мочалку видишь?- она указала на фиолетовую баночку с черным драконом- Возьми немного в ручку этого масла, оно привезено из Китая, подарок императора.
- А Сын Аматэрасу вас любит.- сказала я скользя мочалкой по телу.
- Да, только сакура лишь почитает тигра.
- А я научусь так красиво писать стихи как вы?
-Думаю да. Но только нужно время. Я пока дам тебе отдых.
- Почему?- удивилась я
- Тебе нужно чуть-чуть подрасти.
- Вы меня выгоните?- я горько заплакала- Мамея, пожалуйста не выгоняйте меня, я сама починю эту дверь, только не выгоняйте, я не хочу, не хочу!- и бросив мочалку закрыла лицо руками и громко зарыдала. Осара сделала знак выйти девушке из школы гейш и  подплыла ко мне, обняла меня и крепко прижала к себе- Я никуда тебя не выгоню, просто пока ты маленькая…- она пыталась оправдаться, я видела как ей плохо.
- Просто пока ты будешь наблюдать за мной. Я расскажу тебе как накладывать макияж, мы будем вместе танцевать, играть на сямисэне, писать хокку, ты будешь наблюдать за моим облачением, за тем, как я веду беседу и учиться. Постарайся запоминать!
- В…вы меня не выгоните?- всхлипывала я
- Нет, ну конечно же нет.- она со смехом прижала меня к себе… Мы просидели так недолго, меня ведь привлекали остальные баночки и гребни. Я взяла в руки гребень в форме бабочки, крылья которых украшали зленные камни, а голову бабочки- белый жемчуг.
- Он очень красивый, этот гребень, мамея- сказала я.
-Этот?- удивилась Осара- Его стоимость всего десять тысяч йен.
- Это много, госпожа- я осуждающе покачала головой
- Не так уж много. Я в этом гребне появляюсь лишь в ванне.
- А на прием?
- Ты что? В таком дешевом?- она удивилась, вязала у меня из рук этот гребень, высоко заколола волосы, потом изящным  движением руки намочила свою мочалку, нанесла гель, который пах жасмином и принялась втирать в свое тело. Я наблюдала за ее мочалкой и наслаждалась ароматом. Она жестом указала мне на белую бутыль, в которой была розовая жидкость- шампунь
- Налей на ручку немного, потом нанеси на волосы…- начала было Осара
- я знаю, мама покупала шампунь. Но мы перед этим очень долго не ели.- Она улыбнулась и продолжила мыть свое тело.
- а расскажите о себе- сказала я выныривая из воды расплескивая ее вокруг. Мамея тем временем уже наносила на волосы особой лосьон- он пах странно
- Это корень одного китайского растения - волосам придает крепость гор и красоту воды, блестящей на солнце.
- Вы так красиво говорите, госпожа. Вас можно заслушаться.
- Я научу тебя этому. Я так же как и ты родилась в далекой деревушке рыбаков. Так же как и ты была продана в охайо прежней мамеи Китты, мне было тогда восемь лет. У моей матери вдовы было два пути- либо продать меня в младшие жены, либо в охайо Китты. Она предпочла второе, потому что сама была в своей жизни младшей женой, и знала что такое греть ноги моему отцу- ее господину и его сыновьям от старших жен. Ты знаешь что такое младшая жена?
- Да. Это очень несчастная тетя.
- Да очень.- Осара вздохнула. Мы уже вышли из ванной, теперь обтирались. Служанки уже прибежали на властный голос мамеи,  низко склонив голову и несмотря на нас обтирали наши тела и волосы, облачали в ночные кимоно, в которых будет удобно и нежарко спать, расчесывали и сушили наши волосы а в это время мамея продолжала рассказ- Итак, я продана. Что случилось с моей матерью – я не знаю. Я помню что мне было очень тяжело привыкнуть к Китте и ее урокам- поверь мне я не обладала врожденной изящностью, как ты. Я очень часто получала подзатыльники, а потом изящность и грация распустились во мне как цветок.  Я помню что мой отец был надменным и гордым, мы очень часто были биты с матерью.
- А как вы познакомились с императором?- зевая и потирая глаза спросила я
- Уже поздно, милая, Кико- она посуровела- отведи майко в ее комнату. Спокойной ночи- улыбнулась она мне и поцеловала в лоб.
- Спасибо- я обхватила ее шею ручонками и горячо поцеловала в щечку .

Глава шестая
Играем шум дождя.  Танцую танец ветра.

Разумеется мамея не бросила меня, я жила хорошо в ее охайо уже привыкла к служанкам, шелковым кимоно, вкусной еде. Император был очень частым гостем в нашем доме, и вскоре я радовалась  его присутствию и мы общались как близкие друзья. Я полюбила его как отца, а он как дочку, которой у него никогда не было. Тохиро баловал меня не меньше чем мамея: мне дарились заморские сладости, красивые гребни, веера, различные статуэтки, и каждый раз я с веселым визгом висела у него на шее, а он смеялся…  Я наблюдала за тем как мамея готовится к приему, тренируется на сямисэне, а когда наступало время танца, мы танцевали вместе. К восьми годам я научилась более менее держать веера, и красивыми движениями рук выказывать свои чувства, которые навевает мелодия, поняла, что под голубое кимоно вряд ли пойдут черные тени, что оби завязывают служанки и оно должно гармонировать с шелком кимоно, что обако необходимая и удобная обувь. Я помню, как мамея протянула мне сямисэн- он был старый и потертый, похлопала по циновке напротив себя- Садись, Хацу. –
Я послушно села напротив нее. Мои волосы, уже порядочной длинны были высоко заколоты, кимоно на мне было черного цвета и белыми нитками на спине была вышита сакура, ее ствол и лепестки, подхваченные ветром.  Я помнила, как  я накрасилась в пять лет, но сегодня сделала ей действительно подарок - на моем лице был тонкий слой пудры, губы блестели вишней, на глазах были стрелки сделанные специальным угольком. Осара улыбнулась- Ты прекрасна-
- Спасибо,  мамея- сан- я изящно поклонилась: вытянула сначала левую руку, потом правую, чуть прогнулась и в завершении плавно склонила голову. Этот поклон мы репетировали десять часов с короткими перерывами, я позже расскажу.
Я подняла голову услышав ее хлопки- Прекрасно- прекрасно.  Теперь слушай меня- сямисэн это не просто инструмент. Если веером мы безмолвно говорим о наших чувствах, то сямисэн- наш голос. Да, здесь всего три струны, но поверь это  не мешает ему издавать звуки прекрасней чем шум дождя и шелест травы.  Смотри- она взяла ону- это приспособление  из дерева напоминающее щетку, только без ворса.
- Это ону, этим мы играем на сямисэне, но лишь я научилась играть на нем руками. Слушай- она ударила по струнам. Обрывок мелодии разрезал воздух.
- Мамея,  струны издают разные звучания.-
- Верно- она снова улыбнулась- и в зависимости от того как ты ударишь ону по струнам будет меняться мелодия.- Она еще раз ударила резким движением- что тебе это напоминает?
- Кабана, который продирается сквозь заросли.-
- Да, похоже. А теперь?- она прикоснулась поочередно к каждой струне.
- Журчание ручья.
- Да. А  так?
- Ветер который шевелит листву.
- Верно. Я проверяла, дала ли тебе Аматэрасу музыкальный слух и способность различать звуки.
- Я думаю, что вы госпожа сакура не остались мной  недовольны.- Не зря я три года слушала, как она говорит с императором!
- Запомнила?
- Да.
- Теперь я наиграю короткую мелодию. Слушай внимательно! Потом попытаешься повторить.
- Хорошо.- я отложила сямисэн, изящно сложила руки на коленях- приготовилась слушать. Мамея улыбалась и играла глядя на меня. Она ударяла ону по струнам, и мелодия напоминала мне грозу и плеск реки. Я смотрела на ее руки внимательно, запоминая, как она перебирает струны, запоминая каждый аккорд. Последние движения ее рук- мелодия замерла. Она отложила сямисэн.
- Теперь ты, Хацу.
- Я с удовольствием поиграю для госпожи сакуры, надеюсь  не огорчить ее.-
Мое сердце бешено билось когда я это говорила, я знала что это прекрасный ответ, радовалась за себя, что оправдываю ее ожидания и даже гордилась.
              - Ты меня не перестаешь удивлять.
- Я надеюсь что удивляю приятно.
- О да, моя юная майко.
- Начнем?- я взяла в руки сямисэн и ону.  Напрягая свою память я воспроизводила звуки которые услышала, а мамея же всячески пыталась меня сбить
- Помнишь как ты впервые накрасилась?- спросила она сразу же как только начала я играть.
- Да.- ответила я не поднимая глаз, усердно воспроизводя ее мелодию. Я слышала, что это мне удавалось.
- А согласись черные тени с серебряными частичками прекрасно смотрятся?- она внимательно смотрела на меня, я чувствовала это.
- Да, но не с голубым кимоно.- Улыбнулась я продолжая играть.
- Верно, а что пойдет с голубым  кимоно?- спросила меня она. Я мучительно пыталась удержать в памяти аккорды,  и вот последние, но я слишком резко ударила по струнам и они порвались.
- С голубым кимоно- я отложила покалеченный сямисэн- подойдут небольшие стрелки на глазах, тонкий слой пудры и блеск на губах.  Я порвала струны, простите.
- Ничего страшного- она чуть склонила голову- ты прекрасно держалась, и повторила мою мелодию почти полностью.  Хотя добавила пару аккордов от себя. Я думаю я запишу эту мелодию, и однажды ты сыграешь ее императору.
- Надеюсь доставить удовольствие ушам сына Аматэрасу.
- Он приедет завтра- сказала она беря со столика бумагу и чернила. Ее кисточка проворно заскользила по бумаге. Я умела читать и писать, мамея научила меня, однако каллиграфия давалась мне пока туго, хотя я упражнялась день и ночь. Осара мне говорила что они превосходны, но мне казалось, что ужасны.
- Я сыграю ему, а сейчас, что будем делать с сямисэном?
- прости, но свой сямисэн я тебе пока не дам в руки, слишком дорожу его струнами, мне еще услужадать слуха императора и его гостей.- За три года я научилась понимать ее шутки.
- Что ж, остается лишь молить Аматэрасу что порванных струн будет меньше- я притворно горестно вздохнула.
- Будем молить Аматэрасу.- Повисла пауза.  Этой ночью я написала свое первое хокку, глядя на то как падает снег. До этого  мы не упражнялись в стихосложении, но мамея читала мне свои хокку. Я запомнила манеру ее письма и решила пока подражать ей.
- Что- то случилось?- она хитро посмотрела на меня
- Да. – сказала я густо покраснев.
- Что же?- она сделала вид что не знает ничего.
- Сегодня ночью шел снег… и- я запнулась
- что?- я глубоко вздохнула собираясь с мыслями и наконец выпалила:
- Я написала хокку и хочу его вам   прочитать!
- Я слушаю
-Небо роняет
Слезы свои
Снег идет.- Прочитала я и снова густо покраснела. Мне стало жарко, меня бросило в пот, я закусила губу и опустила голову.  Я была в напряжении, а молчание мамеи все длилось и длилось, она бормотала что-то себе под нос, я прислушалась- мое хокку! Мое глупое нескладное хокку повторяет раз за разом моя мамея! Наконец, я решилась вскинуть голову- Осара сидела  глубоко задумавшись и все повторяла и повторяла мои строчки.
- Мамея!- взмолилась я со слезами на глазах, кинулась к ней- Скажите хоть что - нибудь!!!!
- А?- она отвлеклась от размышлений и увидела мои глаза полные слез.
- Оно прекрасно.- сказала Осара. Я облегченно разрыдалась у нее на коленях…
Это было выше всякой похвалы. После  того, как реки слез иссякли, она позвала служанку- Ани, сходи к мастеру Тайчин отдай ему это- она протянула покалеченный сямисэн- он тебя узнает- на тебе мое отличительное кимоно. Он быстро натянет новые струны. Пока мастер будет работать- будешь ждать.
- Да госпожа.- девушка низко поклонилась.
- пока она ходит- сказала мамея поднимаясь – ты будешь танцевать.
- Я буду рада- сказала я медленно выставляя вперед колено и плавно выпрямляя спину и поднимая голову, затем встала-  танцевать под музыку сакуры.
Я знала что ответ пришелся ей по вкусу, Осара взяла сямисэн и ударила по струнам. Мои веера раскрылись в такт удару. Мелодия полилась, а я,  помня уроки мамеи сдержанными, но от этого изящными телодвижениями подавалась в такт мелодии. Улучив момент, когда веера были скреплены и левая рука осталась свободной, я резким движением вынула из головы тонкую палочку… копна рыжих волосы упала на шелк кимоно. Мамея одобряюще улыбнулась, но мелодия все лилась, а мои руки слились с веерами… Я три года танцевала вместе с ней… Я запомнила многое. Я до сих пор думаю что основное в моей науке я получила именно в эти три года когда восхищенно смотрела на свою богиню. Я была как губка, которую обмакнули в благоухающую смесь… Мелодия кончилась. Я застыла с обворожительной улыбкой, такой улыбкой обычно одаряла Осара своего покровителя. Она отложила сямисэн, встала, подошла ко мне.  Я не сводила с нее взора, не меняла своей позы- я стояла чуть отогнувшись назад, повернув голову влево, занеся одну руку над головой, другую выпрямив, как журавль свое крыло.  Она стояла и пристально смотрела на меня.. Солнечный свет тускло освещал мой силуэт. У нее на глазах были слезы, она прижала сложенные ладони к губам и  я видела как ее прекрасно очерченный рот улыбался мне.  Потом она крепко прижала меня к себе и шепнула – Твои лучи сверкают краше, чем лепестки сакуры.
- Мои лучи отражают красоту сакуры в себе, как жасмин, который распустился около водопада, и вода, любуясь им отражает цветки в своей глади. – Мы смотрели друг на друга и в наших глазах блестели слезы, я не могла найти слов которыми бы могла высказать всю глубину своей любви и нежности к этой женщине, которая стала моей мамой.  Не просто учительницей, примером для подражания а именно мамой.  За эти три года моя мамея стала еще прекрасней, император даже сравнил ее с вином из далеких земель- с возрастом ее дурман и красота только прибавляется. За эти три года Ойко сидела тихо, не было вестей и от ее отца, Кавори-сан, Нобунаги и ронины попрятались в горах и лесах , лучи императора Тохиро грели страну восходящего солнца, но больше всех- Осару Надзцуко госпожу ставшую сакурой…  Ворвалась служанка- Осара – сан, вот сямисэн.-
- Хорошо.- она не взглянула на девушку- Иди.
Мы до заката солнца играли на сямисэне. Оттачивали мелодию которую играла мамея, мы играли десять часов почти без передышки, пока наконец мои руки не закровоточили.
- Это другая сторона нашего искусства- говорила мамея заматывая лечебные листы, приложенные к кончикам пальцев
- Я знаю- ответила я сквозь зубы терпя боль- я добровольно пошла в мир красоты, и вы знаете, госпожа, что я готова многое терпеть…
Осара кивнула.
 
Глава седьмая
Школа гейш

Сегодня мы ехали в школу гейш. – Я хочу посмотреть, как ты будешь смотреться на фоне остальных девочек- сказала мне Осара, когда мы садились в повозку рикши. Она была как всегда блистательна- светло-бежевое кимоно расшитое черными нитками пейзажными сценами,  светло-золотое оби стягивало тонкую талию, часть черных волос была чуть приподнята и заколота гребнем. Я села рядом. Еще один рикша, который ехал держась за спинку повозки  распахнул над нами зонт. Услужливые девушки охайо облачили меня в нежно- голубое однотонное  кимоно, но основное внимание должно быть приковано к оби- оно было белоснежным и расшитым миниатюрами из нашей истории -вот Аматэрасу побеждает вековую тьму островов,  вот дух земли учит людей возделывать урожай. Волосы мои были заделаны в тугой пучок, скреплены гребнем в виде веточки сакуры, но прядки красиво обрамляли лицо. На коленях я держала чехол с сямисэном. Час был еще очень ранний, Киото только начало просыпаться, но я с любопытством смотрела по сторонам. Узкие улочки петляли я видела разнообразные лавочки, но не смогла прочесть их названия, день сегодня выдался солнечный, Аматэрасу ласкала своими лучами землю. Рикша несся очень быстро-дороги были свободные. Скоро начнут открывать лавочки, торговцы будут сновать туда- сюда, чиновники поспешат в императорский дворец, заработают цирюльни, кузницы, пекарни, гончарные мастерские, зашелестит бумага- художники начнут творить. Словом жизнь закипит, чтобы там не плели Нобунаги против Японии. Наконец мы остановились у небольшого дворца, отделанном в черном, коричневом и красных тонах. У входа стояла статуя Аматэрасу и Каннон, широкая лестница была украшена ковром, который меняли раз в пять недель. Из окон школы гейш лилась музыка, слышался топот ног и громкие ругательства учительницы.
- Госпожа Тануко по - прежнему учит гейш.- Улыбнулась Осара, - пойдем.- Она чуть подтолкнула меня. Я постаралась изящно выйти из повозки, мамея дала рикше двадцать йен и строго наказала ждать нас тут. Тот радостно согласился. Миниатюрными шажками мы обе вошли в храм искусства -я с восхищением задрав голову оглядывала потолок, стены украшенные лепниной, миниатюрами поющих гейш, танцующих или пишущих стихи- в зависимости от классной комнаты мимо который мы шли. Были классы для гейш которые готовились к выпускному танцу- я мельком увидела этих девушек- с белым лицом, румянами, накрашенными глазами, в почти одинаковых розовых кимоно, с высокими прическами украшенными искусственными цветами и белыми веерами.
-Это гейши готовящиеся в провинции- сказала мамея заметив как я разглядываю девушек. Я нашла несколько ошибок в танце, но промолчала. Наконец мы подошли к классам где занимались мои ровесницы- девочки одетые в черно-серые кимоно с одинаковыми прическами и выражениями лица танцевали под ругательства учительницы- женщина в безукоризненно дорогом кимоно, с прекрасной прической хлопала в ладоши задавая ритм. Но постепенно одна девочка, затем вторая, третья, прекращали танцевать и падали в поклонах, учительница посмотрела в проем двери и тепло улыбнулась.
- здравствуй Осара –сан- госпожа Тануко изящно поклонилась и мы с мамеей ответили ей на поклон .
- Здравствуй. Это моя ученица- Хацу.- Она указала на меня.
- Здравствуй, Хацу-тян.- тепло улыбнулась женщина. Девочки с интересом глазели на меня и перешептывались- наверняка завидовали дорогому кимоно и богатой учительнице.
- Здравствуй- ответила я с улыбкой. Женщина показалась мне строгой, судя по тому как она кричала на учениц, но на меня она смотрела очень пристально, без злобы, оценивала.
Потом сказала ученицам- А ну- ка подвиньтесь! С вами сегодня будет танцевать Хацу- тян ученица мамеи Осары. Покажите ей на что вы способны, будущие гейши.  А ты, Осара   полюбуйся на них.
- Хорошо- улыбнулась мамея, просеменила к циновке в углу с моим сямисэном который я успела ей отдать.
- Госпожа Тануко- обратилась к ней Осара- разрешите мне играть мелодию для ваших учениц.
- Да. – ответила женщина- наигрывай «шум ветра», эти девчонки эту мелодию только знают. – Я похолодела- а вдруг станцую плохо? Но видя ободряющую улыбку мамеи поняла- мелодия та самая под которую я уже танцевала. Девочки встали в круг, меня потянула к себе высокая худая девочка лет восьми с большими черными глазами- Я Нутта- шепнула она мне- Я Хацу- ответила я таким же шепотом. 
- Ты танцевала когда-нибудь с нами?
-Нет-
- Ты красивая, быстро научишься- ответила она мне. И оказалась права, через несколько минут я уже свободно повторяла все простенькие движения танца. Однако не всем было так просто как мне. Некоторые девочки падали, сбивались, толкали других. Были девочки которые путались, или своими движениями напоминали коров, некоторые девочки смотрели на меня со злостью- словно я была причиной их неудач.
- Хватит - прикрикнула Тануко- марш есть, увальни! Никогда вам не стать гейшами!- девочки поспешили выйти вон.
- Пойдемте со мной, мои дорогие.- Мамея поднялась, отложила сямисэн и подошла ко мне. Мы пошли за госпожой Тануко, она провела нас в свои комнаты. На маленьком столике уже дымился чай- проходите- сказала она. Мы мелкими изящными шажками  подошли к столику, изящно опустились на колени- я рядом с мамеей, хозяйка- напротив нас.
- Как ты, моя дорогая?- обратилась она к Осаре пододвигая чашку чая
- неплохо, госпожа Тануко, хотя скучаю по вашим урокам.
- Ты всегда была лучшей в искусстве беседы.- довольно улыбнулась женщина пододвигая мне чашку. Я знала как пьют чай гейши- одной рукой держат чашку, а другой изящно поддерживают дно, не напрягая пальцев. Мы с мамеей пили чай только так, если я брала чашку по другому, получала легкий удар веером по рукам.
- Без вас госпожа Тануко, я бы никогда не познала прелести  сада камней, хокку, танка, философии, не научилась бы сносно танцевать, и очаровывать речами.
- Сносно? Осара ты себя принижаешь. А что до меня, я лишь обучала гейш тому чем владела сама.
- И весьма прекрасно владели. Китта о вас отзывалась с великим почтением…
- Я знаю. А ты у нас юная майко?- обратилась Тануко-сан ко мне.
- Да- с легкой улыбкой ответила я.
- Весьма большая честь обучаться у Осары.
-  не спорю- ответила я придвигая к гостье чашку.
- Это будет чудо, твое появление в обществе Хацу.
- потому что у меня волосы цвета огня?- спросила я.
- Мамея, вы останетесь на еще один танец.
- Нет, прошу нас простить, ко мне должен будет заехать император и я должна буду встретить его величество.
- Хацу заберешь?
- Да, хочу показать императору как она играет на сямисэне. – Сказала мамея вставая- Мы завтра приедем, до свидания Тануок-сан.- Мы обе поклонились женщине
- До свидания- ответила она нам. Но было видно, что она не хотела отпускать нас. Что до меня, мне понравилась школа гейш, правда девочки в ней были не такие как я. Многие даже были не особо умытые и неопрятные, а их кимоно- грязные. Просеменив к выходу, мамея остановилась около повозки и низко поклонилась статуям. Я поспешила последовать ее примеру- Мы с тобой отдали дань почести богине Аматэрасу- покровительнице гейш и богине Каннон- покровительнице искусств. Мы кланяемся именно при выходе, благодаря богинь за милость, которую они послали нам в школе гейш.
- Весьма интересный обычай.- ответила я садясь в повозку.
- Ты права. А нам надо будет по приезду принять ванну и переодеться- император приедет к нам, а ты потешишь его своей игрой. Я же буду петь.
- вы в который раз сведете самурая с ума.- тихо прошептала я. Из повозки полетел звонкий смех…


Рецензии
Я жду продолжения.
Дело в том, что это произведение заставило смотреть глазами героини.
Воспоминания ее так ярко представлены, что кажется, будто переживаешь все моменты вместе с ней.
Забавно было читать о макияже и реакции Мамеи на него)
В целом, понравилось. И даже очень.Еще раз повторюсь,что жду продолжения)

Лола Келлерман   26.12.2009 17:58     Заявить о нарушении