Рецензия на Аватар

Знаменитый на весь мир игродел Уилл Райт, создатель таких бестселлеров как SimCity, Sims, Spore и многих других игр, известен всему миру. Может не все знают, как он собственно выглядит, но хотя бы в одну его игру играл каждый. Лично мне довелось играть в первое и последнее, и вот что я обнаружил недавно, проанализировав эти игры и как я в них играл: это не игры. Это все что угодно, но не игры. И если даже Majesty это игра, хотя она фактически играет сама в себя, то творения Уилла Райта к разряду игр отнести сложно. Это игра – строить здания, прокладывать дороги, быть чем-то вроде мэра? Это игра – вырасти, ходить в университет, работать, обустраивать дом? Или это игра – пройти путь от одноклеточного до космической цивилизации? Уилл Райт да, гений в своем роде, он находит в жизни то, что потом впускают на дисках, и народ разгребает весь релиз. НО! Он забывает, что к его гениальной, лежавшей прямо на поверхности находке, надо прикрутить игру. Особенно это ощущается в Spore, где вообще нет мотивации для развития, и фактически то, во что вы, как вы думаете, играете, это просто «нечто», которое присобачили к редактору мультяшных существ, таких же зданий и звездолетов, и если вы хоть на минуту задумаетесь над происходящим на экране, то сам собой возникнет вопрос: что это?
Вот еще информация к размышлению: представьте, что вы решили найти себя, для этого отправились в путешествие, занялись исследованиями, и пропали на годы. От вас ничего не было слышно, вас не было видно. Да, было известно, что вы где-то что-то зачем-то делаете, но вы, как уважающий себя отшельник, никому ничего не рассказывали, дабы не спугнуть удачу, которую вы, как вам кажется, поймали за хвост. Вы путешествуете, ставите опыты, медитируете – не важно что вы делаете, но вы пропали, и словно ждете чего-то. Может, когда проложат нужную вам для путешествия дорогу, или вы ждете, пока в колбе смешаются три разноцветные бяки. А быть может, вы ждете, пока о вас все же вспомнят и начнут искать? Или просветления, если вы буддист? Ну, или работник метеоцентра, который крупно попал за свой прогноз, и можно отвертеться только тем, что не указал точную дату, когда прогноз сбудется.
А потом, когда путь завершен, когда бяки в колбе смешались, когда вы достигли просветления, вы все это задокументировали. Ну естественно, вы ведь не зря столько корячились! И вы, разумеется, считаете, что ваше открытие должен увидеть весь мир, для чего вы прилагаете усилия, и достигаете и этой цели – общественность ознакомляется с результатом ваших трудов. Ознакомляется, а потом думает, что бы вам такое сказать, как воспринимать увиденное, прочитанное, показанное? Вы-то уверены, что все верно, что все просчитано, что годы прошли не зря, и вы добились желаемого результата, не имеет значения, какие ресурсы вы на это потратили, важен ведь результат! (вспомните S.T.A.L.K.E.R., что ли…) Вы ЗНАЕТЕ, что вы молодец, и ждете, что вам это скажут вслух.
Какова вероятность такого? Практически никакой.
Только если вас не зовут Джеймс Кэмерон.
Создатель фильма, который нельзя обозначить ниже «крутой», который на многие годы стал эталоном фильма жанра экшн, которому многие подражают и еще больше народу завидует – «Терминатор 2 – Судный день», знает, что и как надо делать И со зрителем, И, что важнее всего, с продюсерами, чтоб они страшно боялись цифр в смете, но ничего не могли вам сказать наперекор, и подмахивали, тряся коленками. Разве можно вернуть, да еще и приумножить потраченные деньги, когда их счет пошел на сотни миллионов? Да ни за что на свете!
Конечно, если вас зовут не Джеймс Кэмерон.
А можно быть Уиллом Райтом…
«Аватар».
Джеймс, после своего последнего полнометражного художественного фильма, наполненного соплями и слезами всех домохозяек – «Титаник», пропал на годы. Поступала информация, что он решил взяться за экранизацию культовой (и это не шутка, а наисерьезнейший факт) манги Юкито Кисиро «Боевой ангел Алита», которая однажды удостоилась анимэ-экранизации, которая представляла собой печальное зрелище. Голливуд имел уже опыт экранизаций манги, и будет, к сожалению, иметь в ближайшие несколько лет, и все время получалось черти что, и без бантика, к тому же, чтоб отвлечь внимание искушенных фэнов. Конечно, от Женьки мы могли ожидать, и будем ожидать добротной переработки, но это в будущем. Все эти шесть-восемь лет Джеймс, помимо съемок документалок, вынашивал идею снять такой фильм, который будет не просто прорывом, а настоящим фильмом мечты. Его мечты, разумеется, но это мелочи. На его видение кинематографа мы пока что еще не жаловались, и портфолио для соискания вакансии «создатель фильма мечты» самое подходящее.
Все эти годы  Кэмерон ждал. Какого Христофора Бонифатьича он ждал, хотите вы спросить? Ах, не хотите?! Ну так получайте же!!! ;
Автор имеет полное право упираться и требовать, чтоб его творение было перенесено на киноэкран именно так, как он себе это видит. Имеет-имеет! Не зря ведь мучался, ночей не спал, придумывал. Но так случается в нашем дерьмовом мире ((с) Масяня), что требования автора завышены к той сфере, где он хочет реализовать свое творение. Остается либо идти в другое место, либо сидеть и ждать, пока ЭТА сфера не разовьется настолько, насколько вам надо.
С выходом «Трансформеров» Кэмерон, видимо, понял, что пора.
За последние десять лет все, то есть вообще все, развилось настолько, что успевать за новыми технологиями невозможно. То есть абсолютно. Ай-яй-яй, что же делать? Выход один – самому опередить прогресс. И пусть тебя не оценят сейчас, но потом тебя будут боготворить за то, что ты проделал дырку в стене, куда потом по разочку ударили все, и стена все же сломалась, открыв прекрасный новый мир.
А может, и Нобеля дадут…
Хотя и «оскар» тоже ничего…
Я не стану заострять внимание на действительно революционных технологиях, на камере, на захвате движений – все это везде писали не по одному разу. Хотите – почитайте «Мир фантастики», здесь не совсем эта цель. Здесь вам говорят – фильм говно или не говно.
Сразу говорю: НЕ говно.
Но это лишь верхушка айсберга.
На другой планете люди обнаружили минерал, который им очень нужен и стоит миллиарды. Разработке богатейших месторождений мешают аборигены, чью роль здесь исполняют на’ви, произошедшие, судя по внешнему виду, от кошек. С ними пытаются договориться, но магнаты не хотят тратить много времени, а хотят они все и сразу, для чего нанимают войска, которые должны будут выселить местных. Ученые пытаются договориться, найти точки соприкосновения, используя аватаров – выращенных в пробирках емкостью на жалкие десять-пятнадцать тысяч литров гибридов людей и на’ви, поскольку воздух планеты человеку неполезен.
Лучше бы пили и курили.
Главный герой – наемник с травмой спины, который не может ходить, если он не в теле аватара, который предназначался для его брата-близнеца, но тот вовремя (для сюжета) умер. Герой внедряется к аборигенам, проникается их культурой и вообще стал своим, но прожженный вояка, дежурный злодей, долго ждать не может, и начинает вершить «правосудие по-американски». То есть… правильно дети, бомбежками, газом и напалмом. Целая планета – один большой Ирак. «Газпрём» – мечты сбываются!
Герой же так срастается с автаром (не физически, а с народом, в который был внедрен внутри аватара), что решает вести народ на’ви за собой против себе (человека) подобных, чтоб защитить новый мир, который стал ему новым домом. Или даже так: настоящим домом.
Интересно, а что будет, когда он и там ножки переломает?…
Герой даже решается стать шестым наездником на самой злющей птице на планете, лишь бы местные пошли за ним. И они пошли, а потом за него стала воевать и вся планета, в лице местной живности. Конечно же, хорошие победят, плохих накажут, а герой станет единым целым с аватаром и навсегда останется на планете, потому что там его дом.
Ничего не напоминает?!
Да, да, да, куски сюжета, да может и весь сюжет целиком, вы могли видеть и читать где-то. Я точно все это уже встречал и в литературе, и в кинематографе. Противостояние двух совершенно разных миров, в котором наш мир – плохой. Такая концепция стара, но популярна.
«Действительно, чего голову-то ломать, когда все уже давным-давно придумано, и успешно продают?!»
Товарищ Кэмерон так и рассудил. Сюжет стандартен, персонажи типичны, итог предсказуем. Ради чего пошли в кино? Ради трехмерной картинки? Ради актеров, которые чаще попадаются на глаза в трехметровом синюшном виде? Ради языка и движений, которые специально придумывали ради этого фильма? Ради техники – боевых экзоскелетов и странного вида вертолетов?
Ради планеты.
Планета создана такой, что в ней действительно хочется жить. Вы можете забыть всех героев, все бои, все замедление, вообще все, кроме светящегося по ночам леса и забавных вертокрылых ночных букашек. Почти весь бюджет ушел в невообразимую детализацию, в умопомрачительные эффекты леса, в сравнении с которыми Crysis как Pong в сравнении с Dragon Age. То есть и рядом не валяется. Crysis досталась роль семнадцать триллиардов и так далее пикселя на трусах статиста-на’ви, которого и отыскать-то невозможно, даже если задаться такой целью. Графически «Аватар» более чем безупречен – он реально опережает весь мир, как когда-то «FF – Духи внутри нас» и «FFVII – Дети пришествия». Можно даже не задумываться, кому достанется «оскар» за спецэффекты, но не в раздаче слонов дело. Фильмы снимают для простых зрителей, а они довольны?
Формально да. Вложенные средства будут возвращены в троекратном размере, не меньше. О релизе на DVD и Blue-Ray ничего сказать нельзя, потому что «Аватар» нельзя смотреть как обычное кино, он не может быть плоским, а 3D далеко не у всех есть. Точнее, проще сказать у кого оно есть – быстрее управитесь с перечислением.
Актерская игра на фоне феерии, достойной воспевания в легендах и мифах, практически незаметна. Она есть, и неплохая, тот же Сэм Уортингтон, та же Сигурни Уивер на своем месте, но когда акцент не смещен, а тупо стоит на иной форме жизни на’ви, которая не человек, и воспринимать ее как человека нельзя, не удается. Вы видите иную культуру, придуманную целиком и полностью, язык, который можно наряду с эльфийским изучать (и найдутся те, кто его изучит и будет применять), вы видите зверинец и растения, фауну и флору категорически отличную от нашей, но вы видите именно это, а не людей, которые играют все это и которые на фоне этого.
Увы, это так.
Именно поэтому я упомянул Уилла Райта – он забывает к своим играм подключить собственно игру. Джеймс Кэмерон не забыл прикрутить к фильму сам фильм, но сделал это скорее потому, что без этого народ не пошел бы в кино. Вполне возможно, что именно с таким избитым и классическим сюжетом он и видел фильм своей мечты, но после «Судного дня» мы ждали нечто, что заставит нас умереть прямо в кинотеатре. Что поразит нас, что развернет наш мир, что поставит перед нами вопрос. Что заставит нас понять нечто такое, что знает лишь один человек на земле – Джеймс Кэмерон, величайший гений кинематографа современности.
И я надеюсь, что он понимает, что продолжение «Аватара» не может существовать. Наисмелейший эксперимент удался, пускай лишь как демонстрация возможностей с простым неглубоким сюжетом. И именно поэтому я не выставляю ему ВООБЩЕ никакой оценки.
«Чудо может длиться три дня. Потом оно становится обыденностью».
Но если следующего фильма Кэмерона рпидется ждать еще восемь лет - это будет уже слишком.
Аффтар жжот, снемай исчо.


Рецензии