В границах одного района

С разницей в несколько дней пересеклись два события – смерть Егора Гайдара и юбилейная годовщина рождения Иосифа Сталина. Пересечение довольно символическое.  С одной стороны, человек, ненавидимый подавляющей частью жителей России  (эти жители не могли отказать себе в удовольствии попинать и мертвого Гайдара), с другой, полубожество, о котором с пиитетом  говорят 35%  российских граждан.
И хотя Егор Гайдар в общей сложности пробыл у власти около двух лет, а Сталин правил более тридцати лет, имена обоих навсегда вписаны в противоречивую книгу истории.
Я не буду повторять аргументы «за» и «против»в отношении Гайдара и Сталина. Они широко известны. Тем более, что на каждый аргумент всегда находится контраргумент, и какая-либо дискуссия становится бессмысленной. Люди просто не слышат друг друга. Эта  глухота наглядно была продемонстрирована в передаче на НТВ, посвященная Сталину. Бессмысленность связана еще  и с тем, как решается  один из основополагающих вопросов нашего бытия – государство – человек.
Если человек для государства, то тогда оправданы любые жертвы (на флаг можно поднимать «соху с ядерной бомбой), тогда понятно желание людей получать зарплату, а не зарабатывать. Совершенно нормальным и оправданным выглядит получение подачек (квартира, забор, компьютер) с «барского плеча» в «прямой линии с премьером,  экономика подчиняется исключительно «ручному» регулированию   и т.д. и т. п.  Идеальным руководителем при таком подходе к связке «государство – человек», конечно, является товарищ Сталин. Не надо думать, не надо сомневаться – за тебя все решит великий вождь или просто премьер-министр.
Егор Гайдар для меня символ первичности человека и вторичности государства. Суть такого подхода  заключается в следующем   - государство предоставляет гражданину выюор. Он (гражданин) может поступить так, а может иначе. Но в любом случае он за свой выбор несет ответственность. Это трудно, сложно, а для большинства обывателей просто невозможно нести ответственность за свой выбор. Если воспользоваться образным, но все равно, штампом, Гайдар и его команда дали нам удочку, а не выловленную и даже уже слегка поджаренную рыбу.
Два года гайдаровского правления я вспоминаю, как одни из самых светлых лет своей жизни. Государство еще не служило человеку (для этого надобно, как я теперь понимаю, смену не одного поколения), но оно уже не вмешивалось тотально в его жизнь.
Тогда мне и моим единомышленникам удалось создать школу, которых не было и «тучные годы». Учительские зарплаты, превышающие средние по Москве в 2-3 раза, приглашение профессуры из московских вузов, стипендии учащимся, абсолютно бесплатные все кружки и секции, формирование классов по пять - десять человек. Можно долго рассказывать.  Было неимоверно трудно, ежедневно нести ответственность за свой выбор. В то время были нередки случаи задержки с перечислением денег.  И мне приходилось объезжать знакомых бизнесменов, чтобы взять денег взаймы. В результате практически никогда не было задержек с выплатой заработной платы.  Но эти проблемы мелочь  по сравнению с тем, что  имел – свобода выбора. Я это только к тому, что все это было сделано при Гайдаре. И сделано не только для меня, а, как минимум еще для двух тысяч человек.
Стартовые условия у большинства были примерно равные (я не только о школе), но не у всех получилось. У нас принято, когда что-то не получается, винить кого угодно, только не себя. Поэтому на долгие годы самой удобной мишенью для самого разного рода обвинений стал Егор Гайдар, который предоставил нам право выбора.
Когда читаю такое «СЛАВА Сталина в ВЕКАХ, что 700 тысяч жидокомиссаров перестреляли друг друга, а Сталин так и не сумел нарушить НИ ОДНОГО СОВЕТСКОГО ЗАКОНА» или такое «Бесы сдыхают один за другим - Гайдар сдох!!!», меня это совсем не удивляют, а вот эти слова: «Ушёл ещё один талантливый светлый, не понятый, оболганный человек. Когда в нашей стране научатся ценить человека, личность!» вызывают удивление, потому что первых в разы больше,
P.S. Если  человек для государства, то мне такая «надстройка» глубоко  индифферентна. И мне абсолютно безразлично, будут ли границы такого государства простираться от Тихого до Индийского океанов или скукожится  до размеров Одинцовского района. Если же государство в границах Одинцовского района (можно и другой район)  будет служить человеку, я только «за».
Георгий ЯНС


Рецензии