Мой Сталинград
"Так незаметно прошел год моего пребывания в Архангельске. Мне даже уже казалось, что я профессионал, но это был фикция. Просто я был неплохим специалистом, но до истинного профессионализма было еще далеко. Мне было даже доверено открытие рейса Архангельск– Котлас–Волгоград. Я открывал не потому, что был таким хорошим штурманом, а потому, что один не мог, другой боялся, вот я и полетел. Нормально долетели. Первый заход был с Волги, как раз над монументом Родина-мать. Обалдеть! Хоть и зима, а зрелище неповторимое. На меня Волга-матушка вообще гипнотически действует! Сели, а рядом старая полоса, на которой выложено: «Слава сталинским соколам! » Я тогда подумал: «Были сталинские соколы, а стали что… брежневские воробьи, что ли?»
В 1983-м я уже летаю на Ту-134, а в 88-м мы ночью полетели в Казань–Волгоград. Вдоль Волги почти всегда стоят сильные грозы. Ночь, звезды вокруг, гроз не видно. И вдруг мощный всполох, как будто на дискотеке включается цветомузыка, и эти кучевые облака уже видны, и видна вся земля и широкая Волга с ее неспешными поворотами… Все это длится одну-две секунды, но это очень красиво. Мы уже в Волгограде, узнали погоду, приняли решение на вылет, заправились, ждем пассажиров, а я сижу и читаю. Вдруг от порывов ветра самолет даже содрогаться начал и почти сразу пошел ливень. Я даже подумал, что мы не полетим и я еще почитаю, но пассажиров посадили, и мы запросили запуск. Пока не было наддува, ливневая вода стекала мне на стол, и дождь барабанил по обшивке. Когда мы по рулили, дождь усилился еще больше, и дворники лобового стекла командира и второго пилота забегали в бешеном темпе. Под руливаем к полосе, и я включил локатор, чтобы оценить обстановку. Километров на пятьдесят-шестьдесят я видел лишь сплошную засветку, безо всяких лазеек. — Николай Андреевич, я дырок не вижу, если взлетать, то низом будем шлепать километров пятьдесят-семьдесят. А в этот момент на посадку зашел и не очень уверенно сел Як-40. — Видишь же, сел! — Так ему ж деваться было некуда! А мы зачем на рожон полезем?
…От взлета, до того, как я смог увидеть первую дырку, прошло около восьми минут. Восемь минут болтанки, стены воды и адреналина… Мы летели, как на Ан-2: где сверкнет — туда и мы, а потом, найдя просвет в этой грозовой облачности, мы устремились ввысь (это тоже из «10600, или третий закон Ньютона в жизни»). Примерно тогда я стал изучать Вторую Мировую. Узнал, что такое Сталинградская битва… С тех пор я уже никогда не называл Сталинград Волгоградом. Даже в воздухе, когда я выходил на связь, говорил: «Сталинград, контроль…» Сталинград стал святым для меня, и я даже долгое время боялся посылать открытки моему другу из США с видами Волгограда, потому что это было слишком свято. Я уже перебрался в мой родной Питер. Мы часто летали в Волгоград. Причем заход был в основном с курсом 293, с Волги, над Мамаевым Курганом. Далее из «10600…»: «Придумали полет в Ереван с посадкой в Сталинграде. Причем двумя экипажами. До этого летали туда и обратно без посадок. Ереван — это уже заграница, и за этот полет суточные дают. Всегда хотел в Сталинграде побывать. Уж никак не думал, что в нашей 2-й эскадрилье только я и могу в Ереван летать. Дело в том, что аэродром горный, и нужно иметь 1-й класс и провозку, чтобы туда лететь. Провозку в основном имели только те, кто за границу не летал, а я за границу и не летал, а допуск к тем полетам на все аэродромы ближнего зарубежья имел, поэтому полетел из Сталинграда в Ереван, а наши парни в ожидании нас, на Мамаев курган за меня съездили». В 2003 году я поехал на 100-летие первого полета братьев Райт в США, к своим друзьям. Я уже знал, что они не только любят Россию, но и с огромным уважением относятся к ее истории. Кстати, роль СССР во Второй Мировой мои друзья не по их местным учебникам изучали. «Обед, совмещенный с ужином, закончился затемно. После этого Вилл демонстрировал свой суперкомпьютер и его любимую игру “Сталинград”, и потом, уже когда мы разошлись по комнатам и легли спать, Вилл продолжал бить фашистских оккупантов до 4 часов утра!» Это опять из «10600…» В общем, после их гостеприимного приема и реализации моей мечты побывать на 100-летии первого полета братьев Райт, где я был, возможно, единственным гражданином России, мне просто очень хотелось показать им что-нибудь особенное. Нет, конечно, Скотт и Вилл обожали Питер и всегда рады были побывать у нас, но мне очень хотелось показать им Сталинград. Наступил тяжелый 2004 год, когда меня списали. Обнаружили у меня страшную болезнь. Уже списанным, я в своем экипаже простился с самолетом, выполнив рейс Санкт-Петербург–Архангельск и обратно точно в тот самый день, когда меня приняли на работу в Пулково. Я приглашал своих друзей в Сталинград из года в год, но они были очень заняты и никак не могли приехать. Время шло, и у меня не было никакой уверенности, что смогу поехать в Сталинград самостоятельно. Болезнь продолжала свое шествие по моему некогда здоровому организму. Откладывать я уже не мог. Был уже 2007 год. Мой коллега на работе меня тогда и спросил: «Как же ты выдержишь?». А я тогда ему и ответил: «Они выдержали, и я тоже должен». Жару я не переносил и полетел на три дня. Два последних дня августа и один день сентября, как оказалось, были не жаркими и не холодными. Они были то что надо. Я летел на родном моем Ту-134, да и вообще первый раз с тех пор, как простился с ним. Экипаж оказался новым, и я тех парней не знал. Правда, стюардессы были знакомыми, но я жадно смотрел в иллюминатор. Я специально сел по правому борту, чтобы видеть тот Любаньский аэроклубовский аэродром, где я еще четыре года назад летал на спортивном «яке». Пару скупых слез омочили мою физиономию. Как и в большинстве случаев, мы заходили с курсом 293, с Волги, над Мамаевым Курганом. Мой план был таков: переспать в гостинице, что в аэропорту, узнав побольше, а утром ехать на Мамаев курган. Причем спать в той самой гостинице, в которой мы ночевали еще в 82м. Но плану не суждено было сбыться. Лишь только я вышел за пределы ограды аэропорта, как ко мне подошел водитель и предложил отвести в город всего за 600 рублей, но, узнав, что я вовсе не из Москвы, а из Питера, цена упала на 100 рублей. Я выдвинул условие, что за те деньги он довезет меня до гостиницы, которая близко находится к Мамаеву кургану, и только определив меня, может уехать. Что было и сделано.
Гостиница «Турист» была недорогой и находилась у самого Мамаева кургана. А монумент Родины- мать был виден из окна гостиницы. Окна моего номера выходили прямо на Волгу. Красота! Утром, забросив в себя легкий гостиничный завтрак, я наконец отправился на Мамаев курган. Светило солнце и дул легкий ветер с Волги. Было тепло, но не жарко. Минут через пятнадцать я достиг подножья начала восхождения на Мамаев курган, на вершине которого и была установлена знаменитая скульптура Родина-мать. По краям лестницы стояли красные флаги, развевавшиеся на ветру. Я осмотрел все. И Вечный огонь, и почетный караул, и церковь, и могилы, и мемориал...
Спускаться вниз из-за болезни было тяжело: перил не было. Обед, отдых, купание в Волге. На следующий день я был на Панораме Сталинградской битвы. Я задал вопрос девушке-гиду: как население города относится к названию Волгоград, когда даже в Париже есть Сталинградский бульвар. Ее ответ мне понравился: Сталинград для нас, сказала она, это война и горе, Волгоград — это мир. Она же мне и сообщила, где искать могилу Героя Советского Союза Рубена Ибаррури, сына Долорес Ибаррури, погибшего 3 сентября 1942 года. Там же знаменитое место — мельница и дом Павлова, который являлся одновременно и памятником той войны, и памятником трудовому подвигу народа, который ту разрушенную постройку восстановил и превратил в жилой дом.
Вечером я снова был на Мамаевом кургане. На следующий день я побывал на Аллее Героев и посетил могилу Рубена Ибаррури.
Так здорово я побывал в Сталинграде. Назавтра я поехал в аэропорт. Забавно, что я добирался на двух маршрутных такси и потратил меньше пятидесяти рублей, т. е. в десять раз меньше, чем когда ехал сюда. Обед был в той самой гостинице в аэропорту, где мы обычно завтракали в 1982-м. …Ту-134 уже набирал высоту. Стюардессы меня признали, и новость, что я на борту, стала известна экипажу. Меня пригласили в кабину. Я сказал соседу, что это моя остановка, и пошел в кабину. В кабине находились все, с кем я летал. Штурман вообще был моим стажером. Он мне и сказал: летите сами. И я летел как наблюдающий, хотя все помнил. И это тоже был мой еще один Сталинград.
Свидетельство о публикации №209122000976
С почтением, А.И.
Альберт Иванович Храптович 24.03.2024 09:30 Заявить о нарушении
Поправкин 24.03.2024 12:10 Заявить о нарушении